Яир Шелег

Чары Исламского государства

Что тянет молодых мусульман, выросших на культуре Запада, воевать в рядах террористических организаций ради темной идеи халифата, владеющего всем миром?

Вот актуальная загадка, которая должна занимать нас: в чем секрет темных чар организации ИГ (Исламское государство Ирака и Сирии), которая обещает всемирный халифат? Вроде бы относительно легко понять почему она протягательна для выросших в окаменевшем арабском мире с его коррумпированными правителями, будущее которого кажется пропащим. Легко воспламенить находящегося в тяжелом положении, представив ему сияющее утопическое будущее, даже если в моральном смысле это будет тьма. Но особенно захватывает загадка в чем секрет чар исламского халифата для мусульман (и даже принявших ислам), выросших на западной культуре.

Слишком легко увязать это с социологическими проблемами первого и второго поколения эмигрантов-мусульман, не находящих свое место в принявшей их культуре. Разумеется, это правильное объяснение, но оно не объясняет явление перехода в ислам молодых европейцев, которые, разумеется, могли внедриться в западное общество.

Видно, тут раскрывается еще один пласт большой проблемы нынешней западной культуры: ее пустота. Важные гуманистические идеалы прав человека - положительные идеалы, соответствующие заповедям Торы - были трансформированы в последние десятилетия в скудную либеральную мечту, весь смысл которой заключается в том, чтобы один человек не вредил другому. Это мировоззрение может считаться необходимым условием сохранения жизни, но оно недостаточно для жизни, полной смысла и содержания.

Более того: отрыв либерального мировоззрения от большой гуманистической мечты, породившей это мировоззрение, привел к нескольким общественным болезням, вроде равнодушия к социально-экономическому разрыву в обществе. Ведь смысл неолиберальной экономики - сексуальная вседозволенность и легитимация торговли телом для экономических нужд - от проституции до индустрии рекламы; порабощение мира культуры и духовности мерками рейтинга и экономической выгоды.

Видно, не случайно именно по этим пунктам выступает исламский фанатизм - и не только он - против западной культуры. Предлагаемые им ответы гораздо хуже проблем, которые эти ответы собираются решать, но тот, кто собирается воевать - и не только оружием - против предлагаемых фанатиками ответов, должен признать и проблемы, против которых выступают фанатики. Человек - сознательное существо, ищущее смысл жизни. Если западная культура не предлагает это, то растет спрос на другие опции, какими бы дикими и опасными они ни были.

Тут встает еще более интересный вопрос: почему именно палачи организации ДААШ являются выходцами из западной культуры? Ведь вроде бы не должно быть дефицита в добровольцах-арабах для ликвидации "неверных". Можно, конечно, сказать, что палачи - это "презенторы" ДААШ в видеороликах, распространяемых на Западе, и поэтому организации важно, чтобы язык был понятным. Это возможное, но недостаточное объяснение. Возможно более глубокое объяснение: нынешняя западная культура превратила мир в место эстетики вместо этики. Чувственность важнее смысла и содержания.

Можно сказать, что исламские фанатики, выросшие в арабском мире, интересуются идеей исламского халифата, но не болезненной "эстетикой" отрывания голов. И напротив: выросшие на поклонении сериалам, вроде "Тронные игры", в которых тоже есть сцены отрывания голов, возможно, тянутся к ДААШ именно из-за такого рода деяний и менее из-за идеи халифата.

Из всего этого следует, что Западу требуется сегодня не только мобилизовать силы ради немедленного уничтожения ДААШ, но и для серьезного душевного обсуждения: каким образом западная культура способствовала увеличению силы и притягательности ДААШ в глазах западной молодежи. Без возвращения Запада от скудного либерального мировоззрения к богатой и обязывающей гуманистической идее ему будет трудно бороться против чар фанатизма.

Перевел Яков Халфин, МАОФ

"Макор ришон", 20.10.2014





TopList Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria