Элеонора Полтинникова-Шифрин

Еврейское государство и закон о возвращении

В Израиле прибывающих в составе алии из стран СНГ гоев нередко называют "пятой колонной". В ответ, как правило, борцы за всеобщее равноправие обвиняют авторов подобных высказываний в антиолимовских настроениях. Основным их аргументом обычно служит тот факт, что все эти гои служат на равных в израильской армии и исправно платят налоги. В чем же суть конфликта? Кто прав, или кто более виноват, обвиняя тех или других?
На мой взгляд, суть заключается в ответе на вопрос, какое государство мы хотим иметь: еврейское, с еврейским большинством, живущее на основе еврейского права - или государство всех его граждан, предоставляющее равные права всем, так или иначе сюда попавшим, - или государство, определяющее право на получение своего гражданства по одному лишь принципу службы в армии. Любой возникающий даже в жизни отдельного человека вопрос следует решать исходя не только из своего эмоционального отношения, но и из соображений разумности. Тем более верно это в отношении вопросов государственных. А коли так, вызвающий столь эмоциональную реакцию вопрос следует решать, прежде всего, с учетом того, на чем основаны эмоции тех и других и третьих.
Даже при весьма поверхностном рассмотрении ясно, что в истерику человеколюбия впадают наши антирелигиозные круги вовсе не по причине их большой любви к гоям. И даже не потому, что их заботит в первую очередь армия. Больше всего волнует их - исходя из их идеологии - всеобщее равноправие, которое, как они считают, должно предоставляться в демократическом государстве всем без исключения. Необходимо, однако, спросить, волнует ли это в такой же степени всех граждан Израиля, и не считает ли подавляющее большинство еврейских жителей государства, что для них куда важнее, будут ли они и их дети и внуки жить в еврейском государстве не только сегодня, но и завтра. А если именно это их волнует, то каковы перспективы еврейского государства в свете быстро растущего арабского большинства, с одной стороны, и активно прибывающего процента неевреев среди иммигрантов, с другой.
Я намеренно использую слово "иммигрант", а не "оле", потому что последнее применимо только к евреям, возвращающимся на еврейскую землю, совершающим "восхождение" в страну Израиля. Человек же, по тем или иным причинам меняющий свое место жительства с одной страны на другую, называется иммигрантом. Это отнюдь не ругательство. Так называют всех получивших право на въезд в Америке, Австралии, Германии - во всех странах мира. "Восходящими" называют лишь в Израиле и лишь евреев, ибо это понятие вытекает непосредственно из Торы и отношение имеет лишь к Стране Израиле и связи еврейского народа с ней.
Закон о возвращении был принят одним из самых первых, вскоре после объявления о создании независимого государства Израиль - в 1950 г. Первоначальная формулировка подчеркивала цель создания государства - как убежища для людей, преследуемых за еврейскую кровь. Именно им предоставлялось исключительное право въехать в страну в любой момент и немедленно стать ее полноправными гражданами. Право это основывалось на том понятии, что сегодняшние евреи - это потомки тех, кого изгнали отсюда римляне, разрушив наш Храм и уничтожив наше государство. Теперь наш народ начал возвращение на Родину, как и было предсказано еврейскими Пророками, и разрозненные его части, осколки, обломки, чудом уцелевшие, но почти потерявшие память о своем родстве, подъезжают, подтягиваются вслед за остальными. Едва ли тогда могло кому-то прийти в голову, что не пройдет и пятидесяти лет, как на месте еще недавней пустыни встанет современное государство, с весьма привлекательным экономическим уровнем, куда станут рваться граждане рухнувшей многомиллионной советской империи. Тогда, 50 лет назад, сюда ехали (за редчайшими исключениями) только евреи, да и тех-то многие считали сумасшедшими. Более рассудительные ехали в Америку, Аргентину или куда там еще удавалось. Даже когда началась алия из Марокко, Алжира и других североафриканских стран, то так называемая "культурная элита" их еврейства предпочла Францию, а в Израиль приехали те, кому их еврейская принадлежность была дороже и важнее. Им же невдомек было, что здесь строят не еврейское государство, а социалистическое государство всех его граждан…
Но почему все-таки поправка, распространившая действие Закона о возвращении на внуков евреев, не была включена в Закон сразу (что было бы логично, если предполагать, как это делают многие, что это было зеркальным отражением законов Третьего Рейха, где преследовались потомки евреев до третьего колена), а была принята лишь в 1970 г. Причина в следующем. Создатели светского социалистического государства с полным политическим равноправием для всех его жителей полагали, что евреи всегда будут составлять в этом государстве электоральное большинство. Бегство множества арабов и приток почти миллиона сефардских евреев в первые годы государства поддерживали эту иллюзию на протяжении нескольких лет. Но к концу шестидесятых стало ясно, что единственным растущим сектором среди израильских евреев являются религиозные. Это с абсолютной очевидностью грозило светским партиям потерей власти. Когда среди советских евреев начался подъем сионистского духа, стоявшие у кормила власти светские партии, поначалу противившиеся этой алие, увидели в ней надежду для себя. Они знали, что советские евреи были полностью оторваны от еврейской традиции, что процент смешанных браков чрезвычайно высок, а значит, высок и процент неевреев частично еврейского происхождения. Именно тогда была предложена "поправка о дедушках", позволявшая ввозить в страну столь желанный светский электорат и, по сути, превратившая Закон о возвращении в эмиграционный закон, который открыл двери в предположительно еврейское государство практически неподконтрольному числу неевреев.
Исторические повороты непредсказуемы и часто парадоксальны. Сегодня, когда удалось добиться - ценой страшной борьбы и многих жертв - свободного выезда из бывшего СССР, бывшие советские евреи едут в Германию, а в Израиль едут неевреи, у которых евреями были бабушки или дедушки. Почему? Потому что в Германию впускают только чистых евреев, только тех, кто может "доказать" свою принадлежность к еврейству. У немцев, с одной стороны, в ранг государственной цели возведено стремление смыть с Германии вину за уничтожение 2/3 еврейства Европы, а с другой - не хочется впускать и брать на свое иждивение слишком много иммигрантов.
А вот израильское законодательство ни о еврейском государстве не печется, ни об экономии средств - у нас же государство богатое, куда там каким-нибудь немцам. У нашей правящей левой элиты своя цель, которая уже почти и не скрывается: использовать голоса оторванных от еврейских корней и одурманенных левой пропагандой олим для превращения Израиля в современное демократическое государство, как представляет его себе левая элита. Для достижения этой цели, чем меньше процент евреев среди приезжающих, тем лучше. Более того, чем выше процент приезжающих по Закону о возвращении неевреев, тем более логичны арабские требования разрешить въезд и арабам, чьи родители покинули когда-то территорию Израиля вслед за объявлением о создании еврейского государства. Ведь если у нас "государство закона" - а это любимая присказка всех наших левых - то перед законом все должны быть равны.
(Вспомните, что свое право на назначение одного министра без консультаций с партиями наш прошлый премьер Барак использовал именно для назначения министра абсорбции. И назначил не кого иного как бывшую активистку и одну из создательниц движения "Шалом ахшав" Юли Тамир. А она, едва вступив в должность, встретилась с представителями арабов для того, чтобы поделиться с ними опытом абсорбции ввиду ожидаемого наплыва арабских… уж как бы это поточнее выразиться - или тоже олим?)
Нигде в мире сегодня никто не угрожает жизни "половинок", а тем более - "четвертинок" евреев, и уж конечно - их нееврейским женам, мужьям, тещам и свекрам. Поэтому говорить об их спасении не приходится. Говорить можно лишь об оказании помощи бывшим советским гражданам, попавшим по вине своего государства в тяжелейшее экономическое положение и ищущим, куда бежать. Никто не отрицает, что им въезд в Израиль - с немедленным получением гражданства, полного политического равноправия, а также полного набора финансовых льгот, ссуд и прочей экономической помощи, предусмотренной для возвращающихся в страну евреев, - разрешен только потому, что это соответствует Закону о возвращении с его совершенно абсурдной формулировкой, которая явно нуждается в пересмотре.
Любое государство формулирует свою иммиграционную политику в соответствии с конкретной ситуацией в стране, ситуацией экономической, социальной, демографической и т.д., а также в соответствии с государственными целями и задачами. Вводятся всевозможные квоты на въезд, ограничения, связанные с профессиями, состоянием здоровья, идеологией, и т.д. Как правило (хотя бывают и исключения), вводимые критерии связаны с целями государственного развития.
Какова же главная цель государства Израиль? Как это ни странно, Израиль пока что ее не сформулировал. Если целью является превращение в государство "как все", в государство "всех его граждан", то Закон о возвращении следует отменить вообще. Вместо него следует принять закон, позволяющий въезд всем желающим, без дискриминационных ограничений по национальному признаку, но предусматривающий, возможно, ограничения для преступников, тяжелых больных и одиноких стариков, ложащихся бременем на государственную экономику, лиц без профессии, не имеющих возможности заработать себе на жизнь, и т.д., и т.п. - разумных ограничений может быть много. Тогда, правда, следует также отменить ограничения, полугласно и в нарушение Закона о возвращении наложенные на лиц, известных своими резко правыми взглядами.
Если же целью Израиля является сохранение еврейской сущности государства, то Закон о возвращении должен распространяться только на евреев и членов их семей. Причем даже если не касаться вопроса о том, допустимо ли считать евреем "половинку" по отцу, то ясно, что при отсутствии обоих еврейских родителей обсуждать уже нечего. Т.е., изменение формулировки закона о возвращении возможно еще до законодательного решения вопроса о том, кого считать евреем.
Что же касается вопроса, кто является евреем, то предложение решать его в кнессете, где исход голосования определят арабские представители, оспаривающие само наличие еврейского народа, абсурдно изначально. На протяжении веков евреем считался человек, либо рожденный еврейской матерью, либо признавший Тору Богоданным документом, который определил закон для еврейского народа. Века изгнания, когда быть евреем не только не было выгодно или удобно, но зачастую было сопряжено со смертельной опасностью, пережили, оставшись евреями, именно те, кто этот принцип признавал. Все остальные отпали от народа. Соответственно этот принцип и следует признать за основной фактор, благодаря которому народ сохранился. Его и следует принять как критерий на будущее.
Человек, родившийся от еврейского отца и чувствующий себя евреем в том смысле, что признает Тору Богоданным документом, сам захочет пройти гиюр, так как будущая судьба и сохранение еврейского народа волнуют его не меньше, чем еврея по рождению. Тот же, для кого вопрос Богоданности Торы является второстепенным, очевидно, не готов стать евреем. Он не становится от этого плохим человеком, плохим специалистом в своем деле или еще чем-то хуже, чем любой другой. Он просто не становится евреем. Тот факт, что человек или его родители спасали евреев в годы опасности, может означать, что он хороший, великодушный и бесстрашный человек. Но он не становится от этого евреем. Тот факт, что человек является высокого класса специалистом в своей области знания, не делает его евреем. Так же как родившийся от еврейской матери дурак или негодяй не перестает быть евреем, сколько бы глупостей, преступлений или аморальных поступков он ни совершил. В евреи не "принимают", как в комсомольскую организацию: "честен, исполнителен, добросовестно относится к своим обязанностям, верен товарищам" и т.д. Здесь принцип совершенно другой. И поскольку принцип этот связан исключительно с Торой и отношением к ней, определять готовность того или иного претендента могут лишь те, кто 1) сведущи в Торе и 2)сами верят в ее Богоданность. Все остальные моменты прямого отношения к вопросу не имеют.
Вопрос о возможном самоуничтожении еврейского народа еще никогда в истории не стоял с такой остротой, как в наш просвещенный век "мира и прогресса". Поэтому евреи, сохранившие еще способность к трезвому анализу ситуации, должны отбросить неуместные эмоции и постараться понять, какова степень их ответственности перед своими предками и потомками.
(Элеонора Полтинникова-Шифрин - председатель партии "Емин Исраэль")
.

"Еврейский Израиль", 9.2002




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria