Адвокат Ицхак Бам

Штрихи к портрету израильского тюремщика

После того, как были опубликованы (на сайте NFC) данные о случаях жестокости и издевательств, которым подверглись заключенные противники "программы размежевания" в тюрьме Маасиягу, генерал-майор Рами Овадья, один из высших чинов управления тюрем, пошел в контратаку с помощью прессы. В интервью Второму каналу генерал-майор "с искренним сожалением" рассказал о "злостных нарушениях дисциплины" со стороны малолетних арестанток, об их попытках заполучить мобильники, и обобщил, что ментальность заключенных противников "размежевания" подобна ментальности заключенных террористов – поселенцы и террористы одного ягоды. То есть, говоря конкретнее, к поселенцам нужно относиться, как к террористам.
Действительно ли обвинения генерал-майора небеспочвенны? Большая часть "узников размежевания" арестована по обвинению в ненасильственных акциях протеста (за исключением некоторых, которым после избиения в момент ареста "пришили" нападение на полицейского). Все дисциплинарные нарушения, которые вменяет им "с искренним сожалением" господин Овадья, не носят насильственного характера. Большинство узников могли бы освободиться из тюрьмы под ограничительные условия и не делают этого исключительно по собственному желанию, посему непонятно, за что их лишают возможности иметь мобильники и почему так гневается господин Овадья за попытку друзей передать им мобильник в камеру. Ведь если бы они подписали условия освобождения, как только и мечтает управление тюрем, они могли бы пользоваться мобильниками сколько душе угодно. Дело в том, что после того как в Маасиягу были открыты два новых корпуса для несовершеннолетних политзаключенных, там не сразу подключили телефоны общественного пользования. В первое время дети не могли реализовать свое право звонить домой, и именно поэтому им пытались передать пелефоны.
Однако были события, которые Рами Овадья "забыл" рассказать в интервью. Например, уважаемый генерал-майор, прямой, как линейка, рассказывающий "с искренним сожалением" о "преступлениях" заключенных, позабыл поставить в известность телезрителей о том, что собственноручно заехал кулаком в лицо малолетнему узнику, оскорбившему словом санитара-друза. Мы, конечно, не оправдываем оскорбление, тем более по национальному признаку, тем более, если учесть, что речь идет о заслуженном военном санитаре. Но кто-то должен все-таки объяснить Рами Овадье, что телесные наказания в тюрьмах давным-давно отменены, и ему никто не давал полномочий вбивать узникам понятия о нравственности кулаками.
Были и гораздо менее предосудительные ситуации, когда уважаемый генерал-майор, тем не менее, позволял себе "воспылать праведным гневом". Зафиксирован случай, когда Рами Овадья ударил заключенного за то, что тот отказался "стереть" улыбку с лица по распоряжению Овадьи. Даже если предположить, что улыбаться запрещено тюремным уставом, кто-нибудь должен объяснить начальнику тюрем, что жестокость – одна из характерных составляющих ментальности преступника.
Генерал-майор Овадья не жалеет сил и кулаков для "заключенных с ментальностью террористов", а также заботится о том, чтобы скрыть жестокость и издевательства со стороны других, не менее старательных "стражей порядка". Когда офицер подразделения "Нахшон", занимающегося перевозкой заключенных, выбросил заключенного из машины на асфальт и вместе с другими поволок его за наручники к другой машине, оставляя на его запястьях раны, управление тюрем позаботилось заключить жертву истязаний в одиночную камеру. Этому человеку не дали возможности сообщить семье о том, что произошло, и в первые дни, проведенные им в отделении для отбывающих наказание, он не мог даже сменить одежду. Так пыталось тюремное начальство покрыть преступление офицера и предотвратить просачивание информации о происшествии.
Поведение Рами Овадьи демонстрирует ментальность насилия и обмана. Перед нами человек, который бьет, и после удара пытается очернить избиваемых. Хотелось бы предложить этому преступнику в офицерской форме вынуть бревно из своего глаза, прежде чем искать соринку в чужом, и не говорить о "преступной ментальности" противников "размежевания". Они-то, по крайней мере, кулаки в ход не пускают.
"Бешева", 4.08.2005

Адвокат Ицхак Бам - Магистр гарвардского университета, живет и работает в Иерусалиме.
Перевод Ш. Бродской.

  • Другие статьи на тему Тюремные записки

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria