Ицхак Стрешинский

Д-р Исраэль Эльдад о евреях и коммунизме

 
В начале пятидесятых годов прошлого века в странах советского блока прошли судебные процессы, направленные против евреев. В 1952 году в Румынии была выведена из состава ЦК за "фракционную деятельность", а затем официально снята со всех постов в правительстве Анна Паукер, урожденная Рабинсон, деятель коммунистического движения, министр иностранных дел и первый заместитель председателя совета министров. Через несколько месяцев в Чехословакии группа видных деятелей компартии и правительственных чиновников, большинство из которых были евреи, была обвинена в заговоре с целью "свержения коммунистического режима и реставрации капитализма". Организатором и главой заговора был объявлен Рудольф Сланский (настоящая фамилия Зальцман), генеральный секретарь компартии Чехословакии. Процесс Сланского отличался откровенной антисионистской и антиеврейской направленностью. А затем антиеврейская акция была организована в самом Советском Союзе - началось знаменитое "дело врачей".
В Израиле эти события стали неожиданностью для левых кругов, которые ориентировались на Советский Союз и солидаризировались с ним. Д-р Исраэль Эльдад (1910-1996), один из выдающихся мыслителей национального лагеря, бывший до создания государства одним из руководителей и идеологом боевой организации ЛЕХИ (Борцы за свободу Израиля), и до этого не питал иллюзий по поводу Советского Союза и коммунизма. Он посвятил теме антиеврейских процессов в коммунистических странах серию статей в редактируемом им ежемесячном журнале "Сулам", не ограничиваясь описанием текущих событий, а рассматривая тему взаимоотношений евреев и коммунизма в более широкой перспективе.
В статье "От Дрейфуса до Анны Паукер" ("Сулам", № 3 (39), тамуз 5712 (1952)) Эльдад сравнивал начало антиеврейских процессов в коммунистических странах с делом Дрейфуса, которое положило конец надеждам евреев на эмансипацию в Западной Европе. Анализируя развитие коммунизма и его отношение к евреям, он отмечал, что идеология Маркса были далека от любого национализма. Затем Ленин, который, по словам Эльдада, "был у Маркса тем, кем были Петр и Павел вместе у Иисуса", выдвинул идею об освободительной войне колонизированных народов против империализма, а Сталин продвинулся в сторону национализма, подчеркивая величие русского народа.
Согласно Эльдаду, многие евреи поверили коммунистическим теориям о том, что причина антисемитизма не в извечной ненависти неевреев к евреям, а в классовых предрассудках, и что со сменой общественного строя - когда у власти будет не разочаровавшая буржуазия, а пролетариат, которому чужды реакционность, шовинизм и расизм - наступит настоящее еврейское равноправие. Многие евреи стали проводниками идей коммунистической революции в западных странах, но все изменилось в тридцатых годах двадцатого века. "Революции на западе задерживались. Также и сильный экономический кризис, который произошел в Англии и Соединенных Штатах, а после них также и в Европе, не привел к революции. Страны с тяжелой промышленностью разочаровали. Еще одна попытка была предпринята в стране сельского хозяйства и романтики, в Испании, и пришел конец надежде, что еще одна западная страна сама придет к коммунистической революции. Наоборот, во многих странах - от наиболее близких к Советскому Союзу Литвы, Польши и Румынии до далеких Италии и Испании в Западной Европе - прошла волна национальных (или "националистических" согласно новому словарю) революций, в качестве реакции на опасности коммунизма … И еще более ужасным и обязывающим провести ревизию было то, что немецкий национал-социализм, который соответствовал своему названию, и который действительно не отдавал предпочтения одной половине своего названия над другой, несли на плечах миллионы немецких и австрийских пролетариев. И не каких-нибудь тупых и безграмотных, а умеющих читать и писать, которым не была чужда противоположная коммунистическая, социалистическая и демократическая литература, и которые, конечно же, думали также о своих интересах в качестве рабочих, и при всем этом массами вливались в ряды нацистов. Потому что было бы невозможно произвести такие изменения в огромной промышленной стране без того, чтобы рабочим удалось парализовать там всю жизнь. И меньше всего отталкивал массы лозунг антисемитизма. И может быть, наоборот, тот факт, что евреи были идеологами всех демократических и коммунистических движений, повлиял в худшую сторону на отношение к немецкому и австрийскому коммунизму, отталкивал пролетариев, которые, несмотря на все свое марксистское образование, ни в коем случае не хотели, чтобы "чужой еврей" диктовал им общественный строй".
Далее Эльдад писал: "Та центральная и колоссальная функция, которую выполняли евреи-коммунисты в мире после революции, завершена. И наоборот, их выдвижение совсем нежелательно и приносит вред. Даже если это не неизбежно, то вполне возможно, что то, что еще сегодня именуют замаскированным словом "космополитизм", будут именовать завтра ясным и хорошо известным нам термином: "мировое еврейство"".
В статье "Патология коммунизма в Израиле" ("Сулам", № 5 (41), элуль 5712 (1952)), Эльдад высказывал свое мнение по поводу деятельности и идеологии израильской коммунистической партии МАКИ, подчеркивая различие между входившими в нее еврейскими и арабскими коммунистами. Арабские коммунисты в прошлом могли позволить себе сотрудничать с арабским националистическим и религиозным движением муфтия Хадж Амин ал-Хусейни, тогда как еврейские коммунисты никогда не находили нужным поддержать еврейское национальное движение. Эльдад указывал на то, что еврейские коммунисты в Израиле отличаются от итальянских коммунистов, требующих присоединение Триеста к Италии, или от польских или чешских коммунистов, депортировавших миллионы немцев, в том числе и пролетариев, с обширных территорий Силезии и Судетской области. А немецкие коммунисты в свою очередь не осмеливаются требовать вернуть немецким крестьянам земли Силезии или Пруссии и не требуют возвращения беженцев или прав на оставленное имущество, так как понимают, что они - побежденная сторона. Здесь Эльдад намекал на требования как арабских, так и еврейских коммунистов в Израиле о возвращении арабских беженцев. Как мы знаем, подобные требования не прекратились и через шестьдесят лет после написания статьи. И как тогда среди тех, кто озвучивает требования о "праве беженцев на возвращение" можно найти не только арабов, но и леворадикальных евреев.
Показывая чем израильские евреи-коммунисты отличаются от коммунистов других стран, Эльдад отмечал, что не только арабские, но и еврейские коммунисты всегда выступали против самой идеи еврейского государства, чего не могло быть, например, у польских или румынских коммунистов. Во всех странах, боровшихся за свою независимость, коммунисты принимали участие в борьбе своих народов, тогда как в Эрец-Исраэль еврейские коммунисты не присоединились к борьбе еврейских подпольных организаций, а если уж кого поддерживали, то - арабов, чьи акции были направлены не только против англичан, но и против евреев. По словам Эльдада, когда еврейские коммунисты осмелятся считать Землю Израиля принадлежащей евреям также, как Франция принадлежит французам, и будут считать, что с арабами на этой территории нужно поступить как с немцами в Поволжье, Силезии и Судетской области, только тогда может появиться нормальный израильский коммунизм, у которого могут быть плохие и хорошие стороны, как у коммунизма других народов, но он перестанет быть патологией.
Далее Эльдад, сравнивавший начало антиеврейских процессов с делом Дрейфуса, цитировал статью д-ра Моше Сне, который состоял тогда в лево-социалистической партии МАПАМ (Объединенная рабочая партия) и вскоре после этого стал одним из руководителей коммунистов. В своей статье, опубликованной в газете партии МАПАМ "Аль ѓа-Мишмар", Сне сравнивал с делом Дрейфуса дело супругов Розенберг, которые были тогда приговорены в Америке к смертной казни по обвинению в атомном шпионаже в пользу Советского Союза, но к моменту публикации статьи приговор еще не был приведен в исполнение. Отвечая Сне, Эльдад писал об этом так: "Трагедия Розенберга не в том, что он был приговорен к смерти в Соединенных Штатах. … Его трагедия в том, что если бы он был освобожден в Вашингтоне и прибыл бы в Москву, то завтра или послезавтра его приговорили бы к смерти там, так как этот процесс неизбежен. Наша трагедия в том, что такой Розенберг отдал свои силы и знания не нам, а другим". Далее Эльдад писал, что, сравнивая начало антиеврейских процессов с делом Дрейфуса, он приходит к таким же выводам насчет еврейства коммунистических стран, к каким пришел Герцль насчет евреев Западной Европы и эмансипации после дела Дрейфуса. Эльдад спрашивал: к каким выводам пришел Сне, сравнивая с делом Дрейфуса дело Розенбергов? Призывает ли он евреев Америки собирать вещи и приезжать в Израиль? Ответ, конечно же, отрицательный. Сне всего лишь призывал американских евреев присоединиться к комитету защиты прав Розенберга и верил в то, что есть "другая Америка".
Своеобразным подведение итогов темы евреев и коммунизма, можно считать статью Исраэля Эльдада "От Рамсеса до Сталина", которая была опубликована в "Суламе" в 1953 году в преддверье праздника Песах, уже после смерти Сталина. Среди прочего, эта статья интересна прогнозом Эльдада по поводу оценки роли Сталина в случае смены коммунистического режима. И его предположения во многом соответствует тому, что можно услышать о Сталине в современной России.
"Его величие для русского народа не подлежит сомнению, также как не подлежат сомнению десятки миллионов жертв, которые заплатил русский народ за его грандиозное строительство. Вопрос общественного строя уже не занимал того места, который он занимал у Маркса. Сталин - осознанно ли нет - превратил коммунистический режим и диктатуру пролетариата, а точнее диктатуру над пролетариатом, над рабочей силой, в мощное орудие строительства страны, ее расширения и усиления. … Не просто так велел Сталин прославлять и превозносить имя Ивана Грозного, и не просто так появились в последние годы его власти идеи о призвании русского народа… Если царь Иван Грозный может быть почитаем в коммунистической России, нет никаких причин, почему в будущем коммунист Сталин не будет почитаем русскими при совсем другом режиме, может быть даже при обновленной монархии. И тогда русские разных политических взглядов будут снимать фильмы о "великом Сталине", который спас Россию от Германии и который создал Днепрострой и Волго-Донский канал". При этом, как считал Эльдад миллионы жертв Сталина забудут, также как забыли о жертвах египетских фараонов, а помнят лишь об их грандиозном строительстве.
Читая статьи д-ра Исраэля Эльдада о перспективах взаимоотношений евреев и коммунизма, можно обратить внимание на еще один аспект. Подчеркивая бесперспективность надежд евреев на коммунизм, Эльдад в тоже время не питал иллюзий насчет Америки и стран Запада. В этом, на мой взгляд, можно увидеть отличие между ним и его современником, израильским публицистом и мыслителем д-ром Юлием Марголиным, который, будучи известным антикоммунистом, был настроен прозападно. Эльдад видел в качестве противостоящих сторон не США и СССР, а еврейский народ и все остальные народы. Одной из его реакций на "дело врачей" в Советском Союзе было обращение к евреям Америки, чтобы те не надеялись, что с ними такого не случится, и чтобы, пока есть возможность, переезжали в Израиль. Он призывал их: "Собирайте вещи уже сегодня! Все силы народа должны быть отданы только Иерусалиму!"

"Вести", 27.09.2012

  • Другие статьи Ицхака Стрешинского
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria