Залман Гиличенский

Беспамятство

Десятки лет невиданных масштабов геноцид еврейского населения на территории бывшей российской империи в 1919-1920 гг. ( по разным оценкам от 150 до 200 тысяч убитых ), а затем в период нацистской оккупации 1941-1944 подлежал сокрытию. Право на признание имели только те события и явления , которые не противоречили официальному взгляду на исторический процесс. Кишинёвскому погрому (6-9 апреля 1903, примерно 50 убитых ), печальный юбилей которого отмечается в эти дни, в известном смысле повезло. Именно после него царская Россия была заклеймена как черносотенное погромное государство.
"ЖИД, жидовин, жидюк, жидюга м., жидова или жидовщина ж., жидовье сp. собиp. - скупой, скpяга, коpыстный скупец. Евpей, не видал ли ты жида? - дpазнят жидов..." и т.д. (толковый словарь В.И. Даля ) - Показательно, что всё это словарное гнездо между "жигало" и "жидкий" в советском издании 1955 было целиком убрано. А соответствующая страница, несмотря на трудности фототипии, была перенабрана .
Естественно , не только погромный фольклор являлся закрытой темой. "Многие десятилетия в Советском Союзе замалчивалась трагедия еврейского народа в годы Гражданской войны. Евреи последующих поколений, которые родились и воспитывались при советской власти, ничего не знали о тех жутких событиях, не знали даже, где и как погибли их родственники, не догадывались , что рядом с ними жили и работали те самые люди (или потомки тех людей), которые уничтожали евреев в страшный период их истории" (Феликс Кандель, историк и публицист). Об еврейских погромах Гражданской войны ещё успел написать М.Горький: "Не надо скрывать мрачную правду, - ведь нигде в мире не режут, не истребляют евреев с такой горячей любовью к делу , как у нас на Руси. Еврейские погромы по энергии своей, несомненно , стоят на первом месте в ряду "великих исторических деяний русского народа", и для меня ясно, что страсть к этой деятельности всё возрастает у нас. Я наблюдаю этот рост с 1885 г., когда лично был свидетелем небольшого- количественно - истребления евреев в Н.- Новгороде. Но погромы 80-х годов и колличественно и качественно уступают погромам 1905-06 годов , а ныне текущие ужасы оставляют далеко за собой по массе жертв и жестокости приёмов знаменитые убийства в Кишинёве и Белостоке. Прогресс - очевиден".
Слова писателя о поступательной силе погромного движения полностью подтвердились с началом советско-германской войны в 1941, когда ещё до прихода германских войск начались массовые убийства евреев. Фашисты принялись методично уничтожать еврейское население на оккупированной территории, широко используя местных жителей. Очевидцы первых дней оккупации рассказывали, что когда полицаи вели евреев на смерть, вдоль улицы местные жители бросали им вслед камни, комья грязи, смеялись и злорадствовали. Спустя несколько дней после вступления фашистов в Киев, начальник киевской полиции и "СД" Шумахер, сообщал в Берлин, что в его ведомство поступило столько доносов на евреев, что работники его не успевают реагировать.
Советское же руководство с начала Отечественной войны 1941 г. старательно изымало из открытой печати и радиопередачь всякое упоминание о зверствах, чинимых фашистами в отношении сов. евреев. Вплоть до изгнания немецких войск с территории СССР в 1944 г. историки не могут отметить ни одного обращения из Москвы к подпольным организациям или местному населению оккупированных территорий (по радио, в листовках или прессе) с призывом оказывать евреям помощь, как жертвам нацистской расовой политики. Главное Политическое Управление Красной Армии все годы войны ежемесячно сообщало политотделам всех фронтов темы политзанятий, но ни разу не откликнулось на тему антисемитизма. Геноцид евреев не нашел отражения и в директивах Центрального штаба партизанского движения. О преступлениях нацистов принято было говорить только, как о злодеяниях против мирного населения вообще. Когда война закончилась по всей Европе были воздвигнуты монументы в память евреев жертв нацизма, и только в СССР отсутствовало какое- либо мемориальное упоминание Холокоста. А в 1976-м устанавливается в Бабьем Яру заказанный памятник, где о Катастрофе ни слова.
Резкий рост антисемитских эксцессов в тылу в 1941-45 г. , объясняют влиянием нацистской пропаганды. Именно к тому периоду относят следующий образец юдофобского фольклора
"22 июня 1941 . В ресторане сидят еврей и русский . По радио объявляют , что началась война.
- Какое несчастье - говорит еврей , - сейчас надо хозяйство отправлять в Ташкент, семью отправлять в Ташкент, самому перебираться в Ташкент.
Русский: - Да, несчастье...
Еврей: - А тебе то что? Взял винтовку, и на фронт".
Этот и подобные ему анекдоты по сей день имеют хождение на территории СНГ. И не только там. Как выяснилось, многие явления постсоветской действительности "репатриировались" в Израиль . Это и дедовщина в армии и бомжевание и... русский антисемитизм. Израильский журналист Яков Фридман считает, что "на нашей благословенной земле никто и ничто так хорошо не произрастает , как доллар и антисемиты. Причём число последних на душу еврейского населения растёт неуклонно. Они пишут письма в редакцию, реже звонят туда же по телефону, понося при этом Израиль и израильтян, иногда присылают анекдоты, убойный смысл которых выше пояса не поднимается." Итак, юдофобские послания из редакционной почты , посвящённые " евреям - создателям Холокоста, ГУЛАГа, всем евреям-капо, евреям-большевикам . Народный рассказ из времён Второй мировой войны.
Повели немцы на расстрел двоих : русского и еврея .
Командир скомандовал :"Живо, копайте могилы!"
Когда могилы были выкопаны, командир командует русскому: "Вот тебе пистолет, ставь еврея, стреляй в него - за это дарую тебе жизнь!"
Русский говорит:"Как же так, разве я могу убить его, ведь он же человек, как и я".
Тут еврей бросился на колени перед командиром: "Господин, дайте мне жизнь, я убъю его, ведь это не человек, он же - русский.
Тогда командир скомандовал:"Пли!"
Еврея расстреляли.
Командир сказал русскому: "Иди домой, дурак. И помни еврея"...
К сожалению, юдофобские анекдоты не самое худшее. Не самое худшее и ядовитое шипение за спиной: "У-у-у, жиды, Гитлера на вас нет" или "Вот приехали мы в Израиловку и поняли почему явреев не любят". В общественное объединение "Дмир - содействие абсорбции" регулярно поступают обращения репатриантов, подвергшихся оскорблениям, издевательствам , а иногда и побоям на антисемитской почве. Каковы корни этого абсурдного и позорного явления ?
Потеря исторической памяти, не проходит безнаказанно. Гитлеру, вынашевшему планы поголовного истребления евреев говорили его приближённые : "Мир не будет молчать" . На что тот приводил пример с резнёй армян , ученённой турками в Первую мировую войну, и мгновенно "забытой" мировым сообществом .
В еврейском государстве "погромная" тема непопулярна - копание в прошлом может омрачить отношения с "дружественными" народами. По этой же причине замалчивается и вклад негерманцев в нацистское "окончательное решение".
Не являются ли свастики и надписи "смерть жидам" намалеванные на улицах наших городов естественной ценой за историческое беспамятство?

Залман Гиличенский, руководитель проекта помощи жертвам антисемитизма
The Information and Assistance Center for the Victims of Anti-Semitism in Israel
www.pogrom.org.il
Tel.: 02-5869514 , 054-691955
e-mail: zalman@pogrom.org.il
.

04.2003





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria