Моше Фейглин

Диктатура идеи

 
Что-то в последнее время я настолько поглупел, что совершенно перестал понимать политические маневры Эхуда Барака. Или – если я все-таки не утратил способность здраво рассуждать – бедняга Барак решил записаться в клуб политических самоубийц?
Впрочем, можно ведь посмотреть на все, что он делает и по-другому. Сейчас он – министр обороны в правительстве Эхуда Ольмерта, потом – в правительстве Ливни, и так мы можем, упаси Господь, дожить до того времени, когда он станет министром обороны в правительстве «Ликуда»…
Ясно одно: премьер-министром он уже не будет. Как ясно и то, что после выборов его партия наберет куда меньше мандатов, чем она имеет сегодня. Но тогда объясните мне, что же все-таки двигало им, когда он делал свои последние заявления? Неужели и в самом деле какие-то высшие нравственные идеалы, а не политические соображения? Ой, простите, что-то не верится…
А, может, Ципи Ливни просто решила обвести его вокруг пальца и сделала ему в обмен на эти заявления некие предложения от которых он не смог отказаться, вдобавок не уловив, куда дуют сегодняшние ветры в израильской политике?!
Нет, как ни крути, не могу отделаться от ощущения, что Барак просто слишком рано выхватил шпагу из ножен. Причем сделал это, движимый исключительно желанием покрасоваться, столь свойственным ему самолюбованием, я бы даже сказал, нарциссизмом. И как же этот мальчишеский жест несовместим с тем имиджем интеллектуала и аналитика, который так усиленно создавали Бараку некоторые журналисты! Ну, привлек он этой игрой на публику внимание прессы. Ну, поговорили о нем два-три дня - и что дальше?! Сейчас эта же пресса переключилась на других актеров и забыла о Бараке…
И если я прав – а других разумных объяснений нынешнему поведению Барака я пока не слышал, - то все происходящее позволяет понять и суть многих других, нередко оказывающихся поистине судьбоносных для нас событий.
Не секрет, что я – человек верующий. И как человеку верующему, все происходящее в нашем мире порой представляется мне чем-то в виде запутанной шахматной партии, которую разыгрывает Всевышний.
Сказано в наших книгах, что «сердца царей и мужей именитых в руках Господа».
Величайший из Игроков играет в Свою игру с фигурками этих самых царей и мужей именитых. И в этой игре Он ох как часто использует именно их самовлюбленность, их склонность к нарциссизму. Помните, как вроде бы совсем недавно я писал, что Ольмерт может благополучно досидеть до конца этой и даже следующей каденции?! Но, как видим, на политической шахматной доске все происходит так, как захочет этот Игрок, замыслы которого скрыты от нас, как нередко скрыты от рядовых любителей замыслы подлинного мастера шахмат – скрыты до тех пор, пока мат не становится неотвратимым, и до него остается всего один-два хода…
 
Кто здесь больший мошенник?
 
Самым потрясающим, самым шокирующим во всем происходящем является та поддержка, которой, согласно опросам, пользуется у израильтян Ципи Ливни. Согласно опросу, проведенному Миной Цемах 12 мая с.г., в случае, если выборы проводились сегодня, а во главе «Кадимы» стояла бы Ципи Ливни, эта партия получила бы 27 мандатов, в то время как «Ликуд» - только 23.
Правда, спустя две недели ситуация по опросам изменилась на прямо противоположную, но то, что «Ликуд» и «Кадима» (во главе с Ливни) остаются вполне соизмеримыми по силе, не может, мягко говоря, не вызывать удивления. Потому что «Кадима» по самой своей сути – это партия коррупционеров; партия, сделавшая коррупцию своим знаменем. Сама основополагающая идея «Кадимы» построена исключительно на краже голосов избирателей «Ликуда». И вы после этого спрашиваете о том, кто более коррумпирован?!
Кто больший вор и мошенник – тот, кто получает взятки наличными в конвертах, или тот, кто берет у своего клиента полновесный чек, обналичивает его, обещая клиенту поставить вовремя определенный товар, а вместо этого, прибрав денежки, попросту закрывает свой бизнес и открывает новый?!
Кто больший мошенник – Эхуд Ольмерт с его долларами в конвертах или строительный подрядчик Боаз Йона, получивший от своих клиентов и потративший их так, что в результате его клиенты остались без крыши над головой?
Кто кого больше надул – Ольмерт Талянского, видевшего в нынешнем премьере представителя определенной идеологии, или Йона клиентов своей компании «Хефциба»?!
Ясно одно: и в том, и в другом случае речь идет о явном мошеничесвте и надувательстве.
Но тогда почему, если в случае с Боазом Йоной всем все ясно, то в случае с политиками, получившими голоса избирателей под одну политическую платформу, а на деле начавшими реализовать совсем другую, общественность отказывается понять, что она имеете дел ос настоящими коррупционерами и мошенниками из мошенников? Может, все дело в том, что политическое  мошенничество является куда более скрытым и изощренным, чем экономическое?!
Почему мы так возмущаемся, когда речь заходит о получении политиком конвертов с деньгами, так легко соглашаемся, что речь в данном случае идет об обмане общественного доверия, и одновременно…
Одновременно мы отказываемся признать, что измена провозглашенной политиком идеологии является куда более страшным обманом общественного доверия – хотя бы потому, что идеология затрагивает судьбоносные для нации вопросы, вопросы жизни и смерти?!
Взгляните на все происходящее под эти углом зрения – и вы поймете, что Ципи Ливни, имя которое пока не связано с экономической коррупцией, на самом деле является сегодня главой партией политических коррупционеров и при этом воспринимается в качестве вполне достойной соперницы Биньямина Нетаниягу.
В это действительно трудно поверить, но это, как говорится, медицинский факт. И, кажется, у меня есть этому факту объяснение.
 
О болтологии, но не только о ней
 
По всей видимости, израильское общество пришло к окончательному выводу, что нет никакой особой разницы между «Ликудом», «Аводой» и «Кадимой».
Да, когда-то разница между «Ликудом» и Рабочей партией и в самом деле была огромной. И, к примеру, в 1981 году у «Ликуда», напомню, было 48 мандатов в Кнессете. С того времени «Ликуд» потерял не только мандаты – он потерял собственное лицо и собственную идеологию. Партийные теоретики утверждали, что это происходит потому, что настроения израильского общества смещаются к центру, и именно там, в «центре» следует искать потерянные голоса. Что ж, возможно, когда-то это и в самом деле было так, но последний опрос, проведенный «Израильским институтом демократии» показывает, что 34% израильтян определяют свои политические взгляды, как «более правые, чем у «Ликуда»», а 22% вообще характеризуют их как «крайне правые».
Таким образом, то ядро израильского общества, которое принесло «Ликуду» в свое время 48 мандатов, существует. И дело не в том, что израильтяне в целом сдвинулись к некому пресловутому «политическому центру», а в том, что, решив двигаться к этому «центру», «Ликуд» начал терять голоса тех, кто остался верен правой политической идеологии.
Но самым страшным следствием этого сдвига «Ликуда» стало то, что израильское общество и в самом деле начало утрачивать веру в то, что существует некое иное решение наших глобальных проблем, чем то, которое предложили израильские левые, подписав соглашение в Осло. И в тот момент, когда была утрачена эта вера, разница в позициях крупных политических партий и в самом деле перестала иметь какой-либо смысл.
«Все это только болтология, - говорит сам себе среднестатистический израильтянин. – В конечном итоге все они делают одно и то же». И если эта позиция обывателя и в самом деле определяет сегодня правила игры в израильской политике, то Ципи Ливни уже никакая не политическая мошенница, а честная и порядочная женщина, а партия «Кадима» отнюдь не является партией политических коррупционеров. Если правила игры таковы, что неважно, за кого голосовать – в любом случае в итоге победит левая идеология, то и политики, и избиратели правы в своих предпочтениях, и результаты опросов становятся легко объяснимы.
На деле сдвиг «Ликуда» к т.н. «центру» означает только одно: в Израиле, возможно, есть демократия в смысле свободы выбора между теми ли иными политиками, но нет демократии в смысле свободной борьбы идей. В нем есть диктатура одной – левой – идеи. И израильский обыватель, увы, уже привык к тому, что если он голосует за левых, то получает левых, а если голосует за правых – то все равно получает левых, только с той или иной степенью коррекции.
Наилучшим доказательством того, что в последнее время мы утратили свободу выбора является идея создания правительства национального единства. Когда левые приходят к власти с небольшим численным преимуществом, они отнюдь не спешат присоединить к своей коалиции «Ликуд». Зато когда к власти приходит «Ликуд», он немедленно бежит к левым и предлагает им присоединиться к коалиции, обещая взамен ключевые портфели в правительстве.
Одной из чрезвычайно символичных фигур в современной израильской политике является один из архитекторов Норвежских соглашений, отставной генерал Узи Даян. В свое время покойный Менахем Бегин угодил в политическую ловушку, подстроенную ему Моше Даяном, и составил с ним коалицию.
Боюсь, что история может повториться – «Ликуд» может попасть в ловушку, устраиваемую ему другим, но не менее опасным Даяном, который войдет в правительство «Ликуда» с заднего крыльца и начнет диктовать ему свои условия.
Идея правительства национального единства на самом деле ничем не отличается от идеи картеля. Картель создается для того, чтобы навязать потребителю определенные условия купли-продажи и нейтрализовать законы рынка. Правительство национального единства, в свою очередь, навязывает свои условия избирателю и нейтрализует принципы демократии. Но, согласно закону, создатели картеля должны сидеть в тюрьме. Тот же, кто делает то же самое в области политики, нежится затем в кресле министра…
Таким образом, пресловутый сдвиг «Ликуда» в так называемый «центр» привел не только к тому, что эта партия потеряла голоса тех, кто остался верен идеологии правого лагеря. Он привел еще и к ликвидации израильской демократии вообще.
И чтобы вернуть в Израиль народовластие и подлинную демократию, нужно вернуть в него прежде всего демократию идей – чтобы избиратель мог выбирать между разными идеологиями, а не просто между различными политическими деятелями. А для того, чтобы вернуться к власти (и не просто вернуться, но и обрести реальную власть) «Ликуд» попросту обязан вернуть себе утраченную им идеологическую самоидентификацию.

NRG - 7 канал, 6.05.2008

Перевел Петр Люкимсон





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria