3. Дашевский

Ту-бишват

Обсуждение четырех начал года. Объяснение, почему Ту-Бишват - это новый год деревьев, и почему этот день является переломным моментом между двумя урожаями.

Ту-Бишват появляется впервые в Мишне. Мы знаем, что Мишна - это самый древний текст, который фиксирует какие-то основные части нашей Устной Традиции. Мишна подразделяется на разделы, а разделы делятся на трактаты. И в трактате, посвященном новому году - Рош-hа-Шана, с самого начала говорится, что у нас есть 4 начала года. Коротко можно сказать так. Есть первое число месяца Тишрей - это новый год для нескольких важных отсчетов: начала счета годов и семилетий и юбилеев (50-летий), а также начало счета лет насаждений. Кроме этого, есть еще новый год деревьев, о котором есть спор в мишне: школа Шамая говорит, что это первого числа месяца Шват, а школа Гилеля говорит, что это - 15-го числа месяца Шват. Галаха, как в подавляющем большинстве случаев, когда спорят эти две школы, принимается по мнению школы Гилеля. Ту-Бишват можно расшифровать так: "тет"- это 9, а "вав" - это 6, и получается - 15, то есть, Ту-Бишват - это 15-ое число месяца Шват, и это новый год деревьев. Что же такое Новый год деревьев? (другие два новых года мы сейчас не будем обсуждать). По закону Торы Новый год деревьев - это вещь вполне прозаическая. Когда мы снимем любой урожай, любые плоды, мы обязаны отделять от них десятину и отдавать левиту. Поскольку у нас нет Храма, то многие законы мы исполняем не в полную силу. Однако, один из важнейших законов Торы говорит, что я не имею права урожай, выращенный на моем личном поле, в моем саду, урожай, выращенный в Земле Израиля, начать потреблять прежде, чем я отделю от него какие-то части. Следует отдать часть коhену, потом - десятину левиту, и - бедным в некоторые годы. Так вот, десятину надо отделять за каждый год отдельно; нельзя смешать урожай двух разных годов и вместе от них отделить десятину. Поэтому, где-то должна проходить граница: нужно знать, где кончается урожай прошедшего года, и где начинается урожай следующего после него года. Такой границей и является этот Новый год деревьев.
Спор между школами Шамая и Гилеля по поводу того, которого числа начинается этот год - первого или пятнадцатого, на самом деле, спор очень глубокий (в его тонкостях сейчас мы не будем разбираться). Коротко говоря, идея состоит в том, что Ту-Бишват, который приходится на разгар зимы, в некотором отношении является переломным моментом. К этому дню обычно выпадает уже большая часть дождей, и тем самым в потенции будущие плоды уже получили главную влагу, из которой они будут расти. Таким образом, Ту-Бишват - это такой день, когда деревья наливаются силой для нового урожая. Все то, что завязалось раньше, чем сегодня, относится к предыдущему урожаю. Сейчас у нас особый год - год Шмиты, и плоды, которые выросли в этот год еще и обладают повышенной, особой святостью. Так вот, все то, что завязалось до сегодня, относится к урожаю прошлого, не субботнего года, и никакой святостью не обладает. А все, что завяжется после Ту-Бишвата, то есть, тот урожай, который мы будем собирать летом и осенью, - это будут плоды деревьев, обладающие святостью. Надо помнить, что мы сейчас говорим только о фруктах, потому что с овощами и зеленью закон другой. Там принадлежность к году определяется не по завязи, а по моменту сбора. То есть, если я петрушку или капусту срываю сегодня, то неважно, когда она в основном выросла, она обладает святостью.

Обсуждается разница между деревом и саженцем, которые относят к разным "новым годам". Празднование Ту-Бишвата.

Возникает вопрос, почему у деревьев есть два новых года? Есть общий новый год: для человека, для всего мира; это - Рош-hа-Шана, первого Тишрей. И это новый год также и для саженцев, насаждений (посадок). А с другой стороны, у плодовых деревьев новый год - сегодня, в Ту-Бишват. Прежде всего, надо бы понять, где кончается саженец и начинается дерево? Это вопрос глубокий и интересный, и не только философский. Мы в Талмуде встречаем некоторые законы, которые отличаются для участка, на котором растут саженцы, и для участка, на котором растут деревья. Рав Раппопорт, например, считает, что разница между саженцем и деревом это, как у человека разница между отрочеством и взрослением. То есть, переход о статуса саженца к статусу дерева - это переход от состояния только принимающего к состоянию дающего. Зрелость у дерева подобна зрелости человека. Зрелость человека. состоит в том, что он перестает быть только получателем, то есть, он чего-то хочет, планирует и становиться способным что-то давать другим. То же самое происходит и с плодовым деревом. В этом смысле Ту-Бишват оказывается сильно выходящим за рамки "хозяйственно-галахической" даты, когда просто можно провести черту и разделить: одни плоды сюда, другие - туда.
За последние столетия Ту-Бишват приобретал все более праздничный характер. Особенно этому способствовала знаменитая школа каббалистов Цфата во главе с Аризалем, рабби Ицхаком Лурия, основателем системы, центральной в современной Каббале. Он со своим кружком каббалистов ввел упорядоченное празднование этого дня, которое постепенно превратилось в седер, похожий на пасхальный седер. И уже в течение довольно многих поколений издаются тексты, которые перекликаются с пасхальным седером; и там тоже есть определенный порядок: 4 бокала вина, и вопросы о том, чем отличается этот день и т.д. Главный упор празднования Ту-Бишвата делается на еду повышенного количества фруктов, свежих и сухих. И прежде всего, это должны быть те плоды, которыми славится Земля Израиля.

Три категории плодов и их соответствие уровням мироздания. Порядок празднования Ту-Бишват. Мишна о началах года. "Песнь трав" рабби Нахмана. Принятые в Ту-Бишват четыре бокала вина, параллельные пасхальным. Объяснение порядка, в котором следует есть плоды. "Уроки" плодовых деревьев.



Все плоды подразделяются на три основные категории. По "азбучным" каббалистическим представлениям все мироздание имеет некоторые уровни. Есть три мира. Помимо мира, где мы человеческим разумом не можем различить никакой структуры, есть то, что называется "олам брийа" - "мир творения", который соответствует высшим уровням - ангелам или тому, что человек мыслит. Ниже этого лежит "олам йецира" - "мир созидания", там обитают ангелы и соответствуют человеческим речам. Когда человек говорит, то он действует в этом мире созидания. И, наконец, мир, в котором мы в основном функционируем, это - "олам асийа" - "мир делания", то есть, такой мир, где можно оперировать материальными вещами. Так вот, все плоды подразделяются на три группы, каждая из которых соответствует одному из этих миров. Приведем некоторые примеры и основные характеристики.
"Олам брийа" - это то, что наиболее очищено. Этому соответствуют плоды, у которых все съедобно; у них нет несъедобных частей. К таким плодам относятся: инжир, и плод рожкового дерева - харув. Среднему миру - "олам йецира" соответствуют плоды, у которых основная масса плода съедобна, но внутри есть несъедобная косточка. К ним относятся абрикосы, яблоки, груши. И, наконец, нижнему миру "асийа" соответствует группа плодов, у которых есть несъедобная кожура или шелуха. К ним относятся орехи, апельсины, и пр.
Установленный порядок празднования Ту-Бишват состоит в том, что едят по очереди плоды разных групп, и читают отрывки из Танаха и из других книг нашей традиции, а также и некоторые поэтические произведения, как авторов Средних веков, так и современных. В начале принято читать эту мишну из трактат Рош-hа-Шана о том, что есть 4 начала года. Говорится, что первого числа месяца Нисана - это начало года для царей и для праздников. При этом, это относится только к царям Израиля, у других народов годы царей считают с того же первого Тишрей. Первого Элула - начало года для отделения десятины скота. Первого Тишрей - это начало года для счета лет, и субботних лет или семилетий, и для юбилеев, то есть - пятидесятилетий; для посадок и для зелени, для овощей. И, наконец, !5-го Швата - это новый год деревьев.
Дальше принято читать замечательную "Песню трав", которую сложил любимый народом мудрец рабби Нахман из Браслова. Он говорил так. Знай, что у каждого пастуха есть свой особенный напев, который соответствует травам и месту, где он пасет, потому что у каждой травинки, у каждого сорта травы, есть своя песня; а из песни трав слагается песнь пастуха. Рабби Нахман говорил: "Дай Бог, чтобы я удостоился услышать все песни и все прославления всех трав, как каждая трава произносит свою песню Всевышнему, не уставая, не думая ни о чем постороннем и не ожидая никакого воздаяния. Как прекрасно и как замечательно, когда слышишь их песню, и очень хорошо служить Всевышнему в страхе, как они". Таков, примерно, перевод его слов.
Параллельно пасхальному седеру здесь тоже принято пить 4 бокала вина в определенном порядке. Начинают с первого бокала, который является "бокалом деревьев". И положено начинать с белого вина. Первый сезон, которому соответствует этот бокал - это осень, когда природа готовится погрузиться в зимний сон. Это - начало зимы, солнце светит слабее, тучи появляются на небе, деревья сбрасывают листья, природа погружается в спячку. Этот первый бокал посвящен красоте Земле Израиля и ее плодов. Между деревом и человеком есть очень глубокие, параллельные и интимные связи, и каждому из этих четырех бокалов соответствует что-то из сезонов, свзанных с состоянием дерева, а с другой стороны, что-то в отношениях между людьми. И этот первый бокал соответствует "любви к людям" - "аhават-hа-бриот". Без этого начала ничего дальше не может быть. Как говорил рабби Акива, заповедь Торы "люби ближнего, как самого себя" - это большое правило Торы. И поэтому это является первой основой, с которой начинается празднование седера Ту-Бишват.
После вина начинают есть плоды, которыми славится Земля Израиля, и старше всех из них, естественно, пшеница, поэтому, нужно, чтобы каждый съел кусочек какого-то пшеничного изделия, и сказал браху. Пшеница в Торе упоминается первой в списке плодов, которыми славится Земля Израиля. Всевышний говорит: "Я введу вас в Землю пшеницы, ячменя и т.д.". Мудрецы в Устной Традиции возводят это к гораздо более раннему времени и задают вопрос: "Что за дерево было, от которого поел Адам?" И высказывается мнение, что это была пшеница. Как можно пшеницу считать деревом - это особый разговор. Кстати, есть очень интересное соображение, что в райском саду вообще не росли овощи и зелень, а росли только деревья, потому что до Потопа не только все - и люди и животные были травоядные, и запрещено было питаться мясом, но в райском саду была еще дополнительная прелесть - там не было овощей и были только фрукты. Дело в том, что дерево дает миру свой плод, все получают от этого удовольствие, но дерево, в отличие от овощей, остается жить и дает плоды и в следующий год и т.д., Например, для, того, чтобы потреблять капусту, ее следует "зарезать". Таким образом, в райском саду была идиллия еще и в том смысле, что даже в растительном мире не надо было совершать "убийство". Поэтому, если пшеница росла в райском саду, то она тоже должна была быть деревом.
Почему возникло предположение относительно пшеницы? - Потому что это было дерево познания, а есть такое важное высказывание, что человек не понимает разницы между добром и злом до тех пор, пока он не поест хлеба. Младенец, примерно, до года, пока он не в состоянии сжевать какое-то количество хлеба, еще долго ничего не понимает.
Двигаясь в этих мирах снизу вверх, мы говорим, что в мире природы первая нижняя ступенька - это мир "делания" и, соответственно, в духовном мире самая первая ступенька - это правосудие -"дин". Поэтому, начинают с того, что берут какой-нибудь из плодов группы, соответствующей нижнему миру, то есть, из тех плодов, у которых есть несъедобная кожура, например, орех, и произносят благословение на плод дерева.
Затем, мы переходим от осени к следующему сезону - к зиме, и это соответствует "олам йецира" - "миру созидания". И второй бокал соответствует празднику посадок, саженцам. Полагается в бокал белого вина капнуть немного красного вина - слегка подкрасить. Это соответствует зиме, когда еще все в холоде и спячке, но изнутри, исподволь, уже проявляются какие-то первые признаки пробуждения: почки начинают набухать, а в наших краях даже некоторые деревья цветут. В отношениях между людьми этот второй бокал, второй пласт, соответствует такому важнейшему качеству, как "совланут" - "терпимость". Сказали наши мудрецы, что так же, как лица людей несхожи друг с другом, точно так же и их мнения отличаются одно от другого. Так же, как я не полезу в драку с человеком из-за того, что у него другие черты лица, так же должно быть естественным и то, что человек может думать не точно так же, как я, он может придерживаться своего мнения. И это качество терпимости необычайно важно. После этого второго бокала читаются соответствующие отрывки. Мы говорим, что этот второй слой соответствует в мире природы миру созидания, а в мире духа основное его качество - это "эмет" - "истина". Этому среднему уровню соответствуют плоды, у которых внутри есть несъедобная косточка. Самый типичный экземпляр - это финик. Сюда же относятся маслины, которые занимают некоторое особое место, потому что народ Израиля сравнивали мудрецы с разными плодами, но сравнение с маслинами, пожалуй, самое глубокое. И говорится так, что маслины сначала отбивают палкой, потом их жмут прессом, их крамсают, и в результате они дают великолепное масло. Так и народ Израиля. Над ними всячески "работают" идолопоклонники, окружающие народы, их бьют, и режут и жгут, и в результате мы даем то, что призваны дать, - порождение народа Израиля в этом мире, как в физическом, так и в духовном. По поводу финика известно много стихов Танаха, где упоминаются финики. На протяжении субботы несколько раз читают стих: "Праведник расцветет, как финик".
И, наконец, высшему уровню соответствует "олам брийа" и те плоды, у которых все съедобно. К таким плодам относится инжир.
Надо сказать, что плодовые деревья дают нам много очень важных уроков. Профессор Розенберг, проводивший седер Ту-Бишват несколько лет назад, очень красиво описывал эти уроки. Он говорил, что во-первых, с точки зрения чисто научной и прогматической человеку стороннему кажется очень неэкономным и даже неким транжирством со стороны плодового дерева тратить столько энергии на то, чтобы кого-то снабдить такими сочными и сладкими плодами. Конечно, мы знаем, что если не будет вкусных плодов, то никто не станет разносить семена. Тем не менее во всем должна быть мера. И в этом смысле плодовые деревья дают нам прекрасный образец того, как хорошо не быть эгоистом и думать не только о себе: сам растешь и других угощаешь плодами. Дело в том, что человек должен в себе преодолевать один главный недостаток - страшный, укорененный в нем эгоцентризм, когда человек не способен выбраться за пределы того, что все сводится к формуле: "я сейчас - здесь". Идея, что "после нас - хоть потоп", очень понятна на уровне детской психологии. Но мир существует благодаря безумцам, которые думают не только про то, что сейчас. Человек, который проголодался и съел все запасы, он по крайней мере сажает у себя в огороде картошку или морковку. Человек, который думает не только на недели и месяцы вперед, но на годы вперед - он сажает деревья. И, если сделать следующий шаг, то можно сказать, что человек, который думает на поколение вперед, занимается воспитанием, что является не всегда благодарной и не всегда легкой работой. И деревья прежде всего, дают нам урок, что "не только я"; и второе, что "не только сейчас"; и третье, что "не только здесь". И вот, во всем мире, сейчас, евреи сидят, кто еще не совсем забыл традицию, едят плоды, привезенные из той же Турции, Америки или еще откуда-нибудь, и просят, чтобы был хороший урожай плодов в Земле Израиля. И это - очень важно!
Мы сказали, что Ту-Бишват - это переломный момент посреди зимы, и это не только в природе, но и во всех мирах, и в сфере духа и в сфере человеческих отношений. И это переход от состояния саженца, которого нужно пеленать, подкармливать, поливать, и который является чистым объектом заботы, получения, - переход из этого состояния в состояние того, кто готовится к колоссальной важности "прыжку", он наливается соками для того, чтобы начинать давать плоды, то есть, переход к состоянию взрослого дерева. Сказано в книге Дварим, в законах о том, как надо себя вести при осаде неприятельского города, что при осаде города запрещено срубать плодовые деревья. И Тора приводит обоснование, почему это запрещено. Говорится: "Человек ли плодовое дерево, чтобы встать и уйти из-под топора?" Поэтому его следует беречь, но это простой смысл. Каббала же читает эти же слова: "Человек ли плодовое дерево" не как вопрос, даже риторический, а как прямое утверждение, что человек - это плодовое дерево, полевое дерево, и между ними есть важная параллель. Поэтому, так получается, что в нашем народе празднование Ту-Бишвата все больше перерастает из даты довольно узкого и прикладного значения в очень глубокий праздник связи народа с Землей Израиля. И сегодня, накануне выборов, происходит такая глубокая вещь, как переход в состояние, когда человек понимает, что он не просто околачивается в этом мире и рассчитывает только получить от него, а что он готовится стать "взрослым деревом", которое влияет на что-то, что происходит в этой стране и во всем мире, и которое готово предложить свои плоды не только самому себе. Пусть этот праздник будет началом всего хоршего для нас и для всего Израиля и для всего мира!

МАХАНАИМ , 2001 г.





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria