А.А.Фейгин

Большая тишина

Чего бы пожелать вам на Новый год?
Люда пожилые, прошедшие не одну войну, любят желать всем мира. При этом память-злодейка подводит их и затушевывает тот удивительный факт, что в успешной борьбе за мир Советский Союз устанавливал баллистические ракеты на Кубе, оккупировал Венгрию и Польшу и вел долгосрочную "вьетнамскую" войну в Афганистане.
А в Израиле мир с палестинцами, это, конечно, никакой не мир, а кровавый футбольный матч, где швырять бомбы можно только в одни ворота - в наши.
Одну иерусалимскую даму в парике недавно спросили:
- Сареле, куда вы?
- На фронт, - не задумываясь, ответила она. - Еду молиться к Котелю.
Поэтому я от души желаю, чтобы в будущем году еврейским солдатам в час опасности разрешили стрелять вволю, чтобы отогнать врага от наших поселений и от наших границ.
"Да, но женщины и дети?.." Их женщины вместо мирных деталей туалета примеряют пояса со взрывчаткой. А палестинские дети, которых мы так оберегали, уже подросли. И учатся стрелять в своих ангелов-спасателей.
А наши дети? Они ушли от нас в тот мир, который мы для них создали. И затерялись в нем. Сказано в главе "Ки Таво": "Сыны и дочери твои отданы народу другому; и глаза твои высматривают их целый день в мучительном ожидании, и нет силы в руке твоей".
Они прокалывают ноздри, они попадают в переплеты, они отправляются в Гималаи навстречу камнепадам, чтоб вдохнуть немного покоя и тишины.
И это они, опять они, надевают форму, чтобы, заслоняя нас, искупить ошибки трусливых премьеров и генералов.
Мы зовем их в еврейский дом, но они не слышат. Ах, как же шумно транзисторы кричат, как ревут болельщики на футболе! И сирены санитарных машин режут эфир, словно бандитская бритва по лицу.
"Другой народ", чужой народ? Это мы сами. Ура, свобода! Нет больше фашиста, который кромсает еврею бороду и заставляет его есть свинину. Теперь мы перешли на самообслуживание.
Наши дети далеко. Поэтому они не слышат нас.
Я желаю в Рош а-Шана двойного чуда: чтобы мы поверили в свои силы, а они, дети, почувствовали, как мы их любим.
Для этого стоит в два новогодних дня сделать Большую тишину: выключить все "видео", закрыть все пелефоны, закрыть рты, начать слушать.
Вот-вот будут трубить в шофар. Один конец его узкий, как наши возможности. Другой широкий, как милость Творца.
Пусть же придет в новом году Новая милость, И пусть появится сила в еврейской руке. Она, эта сила, будет расти незаметно, но стремительно.
И к концу будущего года вы удивитесь: "А как же могло быть иначе? "

Голова года

У каждого праздника есть свой вкус и цвет.
У Йом-Кипура - отрешенность и белое великолепие поста, у Сукот - шелест зелени на крыше шалаша и звуки музыки, что рвутся из дворов и переулков. Можно вспомнить пляску ханукальных огоньков, маски Пурима и т.д.
Рош а-Шана похож на воду - вкуса у ней нет, цвета нет, но прожить без нее даже несколько дней тоже невозможно.
Новый год - это принятие на себя ярма Небес - на весь последующий год, и просьба ко Всевышнему властвовать над миром. Прибавьте к этому тонкие, как перья на лету, оттенки ожидания: тревога, надежда, сомнение, мечта...

Последняя точка

В соответствии с традицией, идущей от Баал-Шем-Това, последние 12 дней Элула мы проживаем по принципу "день за месяц".
В первые сутки подводим итог всем невзгодам и удачам, которые произошли у нас в месяц Тишрей уходящего года, назавтра наступает очередь Хешвана и т.д. В канун Рош а-Шана подводится баланс всему прожитому году: каких ошибок можно избежать в будущем году, какие планы и мечты должно довести до стадии "журавль в руках".
Бесконечная вереница дней прошлого года сжимается в маленькую черную точку.
Вглядитесь в нее, подержите ее в руках. Это семечко, упав в землю, даст росток новых месяцев и новых дней.

Небесный шофар

В канун Рош а-Шана не трубят в шофар и не читают молитву "Таханун", несущую призыв к раскаянию и прощению грехов. Это непонятно.
Ведь суть нашего праздника - коронация Всевышнего. Столь важный обряд требует от подданных чистоты и святости.
Значит, просьба об очищении и трубный звук, пробуждающий раскаяние, идущее из самой глубины сердца, важны сейчас, как никогда...
Чтобы разрешить это противоречие, нужно вспомнить, что происходит, когда один из дней новогодия совпадает с Шабат.
В этот день в шофар не трубят. Но это не значит, что в нашем служении отсутствует что-то важное. Просто ту работу, которую евреи должны были совершить внизу. Всевышний на этот раз выполняет сверху.
Легко догадаться, что, несмотря на все наши усилия, у Него это лучше...
То же и в канун Рош а-Шана: небесный шофар тревожит наши сердца, все мысли - о раскаянии, грехи - прощены

Верховный Главнокомандующий

Как назвать того, кому весь еврейский народ преподносит корону? Правильно, "Мелэх Исраэль", повелитель Израиля.
Да, по истечении двух дней Рош а-Шана мы не одиноки, во главе еврейского войска стоит Тот, Кто создал весь мир.
Что должен делать командующий войском? Преследовать врагов, защищать своих подданных, расширять границы своих владений.
Может ли он сделать это в одиночку? Нет. Только если все солдаты будут выполнять его команды, даже если не всегда понимают их, только если генералы будут напрягать свой разум, чтоб выполнить приказ главнокомандующего, а не для достижения своих лиичных целей.
Только тогда мы - войско, а Он - голова.
Насколько серьезны были евреи, предлагая корону повелителю мира? Это покажет будущий год.



"Восхождение" №680, 29 элуля 5763, 26.09.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД

http://www.chabad.org.il


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria