Моше Фейглин

Освобождение Иерусалима и усиление шекеля

Экономика Израиля – загадка. Вокруг бушует шторм, а ее ничего не колышет, даже наоборот. Никогда наше экономическое положение не было таким хорошим. Многие пытаются ответить на этот вопрос. Управляющий Банком Израиля сообщил несколько возможных причин, ученые статьи восхваляют чудеса израильской экономики, и как всегда в этой профессии: все умные, все всё знают, все умеют объяснить события – после того, как они произошли.
На мой взгляд, множество ответов лишь усиливают вопрос. Как это: утеряно доверие к системе безопасности, к судебной системе, к полиции – не говоря уже о политической системе – и биржа лишь растет? Почему в государстве, где большинство жителей не верят, что оно будет существовать через 30-40 лет; в государстве, где академическая и культурная элиты не предлагают никакой реальной альтернативы и СМИ которой – это, в основном, дешевая и популистская промывка мозгов для масс; в государстве, где президент, премьер-министр и министр финансов находятся под следствием, валюта – самая сильная в западном мире, а годовые проценты роста экономики лишь увеличиваются и предприниматели-вкладчики со всего мира стучатся в двери этого государства?
Я думаю, что День Иерусалима, который мы отпраздновали недавно, дает нам направления поиска ответа. Я вновь проанализировал течение Шестидневной войны. В сущности, это была война, в которой успех был достигнут благодаря цепочке чудес, и потому, что верховное командование не мешало войскам на местности продвигаться. Одно исследование дало интересный результат: когда врачи бастуют, смертность среди больных снижается. Это не говорит о том, что не нужны врачи, но в определенный момент времени больные справляются лучше без них. Согласно военному историку Ури Мильштейну, нач.генштаба периода Шестидневной войны сломался еще до войны, был госпитализирован в больнице для душевно больных и его лечили электорошоком. Т.е. Ицхак Рабин, в сущности, не функционировал, у ЦАХАЛя не было главнокомандующего и стратегические приказы должны были поступить от министра обороны - Моше Даяна. Началом битвы за Иерусалим было освобождение Армон а-Нацив. Даян очень не хотел освобождать Иерусалим («Кому нужен этот Ватикан?» - сказал он) и приказ от него не поступал. В итоге тот, кто начал штурм, - это офицер Амос Неэман, которому просто осточертело ждать приказа Даяна и он отдал приказ на свое усмотрение… В течение короткого времени были освобождены Армон а-Нацив, укрепления Накник и так был занят практически весь юг города. И остальные бои велись без упорядоченного поступления приказов от командования к атакующим войскам. В сущности, это была «перекатывающаяся» война, которой командование не хотело и подстраивалось под изменяющуюся на местности действительность. В итоге Старый Город был освобожден, несмотря на сильное противодействие Моше Даяна и многих министров правительства – включая министра Шапира от МАФДАЛя.
Какая связь между освобождением Иерусалима и состоянием экономики сегодня? Тут очень похожая ситуация. Секрет успешной экономической политики – как можно меньше мешать. Авраам Гиршзон был назначен Ольмертом на пост министра финансов вовсе не за свои профессиональные качества. Он подошел Ольмерту по совсем другим причинам. Стоит, например, проверить, все ли здесь чисто, и почему была подписана гигантская сделка по поставкам газа из Газы в разгар тех дней, когда из Газы обстреливают Израиль. Может ли быть такое, что Израиль предпочитает смазывать процесс производства касамов и не закупать газ из других источников только из-за связи между Ольмертом и миллиардером Мартином Шлаффом, который случайно является совладельцем компании «Бритиш газ», добывающей газ у побережья Газы?
Если бы все происходило по плану, то, наверное, коррумпированная система, спланированная Ольмертом, уже глубоко была бы замешана в экономической жизни страны и остановила бы колеса экономики. Но «невидимая рука» (так называют в экономических науках Творца Вселенной) привела к тому, что после «размежевания» все системы государства разваливаются. Министр финансов уволился на фоне подозрений о гигантских мошенничествах. Премьер-министр, заменивший его, занят «Виноградом», Линденштраусом и чем угодно, кроме экономики, Амир Перец, который «делал только хорошее для экономики Израиля», «сидит глубоко в праймериз» (как раньше в министерстве обороны) – короче, нет кого-либо, кто мешал бы евреям работать.
Мне не известно, опробывался ли этот «экономический патент» когда-либо в других странах мира. Но, как и при освобождении Иерусалима, это пока работает совсем неплохо…

Перевод Моше Боруховича, “МАОФ

"Макор Ришон", 24.07.2007

  • Cтатьи Фейглина

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria