Авигдор Эскин

Вослед ликвидации Басаева

Успешная операция российских спецслужб по ликвидации Басаева напомнила нам вновь о том, как метастазы чеченской интифады подавляются хирургами-силовиками. Жесткие действия российских военных наглядно показывают, как можно крушить исламистских душегубцев. Интенсивность сопротивления чеченцев сошла на убыль. Почти все главари предыдущей чеченской интифады ликвидированы. А российские власти вверяют все новые полномочия группировке Рамзана Кадырова, возвращаясь к старым схемам решений конфликта.
Четыре года назад я писал о том, как планировалось расширение властных полномочий Аслана Масхадова. В те времена Масхадов был не менее лоялен Кремлю, нежели сегодня Рамзан Кадыров.

ИЧКЕРИЯ И ПАЛЕСТИНА

июнь 2002 года
Начатая президентом Путиным военная кампания против чеченских сепаратистов близка к завершению. В горах еще снуют небольшие группировки бандитов, попытки совершать теракты внутри России не прекратились полностью, но хребет боевиков переломлен. Все явственнее встает вопрос: а что дальше?
И вновь раздаются голоса о целесообразности возведения Аслана Масхадова на пост главы администрации территории. Вновь выдвигаются предложения о предоставлении Чечне автономии.
Логика предлагающих отлична сегодня от прежних прочеченских демаршей демократов. Территория Чечни вскоре будет очищена полностью от вооруженных банд формирований. Иными словами, враг устранен. Но остались люди, которым надо жить дальше, и чью судьбу необходимо обустроить. Почти все главари боевиков ликвидированы, так почему бы не пойти навстречу политическим фигурам, как то Масхадов? Почему не порадовать жителей Чечни автономией внутри России после разгрома террористов?
Перед принятием любого решения следует сделать выводы из ошибок пошлого, чтобы не повторять их заново. Для начала необходимо отметить особо ту опцию, которая вовсе не рассматривалась российским руководством.
Со времени начала военных действий погибло более ста тысяч чеченцев, тысячи российских солдат, а сотни и тысячи русских обратились в беженцев. Морально оправданно поставить следующий вопрос: не более гуманно было бы переселить бунтующих сепаратистов в отдаленную от Чечни точку и так предотвратить затяжное кровопролитие? Вопрос этот может показаться праздным в свете наличия вооружения у сепаратистов с начала конфликта, но он может возникнуть вновь после покорения Чечни, если экстремизм и ваххабизм возобладают над лояльностью России.
Очень полезным для российского руководства может быть опыт Израиля и Палестинской автономии. Лучшего примера тому, как делать не надо, не сыщешь. Параллели между Чечней и Палестиной не отличаются полнотой. Чечня является неотъемлемой частью России, а Израиль доселе отказывается аннексировать Иудею, Самарию и Газу. Правда, арабский бунт происходит уже и внутри суверенного Израиля, но покамест не достиг уровня открытой вооруженной борьбы. С другой стороны, Иудея, Самария, Газа составляют треть территории суверенного Израиля, располагающего всего двадцатью одной тысячей квадратных километров. Особо болезненным является также вопрос разделения Иерусалима. Стратегическая и историческая важность территории конфликта для Израиля несопоставимо выше, нежели Чечня для России.
Но в вопросах основополагающей идеологии, методов борьбы и международной ориентации чеченские террористы ничем не отличны от арабских. Не случайно ведь, что семь тысяч арабов воевали на стороне чеченцев.
Первый арабский бунт против Израиля после войны 1967 года начался в декабре 1987 года. Израильской армии удалось практически подавить его к началу 1992 года. Находившаяся тогда в Тунисе верхушка ООП во главе с Арафатом влачила бесславное существование в полузабвении ее миром.
Потеряв надежду на силовую победу палестинцы начали ратовать за переговоры любой ценой. Вашингтону удалось тогда вынудить премьер-министра Шамира принять участие в международной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде без участия Арафата. Интересы палестинцев представляли так называемые аутентичные лидеры из Иудеи, Самарии и Газы.
Одержав верх над Шамиром в июне 1992 года Ицхак Рабин решил ускорить мирный процесс. Начались интенсивные переговоры в Осло, завершившиеся историческим рукопожатием Рабина с Арафатом на лужайке Белого Дома в октябре 1993 года.
Рабин был одержим той же самой логикой, что и российские радетели Масхадова. Бунт подавлен, враг сломлен, а теперь надо обеспечить людям нормальную жизнь сообразно их национальным чаяниям. Щедрость и благодушие израильтян, как надеялись они, должны были положить конец конфликту. Также полагали и архитекторы хасавьюртовских соглашений. У России сей опыт уже есть, но порой людям легче учиться на чужих ошибках, нежели на собственных.
Израильские миротворцы и не помышляли, что палестинские арабы отреагируют на их благодушие волной реваншизма. Арафат разыграл прекрасный спектакль. Движение Хамас занялось террором сразу после первого же соглашения, а Арафат осуждал душегубцев на словах и требовал от израильтян все больше территорий и оружия, якобы для борьбы с экстремистами. Премьер Рабин поставил лидеру ООП 40000 винтовок. Европейцы и американцы помогали обильными денежными вливаниями.
Благомыслы в Израиле закрывали глаза на то, что книга «Майн Кампф» на арабском языке стала первым бестселлером среди палестинцев. Они не хотели и слышать о том, что палестинская молодежь воспитывается в духе непримиримого реваншизма по указу Арафата. Они видели в этом детскую приходящую болезнь.
Глаза пришлось открыть в октябре 2000 года, когда новый арабский бунт пошел по стране косой смерти. Вдруг выяснилось, что движение Хамас намного отстает от находящихся в подчинении у Арафата боевиков по количеству и масштабу террористических актов. Захваченные недавно в Рамалле документы свидетельствуют о непосредственной вовлеченности Арафата в душегубство. Впрочем наивно было представить себе нечто иное, когда именно его подчиненные учиняли взрывы и расстрел мирных граждан.
За двадцать месяцев количество жертв террора перевалило за четыреста. Россия успела столкнуться с чеченским террором в городах. Но если перевести число убитых в Израиле на российские масштабы, то оно приблизительно бы исчислялось бы четырнадцатью тысячами.
Если до создания признанной международным сообществом автономии Израиль мог эффективно контролировать происходящее на территориях, то ныне ему приходится расплачиваться растущей изоляцией, ибо всякий рейд против баз душегубцев влечет за собой осуждение во всем мире. Думается, что десять лет назад мир бы отреагировал спокойнее на выселение бунтующих арабов, нежели он воспринимает в эти дни ответные действия Израиля.
Создание автономии для враждебного населения и наделение его национальной символикой неизбежно влекут за собой стремление к собственному государству. Фактор реваншизма в нынешних условиях видится неминуемым, ибо в сегодняшнем мире крайне сложно закрыть какую-то территорию от пропагандистского воздействия извне. При учете того, что Запад патологически добродушен к таким порождениям как Ичкерия и Палестина, а Саудовская Аравия вместе с другими разносчиками ваххабизма готова тратить огромные средства для внедрения его, новый бунт в Чечне по подобию Палестинской автономии видится только вопросом времени. При отсутствии достаточного количества вооружения сепаратисты скорее всего прибегнут к массовым беспорядкам у себя дома перед западными телекамерами и к беспощадному террору в городах России.
Это произойдет не сразу. Сперва придется укрепить идеологическую базу и создать новую организационную инфраструктуру. Органы автономии станут идеальной площадкой для повторения опыта Арафата. Руководство будет осуждать террор и укреплять связи с Западом и арабским миром, добиваясь все более и более широкого признания. Его устранение в будущем может повлечь за собой куда более серьезные международные последствия для России, нежели уничтожение банд формирований в рамках последней антитеррористической кампании.
Радетели автономии Чечни и восстановления Масхадова должны срочно ознакомиться с последствиями соглашений в Осло, если опыт Хасавьюрта ничему не научил их».

Три года назад я писал об этом же после Моздока:

О трансфере чеченцев

Взрыв в Моздоке почти уж забылся за прошедшую неделю. Летнее время в России не терпит новостей, омрачающих отпускное настроение. Но хорошо уже уяснено, что это не последнее убийство в целях отвоевания Чечне независимости. За последние месяцы участились акции душегубства со стороны опирающихся на ваххабизм чеченских националистов. Мы больше слышим об их вылазках, когда им удаётся сгубить граждан крупных городов. Относительно незамеченными остаются нападения на военных.
Летом плохо думается о том, как жить дальше России с этим кровоточащим нарывом, но думать придётся. Ведь немыслимо жить в постоянном унижении и страхе, располагая всей необходимой силой для защиты собственных граждан. Требуются новые мысли и смелые решения.
Пример России чрезвычайно важен и поучителен. Осознавая невозможность полных аналогий, мы вправе выделить и немалую схожесть происходящего в России и у нас. Урок России показателен. Так перепробовали, казалось бы, все методы борьбы. Так неужели террор непобедим?
Россия пыталась сделать своими Дудаева, Масхадова и Кадырова. Целые структуры создавались в расчёте на благоразумие чеченских лидеров. Но всякий раз они вставали открыто на сторону убийц или хитро лавировали. За десять лет можно было убедиться, что эти люди не положат конец деятельности террористов. Россия пыталась задобрить их в Хасавьюрте и не только. Чеченцам была предоставлена автономия. Туда были направлены немалые деньги для восстановления, поддержания и развития экономики. Им пытались показать, что сотрудничество с Россией принесёт им материальную выгоду, но гордый горский народ мыслит иными категориями. Наипаче, когда при поддержке извне и при оправдании через ваххабизм необузданной кровожадности. Россия пыталась сокрушить их силой. Не стоит забывать, что количество убитых чеченцев исчисляется в шестизначных цифрах. Российская армия проводила зачистки умело и безжалостно. (Армия Израиля и не приблизилась к этим масштабам подавления врага…) Но и после всех успехов в ликвидации военных формирований чеченцев, они в состоянии терроризировать Россию дерзкими самоубийственными вылазками.
Можно заняться перечнем побочных причин такого положения вещей, как делают обычно промышляющие обозревательством борзописцы. К сожалению, неумение подойти к сущности явления, не позволяет серьёзно заняться поиском решений. А сила чеченцев вовсе не в безрассудном фанатизме и не в генетичекой отваге, хотя и эти элементы присутствуют. Они верят в свою победу и имеют на то вполне реальные основания.
Невзирая на всё соделанное ими, власти России всегда готовы к перегеворам и уступкам. Выходит, определённая автономия им гарантирована при первом же продолжительном перемирии. То есть, победа им предобещана. Более того, арабский мир с Саудовской Аравией во главе и некоторые мусульманские страны прямо поддерживают их войну деньгами, пропагандой и засылкой боевиков на подмогу. (В пик арабской интервенции в Чечне находилось семь тысяч арабов.) Чрезвычайно важным фактором является широкая поддержка чеченцев в Европе. Именно вышеперечисленные обстоятельства обеспечивают горючее ненависти и пассионарности в войне против русских. (Здесь мы наблюдаем полную схожесть с нашей ситуацией противостояния с палестинцами.) Россия может победить их лишь доказав, что они не могут рассчитывать на успех, невзирая на моральную и вещественную поддержку извне. При невозможности в наши дни полной изоляции этого населения от внешнего мира и неприемлемости даже обсуждения массового истребления народа, единственным и наиболее гуманным решением остаётся нахождение чеченцам альтернативного места проживания. Может рассматриваться возможность предоставления им права выезда в арабские страны, но неизбежной остаётся операция по их депортации в отдалённые места и срочное заселение русскими освободившейся территории (многие беженцы из СНГ примут участие в таком проекте).
В создавшейся ситуации трансфер является единственной возможностью для России добиться конечно победы, ликвидировав полностью раковую опухоль. Такое решение представляется и наиболее гуманным по отношению к чеченцам, ведь сколько мирных граждан среди них погибло в процессе развязанной их боевиками войне.
Против выдвинутого предложения выставят аргументы экономического характера, ведь переселение – процесс дорогостоящий. Возразят, что мировое сообщество отреагирует резко. Им следует объяснить, что на войну в Чечне тратятся огромные суммы. При умелом ведении переселения, оно поможет сэкономить средства, ведь отныне деньги будут вкладываться не в разрушительную войну, а в созидании чеченцев на новой территории и русских поселенцев на территории бывшей Чечни. Реакция международного сообщества будет, бессомненно, враждебной. Но вред России от их единоразового вспыла будет меньшим, чем от продолжительной во времени кампании поддержки внутреннего врага. А борьба самих чеченцев будет сведена к нулю по причине бессмысленности её продолжения. Своим примером разгрома террора Россия внесёт важнейший вклад в общую войну против нового варварства и заслужит понимание и благодарность со стороны всех людей доброй воли».
Похоже, место Масхадова занял Кадыров-джуниор, а о трансфере никто не помышляет всерьез. В этой связи военные победы последних лет могут сыграть роль снотворного. Исламисты подавлены и сражены, но лишь на время. Новое чеченское руководство готовит инфраструктуру для новой интифады. Если нынешние лидеры душегубцев проявят терпение, то следующий виток войны может стать еще более кровоносным. И так будет продолжаться в России и в Израиле, покуда не отважимся на радикальное и гуманное решение – на переселение всего вражеского населения.

Сайт А.Эскина, 13.07.2006

  • Другие статьи о войне и мире
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria