Александр Свищёв

Религия и государство

Существует ли в Израиле религиозное принуждение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить историю взаимоотношений религии и государства.
Как известно, в Великобритании религия не отделена от государства. Естественно, такое же положение существовало и в Палестине в период британского мандата. Британцы делили население не на евреев и арабов, а на десять автономных религиозных общин (мусульманская, еврейская, греко-католическая, маронитская, сирийская православная, греческая православная, армяно-грегорианская, армяно-католическая, сирийская католическая, халдейская униатская). Заметим, что в этом перечне нет друзской общины. Друзы, как ответвление шиитов, рассматривались, как часть мусульманской общины. Друзская, бехайская и, как не странно, евангелически-епископальная общины появились уже после создания государства. Правда, кроме религиозных общин, существовали ещё Еврейский Национальный Комитет и Арабский Национальный Комитет, претендовавшие на то, что представляют всех евреев и всех арабов. Но это были чисто политические организации, не имевшие должного юридического статуса. Британская администрация не мешала выборам в эти комитеты, но отказывалась признать еврейский ишув национальной единицей, так же как она не признавала арабской этнической общности. Некоторая часть евреев и арабов также не признавала своих самозванных представителей; в результате те вынуждены были применять различные, не совсем конвенциональные методы воздействия: от экономического выкручивания рук до физического устранения неугодных (убийство  Якова Де-Хаана в 1924 году или планомерный отстрел сторонников клана Нашашиби). Об убийстве Де-Хаана стоит сказать подробнее. Убит он был Хаганой, которая в то время даже не подчинялась руководству ишува. До начала 30-х годов Хагана финансировалась Гистадрутом и другой власти, кроме Гистадрута, не признавала. Частная партийная армия. Охранные отряды рабочего движения. (Как назывались охранные отряды другого пролетарского движения в стране называемой Германия, почти в тоже время, я напоминать не буду). Де-Хаана обвиняли в том, что он вёл переговоры с арабами. Уточним, отнюдь не с арабами экстремистами. Де-Хаан дважды встретился с эмиром Абдаллой. А Вейцман с кем встречался? Со старшим братом Абдаллы, Фейсалом. А с кем позднее встречалась Голда Меер? А почему никто не пытался убить Магнеса, главу Брит Шалом. Нет никаких оснований утверждать, что Де-Хаан делал арабом более щедрые предложения, чем Вейцман, Магнес или Бен-Гурион. Его убили именно потому, что он составлял конкуренцию Вейцману и Бен-Гуриону. В Палестине тогда не было законного еврейского правительства. Не было даже национальной организации, признававшейся всеми евреями. И шла борьба за власть.
Перед провозглашением государства еврейский ишув консолидировался. Агудат Исраэль выступила в 1946 году за создание государства (главный сионист и будущий президент – Хаим Вейцман, признал идею еврейского государства только после голосования в ООН, после США и СССР, хотя и раньше Англии). Взамен, руководство ишува во главе с Бен-Гурионом обязалось соблюдать статус-кво по религиозным вопросам. Без этого соглашения государство скорее всего вообще не было бы создано.
В выборах февраля 1949 года приняло участие пять религиозных партий (отделившаяся от Агудат-Исраэль Натурей Карта выборы бойкотировала). Четыре партии (Агудат Исраэль, Поалей Агудат Исраэль, Мизрахи и Ха-Поэль Ха-Мизрахи) объединились в Фронт Торы и получили 16 мандатов; партия Овед Дати во главе с Иешаягу Лейбовичем (да, да, с тем самым Лейбовичем, столько времени он у нас всех под ногами путается) пошли отдельно и провалились.
Фронт Торы вошёл в первое израильское правительство. И при этом не возникло никаких вопросов о религиозной легитимации еврейского государства. Представитель Агудат Исраэль, гурский хасид рав Меир Левин, не только подписал Декларацию Независимости, но и стал министром социального обеспечения. Медовый месяц в отношениях государства и религии. Но скоро всё закончилось.
Большевики всегда соблюдают соглашения только до момента, пока им это выгодно. И рано или поздно заключённые соглашения нарушают. Поклонник Ленина, по имени Давид Бен-Гурион, не составлял исключения.
После создания государства начала прибывать массовая алия. Для детей репатриантов была создана единая система государственных школ (для остальных граждан Израиля системы государственных школ ещё не существовала) под управлением Отдела обучения языку и усвоения культуры среди репатриантов Министерства образования и культуры. Руководил Отделом культуры Нахум Левин. И разразился скандал.
В декабре 1949 года депутат Кнессета от партии Мизрахи Давид Цви Панкес обратился с запросом к главе правительства. В запросе говорилось:
«Деятельность, проводимую в посёлках репатриантов, по самой умеренной оценке, можно назвать насилием над совестью и инквизицией против религии. Проводится разрушительная деятельность против иудаизма. Я утверждаю, что ещё не было такого принуждения и использования беспомощного положения жителей этих посёлков: их пытаются отвратить от религии и от их убеждений. Позавчера в Кнессете обсуждалась декларация против геноцида. Я заявляю с полной ответственностью, что деятельность господина Нахума Левина и его помощников – это культурный и религиозный геноцид, и если он не прекратится уже сегодня, распадётся коалиция, называемая Государством Израиль. Я представляю в данный момент весь блок религиозных партий и говорю, что мы выйдем на кровопролитную гражданскую войну, если это не прекратится немедленно …Разве кто-то дал министру образования право передать воспитание десятков тысяч детей в руки человека, занятого истреблением религии Израиля, обрезанием пейсов, экономическим давлением, угрозами лишения работы и жилищным неустройством? Я предлагаю создать комиссию по расследованию всего происходящего в этой сфере …Мы не смолчим, мы обратимся к общественному мнению – как в самом Израиле, так и в еврейских общинах стран диаспоры».
Все религиозные партии действительно были едины в своём возмущении. Даже, наиболее пробен-гурионовский и не входящий в Фронт Торы Овед Дати.
Иешаягу Лейбович:
«Я беседовал с новыми репатриантами в нескольких новых рабочих посёлках. Я был в поселениях вокруг Иерусалима, в Лифте, в Малхе, а также в поселениях Северного Шарона и в Эйн-Аяла. Как и другие коллеги. Я обнаружил, что местные руководители используют угрозы по отношению к новым поселенцам, большинство которых выходцы из восточных общин, и склоняют их к выбору определённого направления в образовании …Имеют место как нарушения и «деликатные» формы искажения и сокрытия фактов, так и грубые, брутальные средства – угрозы и меры принуждения».
Бен-Гурион противился созданию Государственной комиссии по расследованию, но дело зашло слишком далеко. После массового митинга в Нью-Йорке, организованного международным руководством Мизрахи, Бен-Гуриону пришлось отступить.
Во главе Государственной комиссии был поставлен Гад Фрумкин, единственный еврейский член  Верховного суда Палестины периода мандата. В комиссию вошли Ицхак Бен-Цви от партии Мапай – бывший организатор убийства Де-Хаана и будущий президент Израиля, Авраам Эльмалиах от фракции сефардов, рав Авраам Хаим Шааг от партии Мизрахи, рав и доктор Калман Кахана от Поалей Агудат Исраэль. Комиссия работала с 25 января до 9 мая 1950 года.
Из показаний представителя Агудат Исраэль рава Авраама Ицхака Винкельштейна Комиссии Фрумкина:
«Я был в поселении Амака около Нагарии. Там было собрано шестьдесят четыре подписи родителей, и мы получили от Агудат Исраэль разрешение на открытие школы. Мы нашли учителя из Хайфы, но директор (Йосеф Луков, назначенный движением мошавов) не разрешил ему преподавать. Мы думали, что это случилось по ошибке. Спустя несколько дней туда прибыл я с тремя учителями. Назавтра пришёл директор Луков и объявил, что он не разрешит им преподавать. Я спросил, в чём дело?! Ведь было получено разрешение от правительства, и родители детей репатриантов из Йемена просят об этом, так почему же он мешает? Я просил его, умолял его, а он мне ответил, что если я не перестану, то я кончу, как Де-Хаан. Он сказал это при свидетелях.  …Назавтра, когда йемениты послали своих детей в религиозную школу, туда ворвались директор Йосеф Луков и чиновник из магазина и силой выгнали детей на улицу. …Я просил, чтобы они перестали, но в ответ они хотели избить меня …Вечером мы начали учиться с тридцатью детьми, и в это время снаружи послышались выстрелы. Выяснилось, что они просто хотели напугать нас, чтобы прекратить изучение Торы».
Интересно, что снова всплывает фамилия Де-Хаана. Почему, ведь рав Винкельштейн не вёл переговоров с арабами? Но, видимо, Йосеф Луков тоже считал, что Де-Хаана убили совсем не за это. Интересно, что думал член Комиссии Бен-Цви выслушивая всё это?
Итоговые выводы Комиссии Фрумкина были также противоречивы, как и её состав (двое религиозных против трёх атеистов). Пункты №1 и №6 явно противоречат пункту №5. Но зато пункт №7 всё объясняет. Впрочем, судите сами.
«1. Со стороны правительства не было никакого намерения осуществлять религиозное принуждение.
(…)
  5. По поводу конкретных обвинений, выдвинутых Комиссией свидетелями, установлено:
  а) Насильственное срезание пейсов детям репатриантов было достаточно распространённой практикой, а не единичным случаем, и следует с прискорбием отметить, что министр образования и культуры был введен в заблуждение сообщением, что было всего двенадцать случаев срезания пейсов и все они стали следствием инициативы одного сотрудника;
  б) Препятствования изучению Торы детьми репатриантов также было достаточно распространённой практикой. Недостаток религиозных учителей не может оправдать подобное явление, так как в любом случае большинство преподавателей и сотрудников, работавших в лагерях репатриантов, не имели педагогической подготовки;
  в) В лагерях репатриантов не соблюдалась святость Субботы и не проходили молитвы в часы, предписанные религиозной традицией. Более того, бывали случаи осознанного препятствования проведению молитв.
Всё вышеперечисленное не носило характера сознательной войны с религией, не являлось самоцелью, а было продуктом процесса желаемой адаптации. Нет никакого оправдания беспочвенным обвинениям против сотрудников государственных учреждений в лагерях репатриантов в «инквизиторстве» и в «культурном геноциде».
Борьба за настоящее и будущее системы образования в лагерях репатриантов не была свободна от партийных соображений. С одной стороны, было желание подготовить репатриантов и их молодёжь к вступлению в Гистадрут, а не в религиозные партии. С другой стороны, хотя возмущение в религиозных кругах было искренним и явно направленным на укрепление религиозного сознания репатриантов, и тут присутствовало стремление укрепить религиозные партии и ослабить влияние других политических организаций среди репатриантов».
Интересные выводы. Все конкретные жалобы религиозных признаны справедливыми, однако правительственные чиновники действовали без злого умысла. И насильственное срезание пейсов не является ни культурным геноцидом, ни религиозным принуждением. Но что правда, то правда: борьба с религией не была самоцелью. Целью была подготовка  репатриантов к вступлению в Гистадрут и Мапай. Если бы еврейская религия провозглашала бы: «Нет Б-га, кроме Маркса, и Бен-Гурион – пророк его», то с ней бы и не боролись. Это не борьба с религией, а борьба за Власть.
Конечно, можно обвинить и религиозные партии, что они тоже вели политическую борьбу. Но они-то боролись за свободу совести и не совершали  насильственных действий. Так как же можно сравнивать?
В борьбе атеистов и религиозных, насилие всегда было оружием атеистов. Ещё в 1949 году член Кнессета от Агудат Исраэль Давид Левинштейн требовал создать следственную комиссию для расследования случая, когда три человека в форме ЦАХАЛа, приехавшие на военном автомобиле, в субботу бросили гранату в одну из синагог на улице Меа Шеарим в Иерусалиме (Протокол заседаний Кнессета, том 1, стр. 907). Тогда Бен-Гуриону удалось отбиться. Следственная комиссия создана не была. Поэтому мы до сих пор не знаем, ни кем были эти люди, ни кто отдал такой приказ. Мы ведь вообще многого не знаем.
После работы Комиссии Фрумкина единые государственные школы для репатриантов были распущены, а Нахум Левин уволен. Чуть позже Бен-Гурион снял с должности министра образования и культуры Залмана Шазара. Кризис был притушен, до гражданской войны дело не дошло. Но конечно, Бен-Гурион не отказался от своих планов, только теперь в своём давлении на религиозных репатриантов из Йемена применял более мягкие методы. Члены Гистадрута обязаны были отдавать своих детей в школы рабочего направления, а не будучи членом профсоюза было почти невозможно получить работу. Религиозные партии обвинили Бен-Гуриона в нарушении обещаний. Масло в огонь добавило обсуждение вопроса о призыве религиозных девушек в армию (той самой, что бросает гранаты в  синагоги) или введения обязательной альтернативной службы. В 1951 году правительство пало.
Распалась правительственная коалиция, но не распалась «коалиция, называемая Государством Израиль». Зато распался Фронт Торы. Бен-Гуриону удалось вбить клин между религиозными партиями. В 1951 Мизрахи и Ха-Поэль Ха-Мизрахи договорились с Бен-Гурионом о создании государственной системы образования (сам Закон о государственном образовании был принят только в 1953 году). Государственные школы делились на секулярные и религиозные. Религиозные школы отдавались на откуп мизрахистам. Агудат Исраэль получало право открыть свои школы, но они в те годы вообще не получали государственного финансирования. Таким образом, религиозные сионисты надеялись взять верх над харедим и усилиться за их счёт. Агудат Исраэль удовлетворилась тем, что государственные чиновники хотя бы не будут лезть в их школы и ушли в глухую оборону.  Обиженные на Бен-Гуриона, они приняли решения больше не участвовать в сионистских правительствах (Поалей Агудат Исраэль такого решения не принимало). Таким образом, отказ занимать министерские посты, отнюдь не связан с религиозным неприятием государства Израиль, как думают некоторые, а являлся протестом против тогдашнего социалистического атеизма. Так сказать, здоровый пещерный антикоммунизм. Поэтому, после переворота 1977 года положение изменилось. Руководство Агудат Исраэль выработало компромиссное решение, позволяющее её членам занимать посты заместителей министров и участвовать в правительственной коалиции.
В результате создания системы государственных школ Рабочее движение добилось гегемонии в системе образования. Назначая до 1977 года министров образования и культуры исключительно из партии Мапай оно доминировало в секулярных школах и имело большое влияние на государственно-религиозные школы. Этому помогало и то, что Ха-Поэль Ха-Мизрахи числено в четыре раза превосходило партию Мизрахи, а после образования единой партии МАФДАЛ полностью поглотила и абсорбировала в своей среде «буржуазное движение». На существование же независимых школ Агудат Исраэль Бен-Гурион согласился потому, что был уверен, что без государственного финансирования эти школы всё равно скоро зачахнут. Кроме того, Бен-Гурион был не умнее Шуламит Алони и, как и она, не понимал «как можно верить в Бога в эпоху космических полётов». Так что он был уверен, что следующее поколение израильтян вырастет атеистами и убеждёнными, сознательными пролетариями.
Первое время казалось, что Бен-Гурион прав. Большинство олим отправляли своих детей в секулярные школы. Несмотря на приезд алии из стран с преимущественно религиозным населением и более высокую рождаемость в религиозных семьях представительство в кнессете Мафдал и Агудат Исраэль не росло. После внутреннего кризиса в Мафдал представительство чисто религиозных партий упало в 1981 году до рекордно низкой отметки – 10 депутатов (6 у Мафдал, и 4 у Агудат Исраэль). Но после 1988 года тенденция переломилась. Представительство религиозных партий стало расти. В 1999 году был достигнут рекордно высокий уровень – 30 депутатов (17 – Шас, 5 – Агудат Исраэль, 5 – Мафдал, 2 – Меймад. 1 – Ткума). И подавляющее большинство было, как раз у харедим!
Пойдя на сотрудничество с атеистической государственной системой, религиозные сионисты явно проиграли. Их молодежь или отходит от религии или голосует за нерелигиозные сионистские партии. Встав в оппозицию системе и отказавшись от денег ради независимости, харедим явно выиграли. А деньги, деньги они всё равно получили. Невозможно лишить государственного финансирования такую большую часть населения. Налоги все платят одинаково (согласно доходам, но по одним ставкам) и у одного человека – всегда один голос. Что в Рамат-Авиве, что в Бней-Браке. Поэтому сегодня школы партии Шас уже получают 100% государственного финансирования, а школы Агудат Исраэль - 75%. А скоро, наверно, будут получать все 100%. Недемократическая система финансирования не может долго существовать в демократическом обществе.
Так существует ли в Израиле религиозное принуждение? Существует. И  это принуждение атеистов. Конечно, сегодня уже не бросают гранаты в синагоги, а только рисуют на них свастики. Но существует устойчивое желание атеистов не признавать религиозное население гражданами первого сорта. Такими же, как все другие, с равными правами. Не желают делиться Властью.
И антирелигиозное принуждение сопровождается криками о «религиозном засилье». Между прочим, это старый метод Рабочего движения. Как и все большевики, бен-гурионовцы всегда были сторонниками насилия по отношению к политическим противникам. И при этом всегда были склонны обвинять в насилии других. Вспомните, как они обвиняли Абрама Ставского в убийстве Арлозорова. Ставский не убивал Арлозорова, что и было впоследствии доказано, но зато ученики и последователи Арлозорова убили Ставского. В 1948 году, на «Альталене». Так с какой стороны у нас летят пули: с права налево или слева направо?
Надо сказать, что постоянно подвергаясь насилию со стороны левых, ревизионисты всегда с одобрением относились к насилию над религиозными. Иногда даже сами участвовали. Тоже чувствовали в них конкурентов в борьбе за власть. Так может быть поэтому они и оказались в той яме, в которой сегодня сидят? Как известно, Б-г не фраер, а те, кто не хочет иметь союзников, те их и не имеют.

"Новости недели", 12.2005

  • О взаимоотношениях светских и религиозных евреев


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria