А.А.Фейгин

"Святы будьте"

Когда речь заходит о святых, каждый из нас с уверенностью думает: это не обо мне. Мы выросли в культурной среде, где христианская компонента была весьма слабой: еврейская семья, атеистическое общество эпохи разлагающегося социализма, космополитическая школа и студенчество. Но в основе всего, за кулисами театра, между строками книг, в полутонах общепринятой морали можно без труда найти следы ЕХЦ, что на "новоязе" означает "Европейско христианская цивилизация".
Это она устанавливает совершенно неприемлемое для нас деление людей на клир (духовенство) и мир (мирян). Это она именует святыми лишь мучеников (на стороне христианства, разумеется, сожженные и замученные христианами евреи и басурмане святыми не считаются), отшельников да чудотворцев. Христиан - ство говорит человеку: святые - это особая порода, это не ты и не я.
Наша вера не знает деления на касты. Нет мирян и духовенства, нет профессиональных евреев. Раввин не выучит за нас Тору, коэн не отстоит за нас молитву. Каждый стоит перед Б-гом сам и. служит Ему сам.
И святость, как ни трудно в это поверить,- удел и долг каждого. Именно так говорит Тора в недельной главе: "И говорил Б-г Моше: говори всему Израилю: святы будьте, ибо свят Я, Б-г ваш". Альшех не оставляет места сомнению: «Воля Все-вышнего состоит в том, чтобы каждый человек был свят. Глупцы ошибочно полагают, что этого способны достичь только немногие избранные, один или два человека в каждом поколении. Этот раздел был провозглашен "во всеуслышание", дабы было ясно, что он обращен не к избранным, а ко всему народу».
Туман рассеивается, когда слово "святость" разменивается на подробности: не обманывай, не воруй, не распутничай, не будь жесток и злопамятен, люби ближнего, как самого себя. И даже такие "мелочи", как "встань перед седым", - тоже часть еврейской повседневной святости. Именно так: повседневная святость,- можно сформулировать удивительное, уникальное свойство нашей "цивилизации в цивилизации".
Еврейство прожило в чреве средневековой христианской Европы и мусульманского Востока полторы тысячи лет. Их культура была китайской грамотой для соседей (кстати, по-английски загадочный текст называют не "китайской грамотой", а "древнееврейской"). Но одно соседи знали: евреи не воруют, не убивают и не развратничают. Их можно найти в лавках и мастерских, но не в тюрьмах. Впрочем, и в тюрьмах евреи сиживали, но совсем по иным причинам. Но каждому ли по зубам святость? Рамбам с уверенностью отвечает на этот вопрос: «Ошибаются думающие, будто бы Г-сподь предрешает, каким быть человеку с рождения - праведным или безнравственным. Каждый способен стать праведным, как Моше, или порочным, как Яровам».

Из бесед Любавического ребе

Два испытания

На протяжении веков вера евреев подвергалась испытаниям. Характер испытаний менялся в зависимости от времени и места, но в общем, их можно подразделить на две категории: испытания, связанные с нищетой и угнетением, и испытания, связанные с богатством и процветанием. Из них наиболее трудным является испытание богатством.
Пророк Йешаяу, предсказывая грядущее освобождение нашего народа Машиахом, говорит: "..придут пропавшие в стране Ашура и заброшенные в стране Египетской. Ассирия и Египет символизируют соответственно испытание богатством и испытание нищетой.
В Египте евреи подвергались жестокому физическому и духовному гнёту. Ввергнутые в самое унизительное рабство, вынужденные тяжело трудиться исполнять самую тяжкую работу, они не имели возможности удовлетворить свои духовные и материальные потребности.
В противоположность этому, Ассирия символизирует испытание соблазном богатства и изобилия. Здесь не было рабства и недостатка материальных благ, более того, отсутствовали ограничения в сфере духовной и религиозной жизни. Ассирийский царь Санхериб изгнавший евреев с их родины, стремился лишь к тому, чтобы еврейский народ покинул Святую землю, - "о которой Г-сподь Б-г твой, печется, - взгляд Г-спода, Б-га твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца года", - и переселил их в Ассирию. На Святой земле евреи постоянно ощущали Б-жественую опеку (они могли, например, видеть десять чудес, постоянно происходивших в Иерусалимском Храме). Однако Санхериб хотел, чтобы евреи жили в стране Ашура, в стране богатства, счастья и удовольствий. Таким образом, полагал он, удастся заставить их забыть своего Б-га и Его законы.
Несмотря на богатство и свободу ассирийского изгнания, пророк, говоря о евреях Ассирии, применяет наиболее суровое и резкое слово: "пропавшие". Говоря же о евреях Египта, он использует умеренное определение: "заброшенные". Очевидно, что египетское изгнание не было столь опасным испытанием, как ассирийское.
И в современной Ассирии еврейские общины наслаждаются изобилием и свободой. Здесь есть возможность исполнять заповеди Торы с тем вдохновением и ревностью, которые были свойственны восточноевропейским общинам лет 70-100 назад. Но "ассирийские" евреи пренебрегают этой замечательной возможностью. Под воздействием комфорта и безопасности они стали "пропавшими". Как и во времена Йешаяу, испытание богатством и благополучием по-прежнему самое трудное.

"Восхождение" №659, 29 нисана, 1.05.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД

http://www.chabad.org.il


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria