Арэль Сегаль

О книге Маккавеев при повторном чтении

Ханука воплощает радость огромной победы. И все же праздник Пурим – с постом галута – преуспевает получить первенство

Ханука – мой любимый праздник. Так, с вашего разрешения, немного буквоедства. Будучи детьми, мы пели в детском саду "Хава нарима" (давайте поднимем). Официальное название этой песни - "Праздник победы", автор слов Левир-Кипнис. "Хава нарима нес ве-авука, яхад по нашира шир а-Ханука. Маккабим анахну, диглену рам, нахон, бе-яваним нилхамну ве-лану ницахон. Перах эль перах зер гадоль нишзор ле-рош а-менацеах Маккаби гибор" (давайте поднимем знамя и факел, вместе споем песню Хануки. Мы Маккавеи, наше знамя поднято высоко, мы воевали с греками и победа на нашей стороне. Цветок к цветку сплетем большой венок на голову победителя – героя Маккавея).

Кипнис написал стихи в 1936г., но мелодия гораздо старше. Музыка Георга Фридриха Генриха – немецкого композитора, жившего в Лондоне и написавшего ораторию "Йегуда Маккавей" в 1746г. в честь победы англичан над восставшими католиками, сторонниками претендента на пост короля Якова в Шотландии. Это ода принцу Уильяму, герцогу из Кемберленда, после победы в битве Калоден – последнему сражению на Британских островах.

Либретто оратории написал священник Томас Морель на основе 1-й книги Маккавеев. Вы спросите – и справедливо – какая связь между Йегудой Маккавеем, книгой Маккавеев и победой англичан над шотландцами? Очень простая. Йегуда Маккавей и Хашмонаим (Хасмонеи) воспринимаются как символ стойкости против иноземного захватчика. Хасмонеи – немногочисленные против многочисленных – восстали, воевали, победили, достигли автономии, затем независимого государства под их властью в течение 103 лет.

Хасмонеи заключали союз с римской республикой и Спартой против селевкидов. Царь Спарты Ареус писал первосвященнику Хоние: "Это письмо о спартанцах и иудеях, братьях из семени Авраама". Конец правления Хасмонеев был печальным, но по большому счету они являются – и справедливо – вечным образцом вдохновения для народов.

1-я книга Маккавеев (называемая также 1-й книгой Хасмонеев) является одной из "внешних" книг ТАНАХа. 16 глав описывают восстание Хасмонеев против Селевкидского царства и укрепление государства Хасмонеев. Книга является важным историческим источником. Иосиф Флавий основывает на ней свою книгу "Еврейские древности". 1-я книга Маккавеев написана на иврите вскоре после восстания Хасмонеев, написана автором, который не только хорошо знал события и места их происшествия, но и, видно, принимал участие в боях.

Источник на иврите был утерян – общепринятое объяснение заключается в том, что еврейские тексты были уничтожены римлянами вследствие еврейских восстаний в 1-м и 2-м веках н.э. (Большое восстание – иудейская война 66-73 годы, Восстание евреев в диаспоре 115-117 годы и Восстание Бар-Кохбы 132-135 годы). Римляне опасались, что история Маккавеев послужит вдохновением для последующих еврейских повстанцев. К нашему счастью, книга уцелела, потому что была переведена на греческий язык. Книга не просто уцелела, но и стала у христиан частью церковного канона, считается одной из апокрифических книг Ветхого завета.

Странно, не так ли? Маккавеи были евреями, коэнами из города Модиин. До сегодняшнего дня мы 8 дней празднуем их победу и очищение Храма. Почему христиане освятили книгу Маккавеев, а мы сделали ее "внешней" книгой ТАНАХа, написание которого было завершено примерно в 100 г. н.э.? То есть тогда Книга Маккавеев еще была на иврите. Ханука и Пурим – это два праздника, не фигурирующие в Торе, они установлены нашими мудрецами. Но Мегилат Эстер включена в ТАНАХический канон, а Книга Маккавеев нет.

Для первых христиан (преследуемых римлянами, а потом византийцами) для книг Маккавеев было почетное место. Эти книги являются образцом доблести и верности вере вплоть до самопожертвования, "мартириум" (освящение веры). В их глазах, если бы не Маккавеи, но евреи растворились бы среди гоев, а следовательно христианство не возникло бы. Именно это вдохновило композитора Генделя. Маккавеи сражались за свою веру и спасли историю от ее самой. С точки зрения христиан, если бы не Маккавеи, то не было бы Ешу.

По сравнению с восхищением и поклонением со стороны христиан, отношение наших мудрецов к Маккавеям более сложное. Их упоминание в книгах наших мудрецов относительно невелико по сравнению с их огромными делами и их важностью. Преднамеренно ли? У истории своя ирония. Хасмонеи, воевавшие против митъявним, со временем превратились в лидеров саддукеев против прушим – первых ХАЗАЛь (хахмейну зихронам ли-враха). Хасмонеи огречелись и присвоили себе и пост первосвященника, и пост царя, который принадлежал колену Йегуды.

Это происходит всегда. Босоногий бунтовщик-идеалист превращается в богатого деспота. Когда Жан-Батист Бернадотт участвовал во Французской революции, он сделал себе татуировку на руке "Mort aux rois" (смерть королям) – эта татуировка доставляла ему некоторое смущение на более позднем этапе его жизни, когда сам стал шведским королем Карлом 14-м.

Другое объяснение, с которым я склонен согласиться, утверждает, что книга Маккавеев не была включена во внутреннюю часть ТАНАХа из опасения мудрецов, что послужит опасным вдохновением в период после Большого восстания и огромной кровавой цены вследствие этого восстания. Мудрецы хотели охладить националистический пыл.

1-я книга Маккавеев является почти противоположностью Мегилат Эстер. Если Мегилат и Пурим – это своего рода легитимация жизни в галуте, включая наложницу в царском дворце, которая меняет историю в стиле Паскаля ("если бы нос Клеопатры был немного короче, то история была бы другой") – то Книга Маккавеев – это Мегилат Ацмаут (независимости).

Есть еще связь между Ханукой и Пуримом, которая усиливает это объяснение. Как известно, в 13 день месяца Адар мы отмечаем таанит Эстер (пост Эстер), предваряющий Пурим. Но, согласно Мегиле, пост был в середине месяца Нисан. Таанит Эстер упоминается впервые в 750г. и массово стал отмечаться евреями только в 12-м веке. Но обратите внимание на твист истории: первоначально 13 Адара – это день радости, упоминаемый в Мегилат Таанит как день, в который запрещено поститься. Первоначально 13 Адара – это праздник победы Йегуды Маккавея над армией грека Никанора в 161г. до н.э. 7-е сражение в период восстания Хасмонеев. 3 тысячи евреев победили 9 тысяч греков.

"Евреи захватили трофеи и отрезали голову и правую руку Никанора, привезли голову и руку в Иерусалим и повесили. Народ очень радовался и сделали этот день днем большой радости, и постановили праздновать каждый год – 13 Адара", - рассказывает нам 1-я Книга Маккавеев.

Пурим раздавил Хануку. Праздник галута отодвинул праздник независимости Хасмонеев. Галутный пост отодвинул день радости огромной победы восставшего народа над Селевкидской империей.

Пришло время вернуть Книгу Маккавеев евреям. Тот, факт, что большинство выпускников школ даже не слышали о ней, - позор.

"Мы ни чужой земли не брали, ни господствовали над чужим, но владеем наследием отцов наших, которое враги наши в одно время неправедно присвоили себе. Мы же, улучив время, опять возвратили себе наследие отцов наших" (Шимон, 1 Книга Маккавеев, 15).

Перевод Якова Халфина, МАОФ

12.2021





    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria