Моти Карпель

Демонтируем поселения и плачем

Есть ли граница гражданскому послушанию?


"Преступное деяние" - так охарактеризовал Цви Кацовер - председатель городского совета Кирьят-Арбы демонтаж еврейского форпоста "Высота 26" силами Армии Обороны Израиля. Действительно, на этот раз идет речь не просто об еще одном еврейском форпосте. На этот раз речь идет о форпосте, основатель которого Нати Озери был застрелен арабскими убийцами за несколько недель до демонтажа. Демонтаж, во время которого вдова и пятеро детей были выброшены из дома под покровом ночи, а дом Озери был полностью разрушен.
Поведение израильского правительства, разрешившее подобное варварство, уже не вызывает удивления. Руководители этого правительста уже давно потеряли моральные ориентиры. Но у решения о разрушении форпоста есть и непосредственные исполнители - солдаты как вы или я. Хотелось бы задать им вопрос: "Вы - личности или военные роботы?" Правда, я слышал, что у некоторых солдат на глазах стояли слезы, но не более того! Этот инцидент снова поднимает вопрос о границе послушания. Как соотносятся между собой необходимость выполнения распоряжений власти и политического (или военного) руководства и нравственные ценности, обязательные для каждого человека вообще и для еврея в частности? Есть ли предел послушанию?

"Не ослушаются приказа"

В книге "Мишне Тора" (Раздел "Хильхот млахим", часть "гимел", параграф "тет"), Рамбам анализирует ответ, который дает традиция по этому поводу: "Неправы те, кто говорит, что, если сказал правитель нарушить заповедь, то нельзя ослушаться его приказа". Под "правителем" в данном случае Рамбам имеет в виду не только то или иное политическое руководство, но и полностью легитимного царя Израиля. Из его слов ясно, что верность моральным принципам выше верности общественной власти. Нравственность превыше общественного долга. Противоположное установление, когда общественные ценности всегда выше нравственных, называется "фашизм". Невозможно заподозрить Рамбама в пренебрежении государством. Его установление не принижает значения общественных и властных институтов, а, наоборот, исходит из огромной важности государства и необходимости хранить его нравственную чистоту. Значение государства и власти в том, что это - средства для осуществления ценностей и идеалов. В тот момент, когда власть начинает действовать против тех идеалов, которые она призвана проводить в жизнь, необходимо остановиться и осмелиться задуматься!
Вопрос о "границе послушания" в наше время был поднят как раз левым лагерем. В особых случаях непослушание священно. Право и способность не выполнять приказы автоматически - гарантия сохранения человеческого образа. У нас уже была возможность проследить на многочисленных исторических примерах, куда зашли общества, построенные на послушании без границ. Человеку требуются немалые нравственные силы для противопоставления своих нравственных принципов власти и обществу. Наше противостояние с левым лагерем не в том, правильно ли в некоторых случаях отказываться от выполнения приказов и заплатить соответствующую цену за приверженность идеалам. Спор заключается в том, каковы эти идеалы, требующие непослушания. Спор не по поводу непослушания, а по поводу системы ценностей, стоящей в его основе. В тех немногочисленных случаях, когда явление левого отказничества следует из нравственных соображений, и не из политических, в духовном смысле - это классическое еврейское явление, несмотря на то, что в основе лежит система ценностей западной христианской цивилизации.
Солдаты, выбросившие вдову и детей убитого из их дома, были еврейскими солдатами, для которых смысл освобождения и освоения Земли Израиля совершенно ясен. Иначе, что же они делают в Армии Обороны Израиля и для чего они призвались и готовы участвовать в бою? И все-таки лишь несколько слезинок явились результатом нравственного конфликта между выполнением общественного и нравственного долга. К сожалению, такие достоинства как нравственная смелость, свободное мышление, свобода от общественного консенсуса, принятие на себя ответственности и готовность заплатить цену за приверженность своим принципам - все они на данный момент принадлежат левому лагерю. Подчеркнем, что здесь мы говорим лишь о тех немногих левых, которые отказываются выполнять приказы исходя только из соображений нравственности, несмотря на то, что мы их нравственные ценности совершенно не разделяем.
Почему это происходит? Что это - успех воспитания или, наоборот, недостаток нашего национально-религиозного образования?

Перевод Игоря Подольского

(Моти Карпель - член секции «Еврейское руководство» в Ликуде, http://www.manhigut.org/russian/

27.04.2003




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria