Зеев Бар–Селла

В ожидании бо-бо

Редко, когда наступают моменты такой кристальной ясности, как в наши дни, – вдруг стало видно далеко во все концы земли. И не только пространства обозначились, с будущего (во всяком случае, самого ближайшего) тоже сорвана завеса тьмы.
На таком светлом фоне еще темней и непонятней кажется поведение партии Авода – в который раз ее многочисленные лидеры заявляют, что в правительство Шарона им путь заказан.
Аргументы – самые неубедительные. Мол, нельзя нарушать обещания. Раз накануне выборов обещали не входить в правительство Шарона, то и не войдем. Иначе потеряем доверие избирателей.
Но это не причина и даже не повод: согласно всем опросам не то 70%, не то 80% из тех, кто голосовал за Аводу, хотят видеть ее в правительстве национального единства с Шароном во главе (шансов на другую главу – нет).
Прочие заявления не лучше: Шарон, дескать, отказывается от политических путей решения палестинской проблемы, а раз так...
Не знаю, конечно, что там у Шарона на уме, а на языке – Палестинское государство. Стоит палестинцам отказаться от террора, как Шарон готов ступить на политический путь. И все положенные слова – о «болезненных уступках» с израильской стороны – Шарон тоже произносит не запинаясь.
Это же просто Аводе подарок! Заяви о торжестве своей политической линии – и вступай в коалицию. Что же касается палестинского террора, то самое время вспомнить, что отказ от террора – краеугольный камень сделки, заключенной в Осло... И никаких забот!
А об экономических требованиях, из-за которых Авода развалила предыдущее правительство, никто и в самой Аводе не вспоминает. Да и зачем вспоминать – именно совместное ликудо-аводовское правление экономику до нынешнего состояния и довело!..
Можно было бы, конечно, списать все на единоличное упрямство Мицны. Так нет – отказника Мицну поддержали и Перес, и Фуад... Да и не настолько он силен, Мицна, чтобы навязать партии свою волю.
Выходит, что никаких вменяемых причин уклоняться от бремени государственных обязанностей у Аводы нет.
И Шарон к этому готов – заявил, что пока только одно место в правительстве категорически занято: Мофаз на посту министра обороны. Это, чтобы никому из Аводы армию не отдавать... А вот про министерство иностранных дел Шарон, напротив, ничего не сказал... Так что место Биби Нетаниягу, считай, вакантно...
А Мицна оповестил, что пребывать в оппозиции – это не позор! Сразу вспоминается плакат в одном из рассказов Андрея Платонова: «Сифилис – это не позор, а несчастье!». На плакате том некто неизвестный приписал: «А мне от етого не легше!»...
На Израиль катится война. Было время – говорили о месяцах, теперь считают недели, если не дни... Как ответил на иракскую угрозу Мицна? Сказал, что в случае войны Авода согласится войти в правительство чрезвычайного положения.
Какая разница между национальным единством и чрезвычайным положением? Самая простая: при чрезвычайном положении оппозиция в правительстве только представлена, и не более того. Никаких портфелей, никакой коалиционной дисциплины... Вроде бы и при деле, а ни за что не отвечаешь...
Чего же Авода так боится? Потерять власть? Власти у нее нет, а за пределами правительства тем более. Потерять избирателей? Каких? Сегодняшняя Авода – это партия еврейского меньшинства, большая часть еврейского населения Израиля от Аводы отвернулась. И Аводе нечего им предложить: мирный план Переса-Бейлина рухнул, а в способность партии решить насущные экономические проблемы она и сама уже не верит.
Можно, конечно, утешаться тем, что и Ликуд доходил до положения риз (19 мандатов), а потом удвоил свои силы... Но утешение это липовое – 19 мандатов были прямым следствием прежней системы выборов (голосовали не за правящую партию, а за коалицию). Но как только избирателя поставили перед конкретной альтернативой, он себя проявил самым предсказуемым образом. Тем более, и демографическая база левого лагеря (киббуцы, партработники, ашкеназийский истеблишмент, рабочие гистадрутовских предприятий и госсектора) неуклонно сужается. Так что для Аводы и 19 мандатов – не предел. Нижний.
Поэтому перед партией ставятся теперь иные задачи – не борьба за захват власти, а выживание.
Но разве бездействие в оппозиции – это способ политически выжить? Или Авода ждет такого катастрофического развития событий, когда от правительства все отвернутся и бросятся за спасением к Мицне... Вряд ли кто в Аводе надеется дожить до такого... Да и какую альтернативу Авода способна предложить? Социализм? Национализацию? Коллективизацию?
Что же ими движет? Оглядимся.
Наше ближайшее будущее – это война в Персидском заливе. Израилю эта война может грозить повторением иракских ракетных атак. Впрочем, сегодня у Ирака и ракет существенно поменьше. Относительно же их убойной силы и возможности долговременного обстрела существуют обоснованные сомнения.
Где же реальная угроза? Как всегда, под боком. Созданное Аводой палестинское государство уже сегодня подвергает ракетному обстрелу прилегающую израильскую территорию (вплоть до усадьбы премьер-министра).
И это сейчас, до войны! А что будет, когда война начнется?
А если, не дай Бог, резко ухудшится обстановка на Севере, и «Хизбалла» начнет обстреливать Хайфу (ракеты нужной дальности у «Хизбаллы» имеются)? Тогда придется Израилю входить в Ливан, а, значит, снимать войска с палестиского периметра. Как на это отреагируют палестинцы? Напугаются телевидов разрушенных ливанских деревень, или соберутся с силами и вдарят по израильской территории? И не нужно им танков и авиации – представьте себе на минуту два десятка палестинцев, вооруженных простыми автоматами, в вашем квартале... Израиль, естественно, предпримет ответные меры... Тогда ООН и Европа потребуют от нас остановиться. А потом и США скажут, что массовое убийство бандитов не способствует прогрессу мирного процесса. А главное, нечего толкать Америку под руку. Нашли, понимаешь, время... И нечего совать нам под нос списки ваших погибших. Тут война, а вы со своими гражданскими разборками!
Только, пока суть да дело, Израиль много чего успеет. Проблемы ни одной не решит, но мировое общественное мнение поразит. И телекадры из Газы и Шхема затмят немногие картины багдадских пожаров (Америка сумеет не допустить широкого распространения проиракской пропаганды)...
И тогда пробьет час Аводы, не причастной к чрезмерному применеию силы против палестинского населения. Еврейское сердце ей, конечно, завоевать не удастся, но израильские арабы должны будут задуматься и понять, что урок, преподанный в 2001 году Бараку (бойкот выборов), хорошо усвоен израильскими левыми.
Так что, отказываясь сегодня от вступления в правительство Шарона, Авода четко обозначила свою будущую позицию – безотказной заложницы в арабских руках.

13.02.2003



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria