Хроники Иерусалима

Моти Карпель "Революция сознания"
Часть 5. Основы новой государственности: стратегические цели

Глава 2. Войны за освобождение Израиля

Следующую задачу, возложенную на Машиаха, Рамбам определяет так: "...И будет вести войны, заповеданные Всевышним". Обычно Машиаха связывают с установлением вечного мира, а тут говорится, что он поведёт народ на войну. Мы прошли много войн в последних поколениях, и новшество тут не в самом факте войны, а в принципиально другом подходе к войне. Это уже не война, когда народ защищается от внешней угрозы и от вторгшихся на его территорию захватчиков, и не война, когда не понятно, почему и за что мы воюем. Это даже не война за расширение границ и завоевание "места под солнцем". Войны, заповеданные Всевышним, ведутся для исполнения Его заповедей и восстановления Высшей справедливости. Движут этими войнами не национальные интересы, а, если так можно выразиться, интересы Творца. Если Он полагает, что это важно и необходимо, то у этих войн есть моральное основание. Для их нравственного обоснования не существенно, будут ли это войны оборонительные, в ответ на агрессию, или войны нападения и захвата. Например, война Саддама Хусейна за свою власть в Ираке против американского нападения не может считаться справедливой, несмотря на то, что это война оборонительная. И, наоборот, американское нападение на Ирак, возможно, безнравственно, если оно служит только лишь американским интересам, а не интересам справедливости и морали, не говоря уже о высшей справедливости.
Тут возникает вопрос: неужели война может быть самоцелью? Неужели одной из целей Геулы является война? Для нашего современного сознания совершенно ясно, что война - это только средство, к которому обращаются, когда нет другого выхода, и что необходимо всеми доступными средствами предотвращать войны. Мы привыкли к понятию "вынужденная война" и к тому, что справедливые войны ведутся только с целью привести к миру (как, например, война с названием "Мир Галилее").
И в этом вопросе наше сегодняшнее "израильское" сознание далеко от подхода классических источников иудаизма. В Торе есть понятие "заповеданная война"; есть случаи, когда мы обязаны начать войну, даже если на нас не нападали, если это не оборонительная война, и у нас, на первый взгляд, есть другой выход. Такие войны называются по Рамбаму войнами, заповеданными Всевышним освободительные войны по инициативе израильского руководства .
Тем, кто полностью находится в плену современной концепции о том, что любая военная инициатива не моральна, мы рекомендуем вернуться во времени не более чем на одно-два поколения. Можно поспорить, началась ли Война за независимость 1948 года по нашей инициативе или была навязана нам вторжением арабских армий на территорию Израиля. Однако бесспорно, что борьба еврейских подпольных организаций в 40-е годы против англичан была инициирована ими как освободительная борьба. Кстати, именно эту борьбу следовало бы назвать Войной за Независимость. Бен-Гурион присвоил это название войне 1948 года. Либо он хотел этим скрыть тот факт, что не он был инициатором борьбы за освобождение от британского владычества ради создания государства Израиль, либо он действительно воспринимал войну 48-ого года не как оборонительную, но как освободительную войну, не столько как реакцию на арабское вторжение, сколько как отстаивание и провозглашение еврейского права на эту землю. В тогдашних левых кругах (например, "Ахдут а-Авода") тоже было принято говорить о Войне за Независимость как о наступательной войне за освобождение земли Израиля. И если кто-то из левых ещё верит, что развязывание войны не бывает легитимно, давайте спросим его, как насчёт войн, начатых другими народами за своё национальное освобождение? Скажем, война так называемого "палестинского народа"?
Итак, есть войны "заповеданные", на которые нас посылает моральный императив. Теперь нужно понять, какие именно войны мы так называем.
В третьей части этой книги, в главе "Земля Израиля", было отмечено, что эта земля для нас не родина, а предназначение. Это место, которое выбрал для нас Творец, чтобы здесь мы смогли выполнить нашу миссию как народ. Поэтому наше отношение к Эрец Исраэль основано не на нашем праве на неё, а на наших обязанностях по отношению к Всевышнему, к самим себе и ко всему человечеству.
У Рамбама не упомянута заповедь завоевания Земли Израиля, и многие комментаторы спорили и продолжают спорить об этом. Обратимся к Рамбану, который жил на сто лет позже Рамбама, чтобы определить понятие завоевание земли и распространение на нее израильского суверенитета. Рамбан пишет в своих комментариях к "Книге заповедей" Рамбама: "Четвёртая заповедь, данная нам Всевышним, унаследовать землю, которую Он дал праотцам нашим Аврааму, Ицхаку и Яакову, и мы не отдадим её другим народам и не позволим, чтобы она была ничейной. В Торе написано: "И овладейте землёю, и поселитесь на ней, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Бамидбар 33,53). Рамбан добавляет: "Не отдадим землю никому никогда, ни в одном из поколений. . . Это повелевающая заповедь, т.е. каждый из нас обязан соблюдать эту заповедь всегда, даже во время галута".
Из этих высказываний Рамбана можно понять, что Рамбам называет «войнами, заповеданными Всевышним» именно войны за освобождение Эрец Исраэль. Чтобы создать государство на Земле Израиля, её прежде всего надо освободить. Рамбам говорит о войнах, заповеданных Всевышним, в процессе Геулы, и мы понимаем, что речь идёт о войнах за освобождение нашей земли.
Нам могут возразить, что земля Израиля будет преподнесена нам «на блюдечке» другими народами и что это будет подарком свыше в тот момент, когда мы будем готовы духовно. Таково мнение группы Нетурей Карта и других ультраортодоксов. На это у нас есть три возражения: во-первых, если это так, то что такое войны заповеданные Всевышним, которые по Рамбаму должен вести Машиах? Во-вторых, освобождение земли - это исторический процесс, происходящий в рамках истории и по её законам, и тут не следует полагаться на чудеса и подарки небес. И, в-третьих, чётко видно, что в наших поколениях земля Израиля достаётся еврейскому народу не по желанию других народов. Мы не считаем, в отличие от ультраортодоксов, что это свидетельствует о провале дела сионизма. С главной инициативой сионизма - возвращением народа на Землю Израиля мы согласны, мы рады продолжать его осуществление, и то, что это сопровождается войнами, кажется нам понятным, естественным, логичным и совпадающим с подходом Торы в этом вопросе.
Мы уже упоминали одну особую историческую закономерность, по которой арабы своей агрессией как бы заставляют нас освобождать нашу страну. В результате в будущем это приведёт нас к обещанным в Торе границам. Мы превратимся в региональную сверхдержаву Ближнего Востока, и всем окружающим станет ясно, что не имеет смысла пытаться изгнать нас из Эрец Исраэль. Руководство эмуни, в отличие от исторического сионистского, осознаёт настоящие национальные цели и задачи, и поэтому оно видит в освобождении земли стратегическую цель. Вопрос о точных границах, обещанных Торой, - вопрос для мудрецов Торы, это вопрос галахический. В нашем поколении им начали заниматься, но он ещё не решён окончательно.
На этом этапе можно сформулировать вторую стратегическую цель еврейского руководства: оно возглавит войну за освобождение всей Эрец Исраэль.