Ася Энтова

Альтер-net: Да, альтернативам!

В праздник Суккот произошло событие, которое можно без натяжки назвать знаковым для всей русской общины, а возможно и для Израиля в целом. По привычке это действо назвали семинаром, но на самом деле это было нечто существенно большее и принципиально новое. Почти сутки с середины четверга и до двух часов дня в пятницу на наших глазах выстраивалась новая реальность. Да, здесь были и все виды знакомых нам развлечений: песни, стихи, застолье в суке, мангалы, дружеское общение, развлечения для детей всех возрастов, продажа книг на русском языке. Но все это было далеко не главное. Главное, что объединяло всех собравшихся в четверг и пятницу в заповеднике на горе Кармель, это было стремление действовать, здесь и сейчас, во имя преодоления кризиса, поразившего нашу страну. Инициаторы семинара сформулировали это так:

Вопрос большинства:“Что я могу один?”. Наш вопрос: “Что мы можем одни?
Сверхзадача: построение новой реальности, в которой не стыдно будет жить и работать. Цель: создание нового, совершенного социального организма на базе настоящей общины, сначала “русской”, а потом и всеизраильской.

Социологи, изучающие “Русскую общину”, делают главный акцент на чисто практических внутриобщинных достижениях: русских газетах, магазинах, театрах, школах, политических партиях. Поэтому они чаще всего называют нас, репатриантов, не общиной, а “русской улицей” - улицей со своими магазинами, клубами, образом жизни. Но многие из нас чувствуют, что русские евреи хотели бы привнести в израильскую жизнь не только потребительские навыки. Нашу достаточно пеструю и не обладающую единым центром общину объединяет нечто большее, чем практическое удобство использования “великого и могучего” русского языка. Но до сих пор в структуре нашей общины еще недостаточно выражены наши идеалы, идеалы советских евреев, диссидентов и интеллигентов, не побоявшихся предъявить “красному фараону” требование: “Отпусти народ мой”. Мы ехали в свою Еврейскую страну, а приехав обнаружили, что здесь, по крайней мере у многих светских израильтян, сионизм и патриотизм выходят из моды, образование не пользуется престижем, а политики - доверием. Коренные израильтяне иногда называют нас с грустью “последними светскими сионистами”.
Кризис общееврейского национального дома на русском языке обсуждают уже давно. Одним из главных факторов создания русских партий было именно желание улучшить не только наше собственное положение, но и положение всего Израиля в таких областях как образование и безопасность, социальное единство и экономика, медицина и высокие технологии. Однако осуществить эту огромную задачу одним лишь политикам оказалось не под силу. Необходимо было мощное общественное движение, которое подало бы пример альтернативного гражданского общества, общества, в котором слова “патриотизм”, “самоотверженность”, “порядочность”, “гражданская позиция” еще воспринимаются всерьез. Однако для такого общественного движения мы слишком индивидуалистичны и не любим “ходить строем”.
На нашей “русской улице” уже действует множество эффективных объединений и организаций, преследующих как внутриобщинные, так и общеизраильские цели. Однако многие неформальные лидеры “русской улицы” чувствуют, что этого недостаточно и ощущают образовавшийся духовный вакуум. Созрела необходимость объединить всех тех, кто не только считает постыдным мириться с коррупцией политиков, безответственностью военных и отчужденностью рядовых граждан, но и готов жертвовать своим временем и энергией для исправления ситуации в стране.
В задачу семинара входило создание зародыша действующей структуры нового именно общественного (не политического) организма. Самые активные и опытные неформальные лидеры собрались, чтобы руководить взаимообучением и координацией, чтобы создавать сети общин, связанных в единый организм. На этом семинаре формировалась некая стартовая команда, объединялась критическая масса участников строительства “Общины” с большой буквы. В семинаре приняли участие около трех сотен человек (не считая детей). Подчеркнем, что все от начала и до конца было устроено самими участниками, никто не ждал ниоткуда помощи или разрешения. Семинар организовывался для внутренней работы, а не для рекламы, обсуждал общественные задачи, а не политические, поэтому сюда не пригласили ни политиков, ни прессу. При финансировании семинара действовал принцип самоокупаемости - все участники делали вступительный взнос, в добавление к этому изыскивались пожертвования. Перечислим только некоторые из организаций, принявших участие в семинаре:
Центр Маген, Аналитическая группа МАОФ, Сетевое объединение “Русские евреи”, Кординационный совет Амац, Иерусалимский и Хайфский клубы песни, Гражданский Парламент, Мидраша Ционит, Есод, Самиздат, Дом Корчака, Общины Маале-Адумима, Кармиэля и многие другие.
Семинар не был стихийной “тусовкой” для выплескивания эмоций, он планировался долго и тщательно. Участники должны были не только записаться заранее, но и выбрать для себя наиболее интересующую их тему для обсуждения в группах. Каждый ведущий группы заранее помещал в Интернете тезисы по своей теме, с тем, чтобы все члены группы могли подготовить свои дополнения или возражения.
Хорошая организация чувствовалась сразу же при въезде в лесничество на горе Кармель. Приезжающим указывали место стоянки машины и палатки, они получали личный значок с именем и фамилией и подробный план местности и всех мероприятий. Работа в группах чередовалась с общими мероприятиями, в конце семинара каждая группа отчитывалась о своей теме, предоставляя на общем собрании сжатые тезисы и рисунок - визуальный символ основной идеи.
За четкое функционирование семинара следует поблагодарить автора проекта Рахель Спектор, Евгения Гангаева и их помощников из Центра Маген. Тематическую лабораторию вел Эли Бар-Яалом.
Чем должна заниматься община, а чем государство? Как она должна быть устроена, на основе какой идеологии и с помощью каких культурных кодов, с какой целью, и как эти цели можно достичь - вот квитэссенция обсуждавшихся на семинаре вопросов. В стране, откуда мы приехали, государство вмешивалось во все дела и старалось оставить минимум возможности для гражданских объединений. Оно забирало все наши деньги, со словами: “Я вас учу, лечу, обеспечиваю вам работу”. Наоборот, свободное общество (до которого нашему Израилю с его “пережитками социализма” еще надо расти и расти) основано на добровольном и активном участии граждан в выполнении всех общественных функций. Государство - это орган легитимного насилия, оно обеспечивает правопорядок и безопасность, то есть области, где насилие необходимо. Выполнение остальных задач в хорошо устроенном обществе, как правило, не требует такого уровня насилия. Граждане сами добровольным образом объединяются, чтобы действовать там, где их усилия важнее и эффективнее, чем государственное вмешательство. Не государство, а граждане производят, строят, лечат, учат и помогают друг другу. Именно эти темы обсуждались в группах нового, строящегося гражданского общества. Ниже перечислены темы и имена ведущих в каждой группе:

Пинхас Полонский: Идеология и ценности: Идеологическая база нового общества.

Анна Данилова: Общественный строй: Как устроено общество или государство, в котором уважающему себя человеку не стыдно жить?

Ася Энтова: Гражданское общество. Что это такое и какова роль граждан в обеспечении необходимых фунций в обществе?

Игорь Печерский: Образование и воспитание: Какого человека мы хотим видеть в новом обществе? Как этого достичь?

Эли Тальберг: Реальные шаги: построение сети общин. Как строить и вести общину?

Рахель Спектор: Культура и искусство. Духовная жизнь нового человека.

Маша Писецкая, Инна Разумовская: Социальная взаимопомощь - общественные фонды для беспроцентных ссуд, трудоустройство, психологическая и медицинская помощь, знакомства.

Шломо Неман: Экономика и финансы. Где достать деньги и как их употребить? Михаил Никомаров: Экология и земля. Охрана окружающей среды, поддержка целостности земли Израиля.

Радуцкий Марк, Шерензон Шевах: Организационные структуры макрообщин.

Алиевская Юля: Информация и связь. Наши средства Интернет общения, способы обмена информации внутри общин, между общинами

Эли Шмерлинг: Агитация и пропаганда. Что надо знать всем и как этого добиться?

Разбиение на группы и участие в дискуссии по самой важной для каждого участника темы, рассмотрение именно той деятельности, в которой у участников семинара есть опыт, позволило относительно быстро (всего за сутки) выработать общие принципы, как основу для дальнейшего взаимодействия и для привлечения новых членов общины по принципу “снежного кома”. Люди знакомились со своими “коллегами” по общественной деятельности, делились опытом, получали моральную и практическую поддержку, “чувство локтя”: “Я не один против огромной общественной проблемы. Есть способ ее решить, есть желающие ее решать, вперед, покажем пример!”
Сразу после подведения итогов начнется подготовка следующего семинара и привлечение новых участников. Все неравнодушные - присоединяйтесь, вместе мы сила!

(Телефон для обращений 04-8620797- центр “Маген”
Другие телефоны и адреса, а так же более подробные данные о семинаре расположены по адресу http://www.merkazmagen.org/seminar/seminar_gr.html
Материалы семинара расположены так же на сайте "дом Корчака"
и на сайте Амац)

Фотографии Михаила Польского

"Новости недели", 19.10.2006


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria