Яков Шаус

Концептуальное кощунство, увенчанное премией

Как объявила министр образования Лиморр Мивнат, в этом году премия Израиля в области изобразительного искусства будет вручена художнику Моше Гершуни.
"Присуждение этой награды свидетельствует о том, что на центральное место в нашем искусстве возвращаются национальные координаты, еврейская телесность и еврейская молитва, - говорится в решении жюри, в которое входили директор Тель-Авивского музея профессор Мордехай Омер, художница Лея Никель, в прошлом лауреат Премии Израиля, и главный хранитель Музея Израиля в Иерусалиме Игаль Цалмона. - В Моше Гершуни всегда видели знакового художника и учителя, потому что он оказывался на важнейших перекрестках израильского искусства. Заявив о себе в 60-е годы, в следующем десятилетии Моше Гершуни создал яркие образцы радикально-политического, общественно активного искусства. В 80-е годы художник был пионером нового направления - еврейская духовность воплощалась в буйстве цвета, который не только передавал спонтанность чувства, но и был компонентой израильской мифологии".
Сам лауреат заявил: "В присуждении мне высшей государственной премии я усматриваю характерный характерный симптом - истеблишмент хотел бы, но пока не в силах навязать свою точку зрения тем, кто отвергает и критикует курс нынешнего правительства. Слава Богу, политическому истеблишменту пока не удается вторгнуться на территорию изобразительного искусства и взять его под контроль. Но я настроен пессимистически и не сомневаюсь, что в ближайшем будущем власть будет по своему усмотрению определять лауреатов Премии Израиля, С одной стороны, я рад, что моя жизнь в искусстве получила столь высокую оценку, что часть истеблишмента признала мою многолетнюю борьбу за истинные ценности и культуру еврейского государства. Но, с другой стороны, мне грустно принимать эту награду в той политической и социальной ситуации, в которой сейчас находится наша страна".
По "странной" случайности и жюри с его утонченно-интеллектуальной терминологией, и лауреат, предпочитающий менее сложный язык, выражаются как-то туманно. Складывается впечатление, что они стесняются омрачать праздничную атмосферу присуждения Премии Израиля прямыми упоминаниями любимых тем Моше Гершуни. Человек, не видевший его работ, не поймет, какой такой мифологией занимается художник и в чем состоят его резкие разногласия с истеблишментом.
Тем, кто редко посещает музеи и художественные галереи, представим визитную карточку Моше Гершуни. Родился в 1936 году в Тель-Авиве. Первая персональная выставка состоялась в 1969 году в Музее Израиля. Через два года молодого художника пригласили преподавать в "Бецалеле". Он не захотел принять косные, на его взгляд, методы обучения в главной художественной школе страны и возглавил бунт группы преподавателей и студентов против начальства. Из "Бецалеля" Гершуни пришлось уйти. Он приобретает репутацию одного из ведущих израильских художников. В 80-е годы его работы посылают на выставки в Европе, США, Японии. Гершуни начинал как минималист-концептуалист - в его творчестве было ощутимо влияние знаменитого немецкого художника Йозефа Бойса. Позже стал экспрессионистом. Сейчас Гершуни постоянно выставляется в тель-авивской галерее "Гивон". Три года назад он устроил выставку работ, посвященных его отношениям с молодым другом. Демонстрация обнаженного тела пожилого художника и гомосексуальных эмоций вызвала негативные моральные и эстетические оценки. Стилистические и сексуальные искания никогда не могли поколебать идейную платформу Моше Гершуни. После Шестидневной войны он стал страстным сторонником па-лестинцев. Эти чувства, как справедливо заметило жюри, присудившее Гершуни Премию Израиля, вырываются из него весьма спонтанно и порождают мифологию. В основе этой мифологии - устойчивое представление о жестоких израильтянах, кровавые зверства которых лишили беззащитных палестинцов счастья и свободы.
Гершуни создал свой индивидуальный стиль, он умеет огранизовать художественное пространство. Но кого этим удивишь? У него нет прорывов, поднимающих художника на уровень современного мирового искусства. Интерес к себе за рубежом Гершуни вызвал прежде всего своей тематикой. После Шестидневной войны во всем мире восхищались героизмом народа, который разгромил во много раз превосходивших по численности врагов. Даже недруги Израиля не могли опровергнуть того факта, что арабы постоянно пытались уничтожить еврейское государство и оно истекало кровью из-за непрекращавшегося террора. И вдруг появились израильтяне, заявившие, что агрессоры и убийцы - не арабы, а евреи! Некоторые из них подкрепляли этот тезис своей репутацией прогрессивных художников. Конечно же, западные "гуманисты" распахнули двери галерей для Моше Гершуни, предлагавшего свой вариант ближневосточной справедливости в упаковке концептуализма.
Целые залы заполняли серии штампованных композиций, разнящихся только "радикально-политическими" и "общественно активными" подписями: "Убийцы детей", "Я -террорист", "Хочу государство". Да, создавалась "новая мифология" - но не израильская, а антиизраильская. Вот, например, "патриотические" раздумья об Эрец-Исраэль - на полотне провозглашается: "Эта земля - хумус в жопе".
Картины Моше Гершуни действительно захлестывает "буйство цвета". Особенно он любит зловеще-красный, ассоциирующийся у него с "преступлениями израильской военщины". Вот картина "Хай, хаялим" ("Здравствуйте, солдаты"). Верхнюю часть полотна украшает кровавая дактилоскопия. В этом контексте изображенный внизу библейский сюжет, естественно, воспринимается как принесение в жертву арабского Ицхака сионистским Ибрагимом. Вообще переиначивание национальной символики - любимый прием Моше Гершуни. Еврейский героизм, еврейские страдания, еврейская мораль становятся объектом сарказма и издевки. "Ве ху рахом йихапер ве ло йашхит" - библейские слова: "Он сжалится, искупит грехи и не осквернит". Эта надпись красуется над кровавым магендавидом...
В угаре антисионизма Гершуни готов осквернить и еврейскую историю. Лозунг первой алии: "Бейт-Яаков, леху венелеха" - знаменитая аббревиатура БИЛУ ("Сыны Яакова, идите - мы пойдем за вами"). Передовой израильский художник вписывает сюда магендавид зеленого цвета - дескать, теперь для исторического баланса должен состояться исламский поход к исламскому счастью. Это вроде называется джихадом?
Еще один образчик концептуального кощунства. Зеленый флаг; полумесяц - и слова из песни времен еврейского подполья и Войны за независимость: "Ве низкор эт ку-лам, эт яфей ха-блорит ве ха-тоар" ("И запомним мы всех, с красивыми челками, статных"). Конечно, под зеленым флагом ислама тоже сражаются красивые ребята - их деяний израильтяне не забыли, а у Моше Гершуни они вызывают спонтанный выброс положительных эмоций!
Мы живем в демократическом государстве. У нас поэту и гражданину не запрещается высказывать любые взгляды. Кто-то верит в мир с Арафатом, кто-то не верит Кто-то призывает к урегулированию, кто-то - к трансферу. Проявление любви к палестинцам и высказывание мнения о том, что израильские солдаты - убийцы, не считается у нас государственным преступлением. Допускается и воплощение подобных мотивов в художественном творчестве.
Но существует разница между правом и моралью. Сегодня идет война, Израильтяне не подают в суд на агентов пятой колонны, но могут выносить нравственные оценки тем, кто любит врагов больше, чем погибающих от их рук евреев.
Моше Гершуни и отдельные его соотечественники ездят за границу и внушают Европе, что израильтяне - военные преступники. Они наносят огромный ущерб престижу. Израиля и его интересам. У арабов никогда не было понятия военного преступления - они считали нормальным что сильный побеждает слабого Благодаря Сариду, Бейлину, Гершу-ни современный лексикон освоили и палестинцы. Они подали в бельгийский суд иск против премьер-министра Израиля, они жалуются в ООН на ЦАХАЛ, который вступает в Дже-нин, чтобы найти террористов, убивающих женщин и детей.
Можно говорить и рисовать что угодно. Можно называть создателя антисемитских агиток выдающимся представителем израильского искусства. Но с какой стати еврейское государство должно награждать его высшей государственной премией? Как уже упоминалось, в решении жюри творчество Гершуни называется "активным". Характерная многозначность: слово "меуревет" можно понять и как "проарабский"!
- Увы, Премия Израиля вручается врагу Израиля, - сказал мне художник Михаил Гробман. - Моше Гершуни напрасно сетует на то, что некий "истеблишмент" плохо относится к таким, как он. Решение жюри - лучшее подтверждение того, что командные посты в нашей культуре занимают деятели, которым палестинские террористы ближе, чем их израильские жертвы.
- Но Гершуни имеет в виду политический истеблишмент?
С 1977 года с небольшими перерывами у власти находились правые, но в области культуры у них всегда срабатывает комплекс неполноценности, Я с этим лично сталкивался. Несколько лет назад в Раанане мне заказали работу Я построил ее в городском парке. На плоскостях, окрашенных в цвета палестинского флага, шли надписи: "Зарежь еврея!" Это было в период разгула террора. Власти города перепугались и велели уничтожить работу. Приказ дал мэр Раананы -представитель Ликуда! Так что Гершуни зря опасается своих импотентных идеологических противников. Национальный лагерь давным-давно потерял всякий интерес к культуре и отдал ее целиком и полностью на откуп крайне левым. Молодые художники, писатели, режиссеры прекрасно понимают; что только выступая с пропалестинских позиций, они могут сделать карьеру в израильском искусстве.
***
Сказаны горькие и резкие слова но что можно им противопоставить Действительно, забыты времена Зеева Жаботинского, Абы Ахимеира, Ури Цви Гринберга, когда лидеров правого лагеря поддерживали крупнейшие деятели культуры. Кто входит в парламентскую фракцию Ликуда, кто со ставляет Центр партии, ее актив?.. Даже в рамках чрезвычайной экономической программы ликудовское правительство не должно было урезать бюджет образования и культуры. Партия, берущаяся управлять страной, должна опираться на умы, а не только на несколько лишних мандатов в Кнессете.

"Вести", 20.03.2003




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  


Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria