Рав Элиэзер Меламед

Путь выхода из кризиса

Введение

Глубокий кризис, в котором мы находимся, должен заставить нас заново оценить многие вещи. Только такая основательная оценка даст нам толчок к новому расцвету. Если мы не проанализируем то, что мы пережили, то не сможем сделать из этого выводы. Я не испытываю никакой радости, критикуя глав Совета поселений и раввинов, которые поддержали их позицию. Я их уважаю и ценю их работу во многих областях, и желаю им продолжить важную деятельность расширения поселений и укрепления общин. Тем не менее, я считаю себя обязанным прокомментировать их деятельность в период борьбы с изгнанием евреев из Гуш Катифа и Северной Самарии. Моя критика имеет исключительно позитивную задачу – исправить то, что еще можно исправить, послужить началом глубокого и плодотворного обсуждения, которое позволит взрастить сильное и мудрое руководство, способное на взвешенные решения. Только такое руководство сможет сделать былью древние идеалы нашего народа.

Поражение в борьбе

Многие спрашивают: как так получилось, что мы проиграли в борьбе за Гуш Катиф? Ведь вожди протестующих обещали, что борьба будет решительной, и что в наших силах остановить выселение. Тем не менее, за считанные дни прекратилось сопротивление во всех выселяемых поселках. Почему мы потерпели поражение?
Я считаю, что Совет поселений и раввины, на мнение которых совет опирался, загубили борьбу с самого начала, отмахнувшись от однозначного галахического запрета солдатам и полицейским принимать какое бы то ни было участие в выселении евреев. С того момента, как наши руководители заняли такую позицию, мне уже было очевидно, что, если Господь не сотворит чудо, то у нас нет шансов предотвратить выселение. Тот, кто говорит, что нельзя отказываться выполнять преступный приказ о выселении евреев, не может параллельно с этим утверждать, что выселение – злодейство с точки зрения галахи. Это все равно что обличать совершение преступления, которое сам же призываешь совершать. Если это такой страшный грех, что мы с этим боремся всеми силами, то как можно не отказаться выполнять подобный приказ? Позиция раввинов, утверждающих, что нельзя отказываться выполнять преступный приказ, сделала борьбу изначально безнадежной.
Для таких случаев есть четкие и однозначные галахические постановления, достаточно точно определяющие, как вести себя в той или иной ситуации. Но наше официальное руководство повело себя в противоречии с галахой в вопросе об отказе от выполнения приказа, лишив тем самым борьбу твердого идейного стержня.
Совет поселений мог бы опереться на четкое галахическое решение необходимости  отказа от выполнения преступного приказа большого знатока Торы, известного раввина Авраама Шапиро (в прошлом – главный раввин Израиля). Ранее такое же постановление вынес один из крупнейших авторитетов религиозного сионизма, раввин Шломо Горен (который долгое время исполнял должность главного раввина ЦАХАЛа). Эти два имени обладают достаточным авторитетом, чтобы последовать их мнению, тем более, что этого мнения придерживается большинство знатоков Торы нашего времени. Тем не менее, Совет поселений выбрал за основу своей позиции мнение других людей.

Осуждение тех, кто перекрывал дороги

В продолжение той же политики, Совет поселений и с ним некоторые раввины провели кампанию строгого осуждения демонстрантов, выходящих на дороги. Можно обсуждать вопрос, приносили ли эти акции пользу делу борьбы с выселением или не помогали ему (на мой взгляд, последнее утверждение несправедливо), но наши официальные лидеры порицали их по другой причине. Они утверждали, что так действовать нельзя с нравственной точки зрения. Отсюда напрашивался вывод: если единственно возможный в данной ситуации демократический протест объявляется безнравственным, то получается что разрушать целые поселки, изгонять людей из домов и грабить их имущество, лишать их средств к существованию – менее безнравственно, чем перекрывать шоссе…
Но, может быть, галаха запрещает в данном случае причинять неудобство рядовым гражданам? Вспомним известное правило: в отношениях между людьми значительную роль играет обычай страны. В государстве Израиль принято устраивать забастовки, наносящие серьезный ущерб гражданам, даже по таким поводам, как предотвращение увольнений или требование повышения зарплаты. Например, устраивается с такой целью забастовка учителей, и миллион родителей вынуждены искать решение – что делать с оставшимися дома детьми. Бастуют врачи и медсестры, причиняя дополнительные страдания и материальный ущерб больным. Бастуют работники порта, нанося огромный ущерб экономике, разоряя цветущие предприятия. Бастуют работники аэропорта, государственные чиновники, уборщики мусора, работники электрической кампании – все это примеры "обычая страны". В сравнении с этими примерами, перекрытия дорог причиняют людям гораздо меньшие неудобства. И если то, что можно делать для предотвращения увольнений, нельзя делать для предотвращения массового лишения людей не только работы, но и крыши над головой, для предотвращения отступления, которое приведет к новой волне террора, то это значит, что наша борьба не так уж и справедлива. Это значит, что те, кто не готов перекрывать дороги, в принципе готовы смириться с ситуацией.
Одними только объятиями и поцелуями, и даже массовым шествием по жаркому Негеву невозможно разубедить злодеев исполнить задуманное.

Воспитание и общественная деятельность

Некоторые считают, что вся проблема в воспитании, и лишь халатность в воспитании таких ценностей, как вера, любовь к народу и к родине, является исходной причиной рождения разрушительной программы изгнания евреев из частей Страны Израиля. Эта позиция в основе своей верна. Но необходимо добавить, что если воспитание не опирается на практическую мудрость и нравственную силу противостоять злу, то оно не принесет плодов. Недостаточно описывать ученикам идеал, нужно также думать и планировать, как претворить его в жизнь в столь сложной действительности, где всегда найдутся авторитеты и движения, которые будут с ним бороться.
Когда нет практической мудрости и руководства, все дворцы, которые мы строим воспитанием, рассыпаются в прах. Ведь Министерство образования почти двадцать лет возглавляли религиозные министры. За эти годы общее состояние системы образования не только не улучшилось, а напротив, светские левые круги углубили свой контроль над всеми системами воспитания, начиная от детских садов и кончая академией.

Результат отказа от перекрытия дорог

Резкого порицание перекрытия дорог уничтожило единственный шанс организовать такую борьбу, которая могла бы предотвратить реализацию "программы одностороннего размежевания". Понятно, что нет возможности навязать обществу позицию, противоречащую его устремлениям, но в силах умеренных акций гражданского неповиновения заставить правительство прийти к соглашению со своими противниками. Например, заставить Кнессет объявить досрочные выборы, или найти другое взаимоприемлемое решение.
Позиция Совета поселений и некоторых раввинов, категорически запретивших участвовать в акциях по перекрытию дорог, лишила народный протест шансов принести хоть какую-нибудь пользу. Решительность и самоотверженность молодежи оказалась невостребованной. Хуже того: когда официальное руководство отреклось от перекрывающих дороги, оно оставило последних на растерзание озверевшей полиции и прокуратуре. Я подозреваю, что прокуратура и суды судили этих людей с чрезмерной строгостью именно потому, что от них якобы отвернулись даже "свои". Так же, как поступили с защитниками Кфар Дарома после того, как их осудил Совет поселений.
Многие жители Гуш Катифа задавали вопрос – почему в тот момент, когда пришли выгонять их из дома и разрушать их поселок, страна не всколыхнулась? Ответ – вот именно по этой причине.
Приведем в пример хотя бы электрическую кампанию. Если все ее работники одновременно забастуют, невозможно будет не выполнить их требования. Но если хотя бы треть из них скажут, что нельзя отключать электричество, то их фронт будет разбит. С ними не будут считаться. А те, кто отключат электричество, будут посажены на пять лет в тюрьму.

Горе и унижение

Тяжело поверить, что за считанные дни были разрушены цветущие поселки, созданные кровью, потом и слезами. Но сначала были жестоко унижены поселенцы, когда злодейски отняли у этих прекрасных людей их добротное жилище и выбросили их с позором на улицу. Некоторым из них сделали одолжение и выделили караваны (непонятно почему именуемые "каравиллами") площадью в 60 кв.м., при том что они жили в доме площадью не менее 150 кв. м. Такой поступок - это обман и унижение. Разрушители поселений ставили своей целью не только отступить из Газы. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в их задачи входило также унизить поселенцев и тех, кто их поддерживает, сломать их дух.
После разрушения поселков я слышал несколько интервью с руководителями Совета поселений, в которых те хвалились интервьюерам: "Зато нам удалось организовать борьбу без насилия. Мы доказали, что поселенцы не применяют насилие". Так они утешают скорбящих?! Мы что, боролись за то, чтобы оправдаться в кровавых наветах, которыми нас очерняют многие годы?!
Официальное руководство призывало активистов прибыть на перекресток Кисуфим и своими телами перекрыть выезд из Гуш Катифа, сделав невозможным выселение. Люди шли десятки километров, прибывали на место небольшими группами, и тут к ним подходила рота полицейских и "по высочайшему распоряжению" начинала их избивать. Не жалели ни стариков, ни детей, калечили женщин и мужчин. А на следующий день "вожди" этих избитых обнимались с полицейскими чинами и провозглашали: "Побеждаем с любовью!"…
Официальное руководство поселений отрицало даже элементарное право сказать во всеуслышание, что совершаемое действие преступно и в нем нельзя участвовать. Слава Богу, что многие большие знатоки Торы и с ними многие солдаты, религиозные и светские, проявили настоящее геройство и отказались участвовать в исполнении этого злодейского приказа. Их заслуга – сохранение нашей чести. Мы хотя бы можем сказать, что по отношению к нам совершено преступление.

Поражение

Чтобы осуществить такое чрезвычайное мероприятие, как разрушение поселков и изгнание их жителей, любой демократический режим нуждается в подавляющем большинстве голосов избирателей, поддерживающих программу. В вопросе о разрушении Гуш Катифа у правительства не было даже минимального большинства. Газетные опросы не вызывают серьезного доверия. Если бы было четкое большинство, правительство несомненно предпочло бы провести решение через всенародный референдум. Многие специалисты считают, что у поселенцев была реальная возможность победить в референдуме.
Эффективное руководство не упустило бы возможности дать выразить свою волю широким народным массам, и тем самым предотвратить выселение. Если же оно не смогло этого добиться, оно должно было определить это как свое поражение. И тогда, когда у нас было бы четкое определение ситуации, мы могли бы принять разумное решение о следующих этапах борьбы.

Безнадежное сопротивление

Совет поселений и раввины, на которых он опирался, утверждали, что можно остановить выселение демонстрациями и шествиями протеста в пустыне Негев. Сначала руководство выбило почву из-под ног выбило сопротивляющихся  запретом совершать все действия, которые принято совершать в ведении подобной борьбы, а потом поселило иллюзорную надежду в сердцах честных и наивных активистов, послав их совершать бессмысленные акты сопротивления. Как минимум, нужно было объяснить активистам, что все, что мы делаем и намерены делать в Гуш Катифе, имеет целью выразить протест, но не более. То, что это не было сказано, увеличило позор и отчаяние людей, особенно молодежи.
Когда у меня спросили, есть ли польза в шествии на Гуш Катиф для предотвращения выселения, я ответил, что выселения этим не остановишь, но в этой акции есть польза как в акции протеста. И добавил: "Тот, кто убежден, что его прибытие туда остановит выселение, пусть лучше не приезжает. Будет жаль, если он испытает разочарование или совершит необдуманные поступки".
Меня спросили: "Неужели нельзя ожидать чуда?" Я ответил – "Нельзя надеяться на чудеса".
Меня спросили: "Неужели наше самопожертвование и наши молитвы не делают нас достойными чуда?" Я ответил – "Мы не знаем воли Всевышнего. Но очевидно, что нельзя утверждать, что мы достойны чуда, после того как наше официальное руководство не готово даже призвать солдат отказаться выполнять преступный приказ. Получается, что приказ армейского командования – такая святая вещь, что Господь должен изменить законы природы ради того, чтобы нам не пришлось отказываться выполнять приказ?!"

О героизме и настоящей свободе

Утешение скорбящим жителям Гуш Катифа пришло не от официального руководства, а от мужества, самоотверженности и героизма простых людей, в основном молодежи. Они были готовы заплатить личную цену за народ и родину. Около двух тысяч из них удостоились высокой чести стать "узниками Сиона". Некоторые из них еще заплатят дополнительную цену, когда их будет судить преступное государство с бессердечными судьями, жестокими и коварными полицейскими и мстительной злодейской прокуратурой. На первый взгляд кажется, что они на какое-то время потеряли свободу, но на самом деле им удалось купить относительно небольшой ценой настоящую внутреннюю свободу. Как сказал рав Иегуда Леви: "Рабы времени – рабы рабов. Только раб Всевышнего истинно свободен". Из этой внутренней свободы и независимости сможет произрасти революция души, из нее вырастет новое руководство, способное привести еврейский народ к Избавлению.
Я написал эти строки, чтобы не только обвинения и порицания звучали в адрес нашей прекрасной молодежи, а также слова поддержки, похвалы и любви. Кто действительно заслуживает объятий и поцелуев, так это они и их родители. Я обещаю, что если кто-нибудь из этих героев будет нуждаться в моей помощи в чем бы то ни было, я сделаю все, что в моих силах, ради человека, заплатившего личную цену в этой борьбе. Я верю, что если они продолжат так же честно служить своему народу, они увидят благословение в этой великой работе и в своей личной жизни.

«Бе-шева», 9.2005

Перевод Ш. Бродской

  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria