Александр Коган

10 лет Норвежских соглашений

"Норвежские соглашения - это величайшее событие в истории"
Билл Клинтон

"Это историческое событие, открывающее новую страницу истории"
Ясер Арафат

13 сентября 1993 года на лужайке перед Белым домом было формально подписано нечто, вошедшее в историю как "Договор в Осло" или "Норвежские соглашения". Рукопожатие премьер-министра Израиля Ицхака Рабина и лидера Организации Освобождения Палестины Ясера Арафата, скрепившее этот документ, увидели посредством телевидения 400 миллионов человек. Это соглашение о создании Палестинской национальной автономии должно было стать, по словам представителей американского Госдепа, "ковровой дорожкой к мирному урегулированию на Ближнем Востоке". Сегодня, 10 лет спустя, вывод однозначен: оно обернулось одной из величайших трагедий, как для израильтян, так и для палестинцев.
Но разберемся по порядку с этим соглашением, так как проблем с ним, наверное, больше, чем с каким-либо другим договором за всю историю дипломатии. Постараюсь остановиться на самых значимых моментах.
Соглашения, несмотря на весьма широко распространенный миф, не предусматривали создания какого-либо нового палестинского государства. Документ назывался: "Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению".
Самоуправление это должно было создать все предпосылки для постоянного мирного урегулирования, включающего решение проблем палестинских беженцев, Иерусалима и израильских поселений в духе решений СБ ООН 242 и 338.
Оба эти решения также ни словом не упоминают никаких палестинцев и никаких новых государств. Да и как они могли-то упоминать их? Ведь территории, именуемые ныне палестинскими, до 1988 года были по сути дела иорданскими, но "оккупированными Израилем" с 1967 года. А проживавшие там арабы - иорданскими гражданами. (В 1988 году Иордания отказалась от притязаний на эту территорию, кстати, захваченную ею в 1948 году, в ходе объединенной попытки арабских государств уничтожить еврейское государство, созданное по решению ООН).
Кроме того, соглашения эти были подготовлены в ходе противозаконных, по израильскому законодательству, тайных переговоров между представителями ультралевых кругов и Организации Освобождения Палестины - фигурировавшей на тот момент в черном "террористическом" списке израильских и американских спецслужб. Начались эти переговоры 20 января 1993 года в норвежском городе Сарпсборге, а когда было достигнуто продвижение - участники перекочевали в Осло. Подписаны Норвежские соглашения были в Вашингтоне по инициативе администрации США, желавшей подобным образом легитимизировать "некошерные" переговоры. Нобелевские премии, врученные Ясеру Арафату, Ицхаку Рабину и Шимону Пересу также были призваны обелить процесс.
Ратификация соглашения в израильском кнессете также потребовала нарушения законов и уложений. Протащили их посредством элементарного подкупа двух парламентариев от оппозиции. Стоило это правительству покойного Ицхака Рабина двух постов в правительстве и прилагаемых к ним двух японских автомобилей, что позволило противникам договора долго называть его "соглашением "Мицубиси".
По договору Израиль отдавал под контроль палестинской администрации, под руководством Арафата, сектор Газа и район города Иерихона. В обмен на признание палестинской стороной права Израиля на существование и отказ от террористической деятельности. Вернее, в обмен на декларацию признания права Израиля на существование и отказа от террора. Кроме того, палестинцы обязались заниматься всеми административными вопросами, бороться с террористами ХАМАСа , развивать экономику и местную промышленную инфраструктуру, а также готовить население к предстоящему мирному сосуществованию с израильтянами.
Основным для правительства Израиля оставалось именно декларативное признание палестинцами Израиля. Причем, декларативное - в плане высказывания признания лично израильским лидерам на встречах. О чем Арафат и его команда говорят вне пределов палестино-израильских раутов, никого не интересовало. Понимая это, палестинский лидер позволял себе высказываться как угодно. Даже в заранее записанном его обращении к палестинцам, которое было показано по иорданскому телевидению в день подписания Норвежских соглашений, Арафат ни разу не упомянул о таких понятиях, как мир с Израилем или отказ от терроризма. Вместо этого он объяснил, каким образом его подпись под соглашением Осло соответствует общей задаче уничтожения "сионистского образования". Арафат напомнил соотечественникам о решении ООП от 1974 года учредить "воюющую национальную администрацию на любой части территории Палестины, которая будет отвоевана или с которой Израиль отведет войска". Он представил соглашение в Осло как этап постепенной ликвидации Израиля.
А 11 мая 1994 года Арафат выступал в мечети Иоганнесбурга (ЮАР). Говоря о соглашениях с Израилем, он вспомнил о договоре, который пророк Мухаммед подписал в 628 году с родными ему курейшитами. Пророк обещал курейшитам мир на 10 лет. Но через два года передумал, вырезал все племя курейшитов и захватил Мекку. Вот и мы, сказал Арафат, принимаем соглашения с израильтянами "только для того, чтобы проложить путь в Иерусалим".
Израильское же руководство объясняло все это тем, что палестинскому раису, чтобы укрепиться у власти и начать процесс перемен, необходимо сначала говорить то, что от него хотят слышать. В стране была начата беспрецедентная пропагандистская деятельность в поддержку "мирного процесса". Финансировалась она из карманов американской администрации, а также посредством денег, взятых под американские многомиллиардные гарантии для... абсорбции почти миллиона репатриантов - выходцев из СССР. Денег нужно было очень много, так как поток отрицательной информации был огромен. "Информационно задавить" происходящие в стране теракты - задача не простая.
Поэтому давление оказывалось на всех уровнях и во всех структурах - от СМИ и минпроса до руководства генштаба и спецслужб. Автору этих строк удалось в свое время побеседовать с высокопоставленным в прошлом представителем служб безопасности, присутствовавшим на памятном заседании, на котором премьер-министр Рабин потребовал от глав оборонных структур "сменить дискету в мозгах". "Забудьте все, что вы учили, и все, что вам рассказывают ваши информаторы", - заявил глава правительства Израиля. По его словам, началась новая эпоха и необходимо пересмотреть все критерии отношения к палестинцам. И они были пересмотрены - все от правил открытия огня до работы с осведомителями. Когда в 1994 году Арафат с примерно 40 тысячами своих профессиональных боевиков ("выпускников" лучших тренировочных лагерей) прибыл из Туниса в автономию, началась "зачистка". Физически уничтожались все те, кто даже только подозревался в сотрудничестве с израильтянами. Количество жертв никто никогда точно не узнает, так как точной статистики населения ПА за последние годы нет.
По словам другого спецслужбиста, израильское руководство очень плохо смотрело на попытки спасти палестинских информаторов - опасаясь "нанести ущерб отношениям с Арафатом". Какую-то их часть с семьями удалось вывезти из автономии. "Мы потеряли свои глаза и уши по всему миру. Мы, когда-то славившиеся тем, что имели информацию практически обо всех террористах в мире - и в Турции, и в Китае, и в Чечне и в Афганистане, ослепли и оглохли. Палестинцы ведь всегда были "основным поставщиком" боевиков по всему свету. А мы посредством наших информаторов обладали общей картиной, которой не видел никто. Вполне вероятно, что не будь уничтожена подобная инфосеть - теракты 11-го сентября можно было бы предотвратить...", - отметил он в беседе.
Что же подтолкнуло израильское руководство к такому "членовредительству"? Существует несчетное количество теорий, особенно конспирологических, - вплоть до версии применения психотропного или психотронного оружия против премьер-министра. Автор этих строк придерживается более ортодоксальной версии о совпадении интересов администрации США и левого правительства Израиля. Необходимо отметить, что во главе еврейского государства находились в то время два весьма разных по взглядам человека - "мистер Безопасность" экс-генерал Ицхак Рабин и "мистер Новый Ближний Восток" глава МИДа Шимон Перес. Основным застрельщиком процесса был именно Перес - человек весьма социалистических взглядов, чьей идеей фикс была победа над террором посредством "экономического развития". Упрощенно говоря, эта весьма шовинистская точка зрения базировалась на тезисе, что банка пива после рабочего дня, выпитая перед телевизором, разрушит базу исламского экстремизма на Ближнем Востоке. Перес не верил и, кстати, до сих пор не верит в наличие у мусульман ментальности, отличной от ментальности западного человека. По его мнению, созданная в качестве сателлита автономия могла бы превратиться в поставщика дешевой рабочей силы, которая, будучи помноженной на израильские передовые технологии, должна была привести к экономическому расцвету на Ближнем Востоке. Ведь средний палестинец в "эпоху оккупации" жил гораздо лучше среднего иорданца, египтянина или сирийца. По идее, "освобожденный труженик" Ближнего Востока должен был работать еще лучше.
А Рабину по душе пришлась давняя американская метода "подрядчиков", гласящая, что из "туземцев" нужно выбрать самого жестокого и кровавого и назначить его вождем, дав ему необходимую огневую мощь. Арафат как нельзя лучше вписывался в это определение.
Важно отметить, что к моменту прихода к власти правительства Рабина - Переса (1992 год) окончилась или, вернее, выдохлась первая палестинская интифада. Длилась она почти шесть лет и унесла жизни 136 израильтян и нескольких сот палестинцев. Опасаясь нового всплеска интифады, Рабин пошел на соглашения в Осло. Правительство под его руководством передало администрации автономии около 40 тысяч автоматов Калашникова для "наведения порядка". При этом оговоренное число полицейских в ПА не должно было превышать 10 тысяч.
Вскоре это оружие было обращено против израильтян. Только за первые два года "мирного процесса" в терактах погибло 165 граждан еврейского государства. Но в отличие от первой интифады, когда большинство нападений на израильтян совершалось на "территориях", на этот раз террор пришел в пределы Израиля. За 10 лет Осло в терактах погибло более 1300 израильтян, десятки тысяч получили ранения разных степеней тяжести. Ущерб, нанесенный израильской экономике и имиджу еврейского государства, пока не берется оценить никто.
А что же принесли Норвежские соглашения палестинцам? Самоуправление обернулось для них ударом такого масштаба, который никогда не был под силу Израилю.
С прибытием на территорию автономии палестинских властей начался "великий передел" - перераспределение имущества и контроля. Люди Арафата перекраивали всю экономическую инфраструктуру под себя рэкетом и убийствами. Несогласных объявляли агентами Израиля, со всеми, вернее, с единственными вытекающими последствиями. Как я писал выше - точных данных о жертвах нет. Но только в одной маленькой деревне Хауарта, в окрестностях Шхема, было убито 11 человек - хозяев и родственников хозяев лавок, стоящих вдоль дороги, проходящей через деревню. Таких деревень в автономии около 700. Тысячи палестинских бизнесменов разного уровня покинули автономию.
"Тунисцы" подмяли под себя и криминальные структуры - наркодельцов и автомобильных воров. Количество угоняемых с территории Израиля автомобилей достигло 50 тысяч в год! "Авторазборочная промышленность" была поставлена на поток. Ее контролируют крупнейшие бонзы ПА, включая близкую родню Арафата и самого Джибриля Раджуба (в прошлом главы Службы общей безопасности Западного берега Иордана). Автопарк руководства ПА состоял процентов на 80 из новейших машин, украденных в Израиле.
Еще год назад манхэттенский "Центр исследований коррупции и власти закона" выпустил многостраничное исследование личной выгоды, получаемой от борьбы за Фалястыну.
Весь текст, разумеется, цитировать не буду, но приведу пару интересных данных, которые расчищают палестинскому лидеру место среди не только 400 богатейших людей планеты, а даже в верхней десятке. Еще в 1991 году, когда в Британии прикрыли "денежную прачечную" под вывеской "Пакистанского Банка Кредитов и Коммерции", выяснилось, что ООП является богатейшей террористической структурой в мире. Только по данным "прачечной", она имела от 8 до 10 миллиардов долларов. Годовая прибыль, складывавшаяся из рэкета, наркотиков и торговли оружием, достигала 2 миллиардов.
А в 1995 году ЦРУ мотивировало "мирным процессом" запрет на публикацию данных о состоянии личных счетов Арафата. Тогда его состояние оценивалось в 14 миллиардов долларов. Один из ведущих катарского канала "Аль-Джезира" даже написал книгу об Арафате, в которой он доказывает, что палестинский "раис" - еврей. Основной довод - он слишком любит деньги...
Разумеется, от него старались не отставать и более мелкие бонзы. Средства воровались даже со счетов благотворительных организаций, собиравших деньги для "палестинских борцов, томящихся в сионистских застенках". Именно поэтому даже саудовские фонды помощи ПА в свое время потребовали предоставить отчеты о том, как тратятся их деньги. А Саддам Хусейн создал свою собственную структуру распределения денег в ПА - не доверяя ее лидерам.
Европа и США несколько раз в год публиковали данные о "росте благосостояния" в автономии, базирующиеся на информации, предоставляемой ее руководством. Лидеры ПА хвастались многоэтажными новостройками и шикарными виллами. Но проблема состояла в том, что повышалось благосостояние приближенных к власти. Среднестатистический палестинец "разбогател" лишь благодаря тому, что разбогатели его лидеры.
Очень плохо пришлось жителям лагерей беженцев. Три поколения живших в палатках и трущобах беженцев встречали Арафата с распростертыми объятьями. Они надеялись, что палестинское самоуправление позволит им покинуть эти лагеря, решит их проблему.
Но не тут-то было. От них отделались копеечной подачкой - пособиями и гуманитарной помощью, с которой также снимался порядочный куш. Молодежи же, видевшей, скажем, в Шхеме за пределами лагеря Аскар - крупнейшего в автономии, - новостройки и новейшие автомобили, популярно объяснили, что единственный путь продвижения в жизни - посредством террористической деятельности. СМИ и минпрос ПА закрепили это понимание.
К чему же, по сути, привели норвежские соглашения? К ситуации, в которой практически не осталось никаких шансов на примирение между двумя народами. "Воюющая национальная администрация" ПА уничтожила или заставила покинуть автономию всю палестинскую мелкую и среднюю буржуазию, бизнесменов, которым было что терять. Она разрушила всю инфраструктуру экономических связей между израильтянами и палестинцами, "завязав" ее остатки на себя. Зомбификация молодого поколения посредством системы образования и СМИ и новая интифада привели к тому, что появление каких-либо альтернативных лидеров, способных принять какой-либо компромисс, в ближайшее время не предвидится. А сегодняшняя администрация ПА, привезенная Израилем из Туниса, не может себе позволить ни компромисс, ни даже полную победу. Чтобы продолжить существовать, ей необходима перманентная война. Ведь в момент, когда война прекратится, - придется заниматься проблемами, в которых она ничего не смыслит. Придется отвечать на вопросы, которых она так боится. Придется открыть лагеря беженцев и делиться. Властью, статусом, связями со спонсорами и огромными деньгами. Придется исчезнуть с телеэкранов - ведь Си-эн-эн не волнуют агрикультурные и строительные проекты в странах третьего мира.
Какие же варианты решения этого конфликта остались? Депортация или ликвидация не только Арафата но и всей "тунисской компании" ничего не даст. Власть на местах захватит ХАМАС, расцветший при содействии администрации ПА, которая должна была его уничтожить. А ликвидация ХАМАСа израильтянами будет означать продолжение кровопролития с обеих сторон (если, конечно, не бороться с ним американскими геноцидальными методами).
Международных посредников или контингент зарубежных войск, которыми будут руководить американцы, также с удовольствием будут взрывать исламисты. Администрация США, обжегшаяся в Ираке, не желает получать цинковые гробы своих солдат из двух мест на планете одновременно.
Остается, наверное, лишь вариант, высказанный недавно в сердцах Кондолизой Райс. "Очевидно, нам придется взвесить возможность изменения этнического состава населения на территории Западного берега и Газы", - заявила советница по национальной безопасности президента США после очередного подрыва очередной американской мирной инициативы. Что она имела ввиду - понятно...
Как это странно ни звучит, получается, что за 10 лет соглашения в Осло создали на местности все предпосылки для... трансферта того населения, которому оно дало национальное самоуправление.




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria