Амнон Лорд

Коммунизм умер и он живет на бульваре Ротшильда

"Расширяется движение протеста бездомных; множатся палаточные лагеря на просторах страны" – это главный заголовок газеты "Йедиот ахронот" от 10 июля 1990г. В подзаголовке: "В последние дни созданы палаточные лагеря бездомных и молодых семей в различных местах: в Ришон Леционе, в Рамат а-Шароне, в Рамат-Гане, в Холоне, в Бат-Яме, в Ашдоде и в Тель-Авиве. Второй палаточный лагерь возник вчера в Иерусалиме".
Это не курьез. В тексте сообщения нет слов "партия Авода", но "это расширяющееся движение протеста" подталкивали представители Аводы. Это, разумеется, не было спонтанным протестом. Установка палаток произошла через 3-4 месяца после "вонючего трюка" Шимона Переса, который привел к расформированию правительства национального единства и выходу Аводы из правительства Ицхака Шамира. И это не курьез: под тем сообщением из "Йедиот ахронот" еще известный заголовок: "Не принято предложение о ордерах против забастовки врачей". Сбоку еще небольшой заголовок: "25 тысяч репатриантов в месяц". Трудно поверить – тут есть у нас две характеристики партии Авода, которая, разумеется, не хотела подписаться под этой политической программой: 1) попытка подорвать хрупкую коалицию Шамира после того, как Авода вышла оттуда; 2) готовность повредить общенациональным усилиям по приему массовой алии из Советского Союза, находившегося на этапе развала.
Что изменилось с тех пор? Как видно, и сегодня деятели из партии Авода пытаются установить свой контроль над "палаточным лагерем". Ицик Шмули сказал, что хотел бы видеть Ицхака Герцога премьер-министром. Во внутренней переписке левацкой организации под названием "социал-демократическая партия" говорится, что около 300 активистов Амрама Мицны крутятся в вокруг палаток, особенно в Иерусалиме. В начале репортажей о палатках я встретил там активиста Герцога. Но на этот раз не Авода продвигала "палаточные городки", это делали кадры Нового израильского фонда и компартии. Но теперь, когда начинается "идеологический пингпонг" между Трахтенбергом и "специалистами" по экономике из палаток, чувствуется контроль над "палаточниками" радикалов из истеблишмента. Ицик Шмули – пример этого. Он воспринял стиль речи Эрдогана. В середине недели эхом ответил ему Герцог, пытавшийся избраться председателем Аводы: "Биби утратил доверие народа, у Биби нет мандата". Поставьте рядом еще высказывание "Народ с нами". Я предполагаю, как комментатор, что в продолжение увидим развитие кемпейна в направлении "Биби потерял доверие народа, народ верит в социальную справедливость" или еще какую-нибудь глупость вроде этого, и партия Авода будет держаться за этот мотив.

Основной закон: социальные права

Это возможность посмотреть как мощь мифов в израильском обществе способна к саморазрушению. Если кто-то хочет увидеть, что вера в мифы способна причинить этому народу, он должен вновь просмотреть период Войны Судного дня и разрушительные последствия соглашения Осло.
В случае нового запуска кемпейна "социального государства", или социализма, или социал-демократии как альтернативы экономике свободного рынка это выделяется еще больше, чем в случае предыдущих мифов. "Как пленные, возвращающиеся домой, возвращаются идейные ценности в общественный диалог", - восторгается один из главных публицистов в газете "Маарив". – "Они находят себя в палатках – очень знакомое пространство в истории сионизма и иудаизма. В палатках сформулировала 3-я алия принципы образцового общества, из них вышел Гдуд а-Авода… В палатках вознесся особый дух Пальмаха". Протест "говорит голосом солидарности и хочет изменения не сверху, а через коллектив. И когда государство Израиль возвращается домой, в поту, но счастливое, возникает чувство обновления. И оно говорит идейным ценностям: добро пожаловать, возвращающиеся".
Ицик Шмули в своем требовании в духе Эрдогана хочет "смены системы". Он находится вне "палаточного городка". "Смена системы" – это, в сущности, коммунистическая революция, и можно угадать его повестку: в Кнессете будет проведет закон вроде Основного закона о чести и свободе человека. Это будет Основной закон о социальных правах. Поскольку равенство – это железная линейка подчиняющая все в этой стране, то будет принят закон, который починит право частной собственности закону о социальных правах. Намерение – прийти этим путем к отмене одного из основных базовых прав человека и постановка граждан страны в зависимость от правительственного аппарата, которые превратятся в гигантскую машину распределения. В итоге в аду социальной справедливости будет "Каждому платят за то, что он существует, и никто не расплачивается за свои грехи" (Редьярд Киплинг)
Чтобы проиллюстрировать мощь пропагандистского пузыря, навязанного нам СМИ, нельзя проигнорировать то, что публика всерьез обсуждает опровергнутые теории и именно в то время, когда необоснованность этих теорий видна каждому, также как и успех свободной экономики в Израиле виден каждому.
Проф. Арье Спивак, возможно, единственный среди протестующих, к чьим предложениям можно отнестись всерьез, объяснил, что он против увеличения дефицита бюджеиа, т.е. он верен принципу правительства Израиля о сохранении бюджетных рамок. Но он не против расширения бюджета, если для новых бюджетных статей будут найдены финансовые источники. Это будет, разумеется, увеличение сбора налогов. Но экономика функционирует иначе. Экономика, увеличивающая правительственные расходы, не дружественна к частным предпринимателям. Последствия этого мы видим сейчас в Европе и США. Оставляют льготы и скидки, выплаты и пособия, в отношении которых правительство обязалось в рамках "нью-диль" с гражданами страны. Но увеличение налогообложения приводит на определенном этапе к уменьшению поступлений от налогов. Прекращается экономический рост. У правительства неоткуда оплачивать обещанные пособия населению, особенно пенсионерам, которые требуют сейчас в Греции, Испании, Португалии, Ирландии и всех странах Европы блага, за которые они платили налоги так много лет. Ситуация обостряется, когда в экономике социального государства от ига налогов начинается явление неуплаты налогов, хорошо знакомое и в Израиле.
На наших глазах рушатся "свиные государства". Не "свиной капитализм" – речь идет о государствах "свиного социализма" – так называемых странах PIGS (Portugal, Ireland, Greece, Spane) Португалии, Ирландии, Греции, Испании. Сейчас к ним приближаются Италия и Франция. Трудно поверить, что люди, обладающие хотя бы минимальной интеллектуальной честностью, дерзают представить израильской общественности социал-демократию и социальное государство как идеал, к которому надо вернуться в то время, как вскрываются все их грехи. Например, в Испании, где на протяжении большей части из последних 36 лет правила социал-демократия, есть сегодня 45% безработных среди молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. В Греции это достигает 39%. Общий процент безработицы в Испании – 20%. Туда Израиль хочет идти?
Именно США превратились в дополнительный пример того же рода. Кто бы мог поверить, что страна либерализма, свободной экономики, капитализма – превратится в посмешище в результате провала политики расширения правительственного/общественного сектора, увеличения бюджета, вхождения в гигантские долги и движения в сторону социал-демократии. Это не преуспело. Все рецепты обамовских "мудрецов от экономики" провалились. Только в израильском газетно-политическом пространстве можно выставить этот провал в качестве идеала нового еврейского рассвета палаток Рабочего батальона. Тот, кто рассуждает о палатках Гдуд а-Авода, пусть сделает одолжение потребителям его статей и расскажет им, что часть обитателей палаток Рабочего батальона эмигрировала в 1927 году в СССР, чтобы воплотить великий коммунистический идеал на земле социалистической родины – Советского Союза. Они были убиты там Сталиным или Гитлером. (http://maof.rjews.net/history/18-history/24606-2010-01-11-09-50-31, http://maof.rjews.net/history/18-history/24617-2010-01-13-08-35-01)
Чтобы понять яд этого мифа, надо вернуться в 20-е годы, когда в Эрец Исраэль немного больше 100 тысяч евреев. Несмотря на это небольшое количество, тут были политические покушения, была группа, которая подстрекала арабов против других групп, а одна социал-демократическая группа навязывала свою власть и порядок прокоммунистическому Рабочему батальону в кибуце Тель-Йосеф посредством голода. В продолжение, помимо жестокой внутренней борьбы среди местных социалистов, они начали ожесточенную войну против движений, не входивших в рабочие организации, - ревизионистов и их союзников. "Сезон" и расстрел "Альталены" – это логичные следствия расколов и раздробленности, созданных здешними социалистами. Этот "идеал", который Даниэль Дорон называет "Вчера и провал", прикатился к нам разными путями. Он сопровождает нас до сегодняшнего дня. Идейные ценности вернулись из плена. Насколько глубоко проникают мифы изра-коммунизма в местное сознание можно понять из замечательной книги Нурит Герц "Аль даат ацмо" (По своему усмотрению).
Против указывавшего на опасность для демократии, когда экономика, партия и государство – это одно и то же, была развязана кампания подстрекательства и очернительства. Я писал о нем в прошлом. Это был Элиэзер Ливне, который был в итоге исключен из МАПАЙ из-за дома, который он построил в Кирьят-Йовеле и который не понравился контрольной комиссии партии. Ливне понял, что мифы хороши только для своего времени, и когда в Габиме" был поставлен спектакль по пьесе Натана Альтермана "Кинерет, Кинерет", он опубликовал статью, осуждающую ложные мифы, которые спектакль возвеличивает. Набросился на него за это ни кто иной, как Амос Оз – тогдашняя восходящая звезда пленных идейных ценностей. Ливне критиковал те идеалы как анахронистские и утверждал, что прошло время рабочего движения и кибуцев. Он призывал к свободной инициативе и "обнаглел" до такой степени, что утверждал, что "халуц" (первопроходец) 60-х годов – это инженер-электронщик, а не держащие лопату и кирку. Ливне видел будущее. Он предвидел разрушительное влияние коммунизма на будущие поколения в Израиле, даже после того, как умрет последний официальный коммунист.

Утопия и самонадеянность

Но Фридрих Хайек, один из крупнейших экономистов 20-го века, уже указал на эту проблему в своем труде "Интеллектуалы и социализм", опубликованном в 1949г. Хайек определил интеллектуалов как "торговцев подержанными идеями". Они, в сущности, пиарщики, при своем ограниченном понимании переводящие идеи и знания га суд общества и политиков. По его мнению, как видно, из-за того, равенство – самая понятная интеллектуалам идейная ценность, они превратили ее в высшую ценность, посредством которой оценивается социальная или экономическая программа. Они разовьют идеал равенства до максимума, чтобы расширить границы демократии. Тогда радикальное мировоззрение о равенстве превратит демократию в тоталитаризм.
Две основы, привлекшие интеллектуалов к социализму и против свободного рынка, - это утопическое честолюбие и самонадеянность, которые предлагает идея общественной инженерии. Социализм растет параллельно грандиозным планам человека править природой и формировать ее. Он – развитие желания таким же образом формировать человеческое общество. История бешеной веры представителей движения "а-Шомер а-Цаир" в теорию Лысенко не была исследована достаточно и еще получила достаточной известности. Если можно было в 40-50-е годы взять интеллигентную молодежь и устроить им такую промывку мозгов теорией Лысенко, лишенной каких бы то ни было научных основ, но удостоилась признания Сталина, то можно внедрить в мозги самые радикальные и давно опровергнутые теории и понятия.
Но в идеологической борьбе между социал-демократией и свободным рынком склонность интеллектуалов к социализму следует из первой основы – утопической. Это возбуждает воображение. Тут находится преимущество перед либерализмом, который воспринимается как консервативный, серый и защищающий существующее. Либерализм преуспевает только, когда у него есть лидер вроде Рональда Рейгана, который умеет придать идеям свободы утопические масштабы мечты, которую можно воплотить.
По словам Джорджа Оруэлла, интеллектуалы любят играть с огнем, но они не знают, что он сжигает.

Перевел Моше Борухович, МАОФ

"Макор ришон",19.08.2011

  • Моше Яновский Скромное обаяние Гулага или о "нравственности" палаточного протеста
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria