Рав И. Гиссер

Откровенно о наболевшем

Позвольте мне быть откровенным. С ужасом представляю шквал обвинений со всех сторон, но... Уже давно меня мучит комплекс национальной вины перед теми неевреями, которые так увлекательно представляют еврейство в детских лагерях отдыха, семинарах, на клубных встречах. В большинстве своем это потомки смешанных семей, где, как правило, оба родителя утратили национальные традиции своих народов. Воспитанные таким образом, они обречены на мучительный поиск своей идентификации.
Еще пятнадцать-двадцать лет назад вопрос о национальной принадлежности не был столь острым. Тогда быть евреем означало подвергаться дискриминации, бытовому и государственному антисемитизму, и, как следствие, любящие папы и мамы стремились оградить своих чад от чреватого последствиями еврейства. Сегодня, в новых условиях, еврейство стало источником разнообразных благ. Мы справедливо гордимся воссозданными еврейскими школами, системой социальной общинной помощи, культурными ассоциациями и клубами для молодежи и т.д. Однако в соответствии с законом государства Израиль право на получение гражданства этой страны предоставляется даже внукам евреев, и хотя гражданство в современном многонациональном государстве вовсе не означает принадлежности к этносу, многие еврейские организации руководствуются именно этим критерием в своей деятельности. Число тех, кто ни дома, ни в своем окружении не сталкивается не только с иудаизмом, но и с евреями вообще, но вовлекается, тем не менее, в общинную жизнь и деятельность, растет изо дня в день. Большинство из них встретились с еврейством впервые именно в результате деятельности этих организаций, привлеченные хорошими условиями, разнообразными льготами и дружеской атмосферой. Разумеется, это не могло не отразиться на ощущении собственной принадлежности к некогда гонимому, а ныне столь «социально благополучному» народу. Все это так, но для меня очень важным является то, что, познакомившись с еврейской традицией и культурой, значительная часть вовлеченных рекламой и зазывалами в еврейскую жизнь неевреев искренне заинтересовались ими и стали воспринимать изученное как неотъемлемую часть своей личности, а зачастую - видеть в нем смысл существования. Проблемы, которые этим достойным людям приходится решать, вследствие своего выбора, сложны и многообразны. В своей деятельности мне приходится много общаться с такими людьми, и каждый раз я ощущаю свою вину перед теми, кто, в отличие от меня, должен либо мучительно доказывать свое право стать евреем, либо придумывать разнообразные теории на национальную тему, пренебрегая многолетней традицией и уничтожая, в конечном счете, то, в верности чему они клянутся. «Отцы ели виноград, а у нас оскомина».
Я и мои коллеги посвятили свою жизнь делу еврейского просвещения, и, с моей точки зрения, сегодня оно включает в себя необходимость дать информацию о еврействе и тем неевреям, что вовлечены в общинную жизнь. Мой личный выбор предельно прост: я должен учить их тому, что считаю правдой! Надо напоминать о том, что еврейство - не привилегия получения израильского гражданства, а миссия, что привычные мерки неприменимы к нашему народу, что вне еврейской традиции мы или скатываемся либо к шовинизму, либо к зоологическому отношению к людям, что понятие «еврей» - не лычка «за заслуги». Мы обязаны дать людям подлинную свободу выбора, предоставив им правдивые знания. Это не первая в нашей истории проблема подобного выбора. Я верю в то, что время все расставит на свои места.



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria