Профессор Мордехай Авиам издал книгу "Мисгав", в которой он пытается обелить предательство Иосифа Флавиуса - он же Иосэф Бен Матитьяху. Как известно, Бен Матитьяху был командующим повстанческих войск в Галилее во время восстании 68-70 г.г. против Рима.
В целом эта книга - политизация истории. Сам профессор вполне обоснованно пишет на эту тему - он нашел и раскопал Юдфат - крепость, которую оборонял и сдал римлянам Флавиус. По книге Флавиюс пишет, что защитники Юдфата решили покончить собой, но не сдаться легионероам. (Кстати, легионеры были не римляне, а немецкие наемники и даки-румыны). Последним должен был покончить с собой Иосэф Бен Матитьяху - командир. Но вместо этого, он передумал и сдался легионерам, став Иосэфусом Флавием.
Профессор Авиам оправдывает это предательство – так как по его словам, это дало возможность предателю написать несколько книг по истории восстания.
Не велика заслуга! Книга Флавиуса сохранилась в подвалах Ватикана и стала достоянием историков только в 19 веке. А уж еврейский народ знал обо всем том, что написал ренегат из Талмуда. Так что с этой точки зрения заслуги Флавиуса перед наукой сомнительные и уж ни как не оправдывают его предательство.
Наш ученый профессор утверждает в своей книге, что он не делает идеологизации из этой истории. Но на самом деле - ох, как делает.
Он пишет, что вот Флавиус сдался, осознав бесплодность сопротивления Риму, - и ничего с ним не случилось. Остался жив, хотя римляне могли повесить его на кресте, как командующего силами восставших в Галилее.
Более того, он продолжает: если бы не восставшие фанатики, то и Храм не был бы разрушен.
Римляне, по его словам, отличались веротерпимостью и не стали бы разрушать Храм. Так же, как они не тронули языческие капище в захваченных районах мира. Из этого следует обличение "кицоним" (фанатиков), из за которых произошла вся заварушка.
А теперь факты. Восстание 68 года началось из за карательной фискальной политики Рима. Отряды Флоруса вступили в Иерусалим и начали грабить еврейское население. Эта разбойная политика властей касалась не только Иерусалима.
Из Мишны известно: легионеры отбирали земляные угодия у евреев , что привело к обнищанию населения.
Рим занимался колонизацией Иудеи. Для это цели был построен город Кейсария, в которым жили только неевреи. Таким образом, Кейсария была центром рассадника римско-эллинской культуры. Это насильственный процесс ассимиляции и колонизации продолжался к тому времени уже 100 лет. Духовная ассимиляция зашла так далеко, что даже высшие священники были эллинистами. Должность Главного Коэна покупалась за деньги. Когда Первосвященник заходил в Святую Святых в Судный День, к его ноге привязывали веревку, так как зачастую из-за неправедности "Главного Святого" Божья Кара настигала его и там он умирал. Его вытаскивали из святилища за привязанную веревку.
Флавиюс принадлежал как раз к этой эллинизированной аристократии. Он учился в Риме и был заправским гражданином Рима. Как же он оказался командующим антиримского восстания в Галилее?
В период осады Иерусалима там было создана партия МИРА, которая вела двурушническую политику. Это было сделано для того, чтобы заручившись поддержкой восставших, вести у них за спиной переговоры с римскими войсками о сдаче города. Именно это "правительство мира" и послало Иосэфа Бен Матитиьяху в Галилею.
Профессор хайфского университета Иоханан Леви убедительно показал в своем исследование, что секретная миссия Иосэфа, по замыслу "правительства мира", была в разложении сил восставших в Галилее, которые представляли опасность для римских легионов. Флавиюс успешно выполнил поставленную перед ним задачу, приведя к падению защитников Галилеи. Так что падение Юдфата было не случайным поражением, а намеренной провокацией "правительства мира" и ее ставленника, Флавиюса.
Таким образом вся теория ученого профессора Авиама рушится. Возможно, в археологии он дока, но в промывании мозгов слабоват.
Действительно, восстание против Рима было продиктовано неприятием патриотами колонизации Рима. Это было восстанием еврейских националистов и "еврейских религиозных фанатиков" против чуждой им цивилизации.
Если бы политика эллинизированной знати победила, возможно, иерусалимский Храм и сохранился в качестве одного из прозябающих святилищ и религии, которая постепенно растворилась бы в море эллинизированного мира. Ни от еврейского народа, ни от еврейской веры, ничего бы не осталось - то, что произошло с другими покоренными Римом провинциями.
Мощное восстание вынудило Рим воевать и покорить нас материально, но сохранило нас как борющуюся непокорённую Веру.
Антиподом ренегата Флавиюся является Рабби Иегуда аНаси, который после разрушения Храма стал собирать и систематизировать практические указания Торы - Мишну. Именно Мишна, а потом выросшая из нее Гемара, стали портативной Родиной израильского народа, которая довела нас до возрождения Государственности. Действительно Книга Книг по сравнению с исторической беллетристикой римского квислинга.
ФБ, 10.2022
Йосеф Менделевич - доктор исторических наук и раввин, преподаватель ешивы «Махон Меир». В прошлом "узник Сиона", диссидент и борец за права человека в СССР.