А.А.Фейгин

Освящение Имени

«И соблюдайте заповеди Мои, и исполняйте их; Я - Б-г. И не бесчестите святого Имени Моего, чтобы освятился Я среди сынов Израиля: Я - Б-г, освящающий вас». Что касается заключительных слов, то, в определенной мере мы можем их понять. Б-г освящает людей, то есть, делает их святыми. Но вот то, что этому предшествует, понять трудно: «чтобы освятился Я среди сынов Израиля». Это что же, Святому нужно освящаться именно в нашей среде?! Это мы Его делаем Святым?!
В этом надо разобраться. Что же за «освящение Имени» упомянуто здесь? В чем проявляется эта сверхъестественная способность человека?
Рамбам в свойственной ему манере законодателя-философа говорит: «Всему дому Израиля заповедано освящать Имя Всевышнего своими поступками, как сказано: "И буду прославлен в среде сынов Израиля"». И предостерегает Тора, чтобы не позорили они Имя Всевышнего, как сказано: "И не позорьте Имя Мое святое". Есть поступки, которые не запрещены Торой, но если их совершает мудрец, известный знаниями и праведностью, - позорят они Имя Всевышнего». Талмуд объясняет, что же это за разрешенные поступки людей, позорящие Имя Всевышнего. Оказывается, нету объективной меры, все относительно и индивидуально (трактат «Йома»): «Смотрят люди на мудреца, совершающего пусть и разрешенные, но не подобающие его имени поступки, и говорят: "Горе отцу, научившему его Торе!" А народы смотрят на недобрые, хотя и не преступные дела евреев и говорят: "Вот чему учит их Тора, вот как отвратительны их поступки!"» Мудрецы даже вводят для такого случая ошеломляющее по своей силе выражение «наваль биршут га-Тора» - «подонок с разрешения Торы».
Итак, один и тот же поступок, может оказаться и поруганием Имени (хилул га-Шем), и его освящением (кидуш га-Шем). Пример? Пожалуйста: учитель-еврей идет по Москве с учениками. Проходят мимо пельменной. Ученики зовут покушать. Учитель говорит: нет, пойдем в тот вегетерианский ресторан. Если учитель преподает математику в средней школе и объясняет ученикам-евреям, что есть трефное мясо нельзя - он освящает Имя Всевышнего. Если этот учитель - раввин, он порочит Имя Всевышнего, кушая, да еще в присутствии учеников еду сомнительной кошерности, чтобы не сказать, некошерную вовсе.
Соответственно и освящать Имя Всевышнего можно по-разному: один, если не обвесит покупателя, достоин похвалы, другой, если спит без ермолки, достоин порицания.
Но во все времена было у этого понятия (кидуш а-Шем) и совсем иное значение: отдать жизнь за веру. Впрочем, это неточно. В тысячах случаев святой смертью на кидуш га-Шем умирали евреи, не знавшие о вере с детства или считавшие себя неверующими. Закон наш таков: если еврея убили за то, что он еврей - стало быть, он умер смертью святых, совершил великий кидуш га-Шем. На эти весенние дни в Израиле, по законам государства, установлены дни памяти и траура. И, хотя религиозная традиция знает иные пути почитания памяти святых наших жертв и защитников, мы должны вспомнить о них и сейчас, читая заповедь об Освящении Имени. Да что там сейчас, помнить их мы должны во все дни жизни своей.

Из бесед Любавического ребе

Суди о человеке с лучшей стороны.

Работа адвоката преподает нам весьма важный урок. Его основные усилия сосредоточены на поисках доводов и свидетельств в пользу обвиняемого. Каковы бы ни были обстоятельства дела, какой бы слабой ни была позиция клиента, адвокат напрягает все свои силы для создания максимально убедительной системы защиты.
Подобным же образом каждый из нас должен искать и найти позитивное зерно в другом единоверце-соплеменнике. Если человек ищет воду - роет землю, углубляется, но воды не находит - это не значит, что воды там нет. Просто от него требуется углубиться еще и еще, пока не докопается до воды.
Аналогичный подход справедлив и при рассмотрении достоинств и недостатков другого еврея. Да, бывает, что достоинства незаметны. Но если мы по-настоящему искренне всмотримся и станем искать, мы их обнаружим, обязательно обнаружим. Если же, несмотря на все усилия, человек видит в другом только недостатки, то это значит, что эти же недостатки присутствуют в нем самом. Это основополагающая идея в еврействе выражена в словах наших мудрецов: "Всегда суди о каждом с лучшей стороны и не суди о нем худо".

Хаос и порядок

Серьезные жизненные проблемы, с которыми сталкивается человек, нередко вызывают у него искушение усомниться в существовании упорядоченной Б-жественной системы мироздания и всеобщего грандиозного плана. Когда нам кажется, что некая часть вселенской системы не соответствует нашим представлениям о ней, то мы спешим экстраполировать наши выводы, рожденные разочарованием, на мироздание в целом.
Известно, что естественные науки - физика, химия, астрономия и прочие - доказывают обратное. Согласно выводам науки каждый простейший атом имеет свое строение и назначение. Любая частица вещества подчиняется определенным законам и является частью гигантской сложнейшей системы мироздания.
Чтобы усвоить эту идею, представьте себе, что вы входите в громадное здание, содержащее тысячи помещений. Мебель в каждом из них расположена в идеальном порядке. Но вот в одной маленькой комнате у нас закрадывается сомнение, что в ней кто-то позаботился о пордяке. Почему? Да потому что в ней с первого взгляда, не распознается тот порядок, который имеет место во всех остальных помещениях.
Но не спешите с выводами. Как мы уже убедились, гигантское здание в целом и все помещения вплоть до мелочей были спроектированы гениальным архитектором. Поэтому очевидно, что и малюсенькая комната с расставленной в беспорядке мебелью является частью общего замысла. Просто неопытный взгляд не улавливает сразу необычного плана комнаты. Лишь по зрелому размышлению наблюдатель поймет, что кажущийся хаос и балаган соответствуют глобальному замыслу архитектора.

"Восхождение" №670, 7 ияра, 9.05.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД

http://www.chabad.org.il


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria