Под большой мечетью города Газа, воздвигнутой на месте более ранней христианской церкви, французские археологи 19 века нашли еще более древнюю, чем церковь, колонну с выгравированными изображениями меноры, шофара, лулава и этрога, под которыми на иврите и на греческом языке указывалось, кто преподнёс этот дар: «Ханания бен Яаков».
Большинство исследователей пришли к выводу, что вышеупомянутая колонна была в своё время привезена в Газу для повторного использования при возведении христианской церкви. Однако, наряду с этим, существует также мнение, что эта самая колонна установлена в этом месте, потому что именно здесь находилась древняя еврейская синагога, на месте которой позднее была построена церковь крестоносцев, ну, а после этого - мусульманская мечеть.
В Еврейском университете в Иерусалиме хранится обломок древнего мрамора, который тоже был найден недалеко от города Газа. На этом мраморном обломке также выгравирована менора, лулав и шофар. Предполагается, что это останки украшений ковчега синагоги (арон акодеш ), построенной в Газе во втором веке новой эры. Израильский краевед Зеев (Жабо) Эрлих, занимавшийся до размежевания 2004 года исследованиями древних еврейских поселений в Гуш Катиф и секторе Газа, в своей статье «Синагоги Талмудической Газы» настаивает на том, что в Газе было по крайней мере две старинные синагоги: одна в самом центре города, а другая - на берегу моря к югу от Площади Рыбаков по пути в Шейх Аджалин (Sheikh Ijlin – южный приморский пригород города Газы).
Древняя синагога в центре города Газа была разрушена после наполеоновского завоевания (24 февраля 1799 года), а Ибрагим-паша, сын, соправитель и преемник Мухаммеда Али, паши Египта, в 1835 году построил из камней разрушенной синагоги Газы цитадель Ашкелона. А вот двери этой древней синагоги Газы, сделанные из платанового дерева (эц шикма ), были тогда же отправлены и установлены в синагоге Хеврона. Однако, после еврейского погрома и еврейских убийств, устроенных арабами в Хевроне и других городах Подмандатной Палестины в 1929 году, эти древние исторические двери исчезли из Хевронской синагоги навсегда!
В этой же древней синагоге Газы был тот самый великолепный мозаичный пол с изображениями фигур различных африканских животных и царя Давида в образе Орфея, играющего на арфе, о которых я уже рассказывала в своём прошлом посте. Интересная деталь: когда синагога была найдена египтянами в середине 60-х годов, то египтяне попытались утверждать, что это всего лишь пол церкви периода крестоносцев (и это несмотря на то, что на мозаике были найдены надписи на иврите!). Однако, за период исследований с 1967 по 1988 годы (от победы в Шестидневной войне и до первой палестинской интифады) израильские археологи-исследователи сумели всемирно доказать, что это место использовалось как синагога, обращенная в сторону Иерусалима, задолго до возведения христианской церкви.
Еще одна интересная деталь: Северный Негев, тот самый район, который волею ракетных обстрелов был переименован Службой тыла 10 лет назад в Отеф Аза и куда 7/10/2023 сумели прорваться террористы Хамаса. Именно в Северном Негеве еще в конце 50-х годов прошлого столетия (а это, примерно, за десять лет до присоединения Сектора Газы к Израилю по итогам Шестидневной войны; за 45 лет до одностороннего размежевания Израиля от Сектора Газы и почти за 70 лет до нынешних трагических событий Кровавой субботы Симхат Тора) израильские археологи раскопали три удивительно похожих мозаичных пола: в Хурват Маон, возле кибуца Нирим, в Хирбэ Нахаль Бсор и возле киббуца Бээри. Израильский журналист и краевед Хагай Губерман высказал на этот счёт предположение, что в древней Газе всегда проживали мастера, которые возводили мозаичные полы на заказ как для евреев, так и для христиан.
Известно, что во второй половине 15 века (т. е. более пятисот лет назад) итальянский раввин Мешулам Бен Менахем из Вольтерры (это возле Пизы) совершил путешествие в Эрец Исраэль, во время которого он побывал и в Газе. В 1481 году этот раввин опубликовал книгу «Путешествие Мешулама из Вольтерры в Эрец Исраэль» (сегодня оригинал этой книги хранится в Библиотеке Медичи Лауренциана во Флоренции). Описывая город Газу, Мешулам Бен Менахем сообщает: «Земля хорошая и плодородная, и плоды ее отборны. Там есть хлеб и вино, которые производят только евреи. Население большое. Там проживает около 70 еврейских семей, а также четыре семьи самаритян». Далее он описывает, что евреи живут в верхней части города: «во главе города (находится) [район] Иудика, а в ней - дом Далилы, и тут же жил Самсон-герой», до того, как разрушил своей силой и мощью это место. Мешулам Бен Менахем утверждал в своей книге, что он очень растрогался от сознания того, что видит двор того самого места, где и произошли легендарные события, описанные в ТАНАХе. Я, лично, слабо верю, что он увидел именно это место. Но знаменателен факт того, что и в 15 веке н. э. в том же районе города Газы, что и в танахические времена, проживали евреи. Местное арабское население называло этот район Ард Аль Ягуд – «Еврейская земля» - традиционное название еврейских районов в Палестине, с древних времён и вплоть до создания Государства Израиль.
Именно на месте старинного еврейского района, высоко над всем городом, сегодня возвышается католическая церковь Святого Семейства, единственная в Газе христианская церковь. Очень странным образом молитвы в этой церкви направлены на запад, явление, которому нет равных ни в Израиле, ни в мире. Не менее интересным является тот факт, что эта церковь была воздвигнута в 1974 году, т. е. в период израильского правления в Газе. Хотя в этот период в христианском мире всё время муссировались фейки о том, что израильтяне повсеместно разрушают христианские церкви и храмы.
Но вернёмся к месту предполагаемой древней синагоги города Газы, над которым и сейчас возвышается Большая мечеть. После победы в Шестидневной войне во дворе мечети были обнаружены фрагменты решеток, на одной из которых имеется надпись на греческом языке, гласящая: «Мир Иакову бен Елиазару и сыновьям его, благодарящим Б-га за святость места». А на фрагменте столба, который был найден там же, начертано: «Ангел, который избавит меня от всяческого зла, позволит мне взойти в Иерусалим». Эта надпись, по мнению специалистов, выражала стремление евреев города Газы совершать паломничество в Иерусалим в три паломнических праздника (Шлошет А Регалим), так как в другие периоды года им не удавалось это воплотить. Историк Ицхак Бен Цви, в последствии занимавший пост второго Президента Государства Израиль, пытался выкупить эту колонну у христианских священников еще в начале Британского Мандата в Палестине, но те, якобы, отказались её продавать. И только после вмешательства английского консула они согласились на продажу. Цви Гиршфельд, основатель Хават Рухама - первого еврейского ишува в Негеве, должен был доставить эту колонну из Газы в Иерусалим и передать Ицхаку Бен Цви, но случилось непредвиденное: Гиршфельд заболел брюшным тифом, свирепствовавшим тогда в уже подмандатной Палестине, и скоропостижно скончался. А потому эту колонну установили в качестве памятника на его могиле в Ришон-Ле Ционе, добавив к старинной надписи всё, что полагается выгравировать на еврейской могильной плите.
По некоторым другим обломкам мрамора, которые были найдены в 70-е годы прошлого столетия во дворе мечети и на которых была изображен семисвечник менора, израильские археологи пришли к выводу, что, вероятнее всего, в этом месте с конца XV ??по XIX век располагалась синагога.
Согласно исследованиям краеведа Зеева Эрлиха, в городе Газа, начиная с периода начала Британского Мандата и по 80-е годы прошлого столетия были обнаружены следующие предметы, подтверждающие постоянство еврейского присутствия в Газе:
- Колонна «Ханания бен-Яаков», установленная в Большой мечети города.
- Колонна «Ангел-спаситель», установленная на могиле Цви Хиршфельда в Ришон-ле-Ционе.
- Имеются свидетельства того, что из Газы на территорию Эрец Исраэль были переправлены дополнительные мраморные колонны из синагоги.
На всех этих колоннах имелись надписи древнееврейскими буквами, в колонне, установленной в мечети – также надпись на арамейском, а на колонне, использованной как могильный памятник на кладбище Ришон Ле Циона имеется и добавление надписи и на иврите.
По описаниям и фотографиям, сделанным израильскими специалистами до середины 80-х годов прошлого столетия, понятно, что колонна «Ханания бен-Яаков», находившаяся в Большой мечети в Газе, отличалась от колонны «Ангел-спаситель», привезенной из Газы на кладбище в Ришон-ле-Цион. Увы, колонна в Большой мечети подверглась вандализму, вероятнее всего, во время первой палестинской интифады 1988 года.
Что же касается второй синагоги Газы – приморской, то она, по мнению специалистов, была гораздо крупнее центральной синагоги и, будучи расположенной на Юге Эрец Исраэль, обладала такой же «паломнической аурой», какую имела Тверия, расположенная на Севере. Имеются письменные свидетельства и записи рассказов очевидцев, что были такие годы, когда евреи из арабских стран, которые не могли совершить вовремя паломничество восхождения в Иерусалим в период трех паломнических праздников, добирались именно до приморской синагоги Газы и здесь совершали паломнические обряды. В Энциклопедии Краеведения Эрец Исраэль, изданной под редакцией профессора Зеэва Вильнаи в 50-е – 70-е годы 20 столетия, приведен план Большой Мечети в Газе, включая указание на историческое расположение колонны с надписью «Ханания Бен-Яаков» и изображениями меноры, шофара, лулава и этрога.
Израильские политики и часть израильского общества решили в 2004 году, что Газа отныне не еврейская земля. Так было совершенo одностороннее размежевание от палестинской Газы и с корнем вырваны поселения Гуш Катифа. А также преданы официальному забвению археологические исследования и материальные находки не прекращавшегося с библейских времён еврейского присутствия в Газе. И всё это в надежде на мир и ради отсутствия еврейских жертв, как среди гражданского населения, так и среди военнослужащих.
Последствия такого решения мы, израильтяне, испытываем воочию в последние 13 лет, а кульминацией стала нынешняя полномасштабная война с ХАМАСом за наше право жить в Государстве Израиль. Но всё это – сиюминутная политика.
В очень редкие времена Газа была свободна от еврейского присутствия, и то это отсутствие евреев всегда заканчивалось для Газы разрухой (это тема для отдельной статьи). И, как видно, такое или иное присутствие евреев в ней всё равно понадобится. А потому, надо знать правду о древней еврейской истории Газы, помнить её, и передавать эту историю нашим детям, внукам и будущим поколениям.
"И РАССКАЖИ СЫНУ СВОЕМУ!"
(в статье использованы материалы публикации Исраэля Шапира в "Кикар Шабат" 09/11/2023)
ФБ Рины Вассерман, 11.2023