А.А.Фейгин

На осколках скрижалей

Общеизвестный сюжет порой ставит неожиданные вопросы перед опытным читателем. Слова, мимо которых ты проходил много раз, цепляют незамеченной ранее острой гранью, и вся картина меняет цвета и ракурс.
Моше спускается с горы Синай, евреи в стане у подножия горы уже не ждут его, заменив Б-га на наспех сделанного идола. Звуки песен и восторга приводят Моше в ярость и он разбивает скрижали с "письменами Всевышнего".
Эту знакомую и эмоционально понятную нам картину лишает драматизма буквалист из буквалистов, внук Раши, Рашбам: "Когда Моше увидел служение тельцу, силы покинули его, и он почувствовал, что вот-вот выронит тяжелые скрижали. Он выставил руки подальше от тела, чтобы не уронить скрижали себе на ноги, как человек, который уже больше не может тащить свой груз".
Это толкование основано на менее однозначном тексте из "Пиркей де-раби Элиэзер": "Моше не смог нести себя, и скрижали тоже не могли его нести, и он выпустил их из рук своих, и они разбились".
Нетрудно заметить, что талмудический источник дает картину более сложную и глубокую, нежели средневековый комментатор, сознательно исключающий из своего текста все многозначные моменты, которые могут, по его опасению, затенить "пшат" -буквальный смысл.
В древнем источнике отношения человека и Торы складываются сложнее: Моше несет скрижали, но и скрижали несут его. И когда гармония исчезает, скрижа- ли нам не удержать.
Но по какому праву мидраш, а вслед за ним и буквалист, вообще, вводят идею слабости Моше и "случайного", независящего от воли человека, разбиения скрижалей? Тора ясно и недвусмысленно говорит о том, что Моше швырнул скрижали на землю: "И схватил я обе скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их пред глазами вашими".
Может быть, мудрецы обратили внимание на некую подробность, которая ускользнула от нашего взгляда? Да, нормальный и понятный в наших глазах всплеск гнева Моше находится в явном противоречии с еврейским законом. Тора запрещает ломать в ярости вещи и крушить посуду: "разбить в гневе маленький кувшинчик", говорит галаха, все равно, что впасть в грех идолослужения. А уж скрижали Г-сподни -отнюдь не "маленький кувшинчик"! Видимо, именно поэтому и мидраш, и Рашбам представляют всю эту историю как случайность, оговаривают отсутствие у Моше умысла.
Другие толкователи не боятся увидеть в поведении Моше умысел, дают яркое и убедительное объяснение его дерзости. Идея, изложенная в разные эпохи по-разному, такова: в Торе и на самих скрижалях установлен запрет идолослужения, один из трех величайших грехов, наказание за который - смерть. Моше защищает свой (пусть грешный и неразумный) народ от гнева Всевышнего, от гибели.
"Моше взял скрижали и шел с ними вниз в великой радости. Как только он увидел грех Израиля, поклонение тельцу, сказал: как я могу дать им скрижали, ведь написано на них: "Да не будет у тебя других богов"?! Сказал р. Йосе из Галилеи: "Чему это можно уподобить? Царю земному, который сказал своему посланнику: иди, обручи меня с девушкой, красивой, скромной и хорошего поведения. Посланник пошел и обручил ее. А уже после этого он узнал, что она согрешила с другим. И так он подумал: если я сейчас дам ей брачный договор, этим я приговорю ее к смерти, лучше я разорву его и уже навсегда разлучу ее с моим господином, но спасу от смерти". Мы часто говорим о лидерах и лидерстве. Идеалом в этой сфере Тора представляет Моше, человека, который готов спасти свой народ любой ценой, даже "подставив" себя. Это не продуманное решение лидера, а, кажется, первое и естественное движение его души.

"Восхождение" №649, 19 адара алеф, 21.02.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД

http://www.chabad.org.il


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria