Арье Даян

Не хотим быть евреями, не хотим еврейского государства

Др. Зеев Ханин, преподаватель и исследователь центра социальных наук университета Бар-Илан, ведет себя так, как будто бы несет взрывоопасный груз. Он опасается, что этот груз может попасть в ненадежные руки и причинить кому-либо ущерб. Взрывчатка заложена в результатах его исследовательской работы. Там рассматриваются политические, общественные, религиозные и идеологические аспекты жизни, от существования которых израильское общество пытается отвернуться.
Его исследование изучает социальную группу неевреев, которые приехали в Израиль, начиная с 1989 года на основании закона о возвращении. Ханин определяет величину этой группы в 250 тысяч человек. По его мнению, группу характеризует высокая полярность мнений подгрупп и большая раздробленность.
Одним из главных выводов исследователя является подтверждение наличия большого количества подгрупп, из которых формируют три основные группы, каждая из которых насчитывает десятки тысяч человек. Одна из групп характеризуется своим положительным отношением к еврейскому обществу в Израиле. Они настроены стать частью этого общества, то есть стать израильтянами. В другой группе в течение последних двух лет усиливаются тенденции сохранения своей нееврейской и неизраильской идентификации. Значительно усиливается критика сионизма и Израиля как еврейского государства. Существуют и маргинальные группы. Их немного, но они вызывают озабоченность, говорит Зеев Ханин. Их критический подход к сионизму оборачиваться враждебностью по отношению к государству, включая проявления антисемитизма.
Представители первой группы поддерживают, как правило, на выборах списки правых партий, таких как Ликуд, Исраэль бейтейну и ИБА. Представители других групп предпочитают голосовать за МЕРЕЦ, Авода, Шинуй и список Романа Бронфмана.
Первые результаты своего исследования, которые еще не являются окончательными, будут представлены Зеевом Ханиным на открытии симпозиума <Ассимиляция неевреев в израильском обществе и их влияние на коллективное самоопределение>, которое состоится в университете Бар-Илан.

Совершенные атеисты

Зеев Ханин родился на Украине, получил докторскую степень в Москве, пост докторат провел в Оксфорде. Он живет в Израиле уже десять лет. Ханин несколько опасается того, что кто-то использует результаты его работы в идеологических целях, для того, чтобы повлиять на изменение закона о возвращении и остановить <интервенцию русских в Израиль>. Или для того, чтобы воспользоваться его выводами в политической борьбе со своими противниками. Поэтому Ханин подчеркнет в своем сообщении тот факт, что его предварительные выводы затрагивают самую чувствительную сферу самоопределения личности, и что на этом основании нельзя делать общие коллективные выводы относительно всей популяции.
Каждая подгруппа обладает собственными характеристиками, основанными на различном этническом, культурном и религиозном происхождении. Тот, кто говорит о многих сотнях тысяч христиан, приехавших из России, считает Ханин, использует категории, не соответствующие этой группе.
Христианство в России является только религиозной категорией, а не этнической или национальной. Большинство неевреев, приехавших в Израиль, не являются христианами, они совершеннейшие атеисты, говорит он.
По своему этническому составу, который является определяющей характеристикой группы, там есть русские, украинцы, латыши и узбеки. Есть и такие, которые только по приезде в Израиль узнали, что они не евреи.
У некоторых из тех, кого исследователь определяет как неевреев, есть еврейский отец, у некоторых - дед. Есть и такие, у которых нет никакой связи с еврейством. Их всех нельзя рассматривать как представителей одной монолитной группы. В МВД не в состоянии понять различие между Рабиновичем, у которого еврейский отец, и который всю свою жизнь считал себя евреем, и Петровым, который потерял свою связь с еврейством еще четыре поколения тому назад.
Но и эта группа, которая не имеет никакой связи с еврейством, не является гомогенной. И по отношению к ней также нельзя делать единых обобщающих выводов.
Ханин рассказал о том, что ему приходилось самому слышать в кругах, приближенных к Либерману и Щаранскому, что <мы не желаем тут видеть эти гойские рожи, которое напоминают нам об антисемитизме в России>. Я могу понять, что их раздражает, говорит Зеев Ханин, но я считаю, что такие высказывания лишены эмпатии и оскорбляют тех, кто приехал в Израиль с открытым сердцем и с добрыми намерениями. Факт их этнической принадлежности к русским или украинцам, и нежелание присвоить себе еврейскую идентификацию, не превращает их в антисемитов.
В первую группу входят неевреи, у которых еврейские имена или фамилии. У них может быть типично еврейская внешность, но они не являются евреями по галахе. У них может быть еврейское прошлое, то есть, они могли считать себя евреями в России, и могли испытывать на себе из-за этого проявления антисемитизма. Это, главным образом, сыновья и внуки евреев, у которых нееврейские матери, а также жены евреев. По оценке Ханина, каждый пятый из группы неевреев, относится к этой подгруппе, то есть их насчитывается примерно 50 тысяч человек.
Их характеризует симпатия по отношению к государству Израиль, они соотносят себя с еврейским народом. Они хотят стать частью еврейско- израильского общества, и они согласны с еврейским характером государства. В этой подгруппе вы найдете людей с типично еврейскими фамилиями: Рабинович, Фридман и т.п. Они страдали от антисемитизма в России, и, только приехав в Израиль, уяснили для себя истинное положение дел.
На выборах они голосуют так же, как и основная масса олим, то есть отдают большинство голосов за правые партии.
Стремление ассимилироваться в еврейском обществе двигало и инициативную группу < Движение за права смешанных семей>. Инициатор этой группы Людмила Доля из Украины, постоянно повторяет, что она категорически против культурного гетто, и что члены этой группы посылают своих детей служить в ЦАХАЛе, и что они хотят стать интегральной частью Израиля. Они возражают против религиозных законов, регламентирующие процессы, связанные с рождением, заключением брака и смертью, которые не позволяют им стать полноправными членами общества.
Ханин считает, что в начале 90-х годов надо было дать возможность представителям этой группы пройти гиюр. И сделать это надо было без лишнего шума, не привлекая к этому особенного внимания. Так, как это было сделано в отношении алии семидесятых годов. Они были готовы пройти гиюр, потому что понимали, что приехали в страну, которая живет по еврейскому образу жизни. Для них гиюр был бы формальным актом, почти техническим, который позволил бы им осуществит полную интеграцию в общество.
Теперь же, говорит Ханин, их желание пройти гиюр пропало. Потому что они выяснили для себя, что пост-сионисткое и мультикультурное израильское общество совершенно не требует от них этого. За это время они обустроились, встали в экономическом отношении на ноги, и продолжают жить своей жизнью. Так зачем же им гиюр?

Чеченский синдром

Во вторую большую группу входят те, кто в большинстве своем, являются евреями по Галахе, но, которые никогда не ощущали своей связи с еврейством, и даже в Израиле продолжают считать себя русскими или украинцами. Величина этой группы не превышает нескольких десятков тысяч человек. У некоторых из них оба родителя еврея, у некоторых только один. В России они сами считали себя неевреями, также и их окружение не признавало в них евреев. В Израиле они не испытывают никакой необходимости менять свои установки. Практически все они считают себя атеистами.
В этой группе большой процент творческой интеллигенции (актеры, писатели, художники, ученые). По словам Зеева Ханина, они, так же, как и большинство интеллигенции в России, не поддерживали Россию в ее войне с Чечней. Свой <чеченский синдром> они трансформировали в некритическое отношение к палестинско-израильскому конфликту. В их глазах, интифада сродни положению в Чечне. И поведение ЦАХАЛА на территориях они сравнивают с действиями российской армии. Для них российский антисемитизм сродни ущемлению Израилем прав местных арабов. Они за то, чтобы Израиль стал бы государством для всех своих граждан в равной мере. Они не хотят быть евреями, и, стало быть, не заинтересованы в сохранении еврейского характера государства.
Йоси Сарид, Йоси Бейлин и Роман Бронфман становятся любимцами этой группы. Русская пресса в Израиле часто передергивает в определении позиции этих политиков, что приводит эту группу к неверным выводам. Бейлин и Сарид не являются пост-сионистами, и я не сомневаюсь, что они за сохранение еврейского характера Израиля, говорит Ханин. Но русская пресса в Израиле создает из них антисионистов, что парадоксальным образом делает их все более и более популярными в глазах этой группы неевреев.
Третья группа является наиболее многочисленной, наиболее разветвленной, и наиболее далеко стоящей от основных идеологических течений израильского общества. В этой группе примерно 100 тысяч человек, и она трудно поддается общим определениям. Их можно описать как неевреев в галахическом, в этническом, и любом другом отношении. Они не заинтересованы ни в какой связи как между собой и еврейством, так и с еврейским обществом Израиля.
Некоторые представители этой группы пытались несколько лет тому назад создать политическое движение <Большая Россия>, но дело кончилось неудачей. В своей программе они говорили о российской гордости, требовали признания прав русских как этнического меньшинства в Израиле, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Небольшая часть этой группы - верующие христиане. Другая, еще меньшая часть, прибыла из мусульманских стран бывшего СССР, и сохраняет весьма несущественную связь с исламом.
В этой большой группе есть представители самых разных идеологий и политических воззрений. На одном полюсе находится небольшая подгруппа, которая определяет себя как <израильтян неевреев>. Это проявляется, главным образом в поддержке самых <ястребиных> проявлений израильской политики и анти-арабских настроений.
На другом полюсе находится подгруппа, которая активно проявляет свое неприятие сионизма и государства Израиль. Большинство представителей этой подгруппы на выборах 1999 года голосовали за список Хадаш (Израильская коммунистическая партия, в состав которой входят в основном израильские арабы). В некоторых районах Израиля, например, в Нацрат-Илит и в Кармиэле, они завязывают дружеские отношения с арабами-христианами и мусульманами, заводят с ними семьи, ведут совместный бизнес.
Между этими полярными проявлениями располагается большая группа людей, которая поддерживает отделение религии от государства и настаивает на светском характере заключения браков. Др. Зеев Ханин считает, что это только первый этап формирования настроения этой группы. За этим последуют призывы к ликвидации еврейского характера государства. На выборах 1999 года, эта группа практически полностью поддержала Эхуда Барака. На выборах в Кнессет они поддержали партию Шинуй. Другие, рассматривающие Израиль с несколько более общих позиций, говорят об объединении усилий борьбы против религиозного диктата и борьбы за права палестинцев. Ханин считает, что новая партия <Демократический выбор> Романа Бронфмана рассчитывает именно на этот электорат.


"Хаарец", 11.06.02

  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria