А.А.Фейгин

Еврейские чудеса

Религиозное сознание опирается на чудеса. Это кажется аксиомой, и, как всякая аксиома, это высказывание неприменимо к иудаизму. В рамках нашей веры чудо не доказывает ничего.
Разумеется, среди верующих евреев можно найти немало любителей и коллекционеров чудес, но и они не выдают чудеса за доказательства или подтверждения истинности тех или иных элементов веры. Мой учитель говорил так: то, что из стены течет вино, не доказывает, что дважды два - пять.
Один неевревский по форме, но очень еврейский по содержанию анекдот пфедает эту мысль так:
А: Если я прыгну с Эйфелевой башни и не разобьюсь, —разве это не чудо?
Б: Нет, это случайность.
А: А если-прыгну второй раз и опять не разобьюсь?
Б; Это совпадение.
А: Хорошо, а если в третий? Уж тогда-то чудо! ?
Б: Нет, это привычка!

И, если в еврейском мировоззрении чудо рассматривается иначе, чем «у людей», то стоит, наверное, начать с определения. Собственно, в иврите есть несколько слов, соответствующих русскому «чудо»: «нес», «мофэт», «пеле».
Например, «пеле» - это маловероятное или совсем уж невероятное событие. А слово «нее» означает совсем иное: это тоже чудо, но чудо совсем иного рода — это знак Всевышнего человеку. Собственно, второй перевод слова «нес» - флаг - во многом объясняет первый: событие, обозначенное флагом, вывеской, имеющее для человека особое значение.
Р. Адин Штейнзальц иллюстрирует это так: «Допустим, падает с неба метеорит. Падает, и вдруг за два метра от земли повисает в воздухе. Это - «пеле». Однако, это невероятное событие ничего, в сущности, не значит,
оно никак не влияет ни на чью жизнь. Висит себе? Ну и пускай висит! Теперь оставим все то же самое, правда, с одним существенным добавлением: метеорит зависает над чьей-то головой. Это уже послание конкретному человеку, который, казалось, был обречен получить небесную оплеуху, но почему-то не получил, — это, «нес».
Итак, любое «пеле» найдет дорогу на экраны телевизоров и первые полосы газет. Его обнюхают, измеряют и опишут. Но из такого чуда ничего не следует и оно ни о чем не говорит, кроме как об ограниченности наших знаний о мире. «Нес» - понятие субъективное, оно обусловлено тем, восприняли ли мы, люди, некоторое событие как знак, сообщение. Поэтому совершенно невероятное событие может не стать «несом», а обыкновенное «падение» компьютера или во время прозвучавший звонок превращаются в чудо.
Именно такие, обыкновенные чудеса мы упоминаем трижды в день в молитвах, благодаря Всевышнего за «ежедневные чудеса, которые с нами»
Разумеется, такие чудеса надо уметь и хотеть видеть. Три десятка лет назад в брежневской России случилось чудо: редакция «Философской энциклопедии» заказала большому ученому и глубоко верующему человеку, моему доброму знакомому профессору Велехову статью на тему «чудо». Уже сам заказ был чудом, но статья стала чудом двойным: в качестве примера безусловного чуда Велехов привел... рассечение Чермного моря. А ведь Тора подчеркивает, что воды разогнало ветром.
В чем же чудо? В том, что произошло это в точности тогда, когда евреям было необходимо переправиться на другой берег.
Таковы еврейские чудеса. Умеем ли мы видеть их в повседневной круговерти?

"Восхождение" №672, 21 ияра, 23.05.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД

http://www.chabad.org.il


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria