Раиса Эпштейн
О еврейском вопросе в Эрец-Исраэль
(Статья была опубликована на иврите в газете «Макор ришон» 25.09.98)
Тяжелый кризис , который переносит Россия, может привести к тяжелому кризису в государстве Израиль. Вместе с благославенной алией евреев сюда могут хлынуть также не-еврейские массы. Опасность ассимиляции внутри израильского населения и превращения Израиля из еврейского государства в «государство всех его граждан» - даже не вследствие определенных политических действий и юридических установлений, а исходя их самого факта присутствия здесь огромного количества не-еврейских граждан - представляется уже более чем реальной.
Дополнительная опасность , сопровождающая эту первую, связана со старой и не доброй израильской болезнью, обозначаемой в наших краях словосочетанием «братская ненависть» (синат-ахим) . Боюсь, что в контексте не-еврейской алии в Израиль из стран СНГ она, увы, может получить дополнительную напитанную ядом почву, из которой произрастут новые цветы зла, не менее уродливые, чем те, которые отравляли нашу жизнь до сих пор. Увеличение числа не-евреев в среде репатриантов приведет к восприятию многими израильскими старожилами всей этой алии целиком как «гойской» и еще более усилит уже и сейчас существующее отчуждение и «геттоизацию» общины выходцев из СССР\ СНГ .Резкое усиление «анти-русских» настроений в этой ситуации является просто неизбежным.
Среди самих репатриантов-евреев из СССР\ СНГ безусловно есть такие , - хотя у меня нет статистических данных на предмет того, составляют ли они большинство или меньшинство в этой среде, - кто серьезно обеспокоен явлением не-еврейской эммиграции в Израиль из страны ,покинутой ими когда-то ради репатриации в еврейское государство. К числу таких обеспокоенных репатриантов относятся отнюдь не только вернувшиеся к религиозным корням, но также светские и атеисты.
Эти евреи отнюдь не «расисты», они не были в России и не являются сейчас «ненавистниками гоев». Как раз наоборот, часто это наиболее интеллигентные представители алии ,которые прекрасно сосуществовали и дружили в их прежней жизни с русскими ,украинцами, грузинами или азербайджанцами при условии, что те не были антисемитами. Зачастую они боролись против антисемитизма вместе со своими не-еврейскими друзьями.Умногих теплые дружеские отношения с их не-еврейскими друзьями, оставшимися в стране исхода или эмигрировавшими в западные страны, сохранились до сих пор.
Все сказанное призвано пояснить ,что у репатриантов, обеспокоенных наплывом не-евреев в Израиль, нет ничего против «гоев» как таковых .То что у них есть – это осознание важности сохранения еврейского характера государства Израиль. Они просто репатриировались сюда, а не в какое-либо другое место , именно и только для того,чтобы жить в еврейском государстве . И это все.
Закон о возвращении в его нынешней формулировке может привести к катастрофе постепенного само-уничтожения Израиля как еврейского государства, и таким образом трагически замкнуть круг политического сионизма. Парадоксально, но факт: именно чтобы сохранить сионизм и обеспечить продолжение существования еврейского государства, сегодня крайне необходимо внести изменения в закон о возвращении, привести его в соответствие с изменившимися условиями.
Вполне понятно, по какой причине стоит на страже закона в его существующей формулировке именно Мерец, и вполне понятно, по какой причине изменить его стремятся именно религиозные и ультра-религиозные круги (харедим). Но то, что не понятно совершенно – это почему эта проблема, как нам кажется, совершенно не интересует сионистов из национального лагеря и умеренной левой ,из Ликуда и Аводы, из Цомета и Гешера. В лучшем случае их представители молчат, не давая своего ответа на этот судьбоносный для Израиля вопрос, будто набрав в рот воды. В более тяжелых случаях они даже присоединяются к позиции тех , кто фактически давно перестали быть сионистами, и вносят свой вклад в борьбу этих кругов против внесения требуемых изменений в действующий закон о возвращении. Несмотря на то, что эта позиция представлена её сторонниками как выражение «истинного» сионизма в его борьбе против злостных анти-сионистких интересов религиозных групп израильского населения, мы вынуждены признать ,что на самом деле скрытая суть этой борьбы есть не что иное как действительный анти-сионизм.
Если кому-то кажется ,что вопрос изменения закона о возвращении – это лишь еще одна проблема внутри сложной связки взаимоотношений между религиозными и светскими группами населения страны, то он горько и трагически ошибается. Здесь на повестке дня стоит вопрос о сохранении Израиля не только в качестве «еврейского государства» (что, при всей важности, остается еще вопросом идеологии), но и в качестве «государства евреев» (что есть уже вопрос существования, самого что ни на есть бытия).
Если израильское общество, со всеми существующими в нем группами (светскими и религиозными ,правыми и левыми), не решит эту проблему общими усилиями в наших , как еврейского народа, общих интересах, и не изменит закон о возвращении, то пусть потом не обвиняют ( как водится, всех огульно) выходцев из СССР\СНГ, пусть потом не вытесняют чувство провала и собственной ответственности за происшедшее во все усиливающейся ненависти «к этой гойской алие из России».
Пришло время создать фронт борьбы за сохранение еврейского характера государства Израиль. Внутри этого фронта объединятся все те (светские, религиозные-сионисты , харедим, выходцы из Марокко, Америки, России, сабры и новые репатрианты) , в чьих душах еще дышет дух сионизма и еврейства. Срочное внесение изменений в действующий закон о возвращении - один из центральных пунктов этой столь насущной судьбоносной борьбы.
Мы, - «русские» евреи Израиля, - уже слышим на улицах и во дворах наших домов антисемитские кличи, уже видим антисемитские лозунги на стенах и заборах. Евреи, репатриировавшиеся в Израиль, чтобы жить в еврейском государстве, оказываются и здесь объектом тех же оскорблений, слышат те же грубые выпады, узнают о таких же антисемитских провокациях, и даже случаи грубого физического насилия уже далеко не редки. Евреи, сумевшие сохранить свою национальную идентификацию в тяжелейших условиях подавлявшего любые ее проявления коммунистического режима , подвергаются здесь, в Израиле, оскорблениям со стороны завозимых сюда еврейским государством антисемитов, чье сознание и взгляды сформированы антисемитской империей, которая воспитала их по своему подобию, сохраняющемуся в них уже после ее кончины.
Превратится ли еврейское государство в антисемитское? Превратится ли постепенно здесь, у нас в Израиле, «гойский вопрос» в....«еврейский вопрос»?
Нужно осознать величину ответственности, возложенной на всех нас в связи с этой проблемой, именно сейчас, когда еще можно повлиять на происходящее . Если же мы не осознаем этого и не сделаем то ,что требуется сделать для сохранения нашего еврейского государства, - боюсь что завтра будет слишком поздно.
Примечание автора статьи
Я перевела эту мою давнюю статью на русский язык по просьбе редактора этого сайта и разрешила опубликовать ее сейчас в надежде, что может быть и она внесет свой небольшой вклад в борьбу за поддержку законопроекта Михаэля Кляйнера об изменении в законе о возвращении. Тогда, будучи опубликована на иврите, она никакого вклада не внесла. Ни единой реакции я не получила на эту публикацию. Мне не удалось обнаружить никаких признаков того,что хоть кто-нибудь обратил на нее внимание и заинтересовался поставленными в ней проблемами.
Впрочем, нет , определенные реакции все-таки были. Не от израильских старожилов, а от выходцев из России, выписывающих «Макор ришон». Некоторые из моих знакомых дали понять, что удивлены моим обращением к этой неинтеллигентной теме. От других я слышала, что их знакомые осудили меня за включение в «охоту за гоями». А я-то думала, что как раз интеллигентные евреи из России поддержат меня. Я-то надеялась ,что выражаю в статье их мнение.
Так или иначе, не найдя понимания и поддержки ни с какой стороны, я этой темой больше не занималась. С тех пор утекло немалое количество воды, но когда я нашла эту старую заметку и перечитала ее, то мне показалось, что она стала еще более актуальной. Особенно ее последняя фраза: «Если же мы не осознаем этого и не сделаем то ,что требуется сделать для сохранения нашего еврейского государства, - боюсь что завтра будет слишком поздно».
28.06.2002 д-р Раиса Эпштейн - преподаватель кафедры политических наук
Бар-Иланского университета
|