Александр Риман

Арабо-израильский конфликт: энциклопедия мифов.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ: АРАБЫ - ИСТИННЫЕ ХОЗЯЕВА ЭТОЙ ЗЕМЛИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТЫСЯЧИ ТРЕХСОТ ЛЕТ


Обычно, для того чтобы разоблачить какое-либо ложное суждение, используют в качестве вспомогательного материала произведения своих единомышленников. На этот раз все будет иначе. Мы начнем с цитирования трудов наших оппонентов, причем обратимся к книгам, изданным в самое последнее время. Одна из них вышла в свет около полутора лет назад в Оксфорде и включает в себя монографии арабского историка, доктора Дауда эль-Алами и реформистского раввина из США Дена Кон-Шербока Уже через несколько месяцев после публикации эта книга была переведена в Москве на русский язык и вышла в 2002 году под названием "Палестино-израильский конфликт: две точки зрения". Строго говоря, о "двух точках зрения" в рамках этой книги говорить не приходится. Американский раввин-реформист дает рецепт решения палестино-израильского конфликта в духе "Шалом ахшав", то есть очень близко к позиции Ясера Арафата. А избрание Ариэля Шарона на пост премьер-министра Израиля в феврале 2001 года Д. Кон-Шербок считает препятствием к "достижению компромисса между евреями и палестинцами". И все же "арабская" часть книги представляет для нас намного больший интерес. Доктор эль-Алами начинает свою работу так: "Современная история Палестины по-настоящему начинается в девятнадцатом веке, а именно в те годы, когда близился конец Оттоманской империи". О тысяче трехстах годах якобы безраздельного владычества арабов в наших палестинах в книге этого историка речь вообще не идет Объяснение этому феномену можно найти, изучив еще одну новую книгу - словарь-справочник "Ислам", вышедший в Петербурге в 2002 году, Авторы книги -Юлия Гаврилова и Владимир Емельянов, ученые-арабисты из северной столицы - настроены к исламу очень доброжелательно. Даже признаваемую ими эклектичность этой молодой религии авторы считают положительным фактором: "Ислам многогранен и многослоен. В его содержании можно найти шумеро-вавилонские, зороастрийские, иудейские, античные и христианские корни... Приобщившись к исламу, бесписьменные народы в сокращенном варианте восприняли достижения человечества... Исламу безразлична национальность и социальное происхождение - все равны перед Богом Единым. В силу хотя бы уже этих двух факторов народы, некогда захваченные арабами, не отказались от ислама после ухода арабов с исторической сцены, произошедшего в 11-12-м веках" ("Ислам", стр. 21-22). Итак, российские ученые, далекие от сионистских взглядов, признают: арабы "ушли с исторической сцены" около девятисот лет назад. Необходимо уточнить: на рубеже 11-го и 12-го веков, а точнее в 1099 году, Святой землей и ее главным городом, Иерусалимом, овладели крестоносцы. В 1187 году полководец Салах-ад-Дин (Саладин) изгнал христиан из Иерусалима, хотя борьба мусульман с крестоносцами в различных районах Страны Израиля продолжалась еще много десятков лет. Тем не менее почему-то принято считать, что с конца 12-го века власть арабов над нашей территорией была восстановлена раз и навсегда, Однако на самом деле это не так. Сам Саладин был по национальности курдом и представлял династию Айюбидов, владевшую Палестиной до 1250 года (название династии произошло от имени Айюба ибн-Шади, отца Салах-ад-Дина). В дальнейшем среди здешних правителей уже никогда не было арабов. Таким образом, реальная власть арабских племен над Палестиной длилась с 638 по 1099 годы, то есть около 460 лет. Для сравнения: Пиренейский полуостров арабы захватили в начале 8-го века, а окончательную победу над ними испанские короли одержали лишь в 1492 году. Другими словами, арабское господство над отдельными провинциями Испании длилось около 800 лет но почему-то никто на этом основании не требует создания арабского государства на территории Гранады или Андалусии...
В 1250 году в Эрец-Исраэль начали править мамлюки - взбунтовавшиеся солдаты-рабы армии Айюбидов. Закаленные в боях воинские подразделения, состоявшие в основном из тюркоязычных народов, а также потомков выходцев с Кавказа, разгромили в 1260 году добравшихся в наши края монголов. Восемь лет спустя мамлюки окончательно вытеснили из Палестины крестоносцев, а в 1273 году победили, между прочим, арабские отряды исмаилитов-ассасинов. Лишь в 1517 году мамлюки были вытеснены из нашей страны войсками турецкого султана Селима 1.
Турецкие правители не слишком жаловали арабов, считая их людьми второго сорта. Арабы отвечали представителям "титульной нации" той же монетой. Вот как пишет об этом историк эль-Алами: "В центре внимания турок был Иерусалим. В остальных частях Палестины их встречали негостеприимно, и поэтому ни о каком экономическом развитии не было и речи. Когда же Оттоманская империя начала клониться к упадку, о Палестине вовсе забыли. В стране фактически отсутствовала инфраструктура. Мэри Элиза Роджерс в своей книге "Домашняя жизнь в Палестине" (1862 г.) пишет, что нигде не было колесного экипажа, даже тачки, а состояние дорог было ужасным" ("Палестино-израильский конфликт. Две точки зрения", стр. 147-148). Разумеется, на столь запущенной территории почти никто не хотел жить. Большинство арабов в то время(как, впрочем, и сейчас) предпочитали искусственно орошаемые оазисы Междуречья и Египта.
Для того чтобы как-то уменьшить плотность населения на берегах Нила, египетский султан Мухаммад Али, владевший Палестиной с 1833 по 1840 год, всячески поощрял эмиграцию арабов в северо-восточном направлении, Именно тогда в Палестине была проведена первая официальная перепись населения, согласно которой на территории между Иорданом и Средиземным морем проживали около 250 тысяч человек. Среди них около четверти составляли немусульмане - христиане и иудеи (П, Гиль. "Что такое "палестинцы"?" Иерусалим, 2000, стр. 10). Это с относительно недавними арабами-переселенцами из Египта сталкивались в основном пионеры первой еврейской алии конца 19-го века. Вот что писал об этом известный военачальник и государственный деятель Игаль Алон, чей отец Реувен Иосеф приехал из Гродно в Палестину в 1882 году и хорошо знал историю арабов Эрец-Исраэль. "Важно разъяснить нашей молодежи, что, вернувшись в страну, мы не обнаружили какого-либо другого народа и другой нации. Не было народа, который мог претендовать на то, что поселился здесь столетия назад. Мы встретили арабов, предки которых осели здесь лишь несколько десятилетий назад. В период 1830-1840 годов они бежали из Египта, поскольку ощущали на себе гнет властителя Египта Мухаммада Али" (Г. Концельман."Арафат". Ростов-на-Дону, 1997, стр.287).
О том, насколько велико было арабское перемещение из Египта в Палестину в середине 19-го века и позже, свидетельствует распространенная в наших краях фамилия Аль-Масри (от арабского слова "Миср", то есть Египет). Выходцы из этой страны основали, например, большую деревню Джиср-аз-Зарка, расположенную вблизи современного Приморского шоссе (с пешеходного моста, ведущего в эту деревню и нависающего над автострадой, израильские арабы все чаще бросают камни по проезжающим машинам). Об этом и многих других аналогичных фактах можно узнать из книги Михаэля Шашара (Шерешевского) "Разговоры с Ганди" (Изд-во "Едиот ахронот", 2001). Бывший лидер партии "Моледет", убитый арабским террористом в октябре 2001 года, напоминал также о том, что самый проблемный квартал города Рампы, Джуариш, населен арабами - выходцами из Ливии, а чрезвычайно популярная в современном Израиле фамилия Халаби ясно указывает на то, что ее обладатели приехали на территорию Страны Израиля из сирийского города Халеб.
К этому можно добавить, что одними лишь арабами мусульманская иммиграция на нашу землю не ограничивалась. В конце 19-го века, вскоре после разгрома русской армией турок на Балканах, власти Оттоманской империи поселили на средиземноморском побережье, вблизи крепости Кейсария большую группу мусульман из Боснии. Более века спустя это сомнительное начинание почему-то решили продолжить руководители государства Израиль в период правления партии Авода. В 1995 году чиновники из правительства Рабина-Переса приняли боснийских беженцев, к большой радости миллиона израильских мусульман...
По-видимому, подавляющее большинство арабов, живших в Эрец-Исраэль в середине 19-го века, вели кочевой или полукочевой образ жизни и в некоторых городах уже в то время не составляли большинства. Во всяком случае так было в Иерусалиме. Российский путешественник Дмитрий Смышляев (1828-1893), которого трудно заподозрить в симпатиях к сионизму, получил у турецких властей Палестины точные данные о населении Святого города в 1865 году. Оказывается, уже тогда из 20.330 жителей Иерусалима евреи составляли самую многочисленную его общину - 7670 человек. Арабы-мусульмане были на втором месте - 6916 человек, а на третьем - греко-католики - 2760 человек (А. Резников. "Странное чувство". "Вести-Юг" от 17 августа 2000 года). За полвека, прошедшие между египетской оккупацией Палестины и началом первой алии (1882 год), арабское население страны выросло незначительно и, согласно оценке известного американского историка Говарда М. Сакера, "едва достигало 260 тысяч человек" (Г Сакер. "История Израиля", т.2. Иерусалим, 1994, стр. 17). Еврейское население Эрец-Исраэль в 1880 году составляло, по разным оценкам, от 20 до 25 тысяч человек ("Краткая еврейская энциклопедия", т. 3. Иерусалим, 1986, стр. 183). За тридцать с небольшим лет "сионистской экспансии", а точнее с 1882 по 1914 год еврейское население Палестины увеличилось до 90 тысяч человек, то есть на 65-70 тысяч, а арабское - до 420 тысяч человек, то есть на 160 тысяч (В. Смоленский. "Палестинский народ: миф и действительность", "Калейдоскоп" от 20 июня 1997 года).
Особенно резко за счет притока арабских переселенцев из соседних стран выросло население нескольких полузаброшенных ранее городов. По данным, собранным известным немецким ученым еврейского происхождения Артуром Руппином, с 1880 по 1915 год население Яффы выросло с 10 до 40 тысяч человек, а численность жителей Хайфы - с 5 до 20 тысяч, и все это в основном за счет притока арабов из других стран (А.Руппин. "Современная Сирия и Палестина". Петроград, 1919, стр. 15).
И здесь снова необходимо вернуться к столь актуальному сегодня "иерусалимскому вопросу". Если в Яффо и Хайфе арабское население в своем приросте значительно опережало еврейское, как это происходило в Газе, Лоде, Рамле и других городах страны, то к Иерусалиму мусульмане оставались удивительно равнодушны. Согласно данным русскоязычной "Еврейской энциклопедии", издававшейся в Петербурге в 1908-1913 годах, в 1909-м население нынешней столицы Израиля достигло 90 тысяч человек, из которых две трети (60 тысяч) составляли евреи, 17 тысяч - христиане и лишь 13 тысяч - мусульмане! Другими словами, почти за полвека (с 1865 года) еврейское население Иерусалима увеличилось почти в 9 раз, а мусульманское - всего в 2 раза. Более того, в Иерусалиме накануне Первой мировой войны проживали около 60 процентов всего еврейского населения Эрец-Исраэль, в то время как арабов там было лишь 3 процента. Так где же туг "вечная" любовь арабов к Святому городу и Храмовой горе?
В ноябре 1917 года англичане опубликовали знаменитую "Декларацию Бальфура", которая, по мнению почти всех арабских политиков, давала евреям необоснованные преимущества в процессе заселения Палестины. Однако факты говорят о другом. По официальным британским данным, за двадцать лет (с 1919 по 1939 год) в страну прибыли 375 тысяч евреев и почти на столько же увеличилось арабское население. Другими словами, численность арабов Палестины выросла приблизительно на 75 процентов, в то время как в соседнем Египте, где не было жуткой "сионистской экспансии", арабов стало больше за этот же период всего на 25 процентов.
Но и это еще не все. Даже в самой Стране Израиля рост мусульманского населения был особенно интенсивным именно там,где появлялись "сионистские оккупанты".в 1920-1930 годах арабское население Хайфы выросло на 216 процентов, Яффо - на 134 процента, а Иерусалима - на 90. В то же время в свободных от "сионистского присутствия" Вифлееме, Дженине и Шхеме арабское присутствие увеличилось всего лишь на 30-40 процентов (А. Тигей. "Мифы и факты". Вашингтон, 1980, стр. 5-6).
К сказанному можно добавить, что официальные цифры не учитывали нелегальную арабскую эмиграцию в Палестину. По самым минимальным подсчетам, за период британского мандата в страну на заработки приехали не менее 100 тысяч мужчин-мусульман ("Краткая еврейская энциклопедия", т 3, стр. 203). Количество нелегальных еврейских эмигрантов за этот же период не превысило 15 тысяч человек (там же, стр. 208). Американская исследовательница Джоан Петерс в книге "С незапамятных времен", опираясь на демографические данные, доказала, что "прирост арабского населения в Палестине был наибольшим именно там, где сосредотачивалась еврейская поселенческая и экономическая активность" ("Вести" от 30 января 1997 года). В мае 1939 года был опубликован очередной отчет британского правительства парламенту - "Белая книга" Малкольма Макдональда. Поддаваясь нажиму арабских террористов, устроивших в 1936-1939 годах кровавую бойню в знак протеста против "сионистской экспансии" в Палестине, англичане решили ограничить еврейскую эмиграцию 75 тысячами человек в течение ближайших пяти лет (по 15 тысяч человек в год). "Белая книга" Макдональда была опубликована через четыре месяца после того, как Гитлер, выступая в январе 1939 года в рейхстаге, пообещал, что грядущая война приведет к уничтожению еврейского населения Европы. Однако ни в 1939-м, ни в последующие годы, когда геноцид евреев на европейском континенте стал реальностью, англичане "не поступались принципами".
В то же время арабской эмиграции в Палестину препятствий не чинилось. В результате за восемь лет (с 1939 по 1947) еврейское население Эрец Исраэль увеличилось на 140 тысяч человек и достигло 625 тысяч, в то время как количество арабов выросло на 250 тысяч и составило 1 миллион 300 тысяч человек (Статистический справочникеврейской Палестины". Иерусалим, 1947, стр. 46-47). По другим данным, к ноябрю 1947 года, когда ООН принимала план раздела Палестины, на территории между Иорданом и Средиземным морем проживали 1 миллион 365 тысяч арабов (включая 137 тысяч кочевников-бедуинов) и 610 тысяч евреев. Именно на эти, последние, цифры опирались эксперты ООН, составляя план раздела Палестины. Согласно решению, принятому 29 ноября 1947 года, бывшая подмандатная территория, принадлежавшая Великобритании, должна была быть разделена на три участка. В пределах "еврейского", площадью 14,1 тысячи квадратных километров, евреи, как ни странно, не должны были составлять большинство. На территории, отводимой будущему Государству Израиль, должны были проживать 500 тысяч евреев и около 510 тысяч арабов (включая 105 тысяч бедуинов). В пределах будущего арабского государства (арабского без кавычек!) предполагалось проживание 750 тысяч арабов (в том числе 22 тысячи бедуинов) и 10 тысяч евреев. И наконец, на небольшой территории, включающей Иерусалим, Бейт-Лехем (Вифлеем) и прилегающие к ним незначительные населенные пункты (около 1 процента территории Палестины), ООН решила создать анклав под международным управлением с населением примерно 205 тысяч человек - 105 тысяч арабов и 100 тысяч евреев ("Государство Израиль". Справочник. М., 1986, стр. 61).
Таким образом, никакого "раздела" Палестины на "еврейское" и "арабское" государства фактически не было. На территории подмандатной Палестины предполагалось создать одно полноценное арабское государство и два арабско-еврейских. Но даже такой план арабским лидерам показался неприемлемым, и 14 мая 1948 года они объявили войну Государству Израиль, созданному в строгом соответствии с решениями ООН. В самом начале начале этой войны руководители арабских стран убедительно попросилижителей Яффы, Хайфы, Лода и других городов Палестины и даже нстоятельно требовали от них покинуть свои дома, чтобы не мешать "блицкригу" арабских армий Египта, Сирии, Лиа=вана, Иордании и Ирака, чьи командиры обещали в кратчайшие сроки разгромить сионистского врага. Израильский историк и публицист Шмуэль Кац в своей книге "Земля раздора" приводит многочисленные свидетельства арабских журналистов, политиков и рядовых граждан, проливающие свет на истинные причины возникновения проблемы "палестинских беженцев". Например, секретарь лондонского представительства Лиги арабских стран Эдуард Атия в своей книге "Арабы", изданной в Англии в 1955 году, писал: "...это всеобщее бегство арабов явилось большей частью выражением их веры в широковещательные сообщения и призывы совершенно лишенной чувства реальности арабской печати и в безответственные выступления некоторых арабских лидеров, обещавших, что в течение короткого времени евреи будут разбиты армиями арабских стран и арабы Палестины смогут вернуться на свою землю". Точно такой же сценарий развития событий содержится и в статье одного из авторов иорданской газеты с характерным названием "Фаластын" в номере от 19 октября 1949 года: "Арабские государства поддерживали мусульман в их решении временно оставить свои дома, чтобы не мешать вторжению арабских армий". Не менее откровенны были и руководители палестинских арабов, один из которых, молодежный лидер Нимер аль-Хавари, в книге "Тайные причины катастрофы", опубликованной в израильском (!) городе Назарете в 1952 году, угрожал: "Мы разгромим эту страну с помощью нашего оружия и сотрем с лица земли любое место, в котором захотят спрятаться евреи. Арабы должны переправить своих жен и детей в безопасные районы до окончания боев". Впрочем, проблема арабских беженцев, покинувших Израиль с момента основания еврейского государства, заслуживает отдельного рассмотрения.

"Вести", 30.01.2003


Арабо-израильский конфликт: энциклопедия мифов.
МИФ НОМЕР ТРИ: "ПАЛЕСТИНЦЫ ТОЖЕ ХОТЯТ МИРА", ИЛИ РАЗВЕНЧАНИЕ СВЕТЛОГО ОБРАЗА "ШАХИДИШЕ МАМЭ"

Арабо-израильский конфликт: энциклопедия мифов. МИФ НОМЕР ДВА.«Черта оседлости – это хорошо для евреев»

Арабо-израильский конфликт: энциклопедия мифов. МИФ ПЕРВЫЙ. «Столетняя война»: краткая история легенды

  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria