Д-р Исраэль Эльдад

Простые слова о еврейской морали

      От переводчика: Эта статья была написана более пятидесяти лет тому назад и опубликована в 1954 году в журнале "Сулам". Среди прочего, она представляет интерес тем, что Исраэль Эльдад сформулировал в ней свое мировоззрение и понимание иудаизма, которыми он руководствовался на протяжении своей более чем пятидесятилетней публицистической и общественной деятельности. Кроме того, затронутые в статье вопросы, безусловно, актуальны и сегодня. Статья переведена с сокращениями и является, насколько мне известно, первой опубликованной на русском языке статьей Эльдада  из журнала "Сулам".

 
  …Раби Леви-Ицхак из Бердичева1, без сомнения, получил бы большое удовольствие от всех споров о еврейской вере и добавил бы, когда он заступался за евреев перед Всевышним, примерно такие слова: "Властелин мира, посмотри же насколько велика любовь Твоих сыновей к Торе. Даже самые закоренелые отступники пытаются обосновать свои взгляды текстом Святой Торы. И нет ни одного мнения, чей выразитель не искал бы цитаты или фрагмента цитаты, чтобы доказать, что его мнение, и есть настоящая еврейская вера".
  А если добавить к Пятикнижию огромное количество источников: Талмуд, мидраши, Кабалу и религиозную философию, – то на первый взгляд каждый может найти там все, что пожелает. "Иудаизм" становится бесхозным. Можно сказать так: "В эти дни нет царя в Израиле – каждый делает то, что он хочет, и говорит, что это и есть еврейская вера".
  Но правда заключается в том, что еврейская вера не является "бесхозным имуществом"… Правда заключается в том, что есть царь в Израиле. В дополнение ко Всевышнему, который решает все, есть еще и центральный "земной" фактор, который должен править всем народом. Это "Машиах, потомок Давида", которого такой великий "рационалист и гуманист" как Рамбам2 ставит в центре своего представления об Избавлении. И если мессианская идея свидетельствует о еврейской вере – а это невозможно подвергнуть сомнению – то тогда тот факт, что вера и мессианская мысль выбрали именно образ Давида, должен нас чему-то научить. Ведь когда говорится о грехе Давида, имеется в виду его личный грех по отношению к Урие-хеттийцу3. Завоевание всей земли Израиля и то, что он отмерял врагов веревкой, решая, кого убивать и кого оставлять в живых, никогда не считались его грехами – ни пророками и ни мудрецами, ни школой Шамая и ни школой Ѓилеля4. А тот, кто придет вместе с Машиахом  из рода Давида – так это пророк Элияѓу, ревнитель Всевышнего, который прикончил жрецов Баала. "Скоро он придет к нам с Машиахом, потомком Давида" – поют о нем евреи, и их уши не слышат, что произносят их уста. Те же самые евреи бормочут слова осуждения происшедшему в Кибии5 и в Дир-Ясине6. На этом фоне можно выделить, например, Йешаяѓу Лейбовича7, который старается быть последовательным, и когда его прижимают к стенке, он объявляет в иерусалимской синагоге "Йешурун", что все цари из дома Давида, включая и самого Давида, были "бандитами". А среди молящихся в синагоге "Йешурун", видимо, людей высокой "культуры", не было ни одного, кто встал бы и отреагировал, как полагается.  В другом месте, тоже публично, все тот же Лейбович заявил, что Йеѓуда Ѓа-Леви, рав Кук и Ури-Цви Гринберг8 представляют "зоологический иудаизм".
Если он будет еще более последовательным, то это обяжет его присоединить к ним и Моше, которой не раз заповедовал нам безжалостно уничтожать все ханаанские народы, включая женщин и детей.
Но такая же и даже еще большая последовательность требуется от него и от многих других – справа, слева и  в центре.
Говори сколько угодно о возвышенной морали западной демократии (забыв Хиросиму, "Струму"9 и Кению). Говори о морали социализма (забыв Бевина10, Сибирь и изгнание немцев из Шлезии и Судетов)… Будь толстовцем, будь последователем Махатма Ганди, сколько тебе заблагорассудится. Только не трогай наши святыни, не пользуйся еврейскими понятиями и еврейской моралью, когда ты пытаешься предотвратить продолжение выполнения заповеди завоевания Страны Израиля, когда ты порочишь месть за еврейскую кровь, и когда требуешь от главного раввина и министра по делам религий терпимости по отношению к идолопоклонству в стране и его распространению среди евреев…
  Говори от имени всего, чего ты хочешь, только не от имени иудаизма. Нельзя позволить искажение характера еврейской веры и еврейского мировоззрения. Нельзя позволить, чтобы духовный ассимилятор или невежда кричали о "еврейской морали", когда они подразумевают мораль Иисуса или Будды, или когда они не имеет в виду даже их, а просто прикрывают " идеологией" свой страх и пресмыкательство перед неевреями.
 Как появилась огромная ложь (в которую очень многие верят!), что еврейская вера по своей сути испытывает отвращение к кровопролитию на пути к Избавлению, и в этом ее "религиозно-моральное превосходство" (формулировка Лейбовича)? О какой еврейской вере идет речь? О вере Моше, который проливал кровь и дал повеление завоевать Землю Израиля до конца? О вере пророка  Элияѓу? О вере Давида, автора псалмов? Или пророков, предсказавших день мести и расплаты?  Или пророка Йешаяѓу, предвидевшего идеальную ситуацию Конца дней, который пророчествовал: "…И растоптан будет Моав на месте своем, как растаптывают солому на свалке"11, а также: "дом Израиля примет их (народы) в наследие на земле Всевышнего как рабов и рабынь. И возьмут они в плен пленителей своих, и властвовать будут над угнетателями своими"12. Он тоже был "зоологическим" евреем? Или он был "нацистом"? Любимый ярлык наших прекраснодушных, говорящих от имени иудаизма и еврейской морали. Или не был евреем и моральным человеком тот, кто пел и оставил в наследство всем поколениям слова (обращенные к Вавилону): "Счастлив тот, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о скалу"13?
И отсюда через всю еврейскую литературу просматривается ненависть к Эдому14 и христианству. Ненависть безо всякой "толерантности" и "терпимости". Каждый еврей называл крест и церковь "мерзостью" и плевал, проходя мимо них. Он всегда смеялся и относился с презрением к христианским "святыням". У него была полная вера в Избавление, в полное собирание изгнанников ("кибуц галуйот") и в Царство – настоящее   царство с настоящим царем, как и написано. А когда в темные дни галута евреи искренне радовались, услышав о еврейских племенах, живших в своем государстве и защищавших себя мечом, не было ли это выражением непрекращавшихся мечтаний выпрямить спину и взять в руки меч?
Во всех поколениях не было другой еврейской веры кроме той, которая стремилась к возрождению царства Давида и завоеванию Эрец-Исраэль в войнах, как это ясно сформулировал Рамбам в "Законах царей", которая стремилась отомстить неевреям и даже не могла произнести, что Эрец-Исраэль "свята для всех религий", и которая даже не могла представить себе "государство" без Храмовой горы.
Со времени нашего праотца Авраама и до того огромного духовного и физического несчастья под названием "эмансипация", которое последовало за Французской революцией, царило согласие между евреями Эрец-Исраэль и галута в понимании и ощущении слов "Ты избрал нас", записанных в дарованной Б-гом Торе. Эта фраза не воспринималась так, что мы якобы были избраны для страданий. Объяснение нашего "избрания" заключается в том, что евреи всегда должны быть святым народом. Народом – на своей земле и в своем царстве, святым – живущим по Торе и соблюдающим заповеди.  
Но эмансипированные евреи, стремясь подлизаться к христианству, отменили все, что связано с понятием "народ", оставив нам лишь право быть "святыми". "Святыми" – во всех пониманиях этого слова: страдать из-за абстрактных моральных ценностей, этакой морали, которая "сама по себе" и которая ни к чему не привязана, морали, чуждой духу иудаизма. Подобная "мораль" на личном уровне "обслуживает" совесть и несет избавление душе частного человека, а не высшее избавление, избавление всего народа. Неевреи придумали для своего душевного удобства такого рода абстрактный "иудаизм", а "эмансипированные" евреи получили от них все их учение, всю эту нееврейскую "мораль". Они разбили скрижали, оставили "для истории" переданную через Моше заповедь уничтожения семи ханаанских народов, сделали вечными идеи справедливости и слова "не убий". Все псалмы и пророчества о возмездии они упрятали под вывеской "литературы", время которой прошло, в то время как описанную пророчествами картину конца дней они превратили в указание, обязывающее нас, евреев, уже сегодня. Волк еще не согласился жить вместе с ягненком, отказавшись от своего желания его растерзать, а нам приказано уже быть ягнятами.
Вся эта фальсификация была хорошо продумана. Все это было нужно для того, чтобы разрушить основы национального самосознания, остававшиеся здоровыми даже в самых ужасных условиях изгнания …
Однако яд пресмыкающейся эмансипации не прекратил своего действия и в наши дни, проникнув в нашу кровь – в то, что называется иногда "сионизмом" и "национализмом". Но что самое смешное – яд этот проник в мозг так называемых "религиозных" евреев, также держащихся за обломки скрижалей. Так называемые "религиозные" тоже говорят о религиозной терпимости в государстве Израиль и терпят идолопоклонство и духовное уничтожение. Они ведут себя решительно только на внутреннем фронте, в вопросах свинины и шабата. Однако когда дело касается гоев, арабов или христиан, они вдруг становятся самыми настоящими последователями Мендельсона15. Они тоже осуждают события в Кибии и изгнание арабов из Бирама16 с точки зрения "еврейской морали"…
 То, как представлена здесь еврейская вера – вера избранного народа, который идет по пути пророка Элияѓу и царя Давида в ревности,  завоевании страны и расширении границ, по пути раби Акивы17, раби Шимона Бар-Йохая18 и Рамбама – возможно кому-то не понравится… Но мы все еще считаем, что эта вера по-прежнему свята, и она намного более моральна, чем просвещенная Англия или демократическая Америка, не говоря уже о странах "мира" и социализма…
Те, кто говорят от имени иудаизма и ведут народ по пути отличному от полной еврейской морали, являются лжепророками. Они несут ответственность за печи, которые были и которые, упаси Б-г, еще могут быть, если еврейский народ будет продолжать идти по пути абсолютно нееврейской "морали", которая противоречит духу и словам Торы и которая приводит к погибели…            

Перевод и примечания Ицхака Стрешинского 


1Хасидский мудрец и праведник, известный своими молитвами ко Всевышнему, в которых он просил смилостивиться над евреями.  

2Аббревиатура имени раби Моше Бен-Маймона (1135-1204), одного из величайших еврейских мыслителей и ученых, составившего труды по Ѓалахе, еврейской философии, этике и медицине.

3 См. Вторую книгу Шмуэля, главы 11-12.

4 Две школы толкования устной Торы, названные по именам мудрецов, живших около 20 веков назад.

5 В 1953 году, после зверского убийства двух маленьких детей в поселке Яхуд арабскими террористами, подразделение 101 под командованием Ариэля Шарона провело ответную акцию в арабской деревне Кибия, которая находилась на территории, занятой Иорданией, и являлась одной из главных террористических баз. Участники операции взорвали дома, посчитав, что жители их покинули. На следующий день иорданское радио сообщило, что во время подрыва домов в селе Кибия погибло 69 мужчин, женщин и детей, которые скрывались на чердаках и в погребах домов, намеченных к уничтожению. Некоторые общественные деятели осудили акцию.

6 В апреле 1948 года, во время Войны за независимость, ЭЦЕЛь и ЛЕХИ произвели совместное нападение на арабскую деревню Дир-Ясин, служившую отправным пунктом для нападений на близлежащие еврейские кварталы Иерусалима. Представители органов ишува и ряд общественных деятелей осудили операцию, назвав ее "резней". Кроме того, распространялись слухи и домыслы о зверствах, совершенных якобы во время захвата деревни, которые привели к массовому бегству арабов.
Принято считать, что во время боя погибли 254 жителя деревни. Источником этого является заявление командира ЭЦЕЛя в Иерусалиме, сделанное им на следующий день. Позднее он признал, что не знал точно, сколько арабов погибло, и назвал это число, чтобы вызвать у врага страх. Свидетельства и исследования, в том числе и арабские, приводят меньшие цифры: от 90 до 110 убитых. (Исследование А. Вереда "Борцы за свободу Израиля в Войне за Независимость", т. 2).

7 Профессор, носивший кипу и известный своими  крайне левыми взглядами. 

8 Раби Йеѓуда Ѓа-Леви – еврейский философ и поэт XII века , изложивший основы своего учения в книге "Кузари", был известен своей любовью к Эрец-Исраэль.
Рав Авраам-Ицхак Кук (1865-1935) – первый главный раввин Эрец-Исраэль, видевший в возвращении еврейского народа на свою землю и возрождении страны начало Избавления.
Ури-Цви Гринберг (1896-1981) – еврейский национальный поэт, среди прочего призывавший к возрождению Царства Израиля от Нила до Евфрата.

9Корабль с 769 еврейскими беженцами из Румынии на борту. Английские власти не допустили его в Эрец-Исраэль, и судно затонуло в море.

10 Министр иностранных дел Англии в 1945-51 гг., известный своей антиеврейской политикой.

11 Книга пророка Йешаяѓу, 25:10.

12 Книга пророка Йешаяѓу, 14:2.

13 Теѓилим (Псалмы) 137:8-9.

14 Другое имя Эсава, сына праотца Ицхака и брата Яакова. По ряду причин это имя стало синонимом Рима, а затем и христиан.

15 Философ, основатель движения просвещения ("Ѓаскала") на его начальном этапе.

16 Деревня на севере Израиля, арабское население которой было эвакуировано во время Войны за независимость. 

17Мудрец эпохи Мишны, законоучитель, духовный руководитель мощного восстания против римской власти, возглавляемого Бар-Кохбой (132-135 гг.). 

18 Ученик раби Акивы, который после критики в адрес римских властей был вынужден много лет скрываться в пещере, где он постиг глубокие тайны Торы.

“Вести - Окна”, 19.10.2006



  • д-р Исраэль Эльдад Отрывок из книги воспоминаний "Первое десятилетие"


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria