Ицхак Стрешинский

От сионизма к началу избавления

 
О сионизме - еврейском национальном движении - написано много и с разных точек зрения. В данной статье, которая основывается на материалах выдающегося идеолога израильского национального лагеря д-ра Исраэля Эльдада (1910-96), читателю предлагается краткий обзор основных вех в истории и развитии сионизма.

Избавление еврейского народа путем собирания изгнанников в Эрец-Исраэль, восстановление Царства и построение в Иерусалиме Храма, чье разрушение более всего символизирует потерю государственности и независимости, были идеалом многих поколений еврейского народа на протяжении всего Галута.

Но как сионистское движение, так и движение “Хибат Цион” (“Любовь к Сиону”) до него и Государство Израиль после него, не только по большей части не осознавали этот идеал, но и неосознанно и даже против своей воли становились этапами его реализации.

Поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль положило начало движение “Хибат Цион”, возникшее в России 1882 году. Новшеством Теодора Герцля было то, что он в качестве представителя еврейского народа поставил четкую цель: возвращение еврейской государственности. Однако созданное Герцлем сионистское движение лишилось революционной силы, особенно после его смерти в 1904 году.

Создавшаяся ситуация предопределила появление “синтетического” сионизма Хаима Вейцмана, который как бы был обязан сочетать поселенческую деятельность с новыми, социалистическими факторами (такими как киббуцы, рабочие организации и т.д.), а “духовный сионизм” Ахад ѓа-Ама и Мартина Бубера, оказавших на него влияние, - с сионизмом политическим, удостоившимся Декларации Бальфура за счет зависимости от британского мандата.

Новая расстановка сил в мире, сложившаяся после Первой мировой войны, не была использована. Макс Нордау, ближайший сподвижник Герцля, требовал переправить за короткий срок в Эрец-Исраэль 600 тысяч евреев. Зеэв Жаботинский создал во время войны еврейскую военную силу и желал использовать ее для охраны ишува [1]. Йосеф Трумпельдор хотел перевести через Кавказ сто тысяч евреев для завоевания Эрец-Исраэль. Каждая из этих программ решила бы судьбу страны и народа. Но они не были осуществлены. Сионизм сосредоточился на практической деятельности, развитии иврита, создании автономных структур, которые стали самоцелью и скрывали все, что происходило в реальности - рост арабского национализма в самой стране и приближающуюся угрозу уничтожения евреев Европы

Это положение нуждалось в ревизии, и ее произвел Зеэв Жаботинский. Сотни тысяч пошли за возрождающимся сионистским духом, политической логикой и за по-настоящему народным молодежным движением БЕЙТАР. Новшеством, которое Жаботинский внес в герцлианский сионизм, несомненно, было воспитание молодежи в духе бойцов еврейской армии. Без этого было бы невозможно начать борьбу за свободу.

В те же годы сквозь сионистский застой вместе с движением ревизионистов прорывались и ставшие затем его неразрывной частью пророческие песни Ури-Цви Гринберга, и первые ростки активизма находившейся под влиянием поэта организации “Брит ѓа-Бирьоним” (“Союз бунтарей”) Абы Ахимеира и Йеѓошуа-Ѓешеля Евина.

В своих стихах Ури-Цви Гринберг воспевал Иерусалим, который был поставлен тогда на второй план по сравнению с прибрежной полосой. Он изливал свой гнев на Англию, предвидя ее бегство из Индии и из Эрец-Исраэль, и на всю ненавидящую евреев христианскую цивилизацию, а также на современных “флавиев” [2], подлизывающихся к Англии, Москве или Ишмаэлю. Он первым назвал англичан оккупантами и заявил, что только война и кровь решат, кто будет править в Эрец-Исраэль.

Издаваемая “Союзом бунтарей” газета “Фронт народа” призывала к активному противостоянию постановлениям английских властей, а его активисты стали выходить на демонстрации против крупных британских чиновников вроде Шилса [3], имеющих отношение к проарабской позиции Лондона и навещавших подмандатную Палестину, приветствовали неучастие в переписи населения и - после прихода Гитлера к власти - срывали нацистские флаги с немецких представительств.

В 1933 году был убит Хаим Арлозоров, один из лидеров сионистов-социалистов. Его товарищи по партии обвинили в убийстве своих политических противников - сионистов-ревизионистов, впоследствии оправданных судом, среди которых был и Ахимеир.

И хотя убийство Арлозорова и последовавший за ним кровавый навет нанесли удар по развитию “максималистского” крыла в ревизионистском движении, проведенные им акции предвещали поворот. Они производили впечатление на бейтаровскую молодежь и готовили ее к следующему этапу - этапу Национальной военной организации (Иргун цваи леуми - сокр. ЭЦЕЛь).

“Хагана” (“Оборона”), у истоков которой стояли Жаботинский и Трумпельдор, находилась в руках социалистического руководства ишува, выполняя функцию организации самообороны. При этом партаппарат противился проведению превентивных акций против арабских банд. Через несколько лет именно английский офицер, истинный друг евреев Чарльз Уингейт [4], стал тем, кто побудил людей “Хаганы”, занимавшихся исключительно обороной, начать преследование арабских убийц и погромщиков. ЭЦЕЛь же изначально была военной организацией, которая среди своих целей видела восстание, войну за свободу, завоевание страны.

Жаботинский, бывший главой ревизионистского движения и ЭЦЕЛя, колебался в вопросе реакции на арабские бесчинства и лишь постфактум дал согласие на ответные действия. Этому во многом способствовал казненный англичанами в 1938 г. Шломо Бен-Йосеф, самовольно вышедший с двумя товарищами совершить акт возмездия арабам после ряда кровавых убийств.

В кругах ЭЦЕЛя и БЕЙТАРа начинает укореняться идея освободительной войны не только против арабов, но и - в первую очередь - против английских властей.

В 1939 г. британское правительство издает очередную “Белую книгу”, суть которой - в сильном ограничении въезда евреев в Эрец-Исраэль и обещание способствовать созданию там в течение десяти лет арабского государства. Надежды тех, кто продолжал верить, что Англия - друг и союзник, который просто ошибается, рассеялись.

Первой акцией ЭЦЕЛя против англичан стала ликвидация сыщика Кернса, издевавшегося над схваченными бойцами организации. Стало ясно, что ЭЦЕЛь духовно и идеологически готова направить свои силы на борьбу с англичанами.

Жаботинский тоже пришел к выводу, что столкновение неизбежно. Он был готов прибыть в Эрец-Исраэль вопреки запрету властей и возглавить вооруженное восстание. Один из руководителей ЭЦЕЛя Авраам Штерн (Яир) поехал в Польшу с секретной миссией: договориться о поставках оружия и организовать нелегальный приезд тысяч бойцов БЕЙТАРа. Были проведены курсы для будущих командиров партизанской борьбы.

Этот процесс был остановлен трагическими событиями Второй мировой войны. Сионизм, созданный Герцлем, предвидевшим катастрофу, если не будет найдено убежище для евреев, был беспомощен в этот страшный час из-за ошибающегося и вводящего в заблуждение других руководства ишува и предательства англичан. Ревизионистское движение и БЕЙТАР успели духовно подготовить людей и создать условия для ведения освободительной войны, но не успели ее начать.

Нужна была новая “ревизия”, более революционная и радикальная. С началом войны Жаботинский постановил, что место еврейского народа с теми, кто воюет против Германии. Командир ЭЦЕЛя Давид Разиэль согласился с ним и объявил о прекращении военных акций и о поддержке Англии в войне с нацистами и их союзниками. Его ближайший друг и соратник, Авраам Штерн (Яир), считал, что евреи не должны участвовать в войне на стороне англичан без предварительных условий и пока нет еврейской армии.

В ЭЦЕЛе происходит раскол. Яир создает новую организацию, назвав ее “Национальная военная организация Израиля”, затем ее название меняется на “Борцы за свободу Израиля” (Лохамей Херут Исраэль - сокр. ЛЕХИ).

На пути к Избавлению происходит новый поворот. Идеологической основой Яира становится уже не решение еврейской проблемы, а освобождение Эрец-Исраэль. Он подчеркивает, что евреи - это не обычный, а избранный народ, с особым предназначением. Он видит целью своего движения не создание “безопасного убежища”, не подражание освободительным движениям других народов, а создание Царства Израиля в заповеданных Всевышним границах от Нила до Евфрата. Нет места борьбе с англичанами за выполнение Декларации Бальфура или против “Белой книги” - ведь не только “Белая книга”, но и сам британский мандат незаконны! Власть англичан, как и власть любого народа, правящего в Эрец-Исраэль вместо евреев, есть власть чужеземная и незаконная. Только у евреев есть право на Эрец-Исраэль. Духовным и одновременно национальным центром, согласно идеологии Яира, должен был стать отстроенный в Иерусалиме Храм. Все, что до этого было в молитвах и сердцах евреев, стало основой политической программы движения Яира [5].

Самоотверженная борьба с англичанами, начатая Штерном и его немногочисленными сторонниками, увлекла за собой многих евреев и привела в конечном итоге к еврейскому суверенитету в Эрец-Исраэль, созданию Государства Израиль - началу процесса Избавления.
---------------
1. еврейское население Эрец-Исраэль

2. Йосеф Бен-Матитьяѓу, один из руководителей восстания против Рима 66-70 гг. на севере Эрец-Исраэль; попав в плен, перешел на службу будущему императору Веспасиану, взял его родовое имя Флавий и стал его придворным историком

3. заместитель министра по делам колоний, посетивший Эрец-Исраэль в 1930 г.

4. впоследствии армейское начальство, недовольное его хорошими отношениями с евреями ишува, отзывает его из Палестины и запрещает ему появляться там (он погиб в авиакатастрофе в Бирме в 1944 г.)

5. к сожалению, далеко не все из соратников Яира по ЛЕХИ полностью разделяли эти взгляды, ограничившись лишь самой борьбой за национальное освобождение страны и игнорируя ее духовно-религиозные аспекты

"7 канал", 5.2004

  • Другие статьи Ицхака Стрешинского
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria