Моше Фейглин

Смирение паче гордости

Отклик на призыв рава Аарона Лихтенштейна к солдатам послушно выселять евреев

В эти дни появилась публикация от имени рава Лихтенштейна, одного из глав ешивы Хар-Эцион в поселении Алон Швут, под названием "Размышления дней "всеобщей мобилизации". В статье рав Лихтенштейн приводит свои доводы против отказа солдат от выполнения преступных приказов в том случае, когда это касается действий, связанных с выселением евреев из Гуш Катифа и северной Самарии.
Полемика с таким большим знатоком Торы, как рав Лихтенштейн, таит в себе большую проблему. Может ли человек не столь образованный в вопросах Торы вообще вступать в дискуссию с раввином такого уровня? Думаю, что может, так как это не галахическое исследование, а обычная публицистическая статья, основанная на личных взглядах ее автора, которые в ней же и объясняются. Эта статья не опирается на галахические источники и не написана в той форме, в какой обычно объясняется галаха.
Ключевыми понятиями, которыми рав оперирует в своей статье, являются "целесообразность" и "опасность для жизни". Рав не пытается опровергнуть проблематичность отдачи части Святой Земли другому народу. Он, правда, упоминает между делом мнение бывшего главного армейского раввина Горена, который запрещал отдачу территории Земли Израиля, даже если это сопряжено с опасностью для жизни. Но все его опровержение этой точки зрения сводится к такой фразе: "Я – ученик школы… которая уделяет огромное значение человеческой жизни в частности и вообще – человеческому фактору". Итак весь вопрос сводится только к вопросу опасности для жизни. Поэтому и я в своей критике не буду вдаваться в области за пределами той,  которую выбрал сам рав Лихтенштейн, хотя, по-моему, достаточно понятно, что вопрос о "размежевании" не имеет никакого отношения к вопросу об опасности для жизни. Не из-за опасности для жизни появилась на свет эта мерзкая программа, и не из-за опасности для жизни борется с ней активная часть общества, верная своей земле и своему народу. 

Есть чему удивиться

Итак у нас появился раввин, которого беспокоит только одно – кровопролитие. Все его разговоры о целесообразности вращаются вокруг этого. К сожалению, это не впервые. Из тех же соображений некоторые раввины внесли свой вклад в создание общественной поддержки "мирного процесса". Тогда, более десяти лет тому назад, начался процесс передачи частей Земли Израиля бандам террористов. Таким образом, рав Лихтенштейн и его товарищи способствовали тому процессу, который обошелся нашему народу в тысячи человеческих жизней. С тех пор, как начался (в том числе, по вине рава Лихтенштейна и его единомышленников) "процесс Осло", от различных терактов погибло больше евреев, чем за любой другой период, начиная с создания государства.
Можно понять, что тяжело требовать публичного покаяния от общественного деятеля, вознесенного над обществом. Но как жалко, что это распространяется и на раввинов! И разве нельзя было бы ожидать от уважаемого рава, так преданного соображениям ценности человеческой жизни и целесообразности, что он взвесит все еще раз и поймет, что он в своей оценке ситуации чего-то не учел? Что раз он так ошибся один раз, и его ошибка привела к таким ужасным последствиям, лучше было бы ему больше не вмешиваться в общественные вопросы такого типа?
Но мало того, что этот рав продолжает считать себя большим специалистом по вопросам общественно-политической жизни, он еще и пытается в своей статье ужалить своих коллег-оппонентов, говоря, что если бы его и его товарищей послушались десять лет назад, такого кровопролития не произошло бы. Рав Лихтенштейн пишет про них: "легкомысленно прельщающие молодежь",  "прекраснодушные" и т.д. Но ведь жизнь доказала правоту тех, других раввинов, с которыми спорит рав Лихтенштейн. Они и тогда, тринадцать лет назад понимали, как предотвратить реки крови,  наверное и сей2час им видней.

По сути вопроса

Рав делит свои утверждения на две части: прагматические соображения и галахические соображения. Прагматических соображений три:
1. Отказываться от выполнения приказов будет и "другая сторона" (левые), что ослабит армию и создаст опасность для граждан государства.
2. В вопросе отношения к воинскому долгу произойдет раскол в обществе.
3. Национально-религиозное общество перестанет быть предано ценностям государства в такой степени, в какой оно было предано раньше (в письме рава это звучит так: "уменьшение национального самосознания, которое еще недавно вдохновляло многих").
Пункты 2 и 3 к опасности для жизни вообще никакого отношения не имеют, они касаются общества, а не армии. Задача нашей армии – защищать евреев. Армия не существует для сближения сердец, для поддержания единства в обществе или для того, чтобы религиозные сионисты могли выражать свои религиозно-сионистские чувства.
По поводу пункта 1 – нет опасности, что отказничество перенесется и на левых, потому что у них оно и так уже много лет широко используется. Немало движений отказничества возникали слева, и каждый раз они получали полное признание в официальных кругах, в судах и в СМИ. Движения типа "Есть предел" и "Сила отказа" увешивали улицы своими плакатами, наполняли статьями газеты. Их руководители с охотой принимались в ряды правящей элиты, получая признание в стране и за ее пределами. Результаты такого отказничества – Эли Гева, командир танковой бригады, который отказался атаковать врага в Бейруте, группа летчиков, которая отказалась атаковать врага в Газе, и такого рода поступки многих солдат и офицеров (в боевых условиях!) определили характер поведения ЦАХАЛа и принципы его действия. Говорить о трансфере арабов считается незаконным, потому что писатель Аммос Оз пригрозил в таком случае взрывать мосты, а Моше Негби из организации "Есть предел" заявил, что в таком случае он развалит и армию, и страну.
Короче, нечего опасаться отказничества левых – оно и так цветет пышным цветом. Дело совсем в другом.
Идеологи левых оказались способны обозначить "красную черту" – границы, переход которых приведет к массовому отказу от выполнения приказа. Способны ли мы обозначить такую черту? Если нет, то все мы и наши сторонники в армии – игрушка в руках левых. Тогда нам  ни к чему ни сионизм, ни поселенчество.  Без такой "красной черты" не имеет смысла бороться за еврейский характер государства. Логика рава Лихтенштейна ведет  не только к гибели Гуш-Эциона, где расположена его ешива, но и к гибели всего еврейского во всем нашем государстве. Ведь смысл нашей борьбы не просто в сохранении Гуш-Катифа, а в сохранения еврейского характера государства Израиль. Когда сторона, выступающая за "государство всех граждан", готова использовать отказничество, и в целях разрушения поселений и изгнания их жителей, и для массовых нарушений шаббата, а противоположная сторона всегда, раз за разом, послушно принимает то, к чему ее приговорили (на основании утверждений вроде тех, что приводит раввин Лихтенштейн), то ультралевые добьются всего, чего хотят. Если мы за нее не заступимся, то идея еврейского государства на Земле Израиля издохнет, как собака под забором. 
А поскольку государство Израиль как нееврейское государство просто нежизнеспособно (ведь арабы никогда не будут нас воспринимать как равноправных членов общества), то логика уважаемого рава ведет к полному исчезновению евреев Земли Израиля. Кому это кажется преувеличением, пусть вспомнит о сотрудничестве муфтия Иерусалима Хадж Амина Эль-Хусейни с Гитлером. Хусейни был большим специалистом по способам "окончательного решения еврейского вопроса" и планировал газовые камеры для рава Лихтенштейна и его семьи в долине Дотан, в Самарии. Благодаря "мирному процессу" и процветающему на этой благодатной почве "гуманному" палестинскому воспитанию об этом "окончательно решении" мечтают теперь все палестинские школьники.
С точки зрения прагматической, как на основании опыта последних лет, так и основании анализа расстановки сил в израильском обществе, солдаты, которые не откажутся выполнять приказы об изгнании, подвергают опасности как существование государства, так и жизни миллионов евреев.
Далее в рассуждении, которое подается нам как галахическое, уважаемый рав утверждает, что поскольку правительство считает, что "размежевание" приведет к спасению многих жизней, и невозможно знать заранее, право оно или нет, нам следует "с ответственностью и любовью к народу и стране принять эту программу".
Читая эти слова, невозможно не поразиться, до какой степени уважаемый рав не знаком с содержанием этой программы и с тем, как она появилась на свет. Даже если забыть на время о том, что эта программа – прямое продолжение "процесса Осло", и поэтому она не может не привести к тем же или еще худшим результатам, если даже  закрыть глаза на предупреждения генералов, уволенных Шароном – только тот, кто не знаком с историей этой программы, мог написать такие слова: "утверждения, что вся эта программа – заговор злодеев, которыми движет только личная выгода, просто оскорбительны". Конечно, может быть, что уважаемый рав находится на таком высоком уровне святости, что его оскорбляет признание неприятных ему, но общеизвестных фактов. Но разве можно полагаться на раввина, который так относится к фактам? Представьте себе ситуацию – женщина приносит доказательства того, что ее муж ей изменяет, а судья находит эти доказательства оскорбительными. Разве может такой судья заседать в суде?
Короче говоря, лучше бы ограничился уважаемый рав сочинением нравоучительных наставлений, но не давал бы указаний в вопросах жизни и смерти.
Все "галахические" рассуждения уважаемого рава основаны на твердой вере в чистоту намерений Шарона-папы, Шарона-сына и «духа Осло», а веру эту не разделяет сегодня никто, ни правые, ни левые. Мне, конечно, неприятно обижать рава Лихтенштейна, но факт остается фактом: программа "размежевания" была придумана по личным соображениям потрясающей циничности, следовательно, никакой целесообразности в ней нет и быть не может. И поэтому нет никакого объективного оправдания для выполнения приказов о выселении евреев - приказов грубо нарушающих права человека и этический код ЦАХАЛа.
Наша ответственность и наша преданность народу и стране обязывает каждого солдата и офицера решительно отказываться от выполнения приказа, разрушающего израильскую армию и еврейское государство. Нельзя помогать тем, кто совершает это преступление.

24.07.2005

Перевод Ш. Бродской

  • Другие статьи о плане Шарона выселения Гуш Катифа
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria