Александр Лихтикман

Кадима - первая ошибка Системы

Когда в мае 2004 года партия Ликуд проводила референдум по вопросу "программы размежевания", центральные СМИ возмущались: допустимо ли, чтобы 200 тысяч членов Ликуда навязывали свою точку зрения всему государству? "Политик, победивший на выборах, получает мандат на управление страной от имени всего народа", - писал Авраам Тирош в газете "Гаарец" (2.06.2004). Тирош, как и многие другие считал, что опросы общественного мнения важнее результатов демократического волеизъявления членов правящей партии. Другими словами, если партактивисты поддерживают некую идею, а респонденты Мины Цемах и Камиля Фукса выступают против, то правы последние. На выборах 2006 года победила партия Кадима во главе с Эхудом Ольмертом. За Кадиму проголосовало тогда 14,2% израильтян, обладающих правом голоса, и опросы, проводимые среди всех граждан, с первых же дней существования нынешнего правительства были крайне к нему враждебными. Встретить на улице избирателя правящей в государстве партии - редкая удача. Согласно последним опросам, Кадиму поддерживает и вовсе ничтожное меньшинство. Еще меньше граждан - около 70 тысяч - состоят в этой партии и платят партвзносы. И уж совсем незначительная доля явится на перевыборы председателя, назначенные на 17 сентября.
Обладающих правом голоса на праймериз примерно столько, сколько в Израиле черкесов. Представим себе, что будущего главу правительства избирала бы черкесская община, а остальной Израиль наблюдал бы со стороны!
Но это примерно то, что происходит в так называемой реальности. Горстка отщепенцев, заинтересованных в продолжении власти Кадимы, назначит на нашу голову нового премьер-министра - человека, обладающего практически неограниченной властью, вершителя судеб, могущего казнить и миловать, отпускать на свободу террористов и стирать целые города с лица земли. Если Ольмерт, в его нынешнем жалком и подследственном положении угрожает народу "мирным договором", то, что уж говорить о его наследнике! Пока прокуратура что-то накопает, он или она смогут многое сотворить.
Выборы в маленькой, ненавидимой и презираемой большинством израильтян партии, освещаются прессой как вполне демократическое действо, а не пародия на демократию. А национально настроенные граждане, как всегда верящие, будто из двух зол одно непременно окажется "меньшим, болеют в душе за Шауля Мофаза и желают поражения Ципи Ливни. Вот было бы хорошо: Мофаз договорится с Нетаниягу, к ним присоединятся Либерман с Эйтаном, ШАС и Агуда, и до окончания каденции в Израиле будет здравомыслящее правительство. А Ливни и Барак пусть уходят - без них обойдутся. Превращение "левой" Кадимы в "правую" видится многим желанной и легитимной перспективой. Ведь столько раз правые партии после выборов внезапно меняли вектор, а левые становились еще более авантюрными, может быть, для разнообразия случится наоборот?
Не случится. Требуется изрядная доля непонимания происходящих в стране процессов, чтобы верить в возможность столь счастливой метаморфозы. Но хуже всего, что эта вера заранее легитимирует предательство правой партии, которая непременно победит на будущих выборах. Если Кадиме, обещавшей избирателям "два государства для двух народов", "забор безопасности" и демонтаж десятков еврейских поселений, позволительно было бы (даже теоретически) внезапно "поправеть" под руководством Шауля Мофаза, то и Ликуд некому будет потом пристыдить. Нет уж, раз израильская демократия вытолкнула на поверхность проруби Кадиму и вручила ей власть, пусть все идет своим чередом.
Кадима - неудавшееся детище Системы. Получившийся сбой - уже повод для оптимизма. Был первый - будут и следующие. Кадима создавалась как партия власти из уважаемых людей. В авторитарном государстве успех политических начинаний зависит не столько от расклада в парламенте, сколько от эмоционального отношения низов к верхам. По мнению создателей Кадимы, с такой задачей, как масштабное отступление и трансфер сотен тысяч евреев, могут справиться политики, пользующиеся уважением во всех слоях общества. Левонастроенных должны были привлечь Перес, Ицик и Рамон, бдительность правых притупляли Цахи Анегби и Отниэль Шнеллер, заботу о безопасности символизировали Шауль Мофаз и Ави Дихтер, с русским акцентом говорили Солодкина, Нудельман и Элькин, женское лицо изображала Ливни и т. д. В последнюю минуту с дистанции сошел главный декоратор, но и без него список вполне отображал замысел создателей.
И этот замысел не осуществился. Во-первых, избиратели не перепутали ренегатов с центристами, и Кадима получила гораздо меньше мандатов, чем требовалось. Во-вторых, моральный уровень в правящей партии оказался столь низким, что ни о каких масштабных проектах, вроде "программы свертывания" не может быть и речи. Подкачал не только Ольмерт, но и слишком уж много его соратников. Кто докатился до уголовщины, кто просто подмочил репутацию. Партии власти, призванной завершить начатое в Осло, не хватает главного - авторитета в обществе. Она вызывает у народа не почтение и сопричастность, а смех и жалость.
Поэтому есть все основания полагать, что правительству Кадимы, если бы оно решилось отдать приказ о депортации, силовые структуры не были бы столь послушны, как в свое время Шарону. Шауль Мофаз, принимавший отставку начгенштаба Моше Яалона, сказал, что "армией должен командовать генерал, верящий всем сердцем в "программу размежевания". Много ли найдется в сегодняшнем ЦАХАЛе генералов, готовых связать будущую политическую карьеру с сомнительными личностями из нынешнего правительства?
"Оранжевым" агитаторам было бы гораздо легче, больше было бы случаев отказов и переходов на сторону защитников поселений, чем холодным летом 2005-го. Вот, например, что сказала по этому поводу глава парламентской фракции МЕРЕЦ Захава Гальон: Когда такую важную и ценную инициативу, как разрушение незаконных форпостов выдвигает глава правительства, подозреваемый в коррупции, это придает ей пагубный оттенок политической манипуляции. Эвакуация поселенцев - это слишком серьезный вопрос, чтобы использовать его, в качестве отвлекающего маневра для спасения от суда". А если бы приказ поступил, например, от вице-премьера Рамона, который флиртовал с солдаткой за несколько часов до начала Ливанской войны, армия бы пошла бы за ним штурмовать синагоги Офры и Кдумим?
Тем, кто на самом деле правит Израилем, мешают такие персонажи, как Эхуд Ольмерт, Авраам Гиршзон, Цахи Анегби, Рухама Авраам и прочие подследственные и чудом избежавшие суда. Они не способны поставить требуемый товар, и их меняют на более подходящих. 17 сентября Израилю представят временную замену. Хорошо, что ее выберет "черкесское" меньшинство. Меньше авторитета, меньше легитимации, ниже вероятность апокалипсических сценариев. По нынешним временам - не так уж мало.

Zman.com, 15.09.2008




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria