Яков Страшной

Биби Нетаниягу – только факты

14 августа пройдут праймериз в Ликуде, и новый глава партии с большой вероятностью на следующих выборах возглавит правительство. В ситуации, когда до соревнования с другими партиями на всеобщих выборах еще далеко, ликудники могут себе позволить не выбирать "меньшее из зол", а непредвзято оценить выставляемые кандидатуры.  Главный претендент и, по-видимому, самый вероятный  победитель – нынешний глава Ликуда – Биньямин Нетаниягу. Для оценки пригодности его кандидатуры в руководители нашего государства было бы полезно вспомнить факты, касающиеся его политической деятельности, которые из-за наслоившихся последующих бурных политических событий многие могли просто забыть.
Факты биографии молодого Биньямина Нетаниягу достаточно известны. Смелый и решительный молодой офицер, немедленно прилетевший с учебы в США с началом кампании «Война судного дня», затем участник ряда боевых операций спецназа, магистр экономики, автор известной книги «Место под солнцем», где он твердо отстаивает интересы безопасности нашего государства, как высшую ценность. Наконец, посол Израиля в ООН и заместитель министра иностранных дел в правительстве И. Шамира.
 
1996-1997 годы
В 1996 году Б. Нетаниягу был избран прямым всенародным голосованием новым главой правительства. Участники массовых демонстраций против процесса Осло немало способствовали его победе и надеялись, что ему удастся остановить надвигающуюся катастрофу. Они видели в «Осло» один из решающих этапов плана «салями», выдвинутого еще в 70-х годах арабскими странами в качестве стратегии постепенного уничтожения государства Израиль (после неудачи последней чисто военной попытки такого уничтожения в 1973 году). Национальный лагерь надеялся на то, что вернувшийся к власти Ликуд отменит «Осло» и покончит с Арафатом.
В сентябре того же 1996 года последовал вооруженный конфликт, в котором «палестинские полицейские» открыли стрельбу и убили нескольких израильтян. Арафат использовал для конфликта необоснованный повод:  открытие по негласному согласованию с ВАКФом второго входа в древний тоннель Хасмонеев в районе Храмовой горы.  
Желая срочно погасить конфликт, Нетаниягу уже через несколько дней пошел на уступки, разрешив Арафату в качестве компенсации бесконтрольно строить подземные этажи мечети Аль-Акса, разрушая при этом абсолютно бесценные для еврейского народа и для всего мира археологические слои внутри Храмовой горы. Кроме того, он подписал 17 января 1997 г. протокол о передаче ПА всего арабского Хеврона. Два маленьких еврейских квартала внутри Хеврона стали легко доступной  мишенью для обстрела террористами с позиций на холмах Абу-Снене, переданных арабам. Именно оттуда арабский снайпер прострелил головку годовалой Шальгевет.
Сторонники Нетаниягу наивно оправдывали это отступление его политической неопытностью (ведь до того он не был даже министром). При этом некоторой «компенсацией» для них было соглашение, что впредь площади и сроки передачи «палестинской автономии» территорий Израиль будет определять только по своему собственному решению.
После этих событий арабский террор продолжался, хотя и в меньших масштабах. Нетаниягу, выступая перед иностранными послами 22 мая 1998 г., заявил: «Мирный процесс окончательно развалился... Палестинцы не сдержали своего слова... бороться с террором. По сути дела, уже два года назад мирный процесс был мертв». Однако за все это время Нетаниягу и его правительство так и не разработали никакой другой политической стратегии, альтернативной «процессу Осло». 
В течение более чем двух лет на правительство Нетаниягу оказывалось усиленное давление как со стороны США и Европы, так и изнутри правительственной коалиции (главным образом, «принцами» Ликуда типа Рони Мило и Дана Меридора, а также партией "Третий путь"). Цель давления – продолжение «процесса Осло». Чтобы добиться необходимой ему поддержки в Кнессете для проведения собственной, альтернативной «Осло» стратегии  Нетаниягу мог распустить Кнессет и провести досрочные всеобщие выборы. Закон позволял ему, как всенародно избранному главе правительства, принять решение о роспуске Кнессета единолично, а массовое недовольство народа последствиями «Осло»  позволяло Нетаниягу рассчитывать на успех на выборах. Тем не менее, Нетаниягу не решился это сделать.
 
1998-1999 годы
В конце концов Нетаниягу поддался давлению и в октябре 1998 г. в Уай-плантейшн пошел на заключение нового соглашения с ПА, явившегося продолжением «процесса Осло». По этому соглашению Израиль терял дополнительно 14% территории Иудеи и Самарии, чего требовали США. Отменялось также соглашение 1996 года о самостоятельности израильских решений о дальнейших отступлениях. Теперь «проблемами дальнейшего процесса передислокации займется специальная израильско-палестинская комиссия». Трудно найти хоть какую-то мотивацию израильской делегации для такого самоограничения суверенности решений своего государства - в нарушение уже существующего соглашения.
Но и этим дело не ограничилось. В соглашении Уай-плантейшн право суда и наказания убийц-террористов было передано из функций государства Израиля, как это было ранее установлено, в руки органов «палестинской стороны». Таким образом, была официально узаконена практика «вращающихся тюремных дверей» в ПА, когда убийц-террористов вскоре после суда выпускали из тюрем. Теперь эти убийцы юридически стали неподсудны Израилю.
Напомним, что это, по меньшей мере, странное соглашение подписал и тогдашний министр иностранных дел Ариэль Шарон.
Широкое возмущение общественности "соглашением Уай"  и перспектива продолжения Биби той же линии «мирного процесса» вызвали в 1999 году падение правительства Нетаниягу. Таким образом,  желая  предотвратить досрочные выборы, Нетаниягу был все же принужден к ним, но в гораздо более худших условиях. Потерпев на выборах сокрушительное поражение, побежденный Бараком, Биби временно ушел из политики.
2003 год
Биби Нетаниягу вернулся в политику в качестве министра финансов в правительстве Ариэля Шарона. О его экономической политике на этом посту существуют разные мнения, в основном – положительные. Мы не будем здесь ни касаться этой стороны его деятельности, ни давать им собственную оценку.
В конце того же года Шарон выдвинул предложение об «одностороннем отделении» ("итнаткут"), а на самом деле об односторонней депортации евреев из поселков сектора Газы и северной Самарии. Биньямин Нетаниягу, как патриот, выступил против этой идеи  односторонних уступок после 3-х-летней кровопролитной войны («интифады Аль-Акса»).
 
2004 год
Однако постепенно под давлением главы правительства Ариэля Шарона Биби согласился принять этот план, так как по его словам «мы все равно в конечном итоге не удержим за собой сектор Газы». При этом о северной Самарии, имеющей гораздо большее стратегическое значение, Биби вовсе не упоминал.
29 апреля 2004 г. прошел внутрипартийный референдум в Ликуде, на котором подавляющее большинство отвергло план Шарона. Перед этим Шарон был настолько уверен в своей победе, что заранее публично обещал выполнить любое решение партийного референдума.
После референдума Нетаниягу снова изменил свою позицию относительно плана Шарона – в соответствии с решением общепартийного референдума, который по смыслу устава партии, обязывает всех его членов. На заседании правительства 6 июня 2004 г. Биби голосовал против плана Шарона.
Шарон нарушил решение партии и уволил не согласных с его планом министров А. Либермана, Б. Элона, а затем и Узи Ландау. Под давлением главы правительства Биби в 3-й раз изменил свою позицию и проголосовал в Кнессете в конце октября того же года «за» закон «пинуй-пицуй» («отступление – компенсация» выселяемым). Иначе он, вероятно, также был бы уволен Шароном с поста министра. С тех пор к Биби прочно пристала кличка "Зигзагиягу".
 
2005 год
Нетаниягу снова, в 4-й раз изменил свою позицию. 20-го февраля на заседании правительства он вместе с еще четырьмя министрами от Ликуда голосует против эвакуации. Безуспешно. Кроме того, Нетаниягу потребовал от Шарона проведения общенационального референдума по плану депортации евреев, решение которого было бы юридически законным и окончательным. Нетаниягу угрожал выйти из правительства в случае, если проведение референдума не будет утверждено в двухнедельный срок.
Шарон игнорировал эту угрозу, а Биби из правительства так и не вышел. А между тем отставка была для Нетаниягу последней возможностью возглавить оппозицию Шарону. Если бы Биби немедленно подал в отставку и потребовал исполнения решения Центра партии о проведении общенационального референдума, то он смог бы повести за собой значительную часть руководства Ликуда. В таком случае он обладал реальным шансом сорвать утверждение плана Шарона и остановить депортацию. Но Биби этот шанс упустил. 28 марта он голосует в Кнессете за законопроект о проведении общенационального референдума по плану Шарона, но уже без всякой надежды на успех. Законопроект, как известно, был провален.
  7 августа Биби проголосовал в правительстве против достаточно частного вопроса о выселении евреев из центральных поселений в секторе Газы, после чего подал, наконец, в отставку с поста министра финансов. Это произошло за 10 дней до начала выселения и уже не могло ни на что повлиять. Зато, по мнению его критиков, Биби не упустил последнюю возможность перейти в оппозицию Шарону в партии Ликуд. После этого Шарон создал «Кадиму», а Нетаниягу выставил свою кандидатуру  на праймериз на пост председателя партии Ликуд и победил конкурентов. Наградив Сильвана Шалома, представлявшего левый фланг Ликуда, вторым местом в списке, Нетаниягу объявил "охоту на ведьм" из правого крыла. Вместо того чтобы объединить все силы в борьбе с «Кадимой», Биби попытался выжить из партии ее правое крыло - движение Фейглина "Еврейское руководство", но не преуспел в этом.
 
2006-2007 годы
После перехода Ариэля Шарона и левого крыла Ликуда в «Кадиму», возглавляемый Биньямином Нетаниягу  Ликуд получил  на выборах всего лишь 12 мандатов (вместо бывших 40).
Возглавив после выборов оппозицию, Нетаниягу продолжает свою половинчатую, колеблющуюся политическую линию, вероятно, считая ее «взвешенной».
С одной стороны, он выступает против односторонних уступок правительства Эхуда Ольмерта  Махмуду Аббасу (Абу-Мазену).
Однако, с другой стороны, он высказался за ввод, в помощь Аббасу, в Иудею и Самарию иорданской войсковой бригады «Бадр».
Нетаниягу считает, с одной стороны, недопустимым ведение с администрацией Аббаса переговоров о «постоянном урегулировании» ввиду неэффективности его режима.
Но в то же время он считает необходимым вести в будущем такие переговоры с «эффективным и лояльным» правительством ПА, когда такое будет создано. При этом он оставляет в действии выдвинутый им еще в 90-х годах принцип: «Дадут – получат, не дадут – не получат». Нетаниягу лучше других должно быть известно, что ПА никогда ничего Израилю не давала, а только получала наши уступки. И главное – администрация ПА никогда не предпринимала и не намеревалась предпринять эффективные меры для прекращения террора против наших граждан. Прекращение в последнее время терактов «шахидов»-самоубийц - это целиком и полностью заслуга израильских сил безопасности, а вовсе не администрации ПА. Попытки подготовки таких терактов продолжаются, о чем свидетельствуют чуть ли не еженощные аресты террористов нашими службами безопасности.
Нетаниягу не предлагает никакого метода прекращения 7-летних обстрелов ракетами города Сдерота и его окрестностей – позорного явления для государства Израиль. Пойти на единственно возможный радикальный шаг – ввести израильские войска и восстановить израильскую власть в секторе Газа, - Нетаниягу просто не готов.
Таким образом, после 14 лет «процесса Осло», который на деле постепенно   разрушает государство Израиль, Нетаниягу до сих пор не выработал альтернативную этому процессу политическую стратегию.  Он все еще остается в господствующем левом потоке (мейнстриме) «процесса Осло» и, вероятно, просто не способен представить идейную и практическую альтернативу.      
На предстоящих выборах ликудникам предстоит решить, является ли Биньямин Нетаниягу в нынешние тяжелые времена оптимальным для патриотических сил кандидатом на пост будущего председателя партии Ликуд и главы правительства нашей страны. Возможно, многие из них предпочтут  видеть вершиной его политической карьеры пост министра финансов, где зигзаги Биби менее заметны и вредны.

"7канал", 10.07.2004


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria