Моше Фейглин

Ответить на вызов реальности

Два подхода. Детерминизм

Внутри религиозного сионизма не утихают споры о том, как нужно сейчас поступать. Это не просто критика сиюминутных тактических ходов, таких, как, например, решение Совета Поселений о добровольном выселении жителей квартала Гиват Ульпана в Бейт Эле, или сомнения в необходимости создания еще одной небольшой и мало на что влияющей правой партии. В основе разногласий лежит глубокое стратегическое различие, два разных подхода к историческому процессу (тому, что религиозные евреи называют Геулат Исраэль - спасение Израиля).
Один из подходов заключается в детерминизме. Этот взгляд основывается на аксиоме о том, что наступило время, когда исторический процесс автоматически прямо движется к цели, как поезд по проложенным рельсам. Все, что нам на фоне этого остается - это вести себя примерно в частной жизни (например, выполнять заповеди) и пытаться строить поселения. Не нужно стремиться занять место машиниста в "поезде сионизма", это может даже навредить. Даже если по дороге мы что-то теряем (например, при выселении евреев Гуш Катифа и Ульпаны), то на самом деле это не так уж существенно. Нужно просто при случае восполнить потерю, ведь хороший исход дела нам гарантирован и спасение (Геула) неминуемо наступит.

Реагировать на изменения

Второй подход так же не отрицает, что, в конце концов, все будет в порядке. Но в этом подходе отсутствует детерминизм и вера в линейное развитие. История не идет по прямой. Ничего не произойдет автоматически, на пути нас ожидает много изменений и проблем. В прошлом, машинист вел "поезд сионизма" более-менее в нужном направлении (так партия Авода создавала поселения, например, пос. Неве-Дкалим). Но сегодня управляющий поездом машинист, опасно изменил направление и практически дал задний ход. Поэтому, хотя большинство пассажиров по-прежнему хотят достигнуть той же прежней цели, поезд уже не движется к ней, а удаляется от нее. Единственный выход - это поскорее самим взяться за управление "поездом сионизма" и направить его в нужном направлении, в противном случае нам придется пройти через многочисленные бедствия. Так было уже не раз на протяжении нашей истории. Обстоятельства менялись, перед нами открывались новые дороги к спасению, и если мы продолжали действовать по-старому и не хотели их замечать, то на нас обрушивались многочисленные беды, которых можно было бы избежать. Исторический процесс постоянно открывает нам новые возможности, которые требуют проявления инициативы. Если мы их не замечаем и продолжаем действовать по старинке, то целые поколения обрекаются на смерть в пустыне и приходится еще 40 лет ждать входа в Эрец Исраэль.
Сегодня, когда цель достаточно близка, на пути к ней нас поджидают резкие повороты. Необходимо осознавать и анализировать перемены и менять свое видение и свои действия в соответствии с меняющейся действительностью. Необходимо, как в поговорке, "готовтиться не к прошлой войне, а к будущей".
Многим кажется, что после того, как мы удостоились возвращения в свою Страну и создали здесь свое государство, нам больше не требуется никакого развития, не требуется осознать, что действительность меняется. Так, например, все вопросы, связанные с Храмовой горой, некоторые раввины решают так же, как будто мы, евреи, все еще находимся к рассеянии (диаспоре) и только молимся о возвращении в Эрец Исраэль. То есть, упорно сохраняется прежнее статическое состояние и отрицается то, что реальность в корне изменилась, и мы можем и должны продвигаться вперед так же и в этом вопросе.
Вот что писал об этом лидер религиозного сионизма, благословенной памяти рав Авраам-Ицхак Кук в свой книге "Иквей цон":
"Только сумасшедшим можно назвать того, кто утверждает: "всё значительное, что происходит в этом мире - подчиняется принципу последовательных и постепенных изменений, привычных нашему опыту"...
На самом деле, не существует никаких пределов для внезапности, скачкообразности процессов развития мира.
В последнее время мы можем заметить эту внезапность изменений в том, что касается духовных аспектов существования человечества, особенно в моменты социальных и культурных потрясений.
Аксиома: Natura non facit saltus ("природа не делает скачков") оказывается всего лишь грубым и недальновидным допущением".

Не видеть факты

Именно в этом реальное различие между двумя подходами. Их последователи различаются не силой веры, не строгостью выполнения заповедей и не степенью единства с народом Израиля, а пониманием новой реальности и готовностью брать на себя ответственность и ответить на ее вызов. Оба подхода отражают подлинную веру, но детерминистский подход препятствует активным действиям и не дает детерминистам влиять на происходящее. А раз они не готовы представить свою альтернативу нынешнему руководству, значит им так или иначе приходиться признавать легитимность действий правительства и мириться с ними.
Когда власти разворачивают "поезд сионизма" в обратном направлении, детерминистам приходится отрицать очевидное. Так, в то время, когда выселяют и разрушают Ульпану, председатель совета поселений Иудеи и Самарии, Дани Даян, заявляет, что "положение с заселением Иудеи и Самарии еще никогда не было таким хорошим". Выселение евреев из Синая и передачу его Египту всегда называли "проблемой", трансфер евреев Гуш-Катифа - "сбоем", "небольшой неприятностью", а о ситуации с Ульпаной Совет Поселений твердит, что "в целом поселения выиграли".
Факты же свидетельствуют о другом. В настоящее время единственный поселок, который строится в Иудее и Самарии, - это арабский город Раваби. "Зеленая черта" (т.е. линия прекращения огня перед Шестидневной войной, которая проходит в 15-20 км. от берега моря) превращается в настоящую международную границу, и каждый день по дороге на работу израильтяне, евреи, живущие в Иудее и Самарии, должны проходить проверку на КПП, более похожем на погранконтроль. Строящуюся железнодорожную ветку Тель-Авив - Иерусалим проложили в туннелях на десятки километров только для того, чтобы она не прошла по территории Самарии - там, где она естественно вписалась бы в природный рельеф. Нет никакого плана развития поселений в Иудее и Самарии - все правительства только и ждут подходящего момента, чтобы избавиться от них. Все эти факты игнорируются теми, кто исповедует детерминистский подход. Следующее выселение евреев и уничтожение поселений будет вновь сопровождаться действиями вроде демонстраций вокруг забора Кфар-Маймона. Те, кто не хотят брать на себя ответственность и возглавить народ, вынуждены признавать правильность действий нынешнего руководства, Они не могу бороться с ним так же, как нельзя вытащить самому себя из трясины.

Это не "маленькая неприятность", а вопрос сохранения страны

В 70-е годы, когда и граждане и правительство считали заселение Эрец Исраэль легитимным сионистским предприятием, появились первые поселения, вроде Себастии (позднее переименованной в Кдумим). Тогда же начал свою карьеру координатор строительства в Иудее, Самарии и Газе Зеев Хевер, известный как Замбиш. Этот человек является подлинным виртуозом в деле получения разрешений на строительство и улаживания других формальностей. В этом он мастер и его заслуги в деле заселения Эрец Исраэль велики. Но, как это ни парадоксально, он придерживается той детерминистической точки зрения, которая описана выше. Если бы сегодня у власти были такие же сионисты как генерал Игаль Алон и Исраэль Галили (возглавлявший тогда правительственный кабинет по вопросам поселенческой деятельности в правительстве Голды Меир), то Замбиш смог бы построить много новых поселений. Но сегодня в Иудее и Самарии могут строить только те, кто не спрашивает на это разрешения властей, например "молодежь холмов" ("ноар гваот"). К сожалению не все из "молодежи холмов" понимают ситуацию, готовы взять на себя ответственность и возглавить "поезд сионизма". Наоборот, иногда они как антисионисты настроены против государства (то есть думают так же, как ультра-ортодоксальные евреи, хотя и носят вязаные кипы).
Спор между новой "молодежью холмов" и старым поселенческим истеблишментом, который их осуждает, это не "маленькая неприятность". Их спор касается самой идеологической сути вопроса. Старый "детерминистский" истеблишмент меньше доверяет людям, а может и менее уверен в себе и своей идеологии, потому что боится предложить свою кандидатуру в руководители всего народа. В результате руководство поселений замыкается в стенах своего "гетто" и черпает легитимность своих действий исключительно из разрешения властей. Старое руководство смотрит на реальность сквозь розовые очки и, в конечном счете, создает свою "полицию" и выселяет евреев, не разделяющих их взглядов. Результат - полная потеря доверия к ним со стороны жителей. Нельзя изменить эту реальность, просто заменив лично Дани Даяна на кого-то другого. Новый путь не простое продолжение того, что было раньше. Мы оказались в новой реальности. Судьба поселений теперь накрепко связана с судьбой всей страны. А судьба страны зависит от того, возглавит ли ее лидер, готовый к осуществлению исторической миссии еврейского народа. И символом этой высокой миссии может служить Храмовая гора.

17.08.2012

(Моше Фейглин – лидер движения «Еврейское руководство»)


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria