Белла Слуцкин

Когда настоящий День памяти Катастрофы?

Надо внести ясность относительно Дня памяти Катастрофы и героизма. Примерно с 1946 года ( по другим источникам с 1948) главным раввинатом был установлен День памяти Катастрофы 10 тевета (Десятое тевета — день траура и поста в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором II в 588 г. до н. э. , после которой 9 ава был сожжён Иерусалимский Храм и началось вавилонское изгнание. На этот же день выпадают и другие несчастья из истории еврейского народа). День, когда народ Израиля в 6 веке до нашей эры оказался на вершине очень крутого спуска День-трагедия.

Но в 1951 году представители левого движения "Ашомер ацаир" ("Юный страж") и крайне левой партии Мапам решили внести предложение об установлении иного дня памяти. Так, чтоб память об этой трагедии отмечалась отдельно. С акцентом на мужество, а не на жертвы. Того требовал новый эпос- "свободный израильтянин " в противоположность галутному , беззащитному еврею. Ими была выбрана дата - 19 апреля. День восстания в Варшавском гетто.

Но поскольку дни памяти принято устанавливать по еврейским датам, возникла проблема. Дело в том, что 19 апреля 1943 года , когда началось восстание в Варшавском гетто. , выпадало на 14 нисана - день, когда начинается Песах. Левые, впрочем, были готовы на это. Но натолкнулись на сопротивление других партии. Устанавливать день памяти в эрев хаг - день, когда вечером начинается праздник- не представлялось возможным. По понятным для всех причинам. Люди бы его просто не приняли. А как же подготовка к вечерней праздничной трапезе - седеру? Как можно остановить транспорт? Да и в сознании народа вряд ли бы новый день вытолкнул праздник Песах. Религиозные партии и раббанут были категорически против любой даты в месяце Нисан. В Месяц Избавления запрещен эспед (оплакивание). К тому же уже тогда существовал День памяти Холокоста, установленный раббанутом - 10 тевета.

19 апреля сомнительная дата еще и потому, что 20 апреля день рождения Адольфа Гитлера. Движение "Мизрахи" настаивало на 10 тевета. Но дата была выбрана. Если не 14 нисана, то 27. Как раз после Песаха и за неделю до Дня Независимости. Символично и обслуживает израильский идеал "иуди алохем" (сражающийся еврей) . Положение, когда в стране 2 дня памяти: и 10 тевета, и 27 нисана, никого не устраивало . Согласиться на день слез в месяце нисан раббанут не мог. День 10 тевета не подходил левым. Слишком уж он связывал образ вольного израильтянина с галутным религиозным прошлым. И началось бодание. Каждый год от раббанута требовали присоединиться.

В 1953 году был принят закон о Дне памяти и учрежден музей Катастрофы "Яд вашем". Последний же не оставлял попыток получить от раббанута признание 27 нисана как дня памяти. В 1956 году управление "Яд вашем" посылает просьбу на имя главных раввинов установить в субботу перед 27 нисана поминальную молитву в синагогах. И обязать раввинов в субботней проповеди объяснить важность этого дня. Просьба осталась без ответа.

В 1957 году директор "Яд вашем" встречается с главными раввинами, равом Герцогом и равом Нисимом, и просит их о том же. Плюс приглашает одного из них принять участие в церемонии поминовения. Приглашение они приняли при условии, что будут соблюдаться религиозные ограничения . Но поминальная молитва Изкор установлена не была.

В 1958 году история повторяется. Раббанут принимает решение проводить в городах церемонию поминовения. Без молитвы Изкор и без покаянной молитвы Таханун.

В 1962 году управление "Яд вашем" обращается в раббанут с просьбой составить отдельные молитвы для этого дня. Официально такой сидур (молитвенник) создан не был. Но рав Унтерман откликнулся на просьбу и в синагогах Тель Авива в том году их читали.

В 1963 году к двадцатилетию восстания в варшавском гетто вновь в раббанут поступила просьба распорядиться во всех синагогах читать поминальные молитвы. С целью " укоренить память об этом дне в сознании евреев Израиля и рассеяния".

В 1969 году руководитель "Яд вашем" написал, что укоренить обычай можно лишь так, как того требует традиция: в семье. Как семейный седер (общая торжественная трапеза). Или как окончание поста 9 ава в семье (обратите внимание. 1969 год. Еще всем ясно, что окончание поста 9 ава - это семейный обычай, как и пасхальный седер). И просит у раббанута установить зажигание поминальной свечи. Этот обычай укоренен не был.

В 1971 году просьба повторяется. Рав Унтерман рассылает письма с указанием проводить уроки в этот день. Учить мишну. Читать псалмы. Но не устанавливать поминальных молитв.

В 1973 году рав Горен и рав Овадья решают что можно говорить молитву Изкор. Но нельзя Таханун.

В 1991 году рав Мордехай Элиягу пишет, что 10 тевета - день общего кадиша. И это по прежнему День памяти. Но поскольку народом уже принят 27 нисана как День памяти, следует относиться к нему с пониманием и уважением. Хотя всякий эспед (оплакивание) запрещен.

Практически по всем мнениям можно стоять при сирене. Не опасаясь " чужих обычаев".

И не следует себя отделять от клаль Исраэль (общины Израиля). Решили, так решили.

И когда телевизор вам опять покажет "злых досов", которые осмеливаются не стоять на сирене, не рвите рубаху на груди. Никакую память о Холокосте они не позорят. Ну не нравится им предложение партии "Ашомер ацаир". Они ж не требуют от вас поститься 9 ава. Кому то создание нового эпоса важно . Вот как "Яд вашем", которые сделали все, чтоб получить на это печать раббанута. А кому-то и старый по нраву.

Блог ФБ Иван Калита, 4.2020

Другие статьи про Катастрофу



    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria