Эмиль Шлеймович

«Когнитивная элита»

Внутренние распри, раскалывающие израильское общество на множество противостоящих, а иногда и противоборствующих лагерей, не являются, как может кому-то показаться, порождением и следствием демократии с присущими ей свободами слова. Напротив, причины, их порождающие, являются зачастую проявлениями меритократического строения общества, причем не модернизированной формы меритократии как государственного устройства, к которому, быть может, сегодня следовало бы стремиться, но именно тех извращенных форм меритократии, которые предвидел в середине прошлого века еще Янг, и которую также иногда именуют «когнитивной элитой» (Чарльз Мюррей).
В Израиле эта проблема проявляется на всем протяжении его новейшей истории, быть может, еще более объемно, чем в других странах, потому что новый Израиль формировался как кланово-общинное сообщество. Иначе и быть не могло, ибо каждая волна алии – по сей день основного, а до того единственного источника жизненных сил страны – приносит с собой совершенно обособленную культурную традицию. В период, когда Израиль был готов принимать и усваивать все лучшее из иных культурных слоев, страна крепла. Но в вопросах этно-культурного обмена невозможно брать, не отдавая – и примерно с 70-х годов пионеры местной меритократии предположили, что делиться с новоприбывающими более нет необходимости, ибо это чревато утратой благ и позиций, полученных в период первоначального накопления. С этого времени культурное развитие общества (понятно, что в данном контексте мы понимаем под «культурой» большее, нежели искусство живописи или нежелание сморкаться в рукав) искусственно застопорилось, и к сегодняшнему дню мы наблюдаем жесткие – иногда до физических – столкновения разных этнических, социальных, культурных групп. Столкновения эти сотрясают страну, не принося выгоды никому, кроме «когнитивной элиты».
Первыми в Израиле с кастовым делением столкнулись отнюдь не выходцы из Марокко. «Мы обязаны принимать репатриантов из Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, но у нас нет подобных обязательств в отношении к выходцам из Северной Африки», - это еще в 1949 году писала газета «Ха-Арец» в рамках актуальной для тех дней дискуссии. Но именно прорыв «марокканцев» стал наиболее заметен по той причине, что эта община была относительно многочисленна, являлась носителем собственного этоса, не переваренного «плавильным котлом», и выразила готовность данный этос отстаивать. «Бунтари», возглавленные Давидом Бен-Харошем, объединились в организацию, которая стала добиваться равных прав и возможностей. Все это вылилось в печально знаменитый хайфский бунт, когда жгли машины, громили магазины, когда появились убитые и раненные в ходе столкновений с полицией (до сих пор существуют разные мнения на счет, были эти события спровоцированы собственно «марокканцами», или боевиками близкой к правящей партии МАПАЙ организации «Плугей Авода»).
Однако общая проблема заключается не в том, чтобы разовыми (пусть и долгосрочными) усилиями и  действиями добиться «маннергеймского прорыва», а в том, чтобы исчезла сама линия обороны, ибо в противном победители, пройдя ее рубеж, неминуемо переквалифицируются в ее защитников. Все как в советской армии, где вчерашние «салаги» спустя короткое время превращаются в «дедов», причем  еще более жестоких, чем предшественники, ибо уже обогащены опытом «противостояния» и сидит в них подспудный страх потерять завоеванное. Заповедь «И там, где нет людей, попробуй сохранить в себе человека» в подобных условиях, как во всем современном Израиле, тут же отбрасывается из-за практической несостоятельности. С марокканской общиной произошло именно это – получив свою «долю пирога», особенно в силовых структурах (полиция, армия), они теперь борются с новыми репатриантами по тем же правилам, что их вчерашние «угнетатели».
Израильская элита не намерена сдавать позиций – это отмечал и публицист Яаков Хисдай в 1999 году в статье «Алия из России: угроза и надежда» в «Маариве»: «Оказалось, что сами олим чувствуют себя не беженцами, а эмигрантами. Оказалось также, что эмигрирует не беднота, а люди из элиты российского общества, которым опротивели условия жизни и политическая ситуация в России, но которые не собираются отказываться от той культуры и от тех ценностей, на которых выросли. Чем больше эта алия адаптируется и приживается в Израиле,  тем большую готовность она проявляет к борьбе за свои ценности и самоопределение...». В газете «Ха-Арец» профессор Гиора Рахав с кафедры социологии в Университете Тель-Авива говорит, что «закрытая община не любит, когда кто-то извне заходит в нее и навязывает ей нормы, принятые всем обществом. В любой закрытой общине происходят подобные вещи: у харедим, у арабов, у бедуинов и даже у кибуцников». Профессор Рахав согласен, что эмигрантские общины страдают от дискриминации. «Исследования, проведенные в Израиле уже много лет назад, показали, что израильтяне не любят русских,  и это более чем бросается в глаза».
Современные элиты наработали множество приемов противодействия новоприбывшим. Среди них – формировании в массовом сознании образа врага, который принимает разные обличия в зависимости от ситуации: «русская мафия», «русские проститутки», «ментальные отличия», «отказ от израильской культуры», «нежелание абсорбироваться», и т.д., и т.п. Эти ярлыки кочуют из газеты в газету, используются в анекдотах, эстрадных номерах и телевизионных шоу. «Когнитивная элита», действуя по принципу «разделяй и властвуй», сталкивает между собой разные группы израильского общества, обеспечивая тем самым собственное единовластие, лишь иногда – для отчетности – допуская к столу «свадебных генералов» от общин в обмен на их лояльность и поддержку в межобщинном конфликте.
Русскоязычная община вынуждена проходить путь становления «с нуля», но по двум направлениям сразу. С одной стороны, добиваться так называемой «позитивной дискриминации» (пропорционального представительства в государственных и общественных структурах, за что ранее боролась и община Бен-Хароша, а если рассматривать и мировой опыт – то движение чернокожих в США под предводительством Мартина Лютера Кинга. Процессы против дискриминации чернокожих американцев выиграли, к слову сказать, еврейские адвокаты. Иначе не занимали бы свои посты сегодня ни Колин Пауэлл, ни Кондолиза Райс. Объяснять значение термина, вероятно, нет особого смысла – наличие слова «дискриминация» указывает на то, что в полностью развитом и цивилизованном обществе страна исхода, национальность, цвет кожи, вероисповедание  или иной подобный фактор вообще не должно быть. В большинстве стран именно это закреплено в Конституции – но в Израиле Конституции нет, в том числе, видимо, еще и потому, что Основной Закон юридически помешает элите отсеивать конкурентов.
С другой же стороны, именно на долю «русской алии», видимо, выпала участь попытаться изменить саму структуру израильского общества. До сих пор некоторым политикам и общественным деятелям удалось осуществить «прорыв» - и тогда они сами превращались в «защитников» системы, ибо невозможно быть внутри системы и не подчиняться ей.
Темой семинара, месяц назад организованного «Иерусалимским Саммитом» совместно с Тель-Авивским университетом в Кейсарии, стала «Борьба элит в израильском обществе». В дискуссиях приняли участие сливки израильской элиты: ведущие журналисты со 2-го канала, из газет «Йедиот Ахаронот» и «Ха-Арец», профессора институтов, социологи и прочие «высоколобые специалисты». Алию на семинаре представляли Сергей Пдражанский, главный редактор «Вестей», депутат Юрий Штерн, Яков Кедми, ученые Зеев Ханини и Алекс Либин, а также директор «Иерусалимского Саммита» и координатор ЕСОДа Дмитрий Радышевский.
Семинар открылся презентацией опроса, проведенного «Иерусалимским саммитом» для оценки взглядов общественности на израильские элиты. В целом результаты выявили значительное неудовлетворение эффективностью израильского руководства и цинизм по отношению к его мотивации.
Только 27% респондентов сказали, что израильское руководство справляется со своей задачей «хорошо» или «очень хорошо», в то время как 72% высказали противоположные взгляды, и заявили, что его эффективность или «плохая» или «очень плохая». Более того, только 13% считают, что израильское руководство мотивируется «благом нации», а 83% считают, что руководство мотивируют или личные соображения (50%), как, например, карьера или материальные блага, или же узкие соображения (33%), например, верность   политической партии или этнической группе.
Только 21% опрошенных верят в то, что продвижение по службе или карьера в израильском обществе определяются личными достоинствами, как, например, талантами или профессиональной квалификацией; 75% придерживаются противоположных взглядов, причем 51% считают, что личные достоинства не играют никакой роли в карьере в израильском обществе.
В качестве самого важного фактора продвижения в Израиле были приведены «личные контакты».
Этот семинар интересен тем, что разговор в узком кругу получился предельно откровенным. Дошло до того, что обозреватель «Ха-Арец» Даниэль Бен Симон, выходец из Марокко, подвергся упрекам со стороны «своих»: «Почему ты защищаешь этих русских? Ты тоже должен бороться, чтобы завтра они не заняли твое место!»
Дмитрий Радишевский рассказывает, как элита коренных израильтян в ходе этих дебатов возводила один за другим «оборонные рубежи». Первым рубежом было отрицание существующей дискриминации нет: мол, успехи алии за последние 15 лет несомненны – о чем вы говорите?
Этот рубеж был сдан после того, как Юрий Штерн привел статистические данные из инициированного им Доклада Центра исследований и информации Кнессета о «Неиспользуемом человеческом капитале Алии» (полностью с Докладом можно ознакомиться на сайте Единого Совета Общинных Действий: www.esod.org)
По впечатлению представителей Алии, «по мере того, как на них обрушивались цифры, они все глубже вжимались в кресла». Собственно, было от чего: лишь один сотрудник-репатриант из волны 90-х трудится в Министерстве Внутренней Безопасности. Только 5 русскоязычных сотрудников есть среди 950 (!) сотрудников управления нашего МИДа. В Минсвязи – четверо, в Минтуризма – пять человек. А в «Битуах Леуми», среди клиентов которого почти треть составляют русскоязычные израильтяне (многие – пенсионеры, не знающие иврит на должном уровне или совсем), работает только 5% русскоязычных сотрудников!
Тогда настала чреда второго рубежа обороны. Ватики предложили «русским» вообще махнуть на госслужбу рукой: «Зачем вам туда? Это же не престижно, это же вчерашний день – и вообще там мало платят!» Идите вы, короче, в хай-тек, бизнес и т.п. Но к сожалению, будущее страны зависит не столько от предприятий хай-тека или торговых центров, а от политических решений и действий госструктур, которые в том числе регулируют и экономику. Да и в бизнес, опять же, «русских» никто особенно пускать не собирается. То есть открыть магазин, сапожную лавку или предприятие по перевозке мебели – это пожалуйста, но если речь заходит о крупных проектах, все моментально блокируется, и возникают «дело Лернера», «дело Черного», теперь вот «дело Хапоалим»: Гусинского, Невзлина и других. А остальным «русским» бизнесменам – потенциальным инвесторам – дан недвусмысленный намек не высовываться и не пытаться задействовать свои деньги на благо страны. Когнитивной элите ни к чему делиться пирогом.
Логически крыть было нечем – и оборона старых элит перешла к последнему рубежу: «Не расстраивайтесь: ваши дети будут в израильской элите!» На что был дан ответ, что русской общине не хочется становиться перегноем, пусть даже завтра на нем вырастут «цветы жизни». Мы и сами еще можем быть полезны стране. Причем Израиль прошел за первые 35 лет своего существования путь, который у других государств занимает 300-400 лет именно потому, что на этапе становления полностью использовал имеющийся человеческий потенциал. В последние 20 лет этот рост замедлился, и в наших условиях это недопустимо, это грозит самому существования страны. Следствия – «ерида», в том числе и ватиков, причем израильские специалисты отмечают, что для краха страны достаточно отъезда около 25% лучших специалистов (а уезжают часто именно такие люди, востребованные на других национальных рынках). На семинаре это подтвердил и военный, отставной генерал Ицик Бен Исраэль, ныне профессор Тель-Авиского университета – «чтобы разгромить дивизию, достаточно уничтожить до 25% ее состава – остальные становятся небоеспособны».
Так что времени ждать, пока «вырастут наши дети», у нас нет - да и, благодаря местной системе «образования», они лишь пополнят рабочую силу. Да если бы даже время было – это ничего не дает: на семинаре были приведены данные, убедительно показавшие, что и среди репатриантов 70-х годов процент «выбившихся в люди» невысок. Например, в той алие было немало выдающихся ученых – но никто не стал даже деканом, разве что заведующим кафедры… 
Но ни одна «когнитивная элита» не сдавала позиций без боя. И когда крыть становится нечем, маски сбрасываются. Почему, например, на все израильские СМИ приходится только 2-3 русскоязычных журналиста, несмотря на то, что сотни молодых олим заканчивают ежегодно израильские университеты и прекрасно владеют ивритом? Узи Пелед, член правления 2-го телеканала, и Север Плоцкер из «Едиот Ахронот», сделали потрясающее предположение: «Может, русских нет в израильских СМИ, потому что… среди них нет талантливых журналистов с хорошим знанием иврита?» Журналистка Лили Галили безаппеляционно заявила: «Вы ведете себя так, будто здесь нет культуры, будто здесь пустыня!» И ни слова о том, что к местной культуре русских стараются не допустить (нет, они играют и в филармоническом оркестре, а в хайфском симфоническом «русских» вообще более 41% состава, но на административную должность среди всех ведущих оркестров страны был назначен лишь один репатриант!) Ситуация в театрах не лучше – в пятерке ведущих театров доля русскоязычных актеров – от 1% до 5%, в театре «Хан» - ни одного актера-репатрианта из СНГ вообще. Зато потом Галили озаглавила свою статью «Русский раматкаль (начальник Генштаба)», сочтя, видимо, блестящей иронией сам факт подобного назначения сегодня или в будущем.
Впрочем, это не так. Решая двуединую задачу – реструктуризацию общества через людей, прошедших в элиту – Алия может изменить Израиль, сделать его более толерантным и открытым. Понятно, однако, что при столь жестком сопротивлении это займет не год и не два. Но рано или поздно «русский» раматкаль в Израиле будет, а затем мы, дай Б-г, придем и к такому обществу, в котором не будет важно происхождение раматкаля или любого другого специалиста в любой отрасли – будет важен только его профессиональный потенциал.

"Вести", 4.05.2003


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria