Авишай Бен-Хаим

Еврей ли ты?

(Статья из газеты “Маарив”, 25.07.2003 переведена с сокращениями; в квадратных скобках примечания переводчика).

Суды по вопросам гиюра устраивают сложные экзамены тем, кто хочет cтать евреем. Автор добыл 50 вопросов, входящих в такой экзамен, и задал их нескольким народным избранникам, отважившимся на них ответить.
Потенциальные геры предстают перед судом по вопросам гиюра после прохождения годового курса обучения. Но сначала учащийся должен пройти 45-минутное собеседование с представителем суда. Этот представитель знакомится с личными данными кандидата на прохождение гиюра и выясняет мотивы, которыми тот руководствуется. Мотивы должны быть бескорыстными. После собеседования кандидата посылают в ульпан-гиюр, где он проходит курс, занимающий 400-500 учебных часов. В процессе обучения происходит знакомство учащихся с еврейским календарем и различными праздниками. Учебная программа включает еврейскую историю, ТАНАХ и Галаху. Много Галахи. Перед окончанием учебного года проходит второе собеседование с представителем религиозного суда. Тот оценивает степень готовности кандидата к гиюру, и если находит ее приемлемой, то направляет кандидата в один из одиннадцати судов по вопросам гиюра. Там и решается, достоин ли кандидат стать гером, присоединиться к народу Израиля.
Во время судебного заседания судьи, как правило, вежливы и доброжелательны. Если принимается положительное решение, то они выражают свою радость. Из общего числа представших к сегодняшнему дню перед судами, 95% успешно прошли испытание. Однако лишь очень немногие из около 300 тысяч неевреев-репатриантов из стран СНГ вообще пытаются пройти гиюр. По данным доктора Ашера Коэна из Центра Раппопорта по изучению ассимиляции при университете Бар-Илан, гиюр ежегодно проходят менее тысячи человек.
Глава правительства Ариэль Шарон охарактеризовал ситуацию с принятием гиюра как безобразную. Он заявил, что если бы ему пришлось проходить гиюр, он бы не сумел сделать этого. Он прав, вероятно, он не сумел бы ответить на вопросы, как и большинство израильских граждан с еврейско – израильской самоидентификацией.         
Уверенные в себе светские граждане терпят позорное поражение перед требованиями, предъявлемыми к потенциальным герам религиозными судами. Потерпели поражение председатель Кнессета Руби Ривлин (Ликуд), депутат Кнессета Рони Бар-Он (Ликуд), депутат Кнессета Эйтан Кабель (Авода) [двое последних учились когда-то в йешивах], депутат Кнессета Абд Эль-Малек Дахамше (арабская партия РААМ), председатель комиссии по абсорбции депутат Кнессета Колетт Авиталь (Авода). Министр экологии Йехудит Наот (Шинуй) покинула поле после первых четырех вопросов. В эксперименте участвовали также депутаты от религиозных партий: министр строительства Эффи Эйтам (МАФДАЛЬ) и член Кнессета Амнон Коэн  [репатриант из Средней Азии] (ШАС).  Вне конкурса выступала  Шуламит Алони (бывший член Кнессета от МЕРЕЦ). 
Ниже публикуются 50 вопросов экзамена по гиюру в религиозных судах. Эти вопросы собраны из различных судебных заседаний и частично дают представление о требуемом уровне знаний для вхождения в еврейский народ. 

Вопрос 1.  Кто был первым евреем [на иврите: йеhуди – иудеем] ? Кто были его сыновья?

Эйтам (МАФДАЛЬ): “Авраам. Ицхак и Ишмаэль.”

Коэн (ШАС):  “Авраам Авину. Ицхак и Эсав. Нет, нет - Ишмаэль”.

Ривлин (Ликуд):  “Авраам, сыновья Авраама: Ицхак и Эсав... то есть Ицхак и Ишмаэль”

Бар-Он (Ликуд): «Авраам Авину. Ицхак и Ишмаэль.»

Наот (Шинуй): «Авраам. Ицхак и Яаков.»

Авиталь (Авода): «Я полагаю, что Авраам. Ицхак и Ишмаэль.»

Дахамше (РААМ):  “Хотят, чтобы я сказал Авраам. Нет. Когда жил Авраам, иудаизма не было. Возможно, первый еврей - Моше. Я думаю, что первым евреем был Яаков. Сыновья Авраама: мы и вы”.

Кабель (Авода):  “Можно сказать, что им был Ноах, который выполнял десять заповедей. Но первым евреем был Яаков Авину, с которого родословная народа и идет по сей день.”

Алони (МЕРЕЦ):  “Хотят, чтобы сказали «Авраам». Это глупость. Авраам был первый иври. Первым иудеем (йеhуди) был Иуда (Йеhуда). Авраам был его прадедушкой.”

Рекомендуемый ответ: Первым евреем был Авраам. Его сыновья Ицхак и Ишмаэль.

Вопрос 2. Кто были сыновья Ицхака?

Эйтан (МАФДАЛЬ): «Яаков и Эсав».

Коэн (ШАС):  «Яаков и Эсав».

Ривлин (Ликуд):  «Яаков и Эсав».

Бар-Он (Ликуд): «Яаков и Эсав».

Наот (Шинуй):  “Дальше [пропускает вопрос].”

Авиталь (Авода):   “Это на самом деле релевантно? Это что, экзамен по ТАНАХ'у?”.

Дахамше (РААМ):  “Те, кто затем стали называться евреями”

Кабель (Авода):  “Яаков и Эсав. Брось, тут ума не надо. Я же бывший йешивотник”.

Рекомендуемый ответ: Яаков и Эсав.

Вопрос 3. Сколько у Яакова было сыновей и дочерей?

Эйтан (МАФДАЛЬ): «12 сыновей и дочь».

Коэн (ШАС):  «12 сыновей и дочь».

Ривлин (Ликуд):  «Одна дочь и десять сыновей, у одного из которых было двое сыновей, так что вместе стало 12 колен».

Бар-Он (Ликуд): «12 сыновей и две дочери. Или одна».

Наот (Шинуй):  “Не знаю.”

Авиталь (Авода):  “Сыновей я не знаю. Две дочери.”

Дахамше (РААМ):  “12 сыновей, дочерей не было.”

Алони (МЕРЕЦ):  “Ой, ну прямо… Не устраивайте мне экзамен по ТАНАХ'у. Поверьте, я знаю”.

Рекомендуемый ответ: 12 сыновей (Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Иссахар, Звулун, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Йосеф и Биньямин. Йосеф не родоначальник колена. Родоначальники колен - его сыновья, Эфраим и Менаше. Дочь Яакова - Дина.       

Вопрос 4. Как звали дочь?

Эйтан (МАФДАЛЬ): «Дина».

Коэн (ШАС):  «Дина».

Ривлин (Ликуд):  «Дина».

Бар-Он (Ликуд): «Дина».

Наот (Шинуй):  “Я не буду отвечать, чтобы не легитимизировать происходящее. Это просто бессмысленный экзамен, ничего не говорящий о том, кто принадлежит к еврейскому народу, а кто нет.  Я верю в плюрализм в иудаизме. У меня нет никакого желания доказывать, что у меня высокие оценки по ТАНАХ'у. У меня в аттестате зрелости оценка 10 по ТАНАХ'у и 9 по Талмуду”.

Авиталь (Авода):  “Лея и Ривка”.

Кабель (Авода): «Дина».

Алони (МЕРЕЦ):  “Ой, ну вообще… Несчастная, которую изнасиловали в Шхеме, по имени Дина. С Шимона и Леви [отомстивших за изнасилование сестры] берет пример  компания с территорий,  ‘молодежь высот’ [ноар а-гваот]. “  

Рекомендуемый ответ: Дина.

Вопрос 5. Что произошло у горы Синай?

Эйтан (МАФДАЛЬ): «Мы получили Тору».

Коэн (ШАС):  «Мы получили Тору».

Ривлин (Ликуд):  «Были даны Скрижвли Завета. Мы превратились в народ и в религию».

Бар-Он (Ликуд): «Дарование Торы».

Наот (Шинуй) – решила выбыть из викторины.

Авиталь (Авода):  “Стояние у горы Синай. Моше дал Скрижали Завета”.

Дахамше (РААМ):  “Дарование Торы”.

Кабель (Авода): «Дарование Торы».

Алони (МЕРЕЦ):  “Я не буду отвечать”.

Рекомендуемый ответ: Дарование Торы, «Мы получили Тору».  Ответ Ривлина - “Мы стали народом” - тоже не повредит.

Вопрос 6. Откуда мы знаем, что это событие действительно произошло, а не было выдумкой Моше?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “Прежде всего, это написано в Торе. В течение всей нашей истории мы передаем это свидетельство от отца к сыну. Есть непрерывная цепочка передачи свидетельств об истинности [письменной] Торы, так что трудно поверить, что этот документ был фальсифицирован где-то посредине.”

Коэн (ШАС):  “Весь народ стоял там.”

Ривлин (Ликуд): «Скрижали Завета».

Бар-Он (Ликуд): «Потому что он спустился со скрижалями, а весь народ «видит голоса» [цитата из Торы]».

Авиталь (Авода):  “Не знаем. Нет никаких доказательств. Даже в археологии нет.”

Дахамше (РААМ):  “Моше – пророк. А пророки не лгут”.

Кабель (Авода):  “Это вопрос того, веришь ты или не веришь. Не важно было или не было. Если веришь, то значит было”.

Алони (МЕРЕЦ):  “Какая разница, было это событие или нет. Важно, что это часть еврейской традиции, которая повлияла на еврейскую историю.”  

Рекомендуемый ответ: Весь народ, стоявший у горы Синай, был свидетелем этого события. Это свидетельство передается непрерывно, от отца к сыну, на протяжении всей еврейской истории, и не могло быть сфальсифицировано посредине.

Вопрос 7. Какое главное доказательство истинности иудаизма, отсутствующее у христианства и ислама?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “Христианство и ислам начались с двух  людей-одиночек. Тому самому человеку что-то открылось в пещере в Бейт Лехеме. И Мухаммад тоже был один. У нас весь народ стоял у горы Синай и был свидетелем происходившего”. 

Коэн (ШАС):  “Спроси у папы Римского. Он сказал, что христианство родилось из Торы народа Израиля”.

Ривлин (Ликуд):  “Достоверность иудаизма в Божественной единственности – нематериальности”.

Авиталь (Авода):  “Я думаю, что нет эмпирического факта, который мог бы доказать достоверность религии. Религия - это вера. Нет доказательств у рассказов о чудесах. Моше ударил по скале – вот и все доказательство. Причина моей привязанности к иудаизму в том, что в нем есть подходяшая мне мораль.”

Дахамше (РААМ):  “Иудаизм был в свое время истинным. Это был не сегодняшний иудаизм. Как мусульманин я признаю и христианство, и иудаизм. Иудаизм не признает ни христианства, ни ислама. Если еврей говорит, что ислам -Божественная религия, то он считается еретиком.”

Кабель (Авода):   “Ну и идиотский вопрос. В конце-концов все религии верят в единого и единственного бога”.

Алони (МЕРЕЦ):  “Я буду отвечать только на вопросы, для которых существуют альтернативные ответы”.

Рекомендуемый ответ: Стояние у горы Синай и Откровение перед всем народом Израиля имеет явное преимущество по сравнению с личным откровением или откровением перед небольшими группами, как в случае Йешу и Мухаммеда.

Вопрос 8. Какие еще основные отличия есть между иудаизмом и христианством?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “В иудаизме прямые отношения между человеком и Творцом. В христианстве есть человек. В иудаизме нет аскетизма, мы связаны с жизнью, не отделяемся от нее, не уходим в монастыри, секты. В христианстве нет заповедей – каждый делает что считает нужным. Но самое главное: иудаизм привязан к нации. Нет такой нации – «христиане».”

Коэн (ШАС): «Наша Тора – вечная и соответствует любому поколению, а христианство изменяется со временем.»

Ривлин (Ликуд): «Религия является национальностью».

Бар-Он (Ликуд):  “Они верят в Йешу, а мы в Бога”. 

Авиталь (Авода):  “Первое и наиболее важное отличие в представлении о грехе. Христианство верит, что мы все еще подвергаемся наказанию за первородный грех Адама и Евы. Второе - это вопрос о Мессии. Согласно христианству, он уже приходил и придет снова. И Йешу – по-настоящему, его имя Йеошуа – уже пришел. Кроме того, христианство – религия прозелитов, и претендует быть религией всего человечества. Христианство - миссионерская религия, а иудаизм – нет.”

Дахамше (РААМ):  “Христианство пришло вернуть евреев на правильный путь, а евреи сказали Йешу:  “Ты ублюдок, иди вон” и преследовали его».

Кабель (Авода): “Нет никакой разницы. То есть христианство одну вещь добавило: что Бог погнушался своими сынами и теперь выбрал другой избранный народ – христиан.»

Алони (МЕРЕЦ):  “В христианстве есть сострадание, а в иудаизме нет.”

Рекомендуемый ответ:  Евреи верят в единого Бога, в отличие от христианства, где существует неприемлемое с еврейской точки зрения понятие троицы. В иудаизме в поклонении Богу нет посредников. В отличие от христианства, довольствующегося одной верой, иудаизм требует выполнения заповедей.

Вопрос 9. Сколько человек участвовало в Стоянии у горы Синай?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “60 рибо [рибо (ивр.) = тьма (рус. устар.) = 10 000 человек ], 600 000. В точности количество людей, с которого начиналось государство Израиль”.

Коэн (ШАС): «60 рибо, не знаю, как это перевести в цифры.»

Ривлин (Ликуд): «6 рибо, кажется».

Бар-Он (Ликуд): «10 рибо».

Авиталь (Авода):  «Не знаю, сколько людей там было. Неважно, сколько там было. Важно, что были разные колена, которые Моше превратил в единый народ.»

Кабель (Авода): «12 рибо – сколько это получается? Рибо – это 12 000, нет, нет, больше, не помню, сколько точно.»

Алони (МЕРЕЦ): “Я не буду отвечать. Я как раз говорю, что этого могло и не быть”.

Рекомендуемый ответ: 60 рибо (600 000) мужчин в возрасте от 20 до 60 лет.  Можно сделать оценку: со стариками, детьми и женщинами - более трех миллионов.

Вопрос 10. Что получил Моше Рабейну на горе Синай?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Тору, Скрижали. Скрижали – это не как на христианских картинах. Письменную Тору Моше получил целиком на горе Синай. После этого развилась Устная Тора.»

Коэн (ШАС): «Десять Заповедей принес с собой с горы Синай и всю Тору получил, когда на нем дух был.»

Ривлин (Ликуд): «Скрижали Завета. Устную Тору не мог получить. При всем уважении, Устной Торы еще не было. Он знал Устную Тору ровно так же, как он знал, что на этой неделе написано в газете ‘Маарив’».

Бар-Он (Ликуд):  “Скрижали”.

Авиталь (Авода): «Скрижали Завета».

Кабель (Авода): «Скрижали Завета, и все. Тора – это уже развитие. Потом мудрецы сели и написали книгу истории еврейского народа.»

Алони (МЕРЕЦ):  “Дальше”.

Рекомендуемый ответ: Скрижали Завета и Десять Заповедей, Письменную Тору, Устную Тору – все это было дано на горе Синай.

Вопрос 11. Где в Торе написано, что надо праздновать Хануку и Пурим?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Два этих праздника не из Торы. И хотя они лишь по указанию мудрецов, мы их отмечаем во всех поколениях.»

Коэн (ШАС): «Где намек на Пурим, не помню. Намек на Хануку – «освящение жертвенника» [ханукат а-мизбеах]».

Ривлин (Ликуд): «Не написано в Торе».

Бар-Он (Ликуд): «Не написано в Торе».

Авиталь (Авода): «Не написано. Про Пурим что-то есть, а про Хануку – нет.»

Дахамше (РААМ):  “Не написано”.

Алони (МЕРЕЦ):  “Дальше”.

Рекомендуемый ответ: Указания праздновать Хануку и Пурим не из Письменной Торы. Это праздники, которые установили Мудрецы, и Вы обязаны подчиняться мнению Мудрецов в точности,как и Письменной Торе. [В письменной Торе, как объясняют Мудрецы, есть намеки и на события Хануки (например, освящение жертвенника, «ханукат а-мизбеах»), и на события Пурима (например, намек на Эстер – в словах про «hестер паним», сокрытие Божественного Лица). ]

Вопрос 12. Откуда известно, что надо выполнять указания Мудрецов?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Написано: «И Бога Всевышнего твоего бойся» [цитата из Торы] , и написано: “Умножать число мудрецов [тальмидей-хахамим]”, и написано: «[Делай] все как они укажут тебе» [цитата из Торы]».

Коэн (ШАС):  “Написано:  ‘Сделай себе рава, приобрети себе товарища’” [цитата из Пиркей Авот].

Ривлин (Ликуд): «Из Мишны. Написано: ‘Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отказывайся от учения матери твоей’ [цитата не из Мишны, а из ТАНАХа – из книги Мишлей (Соломоновых Притч) ]”.

Дахамше (РААМ):  “ Поскольку есть презумпция, что что раввины говорят голосом религии и голосом Бога. Но не надо преувеличивать”.

Кабель (Авода): «Написано: ‘Уважай старца’  [цитата из Торы], и Раши комментирует: ‘Старца в смысле мудрости’».

Авиталь (Авода): «Может быть, ‘Чти отца и мать своих?’»

Алони (МЕРЕЦ):  “Дальше”.

Рекомендуемый ответ: Рекомендуемая цитата, показывающая, что сама Тора велит в каждом поколении слушать мудрецов этого поколения: «И точно делай все как они [мудрецы твоего поколения] укажут тебе» (Дварим 17:10).

Вопрос 13. Есть ли сегодня Мудрецы (к мнению которых надо прислушиваться)?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “Конечно. И в нашем поколении есть раввины и есть «поским шель а-дор» [главные мудрецы поколения, выносящие серьезные галахические постановления]. Наша община  [“вязаные кипы”, религиозные сионисты] рассматривает раввинат как ведущий галахический авторитет. Вместе с тем  ‘сделай себе рава’ - каждый выбирает себе рава, который ему ближе”.

Коэн (ШАС):  “Да”.

Ривлин (Ликуд): «Любого мудрого человека надо слушать. Есть мудрецы, у которых и авторитет в вопросах Торы.»

Бар-Он (Ликуд): «Каббалисты, поским [мудрецы, выносящие серьезные галахические постановления]».

Кабель (Авода): «По-млему, если бы Рамбам жил сегодня, ‘Эда харедит’ [группировка харедим в Израиле, особенно активно неприемлющая и непризнающая сионизм и Государство Израиль] подвегла бы его отлучению.»

Авиталь (Авода): «А если я сефардка и решаю слушаться рава Овадию или рава Кадури, то что? Ашкеназский рав объявит меня негодной, правда?»

Дахамше (РААМ):  “Спроси у евреев”.

Алони (МЕРЕЦ):  “Дальше”.

Рекомендуемый ответ: Проходившая гиюр женщина 60 лет из Германии, услышав этот вопрос на заседании иерусалимского суда, задумалась на минуту и в конце-концов сказала озабоченно:  “Я надеюсь”. Ваш ответ должен быть более определенным. Да, сегодня есть Мудрецы и Вы должны их слушаться.

Вопрос 14. Когда был совершен грех с тельцом и в чем он состоял?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Хороводы, празднества. Моше поднимается на гору Синай, народ Израиля ждет внизу, без руководства, просит себе другое руководство. Аарон, желая выиграть хоть немного времени, говорит им: ‘Принестие золото и кольца‘. Он был уверен, что серебро евреи отдать не захотят. Бросил все в огонь и вышел телец.»

Коэн (ШАС): «Народ Израиля был нетерпелив, ошиблись ребята при подсчете [40 дней, на которые Моше ушел], там была «ситра ахра» [темная сила] и вышел золотой телец.»

Ривлин (Ликуд):  “После Стояния у горы Синай, когда сыны Израиля ожидали. Все еще влияло идолопоклонство. Не верили в Ликуд, подумали – может быть, поможет  Авода [по-видимому,  шутка  Ривлина: Ликуд (ивр.) – сплочение; Авода (ивр.) – служение, работа, в т.ч. в смысле поклонения божеству].

Бар-Он (Ликуд): «Когда Моше замешкался на горе, народу опротивело, собрали золото, вырезали тельца. Он спустился, разозлился и сломал Скрижали.»

Авиталь (Авода): «Это про золотого тельца? Это тоже на Синае. Те, кто должны были стать евреями, пока они еще были сбродом не захотели принимать на себя заповеди иудаизма.»

Дахамше (РААМ):   “Когда пророк Моше поднялся на небеса принести Скрижали, то обнаружил, что сделали золотого тельца. Начал сходить с ума, схватил Аарона за бороду и разбил Скрижали.”

Кабель (Авода): «В главе Торы ‘Ки-Тиса‘, когда Моше задержался с возвращением, поднялись путчисты, заставили Аарона сделать им золотого тельца, и  отлили тельца и сказали: ‘Вот твои боги, Израиль‘».

Алони (МЕРЕЦ):  “Ты знаешь, что по специальности я учитель ТАНАХ'а? Что там произошло? Я скажу тебе, что там произошло. Кроме того, что Моше разбил Скрижали Завета, там было массовое и зверское убийство растерявшегося народа, который только что вышел из Египта. Это было убийство, основанное на культе и фанатизме. Но Аарон, который сделал им тельца, так и остался Первосвященником”.

Рекомендуемый ответ: Раскажите историю в общих чертах. Нет необходимости концентрироваться на том, что Моше приказал сынам Леви убить тысячи грешников. Оставьте это Шуламит Алони.  

Вопрос 15. Сколько существует заповедей?

Эйтам, Коэн, Ривлин. Бар-Он, Авиталь, Дахамше: «613».

Кабель (Авода): «613 мицвот и 365 сухожилий.»

Алони (МЕРЕЦ):  “Людям не надо знать 613 заповедей, не морочьте голову”.

Рекомендуемый ответ: 613.

Вопрос 16. На какие группы они подразделяются?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “248 предписывающих и 365 запрещающих”

Коэн (ШАС):  “В соответствие с 248 [человеческими] органами и 365 сухожилиями”.

Ривлин (Ликуд):  “12, которые я исполняю и 601, которые до сих пор мне не удается исполнять. Но у меня в сердце еще остается надежда”.

Бар-Он (Ликуд): «’Делай’ и ‘Не делай‘ [предписывающие и запрещающие].»

Авиталь (Авода):  “Не знаю. Несмотря на это, я примерная гражданка государства”.

Кабель (Авода): «Есть заповеди ’Делай’ и есть заповеди ‘Не делай‘ [предписывающие и запрещающие].»

Алони (МЕРЕЦ):  “Я не буду отвечать”.

Рекомендуемый ответ: Существует разделение на 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей, в соответствие с количеством органов и сухожилий в теле человека. Возможно также разделение на заповеди, касающиеся отношений между человеком и  Всевышним, и заповеди, касающиеся отношений между людьми.

Вопрос 17. Какие специфические заповеди есть для женщин?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Семейная чистота, зажигание свечей, отделение халы, вопросы скромности. Самое главное – заповеди, связанные с воспитанием детей и поддержкой дома.»

Коэн (ШАС):  “Семейная чистота, отделение халы, зажигание свечей.”

Ривлин (Ликуд): «Есть нида [это не название заповеди, а термин для ритуально нечистой женщины]. Самая важная заповедь – делать достойного мужа очень счастливым и способным заниматься Торой. Я, похоже, был недостоин. Самая главная заповедь, конечно, это продолжение будущих поколений.»

Бар-Он (Ликуд): «Нида».

Авиталь (Авода):  “Зажигание пятничных свечей”.

Кабель (Авода): «Заповеди, в которых, в основном, нужно благословлять: соблюдение Субботы, зажигание свечей, благословение после еды.»

Дахамше (РААМ):  “Очистительная миква”.

Алони (МЕРЕЦ):  “Дальше”.

Рекомендуемый ответ: Ответ Амнона Коэна [или Эффи Эйтама].

Вопрос 18. Какие заповеди относятся к земле [мицвот тлуйот ба-арец]?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Заповеди, касающиеся связи между Народом Израиля и Землей Израиля. Такие, как шмита, когда раз в семь лет мы даем земле отдохнуть.»

Коэн (ШАС):  “Те, которые можно выполнить только находясь в Земле Израиля”.

Ривлин (Ликуд):  “Заповедь поселенчества [в Земле Израиля]”.

Бар-Он (Ликуд): «Заповеди, данные в связи с получением Земли Израиля и выполняемые в отношении Земли Израиля – такие, как шмита и йовель [юбилейный год, раз в 50 лет].

Авиталь (Авода):  “Я не знаю. Я уже говорила, если бы меня привели к ортодоксальному раввину, он бы не посчитал меня еврейкой”.

Дахамше (РААМ):  “Шмита”.

Кабель (Авода): «Заповеди в области, называемой Земля Израиля – такие, как ‘Не вырывай посаженное’ [это не заповедь Торы, а строчка из популярной песни Наоми Шемер]».

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше».

Рекомендуемый ответ: Заповеди, которые исполняются только в Земле Израиля. Они, в основном, относятся к земледелию -  например, шмита [запрет обработки земли в 7-ой год]. Возможно, что часть судей относит к ним и проживание в Земле Израиля.

Вопрос 19. Что такое  “трумот” и  “маасрот”? Для кого они предназначались в прошлом? Что с ними делают сегодня?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  «Части, которые в прошлом отделяли [от урожая] для коэнов, левитов и бедняков. Часть из этого сегодня, дествительно, отдают бедным. На практике [сегодня] откладывают денежный эквивалент стоимости отделямой части [урожая]. Часть уничтожают. Кроме того, есть денежная десятина – человек отделяет десятую часть от всех своих доходов для благотворительных целей. Я стараюсь тщательно это соблюдать.» 

Коэн (ШАС): «Отделение от килограмма огурцов, например. Предназначалось коэнам. Сегодня, когда нет Храма, отделяют и выбрасывают.»

Ривлин (Ликуд): «’Маасрот‘ – это коэнам, а ‘трумот‘ – левитам [наоборот]. Сегодня отдают на благотворительные нужды.»

Бар-Он (Ликуд): «Обязанность отделять от сельскохозяйственного урожая. Частично из гуманных соображений, частично в связи со Священным Служением – коэнам и т.п.»

Авиталь (Авода):  “Подаяние неимущим”.

Дахамше (РААМ): «‘Трумот’ – это человек жертвует от себя, ‘маасрот’ – то, что он обязан дать. Я бы так это понимал.»

Кабель (Авода): «Вершина ‘трумот’ и ‘маасрот’ – это ‘пеа’, ‘лекет’, ‘шихеха’ [это отдельные заповеди, касающиеся процесса сбора урожая и не имеющие никакого отношения к ‘трумот’ и ‘маасрот’]. У меня отец до сих пор очень религиозный, у нас есть синагога и колель. От всего надо десятину отделять – от овощей и от фруктов. Вообще это было в основном для бедных».

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше».

Рекомендуемый ответ: Отделение определенного количества от каждого собранного урожая, предназначенного для человеческой еды. В прошлом отдавалось коэнам, левитам и беднякам. Сегодня, в основном, закапывается или выбрасывается. [Иногда отдается бедным – в натуральном виде или в денежном эквиваленте].

Вопрос 20. Что такое отделение халы? Как исполняют эту заповедь?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Та часть, что мы отделяем от теста для выпечки.»

Коэн (ШАС): «Когда печешь больше чем, примерно, полтора кило, ты обязан отделить небольшой кусок и сжечь его.»

Ривлин (Ликуд): «Когда разрезаешь халу, надо взять кусок и отделить его.»

Авиталь (Авода): «Это не то, когда отделяют от урожая?»

Дахамше (РААМ): «Делают халу для Шаббата.»

Кабель (Авода): «Способ разрезать халу. Уалла, я уже не помню этого.»

Алони (МЕРЕЦ):  “Дальше”.

Рекомендуемый ответ: Отделение малого количества, по некоторым обычаям «кезайт» теста [«кезайт» – мера объема], от определенного количества теста. В принципе, эта заповедь относится к заповедям, связанным с Землей Израиля, но, по постановлению Мудрецов, ее надо исполнять и в изгнании - чтобы  не забыть.

Вопрос 21. Каковы правила  “семейной чистоты”  (когда женщине запрещены половые связи)?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Женщина, у которой месячные, запрещена в течение 14 дней для половой связи. После семи ‘чистых дней' должна пойти в микву и окунуться, после чего разрешена. Дальнейшие подробности нужны?»

Коэн (ШАС): «Когда у женщины это самое, она следит за временем этого, потом отсчитывет 7 ‘чистых дней’ и идет в микву очиститься.»

Ривлин (Ликуд):  “Во время месячных запрещено… До того времени, когда сперма сможет оплодотворить. Это я знаю из теории, а не из собственной практики”.

Бар-Он (Ликуд): «Запрещены половые связи с нидой [ритуально нечистой женщиной] в течение десяти дней. От периода менструации до тех пор, пока не прекратится, затем окунание и разрешена для половой связи.»

Авиталь (Авода): «7 дней до месячных, 7 дней после месячных.»

Дахамше (РААМ): «Во время менструации и после рождения – пока не очистится в микве. У нас – до тех пор, пока не прекратится кровь. В день, когда прекратилась – моется и становится [ритуально] чистой.»

Кабель (Авода): «Когда у ней случается обычное женское, это две недели.  Неделя и неделя. Когда у ней обычное женское, она ритуально нечиста. После недели нечистоты, есть еще неделя очищения, очищения от ритуальной нечистоты. Подымает красный флаг. Идет в микву, освящается. В каждом доме, у религиозных в основном, есть своя система знаков, означающая: ‘Я готова для половой связи’. Кстати, это отличная система.»

Алони (МЕРЕЦ): «Ну, этим раввины занимаются без конца. 1800 лет они занимаются законами семейной чистоты, мамзерами, и вдруг стали большими специалистами в законах управления страной. Пусть вернутся к своему прежнему занятию.»

Рекомендуемый ответ: Запрет физической близости жены и мужа в течение менструального цикла (обычно от пяти дней до недели) и последующих семи ‘чистых дней’, в течение которых не будут видны никакие следы крови. После этого погружение в микву, и жена становится разрешенной мужу.

Вопрос 22. (Для женщин.) Если начальник на работе хочет поговорить с Вами и прикрыть дверь, это ничего?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Нет, запрет уединения.»

Коэн (ШАС): «Надо оставить дверь открытой, чтобы не говорили разные вещи, это называется уединение.»

Ривлин (Ликуд):  “Замужней женщине запрещено уединяться с каким-либо посторонним мужчиной”.

Бар-Он (Ликуд): «Запрет уединения».

Авиталь (Авода): «Я даже как нерелигиозная женщина предпочитаю так не делать – а то это самая прямая дорога к сексуальным домогательствам.»

Кабель (Авода): «Ой-ой-ой, это же запрещено из-за уединения.»

Дахамше (РААМ): «И ей, и ему запрещено оставаться наедине, нужен третий.»

Алони (МЕРЕЦ):  “С моей точки зрения, это допустимо.”

Рекомендуемый ответ: Неродным мужчине и женщине запрещено уединяться в комнате с закрытой дверью.

Вопрос 23. (Задается на экзаменах женщинам). Если молодой человек предложит подвезти вас на автомобиле,  согласитесь?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «В одиночку? Т.е. только она и он, вдвоем? Если в большом городе, то днем нет проблем. Ночью, там где немного людей – нельзя.»

Коэн (ШАС):  “Нежелательно - чтобы другие чего не подумали. Но я не говорю ‘запрещено’ ”.

Ривлин (Ликуд): «Если они собираются говорить о Торе, то нет никакого запрета – лишь бы только не поехали в такое место, где их никто не видит.»

Бар-Он (Ликуд): «Насколько я понимаю, это все еще в рамках запрета уединения».

Авиталь (Авода): «Согласно иудейской религии и заповедям раввинов – нет.»

Кабель (Авода): «Конечно, нельзя. Это тоже запрет уединения, да и чтобы другие чего не подумали. А то еще. Боже упаси, подумают, что они нарушают закон Моше и Израиля. [при женитьбе жених говорит невесте, передавая ей кольцо, что она посвящается ему посредством этого кольца, ’согласно закону Моше и Израиля’].»

Дахамше (РААМ): «Если он один в машине, ему запрещено предлагать ей сесть в машину. Если только она не родственница его и потому запрещена ему полностью.»

Алони (МЕРЕЦ):  “Если он понравился – пожалуйста”.

Рекомендуемый ответ: На дорогах, удаленных от людского глаза, возникает проблема с запретом  уединения – так что это запрещено. На оживленных дорогах запрет, почти по всем мнениям, менее категоричен.  

Вопрос 24. Сколько молитв в будний день? Назовите их.

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Три. Шахарит, Минха, Арвит».

Коэн (ШАС):  «Три. Шахарит, Минха, Арвит».

Ривлин (Ликуд):  «Три. Шахарит, Минха, Маарив».

Бар-Он (Ликуд): «Три. Шахарит, Минха, Арвит».

Авиталь (Авода):  “Шахарит, Минха, Маарив”.

Кабель (Авода): «Шахарит, Минха, Арвит, а есть строго соблюдающие, которые еще молятся молитву ‘ватикин’ [‘ватикин’ – это не отдельная молитва, а название для утренней молитвы Шахарит, которую произносят в часы рассвета]».

Дахамше (РААМ): «У вас три: Шахарит, Минха, Арвит. У нас – пять».

Алони (МЕРЕЦ): «Женщины освобождены от ‘Шмона-Эсре’ [основная молитва, произносимая в каждой из трех молитв в течение дня], освобождены от Шахарита, Минхи и Маарива.»

Рекомендуемый ответ: Три. Шахарит, Минха, Арвит [=Маарив]. 

Вопрос 25. Есть ли дополнительная молитва в Субботу?

Эйтам (МАФДАЛЬ), Коэн (ШАС), Ривлин (Ликуд), Бар-Он (Ликуд): «Мусаф».

Авиталь (Авода): «Неила».

Кабель (Авода): «Тоже всего три молитвы, ничего не поделаешь.»

Дахамше (РААМ):  “Насколько я знаю, одна дополнительная молитва”. 

Алони (МЕРЕЦ): «В Шаббат не говорят ‘Шмона-Эсре’ [говорят – во всех четырех молитвах]».

Рекомендуемый ответ: Есть. Мусаф. Неила – это завершающая молитва в Йом-Киппур.

Вопрос 26. Сколько благословений в молитве Амида?

Эйтам (МАФДАЛЬ), Ривлин (Ликуд), Бар-Он (Ликуд): «18».

Коэн (ШАС): «Говорится 18, но добавили еще одно – ‘И да не будет надежды изменникам...’ – так что 19».

Авиталь (Авода):  “Не знаю”.

Кабель (Авода): «Конечно, 18 – потому-то она и называется Шмона-Эсре» [шмона-эсре  (ивр.) = 18] .

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: Молитву Амида, которая является частью трех ежедневных молитв, называют также  «Шмона-Эсре» - “Восемнадцать благословений”. Однако, в ней 19 благословений – в свое время в нее было добавлено (согласно талмудической традиции это сделал Шмуэль ХаКатан) благословение, направленное против вероотступников и доносчиков:  “И да не будет надежды изменникам...”.

Вопрос 27. Какая первая молитва человека, открывшего глаза утром после сна?

Эйтам (МАФДАЛЬ), Коэн (ШАС),  Бар-Он (Ликуд), Авиталь (Авода), Кабель (Авода):  : «Модэ ани... [‘Благодарю Тебя...’]».

Ривлин (Ликуд): «’Благословен за то, что не создал меня женщиной’. Нет, ‘Шма Исраэль‘.»

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.»

Рекомендуемый ответ:  «Модэ ани...» - “Благодарю Тебя, Царь живой и вечносущий, за то, что Ты возвратил мне душу мою милосердно. Велика верность Твоя.” Ее произносят сразу же, когда открывают глаза утром как знак благодарности Творцу, который возвратил душу после сна. 

Вопрос 28. Каков смысл стиха:  «Шма Исраэль...» [“Слушай Израиль, ХаШем Бог наш, ХаШем один”]?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Смысл в том, что весь мир – един, и Властитель Мира находится повсюду, все видит и все слышит».

Коэн (ШАС): «Шма [Слушай] – аббревиатура ‘Шахарит, Минха, Арвит’. Это главный символ народа Израиля – между ним и его Создателем. Когда я был в Газе и застрял, я сказал: ‘Шма Исраэль.’»

Ривлин (Ликуд): «Единство Бога и его нематериальность.»

Бар-Он (Ликуд): «Принятие ярма Царя Небесного и подчеркивание единства Всевышнего как Создателя Мира, определяющего все действия в мире.»

Авиталь (Авода):  «Может, это лишь моя трактовка, но я думаю, что это самый рафинированный и краткий способ выразить отношения между человеком и его Создателем.»

Кабель (Авода): «Когда ты закрываешь рукой глаза, это мольба к Всевышнему открыть Врата Небес для нашей молитвы. Что мы признаем Его силу и могущество.»

Дахамше (РААМ):  “ А какое продолжение  “Шма Исраэль”? ‘Излей свой гнев на гоев’[цитата из Пасхальной Агады], нет?”

Алони (МЕРЕЦ):  “Это ты можешь прочитать в книге ‘Дварим’ “.

Рекомендуемый ответ: Этот центральный стих, выражающий еврейскую веру. Его смысл – провозглашение веры в Бога Израиля и Его единственность. [Ответ Бар-Она тоже подходит].

Вопрос 29. В какие дни недели читают свиток Торы?

Эйтам (МАФДАЛЬ), Коэн (ШАС), Ривлин (Ликуд), Бар-Он (Ликуд), Кабель (Авода): «Понедельник, четверг, Субботу.»

Авиталь (Авода):  “В Субботу”.

Дахамше (РААМ):  “Тору надо читать каждый день. В понедельник и четверг? У нас, мусульман, в эти дни заслуги за выполнение заповедей выше”. 

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: В понедельник, четверг и Субботу.

Вопрос 30. Какова длительность цикла чтения Торы? Когда цикл начинается и когда заканчивается?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Год, 50 Суббот. От Симхат-Тора.»

Коэн (ШАС): «Год. ‘Берешит’ [название первой книги и первой главы Торы] начинается после Симхат-Тора, и заканчивают в следующую Симхат-Тора.»

Ривлин (Ликуд): «Цикл годовой. Начинается и кончается в Симхат-Тора.»

Бар-Он (Ликуд): «Год. 52 недели. Заканчивают в Симхат-Тора.»

Авиталь (Авода):  «Я знаю, что начинают в Рош ХаШана, но уже не помню за какое время заканчивают.»

Кабель (Авода): «Год. Начинают в Симхат-Тора и заканчивают в Суккот.»

Алони (МЕРЕЦ):  “Дальше, дальше, дальше”.

Рекомендуемый ответ: Год. В праздник Симхат Тора заканчивают цикл и в ближайшую после этого Субботу начинают новый цикл недельной главой  “Берешит”. Цикл содержит 54 недельные главы, которые читают 50 – 54 недели, в зависимости от того, обычный ли год или високосный.

Вопрос 31. Сколько книг в ТАНАХ'е?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «22? 24? 24. Вопрос на засыпку.»

Коэн (ШАС):  “Не могу сказать. Приблизительно 12, 15. Что-то в этом роде”.

Ривлин (Ликуд): «Никогда не задумывался об этом, но могу назвать все: Пятикнижие Торы, Йегошуа, Шофтим [Судьи], Первая и Вторая Книги Шмуэля, Царства – Первая и Вторая Книги, Йешаягу, Ирмеягу, Йехезкель, 12 Малых Книг Пророков (могу всех поименно перечислить, и имена всех Судей тоже), Псалмы, Притчи Шломо, Песнь Песней, Рут, Эйха [Плач Иеремии], Коэлет [Экклезиаст], Эстер, Даниэль, Эзра, Нехемия, Диврей ХаЙамим [Хроники] – Первая и Вторая Книги. [Пропушена Книга Иова.] А есть еще Книги Маккавеев, которые не вошли в ТАНАХ.»

Бар-Он (Ликуд): «Не могу назвать число.»

Авиталь (Авода):  «36. Кончай, хватит уже экзаменов. Я не знаю, насколько эта информация важна и имеет отношение к делу для людей, которые хотят пройти гиюр, а главное – стать гражданами Израиля.»

Дахамше (РААМ):  «Пятикнижие Торы, с Пророками будет 7? Я не знаю.»

Кабель (Авода): «Не помню. Делаю ставку: около 30.»

Алони (МЕРЕЦ):  «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: 24.

Вопрос 32. Какая была последняя недельная глава?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Секундочку – ‘Балак’.»

Коэн (ШАС):  “ ‘Балак’ “.

Ривлин (Ликуд): «В прошлый Шаббат я не ходил в синагогу. Упустил.»

Бар-Он (Ликуд): “ ‘Балак’ “

Авиталь (Авода):  «Ой, сделай мне одолжение, перескочим к следующему.»

Дахамше (РААМ):  “Не знаю. Может быть, глава о разрушении домов палестинцев?”.

Кабель (Авода): « ‘Балак’ .»

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.» 

Рекомендуемый ответ: Каждый потенциальный гер должен быть готов перед экзаменом к подобному вопросу о прошедшей и ближайшей недельной главе Торы.  

Вопрос 33. Сколько ждут от мясной пищи до молочной и от молочной до мясной? В чем логика?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «От мясной до молочной – 6 часов. От молочной до мясной – 20 минут.»

Коэн (ШАС):  “От молочной до мясной – полчаса, от мясной до молочной - 6 часов. Потому что мясо труднее переваривается и застревает между зубами”.

Ривлин (Ликуд): «От мясной до молочной – 6 часов. От молочной до мясной иерусалимский обычай был час илил два, хотя вообще надо всего лишь вымыть рот.»

Бар-Он (Ликуд): «Есть несколько версий. От мясной до молочной – 6 часов. От молочной до мясной – половину этого времени. Что, нет? Нет, с этим я не согласен. В моем детстве мой дед выжидал 3 часа от молочного до мясного.»

Авиталь (Авода):  “Между мясом и молоком - шесть часов. Между молоком и мясом – не знаю”.

Дахамше (РААМ):  “5 часов, кажется. В начале евреям можно было есть молоко и мясо вместе, но они выпендрились и заявили: ‘Запрещено’. Тогда Бог подтвердил это и сказал: ‘Вы сами себя ущемляете, вот пусть вам так и будет’ “.

Алони (МЕРЕЦ):  «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: От мясного до молочного - шесть часов. (Есть мнение, что достаточно трех часов, выходцы из Голландии удовлетворяются одним часом). От молочного до мясного можно не надо ждать, а достаточно лишь сполоснуть рот или немного повременить [есть и те, кто принимает на себя более строгие правила]. Логика: мясо переваривается дольше. Поэтому, например, после молочного твердого сыра, который тоже долго переваривается, также ждут 6 часов, прежде чем приступить к мясному.

Вопрос 34. Откуда известно, что тфилин должны быть черными, а не красными?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Галаха, которую Моше получил на Синае».

Коэн (ШАС): «Не знаю.»

Ривлин (Ликуд):  “Не имею понятия. Зато я знаю что такое красная корова и козел отпущения”.

Бар-Он (Ликуд): «Не знаю.»

Авиталь (Авода):  «Я вообще не должна на это отвечать. И зачем люди носят черную одежду, как в гетто? Ну в самом деле, это – вопрос религии? Этим меряется мое еврейство? Мне пора на собрание детского сада партии Авода. (Торопится, в дальнейшем отвечает лишь на часть вопросов.)»

Кабель (Авода): «Потому что черные. Уалла, не помню.»

Алони (МЕРЕЦ):  «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: Ответ состоит в том, что это известно из Устной Торы, которая дана на горе Синай вместе с Письменной Торой.

Вопрос 35. Где надо прикреплять мезузу и кто может делать это?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «На входе, с правой стороны. На высоте – не помню точно сколько. Может выполнить любой, на ком лежит эта заповедь. Женщины прикрепляют? Никогда не видел, чтобы женщина прикрепляла мезузу.»

Коэн (ШАС): «На входе, с правой стороны, примерно 3 тефаха сверху [тефах – мера длины, примерно ширина человеческой ладони]. Прикреплять может любой, и женщина тоже.»

Ривлин (Ликуд): «На входе, с правой стороны. На высоте головы, наверно. Прикрепить может любой. Нет, женщины – нет. Еще не дошли до этого состояния, чтобы они могли прикреплять мезузу. И это нехорошо, это мудрецы точно должны исправить.»

Бар-Он (Ликуд):  “Примерно на уровне двух третей. С правой стороны от входа. Прикреплять может мужчина”.

Авиталь (Авода):  «Раввинат в Израиле убил всю духовность в религии. Занимаются лишь техническими деталями - сколько раз, и как, и какого цвета. Забывают, что цель религии – это не технические детали, а духовность.»

Кабель (Авода): «С правой стороны двери, когда входишь, в верхней трети. Всякий, уже бар-мицва [достаточно взрослый мужчина, на котором лежит обязанность исполнения заповедей], может. Женщины? Не могут.»

Алони (МЕРЕЦ):  «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: На правой стороне двери при входе. В верхней трети косяка. Прикреплять могут и еврей и еврейка.

Вопрос 36. В какой праздник читают Свиток Рут?

Эйтам (МАФДАЛЬ), Ривлин (Ликуд), Бар-Он (Ликуд), Кабель (Авода): “В Шавуот”.

Коэн (ШАС): «9 Ава».

Дахамше (РААМ):  “Пурим?”

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше».

Рекомендуемый ответ: В Шавуот. Шир хаШирим читают в Песах, Рут - в Шавуот, Эйха - Девятого Ава, Коэлет - в Суккот, и Эстер - в Пурим.

Вопрос 37. Почему в Субботу используют две халы?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «’Помни’ и ‘Соблюдай’ [день Субботний] – потому и две. Есть еще много причин.»

Коэн (ШАС): «Написано: ’Помни’ и ‘Соблюдай’».

Ривлин (Ликуд):  «В память о мане.»

Бар-Он (Ликуд): «Когда сыны Израиля получали ман в пустыне, он не выпадал в Шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция.»

Дахамше (РААМ):  «Не знаю. Может, одна – мужчине, и одна – женщине? Нет, у евреев нет равенства между мужчиной и женщиной, это я знаю.»

Кабель (Авода):  “Не знаю. Никогда не знал этого”.

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: Есть несколько вариантов ответа. Указание на изобилие; напоминание о двух порциях мана, которые получали евреи в синайской пустыне в пятницу, чтобы не собирать в Субботу.

Вопрос 38. Какое благословение произносят при зажигании субботних свечей?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Это благословение женщины произносят, я его наизусть не помню. Наверно, ‘…леhадлик нер шель Шаббат.’ »

Коэн (ШАС): «‘…леhадлик нер шель Шаббат-кодеш.’ »

Ривлин (Ликуд):  «Никогда не произносил благословение на зажигание субботних свечей и всегда думал, что это – секрет, потому что женщины лицо руками закрывают, произнося его. Наверняка благословляют ‘зажигание свечей’ и ‘святость Шаббата’.»

Бар-Он (Ликуд): «‘…леhадлик нер шель Шаббат.’ »

Кабель (Авода):  «‘…леhадлик нерот Шаббат.’ »

Алони (МЕРЕЦ):  “Дальше. Это все вопросы культа. Есть что-нибудь, относящееся к этике?”

Рекомендуемый ответ: «‘…леhадлик нер шель Шаббат.’ » [“Благословен Ты, Всевышний, Бог наш, Царь Вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам зажигать субботнюю свечу”.]

Вопрос 39. Какое дополнительное благословение при зажигании свечей на Праздники?

Эйтам (МАФДАЛЬ), Бар-Он (Ликуд),  Кабель (Авода): «Шеhехеяну».

Коэн (ШАС): «Некоторые говорят ‘Шеhехеяну’, а у некоторых мужья во время кидуша говорят.».

Ривлин (Ликуд):  «Понятия не имею.»

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: «Шеhехеяну» [“Благословен Ты, Всевышний, Бог наш, Царь Вселенной, Который дал нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени”].

Вопрос 40. Какие заповеди Пурима связаны с милосердием?

Эйтам (МАФДАЛЬ), Коэн (ШАС), Ривлин (Ликуд), Бар-Он (Ликуд), Кабель (Авода) : “ ‘Мишлоах манот’ [посылка гостинцев друг другу] и подарки бедным”. 

Дахамше (РААМ):  «Не знаю».

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.»

Рекомендуемый ответ:  “Мишлоах манот” (посылка гостинцев) и подарки бедным.

Вопрос 41. Милосердным надо быть исходя из морального чувства или потому, что это заповедь?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “Заповеди – это сосуды, в которые разлита человеческая мораль”.

Коэн (ШАС): «Прежде всего, моральное чувство, и заповедь тоже.»

Ривлин (Ликуд):  «Это и мораль, и заповедь вместе. Естественно, что это и подразумевали в качестве ответа - это как говорить в Кнессете, что нельзя голосовать за двоих.»

Бар-Он (Ликуд): «Это заповедь.»

Авиталь (Авода): «Религиозные это делают, потому что это заповедь, а я – из чувства морального долга. В конце концов, если иудаизм обучает это делать, то и замечательно.»

Дахамше (РААМ):  «Похоже, и то, и то.»

Кабель (Авода):  «И то, и то.»

Алони (МЕРЕЦ):  «Сплошные заповеди, потому что у нас всякий выполняющий заповедь получает награду, в этом мире или в будущем – даром ничего не делают.»

Рекомендуемый ответ: Надо подчеркнуть обязанность выполнять Б-жественное повеление. Ответ, сконцентрированный на одном нравственном аспекте, не совсем верен. [Ответы Эйтама или Коэна тоже годятся.]  

Вопрос 42. Перечислите посты в течение еврейского года.

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “Пост Гедалии, Йом Кипур, 10 Тевета, Пост Эстер, 17 Тамуза, 9 Ава”.

Коэн (ШАС): « 17 Тамуза, 9 Авав, 10 Тевета, Кипур, Пост Гедалии.»

Ривлин (Ликуд):  «В месяце Тишрей – Пост Гедалии, потом Йом Кипур, 10 Тевета, в Адаре – Пост Эстер, 17 Тамуза, 9 Ава.»

Бар-Он (Ликуд): «И те, что из Торы, и те, что по установлению мудрецов? Йом Кипур, Пост Гедалии, 10 Тевета, Пост Эстер, в канун Песаха Пост первенцев, 17 Тамуза, 9 Ава.»

Дахамше (РААМ):  «Йом Кипур – это единственный пост у евреев.»

Кабель (Авода):  «Пост Гедалии Бен-Ахикама, 10 Тевета, 17 Тамуза, 9 Авав, Йом Кипур. Когда-то я постился во все эти посты. Сегодня – ем досыта. Кроме Йом Кипура – если есть Бог, я свое заработал, если нет – просто на диете посидел.»

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: Шесть постов. Йом Кипур, Пост Эстер, Десятого Тевета, Семнадцатого Тамуза, Девятого Ава и Пост Гедалии. [В канун Песаха также есть пост для первенцев.]

Вопрос 43. Перечислите еврейские праздники в течение года.

Эйтам (МАФДАЛЬ):  «Рош ХаШана, Кипур, Суккот, Симхат-Тора, Ханука, Ту БиШват, Пурим, Песах, День Независимости, День Иерусалима, Шавуот.»

Коэн (ШАС): «Рош ХаШана, Кипур, Суккот, Симхат-Тора, Ханука. Ту БиШват считается? Пурим, Песах, Лаг БаОмер, Шавуот. А с Днем Независимости что? Я его праздную, почему бы и нет? Это не соответсвует мнению наших раввинов, это не еврейский праздник, а национальный праздник народа Израиля.»

Ривлин (Ликуд):  “У меня есть еще только три минуты. Я сейчас должен выступать”.

Бар-Он (Ликуд): «Рош ХаШана, Кипур, Суккот, Симхат-Тора, Ханука, Ту БиШват, Пурим, Песах, День Независимости, Шавуот.»

Дахамше (РААМ):  “Песах, Суккот, Кипурим, Шавуот, Ханука”.  

Кабель (Авода): «Рош ХаШана, Кипур, Суккот, Симхат-Тора, Ханука, Ту БиШват, Пурим, Песах, День Независимости, Шавуот.»

Алони (МЕРЕЦ): «Любой ребенок в детском саду это знает.»

Рекомендуемый ответ: См. ответ Эйтама.

Вопрос 44. Сколько было Храмов и кто разрушил их?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  «Первый Храм разрушен Навуходоносором, царем Вавилона, Второй Храм – Титом, римским императором.»

Коэн (ШАС): «Было два Храма, римляне разрушили их.»

Ривлин (Ликуд):  «Было два Храма. Один разрушил Санхерив, другой – Тит.»

Бар-Он (Ликуд): «Два. Римляне и греки.»

Авиталь (Авода): «Два. Первый разрушили персы, Второй – римляне. Имен тех, кто разрушал, не помню.»

Дахамше (РААМ):  “Был Первый Храм, который разрушил Навуходоносор, и Второй Храм, который разрушил то ли Ирод Римский, то ли Тит. Относительно этого (Второго Храма) есть разногласия – существовал ли он вообще. Я не углубляюсь в это.”.

Кабель (Авода): «Два. Первый – Навуходоносор, Второй – римляне, кажется. Веспасиан.»

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше».

Рекомендуемый ответ: Первый Храм разрушил вавилонский царь Навуходоносор ([согласно западной хронологии] в 586 году до новой эры). Второй Храм разрушил римский император Тит.

Вопрос 45. Сколько лет прошло со времени разрушения Второго Храма?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «От 70 г. до н.э.? Нет, от 70 г. н.э. – 1933.»

Коэн (ШАС):  “1938, 1937”.

Ривлин (Ликуд):  “143. Сколько с тех пор прошло? 1860 лет”.

Бар-Он (Ликуд): «Секундочку, 70 г. до новой эры или новой эры? Нет, 70 г. до н.э. – это Первый Храм.»

Авиталь (Авода):  “586”.

Кабель (Авода):  “2000 с чем-то”.

Алони (МЕРЕЦ): «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: Со времени разрушения Второго Храма в 70 году новой эры прошло 1933 года. По некоторым версиям прошло 1935 лет – есть мнение, что Храм был разрушен в 68 г. н.э.

Вопрос 46. Закончите предложение:  «Леха доди ликрат кала...» [“Пойдем, мой друг, навстречу невесте…” - из Встречи Субботы]

Эйтам (МАФДАЛЬ), Коэн (ШАС), Ривлин (Ликуд), Бар-Он (Ликуд), Кабель (Авода), Алони (МЕРЕЦ): «...пней Шаббат некабела» [“…вместе встретим  Субботу”].

Рекомендуемый ответ:  «...пней Шаббат некабела» [“…вместе встретим  Субботу”].

Вопрос 47. Закончите предложение:  “Раскрываешь Ты ладонь Свою…”. [из Псалма 145, «Ашрей йошвей вейтеха...»]

Эйтам (МАФДАЛЬ): «... у-масбиа ле-холь хай рацон» [«...и щедро насыщаешь все живое» ].

Коэн (ШАС): «... у-масбиа ле-холь хай рацон». Теперь секундочку, 9 Ава – 1934 (года с разрушения Второго Храма). Я вспомнил, потому что я хазан в синагоге и говорю это.»

Ривлин (Ликуд):  “Не знаю”.

Бар-Он (Ликуд): «... ве-нотен ле-раав лахмо»[«... и даешь голодному хлеб его» – искаженная цитата не из Псалма 145, а из Книги Йехезкеля].

Кабель (Авода):   «... у-масбиа ле-холь хай рацон»

Алони (МЕРЕЦ):  «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: «... у-масбиа ле-холь хай рацон» [«...и щедро насыщаешь все живое» ].

Вопрос 48. Где жил Рамбам?

Эйтам (МАФДАЛЬ): «Большую часть жизни в Египте. В Земле Израиля тоже был.»

Коэн (ШАС): «В Египте».

Ривлин (Ликуд):  “Не знаю”.

Бар-Он (Ликуд): «В Испании.»

Дахамше (РААМ):  “В Египте”.

Кабель (Авода):  «В Испании».

Алони (МЕРЕЦ):  «Дальше.»

Рекомендуемый ответ: В Испании, Марокко, Земле Израиля, Египте.

Вопрос 49. Если евреи такие хорошие, то почему существует антисемитизм?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  «Потому и существует. В еврейских общинах на протяжении всех поколений была глубокая нравственность, вызывавшая большой антагонизм и много ненависти. Вторая причина – христианство. Есть много детей, которые просыпаются утром, а напротив них – картина распятого с гвоздями в руках и капающей кровью. Когда они спрашивают, почему он страдает, им отвечают, что его предали евреи.»

Коэн (ШАС): «Мы всюду впереди, по всему миру. Потому что евреи талантливы. Им завидуют. Если кто талантлив – всегда есть ненависть и зависть. Они преуспевают лучше всех и потому над всеми народами. Иы хорошие, но поэтому нас и не любят.»

Ривлин (Ликуд):  “Потому что они такие хорошие.”

Бар-Он (Ликуд): «Потому что среди евреев были и есть такие, которые не предотвратили антисемитизм полностью.»

Авиталь (Авода): «Часть проблемы в том, что в течение долгого времени иудаизм закрывался от остального мира и не позволял познакомиться с собой. Это, кстати, и сегодня происходит там, где евреи только между собой и встречаются, и это выглядит как эксклюзивный клуб, для которого другие люди недостаточно хороши.  Это немало ненависти и зависти вызывает. Ненависть к евреям в разных местах происходит от двух противоположных вещей: началось с того, что христианская церковь правила и пыталась навязать всем одну однородную религию, а  то, что нас обвиняют в убийстве Йешу, только добавило к этому.»  

Дахамше (РААМ):  “Я не отвечаю”.

Кабель (Авода): «Как следствие от отделенности евреев и их недостаточного желания слиться со средой и быть как все народы.»

Алони (МЕРЕЦ):  “Потому что они не очень хорошие”.

Рекомендуемый ответ: Депутат Кнессета Джемаль Захалка (арабская партия БАЛАД) цинично заявил - верный ответ:  “Это проблема других, не наша проблема”. Отличный ответ. Надо только раскрыть его: “Поскольку народ Израиля – избранный народ, то неевреи завидуют ему” и т.д. и т.п. Можно процитировать высказывание, приписываемое рабби Шимону бар Йохаю:  “Знайте, что это закон – Эсав ненавидит Яакова”. Можно также привести комменарий, связывающий слово  “Синай” с  “син’а”  (“ненависть”) к Израилю.

Вопрос 50. Готовы ли Вы заявить следующее:  “Я принимаю на себя обязательство быть верным сыном (дочерью) народа Израиля, соблюдать и выполнять все заповеди Торы и все заповеди Мудрецов, все принятые обычаи народа Израиля. Я верю в единого Всевышнего”?

Эйтам (МАФДАЛЬ):  “Амен”.

Коэн (ШАС):  “Да, конечно”.

Ривлин (Ликуд):  “Я верю в единого Всевышнего, вместе с тем все эти слова меня ни к чему не обязывают – я родился евреем и освобожден от них.”

Бар-Он (Ликуд): «Первая часть – да, безусловно и безо всяких колебаний. И про ‘Я верю в единого Всевышнего’ – то же самое. Что касается соблюдения заповедей Торы и Мудрецов – дай Бог, чтобы я мог выполнить это обязательство.»

Авиталь (Авода):  “Нет, я не готова. Я верю в народ Израиля. Я получила в детстве опыт Катастрофы,со мной много чего происходило, и я все равно сохраняла свое еврейство. Я чувствую себя верной дочерью народа Израиля без того, чтобы выполнять заповеди и слепо идти по пути, указываемому раввинами.”

Дахамше (РААМ): «Для того, кто хочет стать евреем, это и так понятно – даже если он этого не скажет.»

Кабель (Авода):  “Ясно, что тот, кто готов стать верным сыном Израиля принимает формулу:  “Я верю в единого Всевышнего”. Но у меня есть возражения относительно обязательства выполнять все заповеди”. 

Алони (МЕРЕЦ):  “Это болтовня, подходящая лишь фашистскому или теократическому государству. Я провозглашаю свою верность государству в духе Декларации Независимости. И вообще, гражданин не обязан заявлять о своей верности, он обязан соблюдать законы.”   

Рекомендуемый ответ:  Это самый важный вопрос. Здесь нельзя ошибиться.

Перевод Б.Новака

10.2002





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria