Моше Фейглин

Нация в поисках смысла

      "Если человеку есть "зачем" жить, он сможет выдержать любое "как".
      (Ницше)
"Человек ищет смысл", - объяснил известный психолог Виктор Франкл. Выживание в концлагере во многом зависело от того, был ли у человека смысл жить. Терявший смысл жизни погибал в лагере очень быстро. В смысле существования нуждаются не только люди, но и нации. И особенно еврейский народ.
Поиск смысла национального существования был одним из главных вопросов во время последних выборов. Не экономика, не вопросы безопасности и, разумеется, не вопросы равного распределения бремени службы в армии.
"У сионизма нет ничего общего с религией", - постановил Первый сионистский конгресс и в определенном смысле это было верно. Религия (в ее европейском понимании, где "богово" отделено от "кесарева") подходит для общины или для семейного клана. Если понимать так иудаизм, то он становится "переносным" - его можно увязать в котомку и унести с собой после очередного погрома. Для возвращения к нормальному национальному суверенному состоянию необходимо гораздо больше - возвращение к всеобъемлющей еврейской культуре. Но какое содержание мы придадим нашему новому возвращению в Сион? Ведь там, "где нет Откровения, развратится народ" (Притчи 29:18) Какой смысл будет у возвращения без глубинных национальных основ?
Именно вокруг этого вопроса велись споры во времена становления сионизма. Победило в них социалистическое направление. Партия МАПАЙ-Авода возглавила процесс воссоздания государства и руководила страной до 1977г. Правые никогда не выставляли альтернативную цель для сионизма. Они участвовали в практической сионистской деятельности - заселяли Эрец Исраэль и обеспечивали безопасность, не пытаясь придать сионизму новый смысл. В конце 80-х социализм рухнул вместе с распадающимся Советским Союзом. В начале 90-х годов к власти в Израиле вернулись левые под лозунгом "вхождения в семью братских народов". Мечту о социализме заменила мечта о мире.
Сегодня, 20 лет спустя, процесс Осло пришел к своему концу. Израильское общество очнулось от иллюзий мира, иллюзии, за которую мы заплатили морем крови. Пространство коллективных целей осталось пустым, и нация жаждет найти смысл собственного существования. Выясняется, что у национальной жизни в отрыве от основ нашей идентификации и веры существованию нет смысла.
У Ликуда есть полная возможность предложить смысл национальному существованию. Ликуд - национальная партия с великолепным прошлым. Она вооружена теорией Жаботинского и народной связью с еврейской традицией. Но в последнюю избирательную кампанию эти возможности не использовались и идеология затушевывалась. Не случайно Ликуд не публиковал свою предвыборную программу. Мол, все равно мы победим, так зачем же давать повод для споров... Так национальная правящая партия превратилась в безликую партию с негативным предвыборным кампейном, лишенным смысла.
С обеих сторон политического спектра выросли партии, предложившие новую повестку дня: "Еврейский дом" Беннета и "Есть будущее" Лапида. Они все еще не выдвигали достойную национальную задачу, но, по крайней мере, одна из них - "Еврейский дом" - что-то говорила о еврейском народе и его целях. Эти намеки на смысл привлекли избирателей (по опросам до 18 мандатов) и почти половина из них не были религиозными.
В ходе опросов выяснилось, что многие избиратели колеблются между Беннетом и Лапидом. Финкельштейн и другие ведущие предвыборную пропаганду Ликуда считали, что нападки на "Еврейский дом" вернут Ликуду те шесть мандатов, которые Беннет отнял у Ликуда. Пропаганда представила повестку дня "Еврейского дома" как экстремистскую. Но испуганные этим избиратели не вернулись в Ликуд, так как Ликуд затушевывал свое видение национальной задачи и не мог привлечь тех, кто эту задачу искал. На фоне отсутствия смысла старых альтернатив избирателям оставалась только бессмысленность, и тогда они предпочли выбрать бессмысленность новую, более приятную и привлекательную, чем у Ликуда.
Так партия Лапида стала второй по величине, а Ликуд уменьшился, сжимаемый двумя молодыми партиями, предлагающими новую повестку дня. Гражданскую повестку дня - с одной стороны, и еврейскую - с другой. Две эти партии пока еще не предлагают смысл. Они все еще занимаются "как", а не "зачем" и "куда".
Если Ликуд поймет причину глубокого спада, если обновит свои ряды и предложит обществу новую цель, то он вернет себе избирателей, убежавших к молодым партиям. Если Ликуд даст нации ответ на вопросы "зачем" и "куда", то он сможет уверенно вести страну к выполнению национального предназначения. Если же Ликуд этого не сделает, то он закончит так же, как партия Авода.

Перевел Моше Борухович, МАОФ

30.2013

  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria