Арье Вудка

Иудаизм: ключ или балласт?

В безвыходном тупике предела линеарно-количественного, плоскостно-горизонтального развития, человечеству приходится искать неожиданный, нетривиальный выход. На протяжении всей истории оно черпало из иудаизма сногсшибательные плодотворные идеи, отвергая его как комплекс. Ассимилированные евреи принимают этот подход. Другие же видят в иудаизме уникальный шанс, ключ к выходу из тупика. Но и в этом подходе нет единства. Часть верных евреев считает, что от нас не требуется ничего, кроме техничного исполнения индивидуальных заповедей. Все остальное Г-сподь Б-г устроит сам. Речь идет о гетто в двойном смысле: историческом и актуальном. Это течение является прямым продолжением вне исторического состояния евреев в изгнании. Соответственно и в актуальной жизни его адепты удовлетворяются задворками и крошками с хозяйского стола, уступая сферу практических национальных решений атеистам.
Острота отношений между светским и религиозным секторами вызвана именно тем, что такое положение становится невозможным. В силу гораздо более высокой рождаемости у религиозных, большинство школьников уже сейчас учится в религиозных заведениях ( http://www.sedmoykanal.com/news.php3?id=73610), и смена поколений создаст абсурдную ситуацию, в которой религиозное большинство в национально-государственном аспекте окажется на прицеле у чуждого ему по взглядам меньшинства!
Б-г же не хочет заменить нас у того штурвала, который Он сам вверил в человеческие руки, требуя от нас быть Его соучастниками в делах управления миром, а не спрятавшимися в гетто техническими исполнителями индивидуальных повелений. Эти заповеди создают лишь внешние - при всей их важности - рамки нашей деятельности, оставляя пустым место самой картины. Её-то и должны мы заполнить собственной жизнью и творчеством в духе Торы, буквой которой остается лишь внешняя сохраняющая рамка этой жизни. Не только светские, но и религиозные несут ответственность за то, что столько ищущих евреев не находят полнокровного содержания у себя дома. “Иудаизм” пророков и мудрецов, каббалистов и хасидов различаются, как разные стадии развития одного организма. В эмбрионе человека заложены все его этапы и возможности, однако реализация таковых не происходит по одному лишь мановению Б-жественной палочки свыше. Б-г не любит ни лентяев, ни окаменелостей. Требуется творческая активность, чтобы реализовать данные нам потенции, и именно ею измеряется качество и ценность нашей жизни на земле.
Нынешний тупиковый заскок человеческой истории невозможно вывести и направить одной лишь великой потенцией иудаизма, как ребенку мало одной технической смены лет, чтобы стать по-настоящему взрослым, а не великовозрастным никчемой.
Мы приближаемся к зажжению субботних свечей перед Седьмым тысячелетием. Компьютеризация и роботизация - это как бы подготовка тех таймеров, которые будут регулировать технические детали субботнего бытия. Мы же должны наполнить это бытие таким содержанием, которое окажется кумулятивной кульминацией всех внутренних достижений, их комплексным усвоением и переработкой. Такой живой и работающий аспект иудаизма и окажется мессианским ключом к замкнутой двери грядущего, реализацией действительно великого, но пока дремлющего потенциала еврейской идеи.

20.12.2004



  • От Адама к Храму Эссе о внутренних пружинах библейских событий и их связи с современностью.


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria