Раиса Эпштейн

О петиции, евреях и сионизме

1. Сионизм боли и стыда

Уже больше месяца прошло после той страшной ночи, когда, - согласно данному и на сегодняшний день неизвестно кем приказу, - на высоту-26 возле Кирьят-Арба и Хеврона ворвались силы армии и полиции государства Израиль для того, чтобы изгнать пять сирот и вдову Натанэля Озери, убитого за два месяца до этого террористами, ворвавшимися в вечер Святой Субботы в их дом.
Сведения об этом тяжелом происшествии, совершенном, по существу, от имени государства Израиль - и значит, от имени нас самих - на глазах его врагов, привели нас, нескольких русскоязычых израильтян, к решению инициировать подписание петиции, заключающей в себе требование немедленного расследования обстоятельств, приведших к осуществлению бесчеловечной акции, и призыв к руководителям государства и системы безопасности извиниться как перед непосредственными жертвами произвола, так и перед всем народом.
С точки зрения пишущей эти строки, важность петиции и ее общественный и национальный эффект заключается в том, что почти с самого начала она перестала "принадлежать" узкой группе ее непосредственных инициаторов, и вопрос о том, кто конкретно инициировал ее, потерял всякое значение - как в силу огромного количества подписывающих ее людей, так и в связи с тем обстоятельством, что немалое число подписавших присоединились и продолжают присоединяться к процессу ее распространения. Петиция также очень скоро перестала быть только "русской" инициативой, ибо не только среди подписавших и продолжающих подписывать ее, но и среди вносящих очень серьезный вклад в непрекращающиеся вот уже более месяца усилия, направленные на прорыв воздвигнутой вокруг нее стены замалчивания, имеется множество людей, не имеющих ни малейшего отношения к "русскости". Что, впрочем, вполне соответствует изначальному замыслу и цели этого документа, весьма далекого от каких-либо этнических или общинных вопросов, интересов и проблем.
На сегодняшний день петицию подписало уже более 1000 человек, включая израильтян, евреев диаспоры и поддерживающих еврейский народ и государство Израиль не-евреев, отказников алии, узников Сиона и узников совести, выходцев из СССР\СНГ и коренных израильтян, жителей Тель-Авива и Нью-Йорка, Хайфы и Таллина, Бат-Яма и Торонто, Гуш-Катифа и Детройта, Москвы и Берлина, Иерусалима и Монреаля, Австралии и Бельгии, Англии и Бразилии, ученых из университетов США, Европы или Австралии и поселенцев из Маале-Адумим, Кирьят-Арба или Невэ-Дкалим, светских и религиозных, профессоров и известных раввинов, журналистов и врачей, фермеров и интеллектуалов, музыкантов, философов, поэтов, инженеров, учителей....
Уже само по себе это - результат, имеющий важнейшее значение. В поддержке евреями мира и Израиля этой петиции и в текстах, которые они присоединяют к своим подписям, содержится высказывание огромной силы. Это - высказывание подлинного, а не мнимого и фальсифицированного сионизма: подлинного сионизма, выражающего устемления, цели, национальную совесть и мораль всего еврейского народа, а не прикрываемые высокими патриотическими лозунгами узко-партийные и сомнительные политические (это в лучшем случае) интересы израильских функционеров и их партий. Это - высказывание в духе подлинно сионистского пафоса Жаботинского, как в свое время описал его еще один подлинный сионист, Юлий Марголин:
Пафос Жаботинского был пафос сионистский, полем его деятельности был весь еврейский народ. Обращаясь к массам, которым угрожала гибель в Восточной Европе, он был рупором миллионов. Можно ли представить себе Жаботинского в 1948 году, едва только была достигнута независимость, объявляющим свою партию, по образцу "Мапая", отечественным движением, замкнутым границами Израиля? Можно ли себе представить Жаботинского, целиком поглощенного вопросами внутренней политики израильского государства, числом депутатов в Кнесете, муниципальными выборами? - и это в тот момент, когда геноцид еврейского народа в новом варианте продолжается в Восточной Европе?
(Юлий Марголин. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ.)

2. О чем рассказывают подписи

Сегодня "геноцид еврейского народа в новом варианте", а точнее, в обновленном старом варианте, продолжается уже на территории самого Израиля, называющегося суверенным и демократическим, сионистским и еврейским государства, добровольно отдающего еврейскую землю, вернуться на которую наш народ стремился в течение 2000 лет изгнания, врагам, даже не скрывающим своим нацистских устремлений, позволяющего убивать этим извергам своих граждан, - а теперь уже, пользуясь откровенно тоталитарными методами и средствами, и разрушающего прямо на глазах убийц еврейскую жизнь на этой извечной еврейской земле.
На этот пугающий аспект дела о выселении Ливнат Озери обратили внимание многие из подписавших петицию. Приведу здесь для примера лишь пять реакций подписантов, переведенных нами с английского языка :

Bracha Frankel a622906@actcom.net.il Israel Eli, Kalanit St. 45
Браха Франкель.Я и моя семья были в шоке, когда узнали что случилось со вдовой в Израиле.Что за образование получили эти полицейские? Я пережила Катастрофу - и это именно то, как нацисты наказывали невинных евреев. Для этого ли было создано Государство Израиль как защита для уцелевших представителей нашего народа, который уничтожался во всех поколениях? Чтобы вырастить из наших детей монстров, которые пытают вдов? Нет слов для выражения нашего ужаса от такого поведения. Извинения безусловно недостаточно и семья должна получить финансовую компенсацию, точно так же, как нацистская Германия должна была заплатить евреям , которых она изгнала, так что именно эти полицейские должны уплатить репарации вдове и детям.

Igor Draytsel draytsel@yahoo.com USA 1265 72nd Street, #2F, Brooklyn, NY 11228
Игорь Драйцель. Я поддерживаю текст петиции. История с Нати Озери показывает, что нынешнее израильское правительство, как и правительство Барака и Рабина, является правительством национального позора. Если Государство Израиль не для свободной жизни евреев, то зачем оно?

Mike Epstein (Moshe Aharon Ben-David) moshe@nuvox.net USA 108 Kanard Road Starr, SC
Майк Эпштейн. Что-то очень неправильное происходит, если правительство Израиля приказывает осуществить насильственное изгнание вдовы и ее детей среди ночи и затем разрушает ее дом. Не наводит ли это на мысль о нацистской Германии?

Linda Rivera lin_da2001@yahoo.com U.S.A. P.O. Box 12348, Costa Mesa, CA 92627, USA
Линда Ривера. Я плакала о вдове и ее детях. Именно так враги евреев обращались с евреями. Как может правительство Израиля так поступать с собственным народом? У меня высочайшее уважение к этике еврейского народа и я шокирована тем, что с невинными и беззащитными евреями обращаются как с преступниками только потому что они евреи. Я аристократка. Этот дьявольский расизм против евреев должен прекратиться. Враги Израиля безусловно в восторге от этой дьявольской акции, но утратят всякое уважение к правительству Израиля. Люди уважали израильское правительство и восхищались им до Осло, когда Израиль был силен и горд, действовал верно и защищал свой народ. Мои молитвы и мое сердце с Израилем навечно.

Avram Aumick avram@m-issues.org USA 212 N Durkin Dr.; Springfield, IL 62702
Аврам Аурник. Это черная мета израильского правительства - позволить этому случиться, в то время как арабы могут построить любое нелегальную здание и она сохраняется. Возникает вопрос, кого поддерживает израильское правительство - евреев или арабов?

3. Оглушающая тишина

Одно из самых нестерпимых обстоятельств состоит в том, что все, о чем мы говорим, происходит в Израиле при правительстве, возглавляемом партией, считающейся продолжательницей дела Жаботинского, и включающем в себя еще более, нежели она сама, "национальные" и "религиозно-национальные" партии, движения и объединения. Они же, эти "правые" партии и политики, как и ангажированные в их пользу "правые" средства массовой информации, делают все, чтобы ни в коем случае не было прервано молчание вокруг петиции об изгнании Ливнат Озери.
Текст петиции с сопровождающей его необходимой информацией был разослан с самого начала всем основным израильским газетам, но к редакторам правых газет обратились с особой, сверхчувствительной просьбой опубликовать его- но это не помогло. Редакторы правых газет имели возможность (имеют ее и сейчас, ибо им, как и всем другим, сообщен электронный адрес сайта, на котором расположена петиция) ознакомиться со списком подписавших и прочесть сопровождающие подписи тексты - но и это не производит на них должного впечатления. Впрочем, может быть, как раз производит - и именно потому они замалчивают факт существования петиции? То же самое можно сказать о политиках. Кроме президента страны, главы правительства, министра безопасности и главнокомандующего Армией Обороны государства Израиль, которым петиция была послана с самого начала, она уже несколько раз рассылалась большинству правых (и не только правых) министров, некоторым замминистрам и ряду членов кнессета. Только в последнее время, а именно в день Катастрофы европейского еврейства (когда был завершен разгром высоты-26) лично мною факсы с петицией, адресом сайта ее расположения и цитатами из отзывов подписантов, были разосланы с надписью "Послано в день Катастрофы"
  • Спикеру израильского кнессета Руби Ривлину;
  • Председателю партии Мафдал, министру Эфи Эйтаму;
  • Министру Йосефу-Томи Лапиду;
  • Министру Цахи Ха-Негби;
  • Министру Биньямину Нетаниягу;
  • Министру Натану Щаранскому;
  • Министру, раввину Бени Элону.

Из канцелярий всех названных руководителей государства получено подтверждение о принятии факсов. Министру Авигдору Либерману соответствующие материалы были посланы раньше электронной почтой, один раз мною и другой раз моими товарищами. По крайней мере в моем случае канцелярия подтвердила получение соответствующего письма. Ни от кого из перечисленных народных избранников (не говоря уже о тех, кому текст петиции был разослан с самого начала ее существования) не поступило никаких реакций, из их выступлений в кнессете и в СМИ не замечено никаких признаков того,что они обратили хоть какое-нибудь внимание на факт существования более 1000 подписей евреев и не-евреев Израиля и мира, требующих от них ответа по поводу творимого в руководимом ими государстве беспредела.
Молчат и замалчивают не только политики из правительства и кнессета, но и политики из Совета поселений (Моецет ЕША). Интересно, что как раз в тех самых выпусках правых газет, в которых мы напрасно надеялись увидеть так и не опубликованный текст нашей петиции, появились громадные объявления поселенческого руководства с критикой сказанных главой правительства в интервью Ари Шавиту (в газете Ха-Арец) слов о его готовности отказаться от Шило и Бейт-Эля. В тексте объявления фигурировала аргументация этического свойства и были сказаны правильные слова о справедливости и праве евреев на эту землю. Объявление также обещало, что "абсолютное большинство израильского общества ...вместе с преданными сторонниками национального лагеря в правительстве и кнессете, провалят коварный замысел искоренения поселений и изгнания евреев из ЕША".
Читая сей пламенный текст, я снова и снова задавала себе не находящий ответа вопрос, как можно было писать эти слова именно в те самые дни, когда наверняка при активном участии авторов объявления продолжается политика замалчивания настоящего нравственного преступления, совершенного по отношению к Ливнат Озери и ее детям. Разве нравственность, справедливость и право евреев на еврейскую землю не являются неделимыми, разве они больше относятся к Бейт-Элю, в котором живет рав Бени Элон, чем к Хеврону, в котором живет рав Левингер, или чем к высоте 26, на которой враги Израиля убили Нати Озери, а через два месяца после этого израильская армия по приказу свыше разрушила его дом и изгнала его вдову и сирот? Неужели уже и с точки зрения авторов объявления, членов Совета поселений- спрашивала себя я, - а не только с точки зрения израильских СМИ, израильских левых и главы "правого" израильского правительства Ариэля Шарона, разделение между кровью и кровью, изгнанием и изгнанием, искоренением и искоренением, является чем-то совершенно легитимным? И есть ли вообще у тех, кто молчали и продолжают молчать о том, что произошло на высоте 26, какое-либо право требовать от других соблюдения нравственных норм, норм справедливости, верности праву евреев на их землю?
А ведь именно молчание поселенческого руководства по поводу разгрома высоты 26 породило слова Шарона в его интервью Шавиту, которые он вовсе не сказал "просто так, из тактичеких соображений", относительно чего все еще тешат себя надеждами поселенческие руководители и относительно чего обманывают если не себя, то без всяких сомнений других, верные платные и бесплатные сторонники Шарона. Наш глава правительства произвел эксперимент - и эксперимент удался на славу. Не случайно он после очень долгого молчания дал интервью газете Ха-Арец именно после удачно проведенной операции против "врагов народа" с высоты 26. Она, эта операция, была удачной именно тем , что воплощенный в ней экзамен "национальному лагерю" был последним выдержан на отлично. То есть "на отлично", разумеется, с точки зрения целей ставящего оценки Учителя и Вождя - главы правительства государства Израиль.
Сами поселенческие лидеры наверняка уверены,что они играют умную и тактически блестящую игру. Ведь им на этот раз даже не пришлось отмежевываться от "экстремистов", даже не пришлось бить себя в грудь , осуждать, каяться. Все прошло так тихо, так мило, так спокойно - просто удивительно. И даже во "враждебных СМИ" не кричали, что все поселенцы такие же плохие как каханисты Ливнат Озери и ее пятеро детей. Просто сказали, что выселение прошло без сопротивления.

4. Разговор с феминисткой

Впрочем, не только поселенческие лидеры.Одна известная прогрессивно-религиозная феминистка, либералка и гуманистка, к которой я обратилась с просьбой подписать нашу петицию, произнесла почти взятые мною выше в кавычки слова о врагах народа, хотя в несколько иной, более принятой также в официальном демократическом Израиле формулировке : "Ни в коем случае, - сказала она мне в ответ на мою просьбу, - я категорически против форпостов". "Но знаете ли Вы, как все это было сделано? - попыталась настаивать я. - Ведь Вы же феминистка, Вы не можете быть равнодушны к тому, как там вели себя по отношению к женщине и детям!" "Это совершенно не релевантно, - жестко завершила она этот навязанный ей неинтересный разговор. - Я считаю тех, кто живет на форпостах, идеологическими преступниками".
Я не стала говорить ей, поселенке, о том, что кто-то считает идеологической преступностью, оправдывающей любые меры, которые по отношению к ней могут быть приняты, то, что она живет за зеленой чертой. Я не пыталась говорить также и о том, что кто-то считает идеологической преступностью, оправдывающей террор и геноцид евреев, то, что они построили свое государство на Ближнем Востоке и все еще продолжают жить в нем. Я тем более не сказала ей, что были и еще могут вернуться времена, когда кто-то считал или посчитает идеологичекой или какой-либо еще преступностью сам факт жизни евреев в любой точке земного шара.... их жизни вообще...и делал, сделает - или уже делает - из этого логически последовательный вывод.
Нет, я не стала даже пытаться говорить ей об этом. Только вспомнила, как в первый или второй год своей израильской жизни, еще до Осло, вся в сионистской эйфории, счастье и ко всем гордым и не-галутным израильтянам пламенеющей любви, изучала основы иудаизма в одном из тогда считавшихся абсолютно консенсуальными поселений, и эта самая дама была единственной, кто чуть портила мое воодушевленное настроение, поскольку как-то совсем скучно преподавала нам явно скучные и ей самой основы. Потом она стала феминисткой, борющейся с косностью и примитивностью мужчин-раввинов - и это выходит для нее куда веселей.

5. Реал-политика и мораль

Поселенческие лидеры и "правые" политики, как мне кажется, недолюбливают религиозных феминисток. Но их прагматически-тактическое мышление, как мне кажется, довольно похоже на ее, - по крайней мере, по вытекающим из него выводам-"тахлес" (ах, уж это почти непереводимое любимое прагматическое словечко гордящихся своим прагматизмом поселенческих лидеров пост-идеологического поколения прагматиков!) И потому им, кажется, не приходит в голову, что - с не прагматической, а нравственной , или скорее, безнравственной точки зрения - если можно "выкорчевать" поселенческую вдову с пятью детьми-сиротами из дома возле еврейского Хеврона, то запросто можно "выкорчевать" и Офру, где живет редактор тоже промолчавшего о выселении Ливнат Озери журнала Некуда Ури Элицур, и названное Бейт-Элем поселение, в котором живет рав и министр Бени Элон с его семьей, не говоря уже о поселении, в котором живет со своей семьей не раввин, но зато тоже министр Авигдор Либерман. И потому им, кажется, не приходит в голову также то, что их нынешняя политически-прагматическая кампания в защиту могилы праматери Рахели возле Бейт-Лехема может выглядеть, мягко говоря, чуть неискренней в свете того, как они промолчали и замолчали относительно недавно повторившееся разрушение и осквернение могилы Йосефа-праведника в Шхеме. Они, эти прагматики от новой или обновленной поселенческой элиты, верят ныне в "реал-политик" - и оказываются не в состоянии понять связь между нею и нравственностью - или безнравственностью. Промолчав о тех , кого ударили вчера, они создают легитимацию тому, что их самих ударят завтра - и только не промолчав в первом случае, они имели бы нравственное право требовать от других не молчать в случае втором. Это, как мне кажется, и есть реал-политика в ее отнесенности к рассматриваемой нами проблеме.
Молчание и замалчивание со стороны тех, кто считается у нас здесь "правее стенки" и правее Шарона, не выражается, конечно, только в их отношении к петиции. Сегодня уже нет необходимости пояснять, что именно я имею в виду. Катастрофический процесс восстановления Шароном Осло в еще худшем, чем прежний, варианте, и к тому же после страшной двухлетней террористической войны, которая совершенно определенно будет продолжаться и дальше, практически завершен - а наши правые преспокойно занимаются своими текущими делами и произносят ни к чему не обязывающие стандартные фразы.
Некоторые популярные правые журналисты говорят в этой связи, что они "потеряли предотвращающую способность". А мне так кажется , что они потеряли нечто гораздо более существенное. Они - и вместе с ними мы. Как нация. Как государство. Как вернувшийся на свою землю и добровольно отказывающийся от нее народ.

6. Советы непосторонним иностранцам

Но я все-таки не отношусь с особой симпатией к манере некоторых русскоязычных журналистов вне Израиля, бросающихся внутри одного довольно недлительного периода от агитации за Либермана к агитации за Херут, и от восхвалений Шарона к его полному отрицанию, писать нам сюда обличительные и поучающие статьи. Это вовсе не означает, что я отрицаю право не живущих в Израиле евреев "сметь свое мнение иметь" относительно того, что происходит здесь -скорее наоборот, я горячо настаиваю на этом неотменимом еврейском праве и даже считаю, что оно реализуется совершенно недостаточно. Я только попросила бы тех, кто пишет статьи, поучающие нас относительно того, что мы, увы, знаем и сами, делать что-либо более полезное. Например, забрасывать важных сохнутчиков и "нативщиков", агитирующих за репатриацию в Израиль , вопросами о том, как Израиль, сионизм которого проявляется сейчас в основном в строительстве государства для палестинских убийц, намерен спасать от них репатриантов - или они именно для того и призываются сюда, чтобы служить "жертвами мира". Я просила бы наших еврейских братьев и сестер из других стран встречать нередко наезжающих к вам туда израильских политиков, как "не-русских", так и особенно "русских", вопросами о том, что они делают, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, - и осознают ли они, какая ответственность ложится на их плечи, на их совесть и на их душу за ее не-предотвращение. Я даже предложила бы подумать над идеей создания, скажем, на базе того же интернета, международного сионистского движения нового типа - движения в поддержку еврейских интересов Израиля, движения, ставящего целью остановить процесс его самоубийства. Честное слово, вам там это легче, чем нам здесь. Даже демонстрации на эту тему там у вас проводить наверняка легче. Если придет местная полиция и станет бить демонстрантов, как это делали с нами в разгар Осло, как это делают с еврейскими "врагами народа" из Хеврона или из псевдонезаконных форпостов и сейчас, то официальный Израиль наверняка скажет ,что это антисемитизм и будет с этим ужасным явлением вести непримиримую борьбу. Но скорее всего, вас за это там пока не будут бить. Пока - в том смысле ,что пока еще некоторое время просуществует государство Израиль.
А потом - если что,не дай Б-г, так что уж говорить - вы сами знаете.
Так что мы на вас очень рассчитываем - братья, сестры, друзья...

4.05.2003




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria