Ася Энтова

Сионистский конгресс в эпоху постсионизма

15-17 июня в здании "Биньяней а-Ума" в Иерусалиме проходил 36-ой Всемирный Сионистский Конгресс, в ходе которого разразился грандиозный скандал.

Это все придумал Герцль в 1897 году

Когда я объявила дочкам, что на следующей неделе буду очень занята, так как меня выбрали делегатом на Всемирный Сионистский конгресс, то они спросили меня: "А что это такое?"
- Ну, это съезд ВСО - Всемирной Сионистской Организации, той, что Герцль организовал.
- Мама, ты что, поедешь в Базель? - заинтересовалась младшая.
А старшая растерянно спросила: "Мам, а зачем вообще это нужно, ведь государство же давно построено?"
Я как смогла коротко объяснила дочкам, что задачи сионизма еще не закончились. При ВСО активно действуют такие организации как Еврейское Агенство (Сохнут), Еврейский Национальный фонда (Керен Каемет), Основной Фонд (Керен а-Есод) и другие. На деньги, которые жертвуют евреи всего мира, они делают важную и нужную работу, они поддерживают связь с диаспорой и алию, заселение и озеленение Израиля, еврейское образование и делают множество других существенных и полезных дел, которую лучше выполнять им, чем государственным чиновникам. На конгрессы, проходящих каждые четыре года в Иерусалиме, съезжаются делегаты из многих стран, представляющие различные еврейские общины и сионистские движения. Они общаются, анализируют ситуацию, принимают решения и декларации, а так же выбирают и утверждают людей на важные посты в перечисленных организациях и в Исполнительном комитете ВСО ("Ваад а-поэль). Именно ради этих решений я и провела три дня в "Биньяней а-Ума", никак не подозревая, что в ходе заседаний такой старой и уважаемой организации разразится грандиозный скандал.

Комиссия по "поселенческой деятельности"

Решения Сионистского конгресса вырабатываются в специальных, заседающих в дни Конгресса тематических комиссиях. На нынешнем Конгрессе, посвященном 150-летию со дня рождения Герцля, было восемь таких комиссий, обсуждавших практику и теорию сионизма, Израиль и диаспору, образование и воспитание молодых лидеров. Для себя я выбрала комиссию по поселенческой деятельности. На конгресс меня выдвинуло движение "Международный Ликуд" (возглавляемое Дани Даноном), точнее его израильское отделение. Перед самим Конгрессом, когда собрались представители "Международного Ликуда" из разных стран, мы обсудили и утвердили наши ликудовские предложения для решений ВСК. В частности, предлагалось объявить, что, поскольку поселенческая деятельность с самого начала создания сионистского движения занимала в нем центральное место, то и впредь следует всячески расширять и укреплять поселения во всех частях государства Израиля. Мы долго спорили вокруг этой формулировки. Мое предложение написать "во всех частях Земли Израиля" (вместо "во всех частях государства") было отклонено большинством из опасения, что оно может не собрать большинство голосов при утверждении Конгрессом.
Ну что ж, на такой компромисс ради дела можно было пойти.
Действительность превзошла все наши опасения во много раз. Первое, что мы услышали на заседании комиссии по поселенческой деятельности (комиссия №6 "мифаль итъяшвут") было предложение от партии Мерец. Звучало оно так:
"Поскольку правительство Израиля испортило отношение с президентом США Обамой; Поскольку эти отношения являются критическими для поддержания теплых отношений с еврейской общиной Америки;
1. Сионистский конгресс призывает правительство Израиля укрепить связи с президентом Обамой; 2. Сионистский конгресс призывает правительство Израиля действовать в духе речи Нетаниягу, в которой он провозгласил необходимость построения 2-х государств для 2-х народов;
3. Сионистский конгресс поддерживает решение премьер-министра о запрещении еврейского строительства в Иудее и Самарии
4. и призывает главу правительство продолжать такую политику".

После того, как это предложение было зачитано вслух, мой коллега, репатриант из Франции Жак Копфер стукнул кулаком по столу и громко спросил: "Куда я попал? Я думал, что я нахожусь на Сионистском конгрессе, а я, оказывается, забежал на собрание активистов ФАТХ!"
Тут поднялся такой шум и гам, что председатель комиссии Дмитрий Шиглик из американского отделения движения НДИ сложил с себя все полномочия, заявив, что он вообще не видит возможности ставить такое антисионистское предложение на голосование в комиссии Сионистского конгресса.
Его заместитель из множества разгневанных реплик выловил совет заменить слова "американский президент" на "правительства США и других демократических стран", за что и предложил проголосовать. Эта поправка прошла, но все другие предложения, заключающиеся в том, чтобы либо вообще отменить эти проблематичные пункты либо существенно их изменить, натолкнулись на сопротивление 31-го делегата из 60-ти, входящих в комиссию. Делегаты эти в основном представляли леворадикальные движения вроде Мереца, а так же многочисленные американские про-обамовского организации. Мы, возмущенные представители "меньшинства", то есть движений, входящих в правящую сегодня в Израиле коалицию, вместе с председателем комиссии покинули заседание в надежде, что принятая резолюция не пройдет утверждения на самом конгрессе. На следующий день все делегаты, имеющие право голоса, собрались в огромном зале, названом в честь Усышкина - сиониста из России, возглавлявшего в 20-е и 30-е годы Еврейский Национальный фонд и способствовавшего созданию новых еврейских поселений. Левая половина зала, где размещались представители таких движений, как Мерец, Кадима, Реформистский иудаизм и др., была наполнена до отказа. Все эти хвалящиеся свои либерализмом организации весьма активно и умело играют в бюрократическо-демократические игры. Следует отдать должное активности движения Мерец - оно действительно работает и поддерживает тесную связь с еврейской диаспорой. Мерец не ленится посылать своих представителей и открывать свои отделения в самых отдаленных странах, где только имеется хоть небольшая еврейская община. Поэтому в списке делегатов Конгресса его представители занимают непропорционально много мест.
В то же время на правой половине, где сидели делегаты Ликуда, НДИ, Мизрахи и движения Херут было много свободных мест. Я, например, знаю, что далеко не все делегаты Ликуда смогли все три дня присутствовать на конгрессе в ущерб работе и другим своим важным делам. Кроме того многие из нас предпочли личное общение в кулуарах с приехавшими издалека людьми официальным пленарным заседаниям. Кстати, на нашей, правой половине сидела и партия ШАС, которая недавно тоже вошла во Всемирную Сионистскую Организацию. В ответ на попытку реформистов провалить резолюцию, приветствующую присоединение партии ШАС к ВСО, представитель ШАС не выдержал и ответил так: "Наша партия поддерживает принятую ВСО "Иерусалимскую программу", где говорится о единстве всего еврейского народа и о том, что в центре этого единства стоит Израиль. В этой программе говорится и об укреплении и защите государства Израиль. Я сам служил в армии. У меня пять детей и двое из них уже прошли службу в израильской армии, а один все еще служит в ЦАХАЛе. Я что-то не слышал, чтобы у американских реформистов было много детей и уж совсем не встречал таковых в рядах защитников еврейского государства. Поэтому не вам учить нас, что такое сионизм".
На фоне неорганизованности правых левые каждый раз оказывались в большинстве при принятии спорных резолюций. Например, резолюция о поощрении реформистского иудаизма в Израиле, прошла большинством в несколько десятков голосов. При объявлении результатов голосования слева радостно хлопали, справа свистели. Прения длились несколько часов, и когда дело дошло, наконец, дошло до скандальной прообамовской резолюции, обсуждавшейся в нашей комиссии, поступило предложение объявить перерыв. Правые надеялись подсобрать разбежавшихся делегатов, но левая часть зала не хотела упускать своего шанса и заседание продолжилось. Жак Копфер начал с трибуны пламенную речь о том, что освоение и заселение Эрец Исраэль составляет суть сионизма, что без поселений создается угроза самому существованию государства Израиль. Но левая половина зала не хотела ничего слышать, оттуда доносились только крики "прекратить оккупацию!" и "два государства для двух народов!". Правая половина тоже не осталась хладнокровной и кричала в ответ: "Стыдитесь, вы не сионисты!". Стало ясно, что обычное голосование не оставляет нам шансов, спасти нас может только чудо.
Ну что ж, чудо, так чудо! "Если очень захотеть…", - подмигнул нам с большого плаката 150-летний Герцль в шляпе и лапсердаке, которые сегодня можно встретить исключительно в ультрарелигиозных кварталах, вроде Бней Брака и Меа Шеарим. Неужели мы позволим этой антисионистской резолюцией обессмыслить все происходящее, неужели мы - ликудники, члены правящей партии, не можем ничего сделать? Мы переглянулись между собой и бросились на помощь Жаку, на сцену. Нас поддержали соратники из Мизрахи и Херут. За минуту на сцене выстроилось около сотни решительно настроенных людей. Что делать дальше? Конечно, петь гимн Израиля "Атиква"! Две тысячи лет еврейская душа стремилась сюда в Иерусалим, стремилась стать свободным народом на своей земле, а сегодня вы призываете нас добровольно заковать себя в цепи? Нехотя вставали со своих кресел мерецники и реформисты. Раздалось несколько возгласов "вы используете силу!", "нарушаете демократию!", но во время исполнения гимна, как говорится, торг неуместен. Обсуждение и так уже сильно затянулось, и с окончанием гимна председатель был рад объявить о закрытии заседания и перенесении обсуждения оставшихся резолюций в новоизбранный исполком. На ближайшем заседании исполкома эта резолюция утверждена не была, следующее заседание исполкома состоится через год.

Постсионизм

Что с нами происходит? Сионизм перестает быть актуальным, последователям Герцля пора "закрывать свою лавочку"? Или, наоборот, сионизм стал обыденностью и не нуждается больше в торжественных конгрессах и широком обсуждении? Накануне Конгресса я читала лекцию о сионизме для бейтаровцев - участников сохнутовской программы "Маса" http://www.masaisrael.org/Masa/Russian/. Молодые люди там были умные и образованные, они много знали о сионизме и попросили меня рассказать им поподробнее, что такое постсионизм.
Вот что я им рассказала:
Постсионизм - это ни в коем случае не конец сионизма, пост- означает после, но не вместо. В промышленности мы говорим о пост-индустриальной эре, которая основана на достижениях индустриализации и на новых технологиях, но при этом никто не собирается отменять индустриальное производство и возвращаться к ручному. В философии и искусстве мы говорим о пост-модерне, анализирующем, развивающим и использующим достижения модерна, но при этом ценности модерна остаются с нами и не обесцениваются, а, наоборот, приобретают все большую ценность. Так же мы можем говорить и о сионизме, который достиг многих из поставленных перед собою целей и обладает сегодня новыми, не снившимся ему прежде средствами. Спектр самых разных еврейских национальных идеологий и движений, объединенных под названием сионизма, за сто лет выполнил свою главную задачу, построив самостоятельное жизнеспособное еврейское государство. Это государство собрало множество выходцев различных диаспор в самую большую еврейскую общину мира, говорящую на возрожденном иврите. До 70-х годов, когда постоянные войны угрожали самому существованию государства, времени задумываться над основополагающими вопросами не было. Сегодня же, когда Израиль стал привлекательной, экономически развитой страной с оснащенной по последнему слову техники армией, стало ясно, что сионизм переживает кризис "достигнутой цели", означающей конец линейного развития. На основе достигнутого и с учетом новых, непредставимых раньше возможностей сионизму необходимо проанализировать произошедшие изменения, по-новому сформулировать свои задачи и выбрать подходящие современные средства, для их выполнения. Но в обсуждении целей и средств царит сегодня разнобой и несогласованность. Глупые не хотят глубокого анализа и широкого обсуждения, необходимых, чтобы продолжать двигаться вперед, а не топтаться на месте. Ленивые призывают, во что бы то ни стало, вернуться обратно и законсервироваться, закрыться от любых изменений. Неудачники, как и во всех других областях, стремятся опорочить достижения и разрушить наработанное, якобы для его исправления, но на самом деле просто во имя разрушения. А кое кто и вовсе желал бы получив "на лапу" закрыть этот успешный проект. В то же время существует целый спектр движений и энтузиастов, успешно продолжающих и развивающих начатое. Они, как и сто лет назад, отчаянно спорят между собой по поводу целей и средств, временами впадая в крайности, преждевременно торжествуя или отчаиваясь. Какими бы сионистами они себя не называли, гипер- или нео-, религиозными, национальными или либеральными, все они действуя, ошибаясь и критикуя друг друга, продолжают строить еврейское государство и объединять вокруг него весь еврейский народ для исправления не только своей собственной среды обитания, но и всего мира и морали всего человечества. Это новый постсионистский сионизм, наступающий после сионизма классического, не боится свободы и глобализации, пост-атеизма и гибкой самоидентификации, они его союзники, а не противники. Этот сионизм еще только создается, вырабатывая свои дефиниции, определяя свои средства и постепенно объединяя единомышленников.
Сегодня, после конгресса, я бы добавила еще один штрих: очень часто от имени сионизма и постсионизма в СМИ и академии выступают вовсе не эти энтузиасты и первопроходцы, а люди, вовсе не являющиеся сионистами или даже ярые антисионисты. Среди них мы видим типичных галутных евреев (даже если уже их родители родились в Рамат Авиве), которые, как и сто лет назад, стесняются своих "непрогрессивных" братьев. Сто лет назад эти "немцы" или "французы Моисеева вероисповедания" стеснялись приехавших из местечек восточноевропейских евреев, не желающих брить бороды и менять еврейские имена. Такое поведение было не комильфо и отбрасывало тень на преуспевающих банкиров и адвокатов! Сегодня эти представители "прогрессивного человечества" с лицом "еврейской национальности" пытаются уговорить израильских невеж не спорить американским паном или с Пан Ги Муном, а отречься от мечты об Обетованной Земле Иудеи и Самарии. Ведь по их мнению только из-за нас, неполиткорректно сопротивляющихся погрому поселенцев Эль Кудса и Шейх-Муваниса*, страдают они, прогрессивные и элитарные, разъезжающие по всему миру не зависимо от места своей прописки. Следует понять, что ни к сионизму, ни к постсионизму их традиционные галутные переживания отношения не имеют.
----------------
* Эль Кудс - арабское название Иерусалима.
Шейх Муванис - арабское название места, где стоит сейчас Тель-авивский университет.

(Фото автора)

Вести, 1.07.2010

  • Другие статьи Аси Энтовой


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria