Шимон Бриман

Правый нападающий сборной Ликуда

Настоящим феноменом политической жизни Израиля стал стремительный рост Ликуда - правой партии, превратившейся в крупнейшую в стране после подведения итогов недавнего приема новых членов. Внутри Ликуда наряду с лагерями сторонников Шарона и Нетаниягу образовалось самобытное идейное течение «Манхигут йегудит» («Еврейское руководство»), лидером которого является известный правый активист Моше Фейглин.
«Еврейскому руководству» - небольшому, но крепкому движению энтузиастов, удалось в последние месяцы привлечь в Ликуд тысячи новых партийцев. Важно отметить, что русскоязычные граждане Израиля составили треть из числа вступивших в Ликуд через «Манхигут йегудит». Приток репатриантов во все отделения Ликуда летом-осенью 2002 года привел к тому, что правящая партия и национальный лагерь в целом получили явную «русскую» подпитку. Немалая заслуга в расширении Ликуда и в его «обрусении» принадлежит Моше Фейглину – человеку, подвижничество которого стало известно всему Израилю после организации им акций ненасильственного сопротивления «Соглашениям Осло» в 1994-1996 годах.
Личность 40-летнего Моше Фейглина интересна сама по себе. Старые партийные зубры, прошедшие антибританское подполье, называют Моше «последним идейным активистом», для которого понятия «еврейская страна» и «еврейский народ» остаются зримыми и актуальными.
Предки Фейглина приехали в Эрец Исраэль во время первой алии. Моше учился в государственно-религиозной школе "Тахмошет" в Реховоте, был активистом движения "Бней Акива". Среднее образование со специализацией по теме "Изучение Эрец Исраэль" он получил в йешиве "Ор Эцион". Четыре года Фейглин прослужил офицером-сапером. За 18 лет счастливой семейной жизни у Моше и Ципи родились пятеро детей.
В 1988 году семья переехала жить в Самарию (Карней-Шомрон) и там построила свой дом. С приходом к власти Ицхака Рабина Моше Фейглин с ужасом наблюдал за тем, как разрушаются основы основ. С друзьями-единомышленниками было создано движение "Зо арцейну" ("Это наша земля"). В начале 1994 года была подготовлена операция "Махпиль" ("Удвоение") - во всех поселениях Иудеи, Самарии и Газы появились активные группы, которые были готовы выступить одновременно и основать рядом с каждым еврейским ишувом новое поселение.
Фейглин оказался одним их тех неравнодушных людей, которые не могли сосредоточиться только на своих делах и стоять в стороне, когда, по их мнению, рушилась страна. "Зо Арцейну" организовало знаменитые пикеты на дорогах, взбудоражишие летом 1995 года весь Израиль. У правительства Рабина возникла серьезная проблема. Последовали аресты и суды за организацию ненасильственных демонстраций. Моше защищал себя сам в течении двух лет, которые длился суд. Многие новые репатрианты, участвующие в деятельности "Зо арцейну", получили различные наказания, как и Фейглин.
После отбытия своего срока Моше Фейглин занял "высокий" пост на башенном кране на 16-этажной высоте. Моше сообщает в своей биографии: «Я спустился с подъемного крана и основал Центр изучения и развития еврейской государственности. Сегодня этот центр включает в себя около 40 докторов наук и университетских профессоров, а так же несколько раввинов. Главные проблемы - это проблема самоидентификации. Сможем ли мы оставить детям в наследство еврейское государство или нет? Желание определенных кругов общества избавиться от тех или иных частей Земли Израиля логически вытекает из их желания избавиться от еврейской самоидентификации и выхолостить еврейский характер государства». Так родилось на свет движение «Еврейское руководство», ставшее частью Ликуда.
Накануне выборов в Центр Ликуда, которые состоятся 7 октября, я взял короткое интервью у Моше Феглина. Лидер «Манхигут йегудит» настроен довольно решительно: он намерен провести своих сторонников в партийный центр с тем, чтобы составить конкуренцию и Шарону, и Биби. Кандидаты от «Еврейского руководства» будут участвовать во внутрипартийных выборах почти в двухстах отделениях Ликуда по всему Израилю.
«Я выставлю свою кандидатуру на пост руководителя партии», - заявил Фейглин. Некоторые высокопоставленные ликудники до сих пор считают Фейглина пришлым чужаком, пытающимся развернуть партию резко вправо. Моше не обижается на такой прием и говорит: «Внутри Ликуда мы ощущаем хорошее отношение, тепло и сочувствие от многих активистов. При этом кто-то смотрит на нас как на угрозу своим привычным «джобам» - что ж, это естественная реакция».
Почему поселенец в «вязаной кипе» пришел именно в Ликуд, а не в МАФДАЛ или в «Ткуму»? На этот вопрос Фейглин отвечает весьма оригинально: «Я вообще против существования религиозных партий в Израиле. В первую очередь я еврей, израильтянин. Я верю в свой народ, хочу сохранить еврейское самосознание и еврейский характер нашей страны. А для этого не нужны религиозные партии».
Говоря об опасности создания палестинского государства, Фейглин использует довольно жесткие термины («разбойничье образование»), требуя от Ариэля Шарона «уничтожить до основания осиное гнездо» смертельных врагов Израиля и еврейского народа. В этом вопросе Фейглин является, вероятно, одним из самых правых нападающих политической «сборной» Ликуда. Моше Фейглин исходит из принципа святости Земли Израиля: «Когда Рабин назвал Голанские высоты простой недвижимостью («надлан»), страна испытывала мучительную потерю самоуважения. Нельзя отдавать никакие части нашей земли так же, как нельзя отдать часть друга или жены. История учит нас на примере Чехословакии, что бывает с государством, позволяющим нарезать себя под давлением враждебных соседей».
Сейчас в Ликуде проходит острое обсуждение «чекового скандала» Амрама Мицны и участия в нем хайфского ликудовского активиста Авиада Висоли. Напомню, что пару недель назад Висоли через вторые руки передал три чека в фонд кампании Мицны как кандидата в лидеры Аводы. Сумма в 21 тысячу долларов превышала разрешенную законом норму пожертвования от одного частного лица. Висоли сделал это, желая проверить, «проглотит» ли Мицна эти «неправильные» деньги. Близкий к штабу Мицны и к мэрии Хайфы человек (глава «Фонда Хайфы») взял эти чеки. Моше Фейглин обратил внимание на негативную природу этого происшествия: «Перед нами отвратительная игра с чеками. Провокация, сделанная Авиадом Висоли, сама по себе достойна суда».
«Я очень отрицательно отношусь к Амраму Мицне. Он был командующим Центральным военным округом в конце 1980-х годов, когда вспыхнула интифада. Мицна ничего не сделал для ее подавления. Но даже относясь к Мицне негативно, я считаю, что нельзя использовать в политической борьбе грязные трюки. Нельзя бросать на правый лагерь пятно провокации», - подчеркнул Моше Фейглин в интервью.
По мнению Фейглина, русскоязычные активисты являются одной из лучших сил «Еврейского руководства». Ликудовский правофланговый уверен: «Репатрианты – это самая интеллигентная часть израильской общественности. Они хорошо знают, что такое диктатура и демократия, понимая простую истину: если Израиль перестанет быть еврейской страной, он вообще исчезнет как государство».

3.09.2002


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria