Меир Брук

Геула, история Иосифа и современные парадоксальные политики

Один из парадоксов эпохи геулы - это отсутствие готовых рецептов и знакомых сценариев для истории социума.

Поэтому, когда геула раскрывается в нашей жизни - почти все наблюдатели впадают в конфуз, пытаясь “натянуть” старые схемы на новые реалии. И что еще более парадоксально, что в эпоху “постправды” любая правдоподобная теория занимает “сцену” не потому что она отражает истину, а потому что она имеет более агрессивных “проповедников”. И поэтому спорить с оппонентами бесполезно, так как каждая “постправда” окутывается “кольчугой”/”коконом” и не уходит со сцены независимо от того что происходит в мире.

Но тем не менее есть один очень важный ключ, с помощью которого можно пролить свет на нынешние парадоксальные сюжеты. Это вечная книга - Тора, которая становится все более актуальной в наше турбулентное время. Но сразу предупрежу, Тора - как любой острый инструмент может быть использована и теневыми силами. Даже в безбожном Совке были популярны “обрезанные” библейские цитаты типа: “Не хлебом единым”. Совок использовал эту фразу, чтобы успокоить голодную паству, предлагая им вместо хлеба разные обещания светлого будущего и другие продукты Агитпропа. На самом деле в необрезанном виде эта фраза (Дварим 8:2-3) далее говорила о Б-ге “Не хлебом единым жив человек, но всем что исходит из Уст Б-га…” Но эта вресия уже совсем не нужна была агитаторам советского разлива.

Итак, предупредив, что использовать Тору надо “с чистыми руками”, мы хотим понять - что же Тора может дать нам, современным наблюдателям “мира сего”. Говорят наши мудрецы, что “сторителлинг” (расскзывание историй, мифов, басен) - это один из самых эффективных путей донести идею до аудитории. И схемотехника сюжетов Торы - дает нам в руки ключи к пониманию парадоксов мироздания.

Сейчас согласно еврейскому календарю, мы начинаем изучать историю Йосефа - любимого своим папой Яаковом и ненавидимого своими братьями (другими сыновьями Яакова). Анализ этой истории жизненно важен нам, чтобы мы смогли разобраться в окружающем мире.

Три года назад в Америке произошел весьма неожиданный феномен. Пришедший к власти Президент Трамп оказался мишенью столь яростных атак со стороны многих шумных “умников”, что эта история показалась мне уж очень оригинальной. Но - история повторяется.

Пришедший к власти в Украине Зеленский - “наступил на те же грабли”. И будучи на несколько "голов" более успешным Президентом, чем все его предшественники и чем многие его коллеги в других странах - Зеленский попал под такой же обстрел как и Трамп. И хотя как личности они “слегка” разные - сценарий “артобстрела” - выглядит похожим своей одиозностью и “бескомпромиссностью”. При этом - сколько бы хороших дел не делали Трамп и Зеленский - их критики не только не готовы признать ценность этих дел, но даже почти всегда придумают “ложку дегтя в бочке меда”, чтобы не Дай Б-г - “не сменить гнев на милость” и не начать уважать заслуженного человека.

И если сначала мне это казалось иррациональным - вскоре я увидел параллель с историей Йосифа и его братьев в Торе. И эта история сразу расставила многие “точки над и”. Ведь в Торе братья Яакова - вполне добропорядочные персонажи, дети уважаемого Яакова и т.д. И тем не менее - они настолько его невзлюбили, что даже чуть не убили Йосифа, продали его в рабство и не испытывали по этому поводу (по крайней мере в начале) никаких угрызений совести. И я понял, что наши герои политического Олимпа - повторяют путь Библейского Йосифа, окруженного злобными братьями.

Но нам важно понимать не только начало истории, но ее развитие. Через некоторое время Йосиф, будучи суперталантливым, становится руководителем Египта и с помощью своего гениального плана спасает Египет в кризисное время и потом спасает всех своих братьев, которые с ужасом понимают, что они гнобили своего брата а теперь вынуждены осознать, что он спас жизнь и им и всему Египту и окружающим странам. И этот сценарий с Йосифом в Торе - это один из ключей понимания противостояния Трампа и Зеленского своим злобным оппонентам. Из этого сюжета мы постепенно вычислим множество ценных деталей.

Но сейчас я хочу сделать “прыжок” в Высшие материи. Йосиф - это не только сам по себе персонаж. Это архетип фигуры - Мошиаха бен Йосефа. Эта фигура "предварительного" Мошиаха. То-есть, сначала иудаизм разработал одноходовую схему Мошиаха. Но потом эта схема эволюционировала и превратилась в “двух-ходовку”. Сначала в мир приходит Мошиах бен Йосиф, а потом уже и Мошиах бен Давид.

Так как история - процесс многоэтапный, то в "один ход" выйти к цели нереально. Поэтому постепенно схема прихода Мошиаха - трансформировалась в "двухходовку". Первый этап - назвали Мошиах бен Йосеф. Мошиах бен Йосеф в частности подготавливает материальные основы второго этапа - Мошиаха бен Давид.

Много идей про Мошиаха бен Йосеф можно понять из истории в Торе про самого Йосефа. Мошиах бен Йосеф - это гибкий подход. Есть версия, что Мошиах бен Йосеф приходит в каждом поколении. Поэтому Любавичский Ребе - тоже промежуточный Мошиах бен Йосеф.

С Мошиахом бен Йосефом - происходят множество странных историй, конфликтов, покушений, споров и др. И эти странности - вызывают у “добропорядочных наблюдателей” когнитивный диссонанс, из-за которого они не в состоянии адекватно принять новый этап развития.

Более того - согласно мифо-дискурсу есть версия, что Мошиах бен Йосеф будет убит. (На эту версию опирается например Христианство).

Но с другой стороны, сказано, что публичное опозоривание человека - сродни его убийству (так как губит его репутацию). И поэтому мудрецы, склеивая разные части схем - говорят, что тот кто удостоится стать фигурой из категории Мошиах бен Йосеф - в нагрузку получит стройный хор очернителей, которые быдут пытаться убить репутацию нашего героя.

Еще один любопытный ход. Согласно Торе - Йосиф не злопамятный. Когда братья с ужасом узнают, что спасший их от голода всевластный визирь - это их брат, которого они гнобили по жизни - они ожидали получить по заслугам. Но Йосеф выше мелочных обид. Он не стал “пачкаться” сведением счетов. Зато братья до конца дней “не могли спать спокойно”, так как понимали что вылитая на Йосифа грязь - вернулась клеймом на их души, так как все их потуги очернения - были признаками их недалекости и упертости - двух признаков незрелости.

Какова мораль?

Если Вы уважаемый читатель - не можете отлепить себя из стройных рядов очернителей наших героев - что ж, увы - не все болезни излечимы. Даже братья Йосефа - так и остались мучаться, видя свою неправоту.

Но если Вы понимаете, что мир вошел в эпоху геулы - и Вс-вышний посылает в мир - фигуры из лагеря Мошиаха бен Йосефа (кстати таких фигур более чем одна) - лучше признать и увидеть признаки геулы и войти в новый этап.

Нападки на Трампа и Зеленского - это рецидивы галутного мышления. Как мы уже писали, с началом прихода геулы - галутная тень остервенело цепляется за умы тех, кого она может заразить своими тене-щупальцами. Мне грустно понимать, что те, кто очерняя наших героев - прибивается к тене-стае - останутся в ментальном галуте и не смогут включить в себе свет геулы, если не сделают тшуву (тшува - с иврита исправление/раскаяние).

Тора в своем сюжете про Йосефа оптимистична. Йосиф не злопамятен, он не мстит своим оппонентам, но дает им пропитание и даже разрешает им пользоваться благами статуса брата Йосефа.

Великодушие Йосефа - который не мстит братьям - дает ему двойной выигрыш. Он добивается успеха во внешнем мире - как реформатор. И он укрепляет свой внутренний мир - отсылая обратно “гроздья гнева”, выпущенные в него недоброжелателями. А его оппоненты не умирают с голоду, получая еду из рук незлопамятного Йосефа. Но смыть осадок из своих душ - им до конца не удалось, так как после смерти Яакова они опять испугались за себя, согласно сюжету Торы.

Подведем итог.

Как я уже писал, человечество входит в начало эпохи Геулы. Эта эпоха связана с фигурами Мошиахов - бен Йосефа и бен Давида. Мошиах бен Йосеф - по определению фигура противоречивая и жертвенная, так как ему приходится быть очерненным со стороны сил недалеких и застрявших в наиболее одиозных галутных оскорблениях.

Демократы в Америке уже смирились со своим поражением, так как весь этот фарс с импичментом - показывает, что им вообще нечем крыть в мире реальности и остался только теневой мир бесплодных неудачников, которыми они сами себя сделали зациклившись на своем потоке ненависти.

Украина - страна более гибкая. Да и Зеленский гораздо более гибкая фигура, да и к тому же имеющий еврейскую голову и еврейское чувство юмора. Вообще юмор - целительный эликсир.

Если те, кто застрял в лагере оппонентов Зеленского, включат правильное чувство юмора - то они смогут стряхнуть с себя морок и начнут получать удовольствие как от жизни, так и от того, что геула уже с нами.

И еще. Одним из поводов написания этого материала стало письмо моего однофамильца и коллеги - Михаила Брука. Он предположил, что нападки на Биби Нетаньяху - это тоже вариация "смерти Мошиаха бен Йосефа". И раву Шерки эта идея понравилась.

"ФБ Меира Брука", 12.2019





TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria