И. Х. Ейвин

От Хавлага* к "Кантонизации"

I
Прошел год со дня Яффской резни. С широкой государственно-сионистской точки зрения следует сказать: "исполнился год с того дня, как сионизм, Палестина и весь народ вступил в период решительной борьбы за свою свободу в решающий период вопроса: будет ли Палестина еврейской или арабской, Эрец Исраэль или Фалестин (ибо среднего пути нет...)"
Следует признаться: первый период этой борьбы завершился тяжелым поражением для нас. Вскоре будет опубликован отчет Королевской Комиссии, его детали нам неизвестны еще, но мы знаем, что отчет этот нанесет нам тяжелый удар, в форме ли урезывания иммиграции до такой степени, что мы будем обречены на вечное существование в виде меньшинства в Палестине, в форме "кантонизации" - но нет сомнения, что нанесенный удар будет тяжел - и если мы не сумеем отвести его, излечиться от него, изменить направление нашего пути и измениться самим - это будет означать, что мы на веки теряем Палестину.
Следует, однако, выяснить по какой причине явилось это поражение и кто является его виновником. Было ли оно неизбежным или при объективных условиях могли мы бы быть победителями в кровавой борьбе за судьбу сионизма начатой арабами 19-го апреля 1936 года - и лишь по вине факторов, которые можно было бы избежать, мы получили это жестокое поражение.
На это вопрос возможен лишь одни ответ: факторами, приведшими к событиям 1936 г. явились арабы, непосредственно устроившие эту резню, и правительство, не препятствовавшее им резать. Но при существующих в стране условиях и приняв во внимание большую существенную силу ишува оба эти фактора не были бы достаточными для того, чтобы нанести нам это поражение, и мы имели возможность быть победителями, если бы не присоединился к ним еще третий фактор изнутри, фактор, явившийся объективным пособником антисионистской борьбы.
Арабы могли убивать нас, правительство могло не наказывать убийц, но ни арабы, ни правительство не могли приказать нам не сопротивляться убийцам, не могли заставить нас протягивать шеи для ножа. Приказ непротивления погромщикам был дан тем третьим фактором, который я здесь упомянул, - Еврейским Агентством. Ибо от него исходит приказ о "Хавлага" парализовавшей силу нашего сопротивления, сковавшей наши руки, поставившей нас в положение пассивного стада, преданного в руки убийцы в течение целого года и как раз во время решения судьбы народа, страны и сионизма.
2.
Агентство и события
Агентство виновно в том, что кровавые дни 1936 года застали нас врасплох. Агентство со всеми подвластными ему учреждениями собирало сотни тысяч фунтов открыто для обороны ишува. И от имени этой обороны левые лидеры появлялись на собраниях в галуте, хвастались: "Мы защищаем ишув, и не "деревянными ружьями", как бейтарцы, а настоящими ружьями - давайте нам деньги" - и народ давал деньги вдоволь... Семь лет прошло со дня кровавой попытки 1929 г. Достаточный промежуток времени для того, чтобы подготовиться. Да и не только подготовиться - можно было создать целую армию. Но Агентство истратило это время на заваривание кровавой каши Арлозоровского процесса, на травлю против ревизионизма, на классовую борьбу. А арабы готовились... А когда наступил час испытания, Агентство приказало спрятаться - поля и плантации были отданы на произвол судьбы, вся страна была передана в руки врага.
Это было открытым обманом народного доверия. Это было предательством, за которые у всякого здорового народа ответственных вождей призывают к военному суду. Но еще более жестокой была кровавая вина Агентства во время событий, когда оно объявило еще в первый день резни "Хавлага".
"Что представляет собой хавлага, обнаженная от завесы гуманизма"?
Хавлага означает - что еще в день резни в Яффе представители Агентства поставили распорядителей на улицах Тель-Авива, назначение которых было охрана арабов, чтобы ни одна еврейская возмущенная рука не дотронулась до их ногтя; хавлага означает, что арабам дается полная свобода действий: убивать, сжигать, вырывать деревья, калечить бомбами детей - но евреям запретили вырвать хоть один волос с головы врага.
Хавлага означает, - что евреи при своей пассивной обороне могут находиться лишь в пределах своего "гетто", да и там они подвержены смертельной опасности, а враги могут расхаживать по всей стране, входить в еврейскую "черту оседлости", в деревни, в города от Метулы до Беер-Тувия, и при желании даже разведывать места, даже провести время в еврейском кафе час спустя после убийства ими еврея в другом месте (ведь на лбу у них не написано являются ли они убийцами или "не виновными").
Хавлага означает, что 30 террористов могут обойти страну с одного конца до другого, терроризировать десятки еврейских поселений и десятки тысяч евреев - совершенно беспрепятственно и с полной возможностью сравнять с землей их поселения, и оставить без единого защитника, ибо им и их приближенным не грозит никакой опасности с тыла. Хавлага означает, что, даже предположив, что евреям было бы выдано самое усовершенствованное оружие в размерах вооружения британской империи, и даже предположив, что евреи эти, имеющие все вооружение британской империи, не являются меньшинством в стране, а абсолютным большинством, десять миллионов против миллиона врагов - даже тогда им грозила бы смертельная опасность, а враг был бы в полной безопасности. Ведь невозможно сконцентрировать все десять миллионов на каждом пункте. Невозможно также поставить пулемет у каждого дома и перед каждой кроватью. Враг всегда сможет двигаться с места на место, как вольная птица, попытав свое счастье в стрельбе в одном месте и в случае неудачи перейти дальше, пока он не найдет себе добычу.
Объявляя "хавлага", т.е. запрещая в качестве еврейского правительства, отвечать евреям ударом на удар, Агентство ободрило нападающих и превратилось в объективного союзника антисионистских сил. Оно стало сообщником преступления. Представьте себе картину: Разбойник нападает на сильного и здорового человека, способного противостоять нападающему, внезапно появляется третий, связывает по рукам и ногам атакуемого, пока разбойник не убивает его. Благородную роль третьего, участвующего в убийстве, сковыванием атакуемого выполнило Агентство, парализовавшее заранее силу сопротивления ишува "хавлагой" - и в решительный момент, когда ишув должен был поставить на чашу весов всю тяжесть своей физической силы и солдатской готовности, чтобы защитить страну и атакуемый сионизм, ишув был своим "правительством" отстранен от активной борьбы и сионизм и страна была отданы на произвол врага.
Следует ли объяснять теперь, какую форму приняли бы происшествия, если бы с самого начала не была бы объявлена "хавлага". Лишь несколько недель тому назад мы явились свидетелями поучительного решительного случая, который еще долго будет жить в памяти всего ишува. Это произошло в середине апреля с.г. Вся страна от Галилеи до Иерусалима была во власти бандитов. Мы находились на последней ступени ада. Арабы расхаживали даже по улицам Тель-Авива, как наглые завоеватели. Еврей, гулявший по Яффской улице Иерусалима, не был уверен в своей жизни, и в сердце еврейского ишува на этой улице была ранним вечером брошена бомба, ранившая несколько евреев. Еврейская кровь стала в стране менее ценной чем в каком бы то ни было уголке мира, и Ваад Леуми собрался преисполненный смятением и тревоги и как обычно ответил на реки пролитой крови решением... собирать деньги. Как вдруг произошел случай, как будто бы "незначительный", и колесо повернулось, весь ишув задышал свободно. О самообладании заговорил верховный арабский совет. Еврейский ишув с одного конца страны до другого выпрямился и все это благодаря "столь незначительному случаю".
Наглый "героизм" противной стороны, язык говорящий высокими словами, рука уничтожающая детей и женщин и убивающая мужчин из засады - все это исчезло за полчаса, как и не бывало. Вновь можно было дышать полной грудью.
Совершенно ясно после этого опыта, что если бы мы дали врагу почувствовать нашу силу тогда же 19-го апреля 1936 года, если бы ему было известно тогда, что евреи способны ответить ударом на удар - они обуздали бы тогда свои кровавые страсти, было бы спасено сто евреев от смерти, деревья от срубки, поля от пожаров; мы не нуждались бы в защите английских войск привезенных сюда издалека; мы не дошли бы до Королевской Комиссии, и не Муфтий, а мы подписывали бы условия мира в этой стране - и нет надобности говорить, что не было бы тогда ни запрета иммиграции, ни ее ограничения, ни разделения Палестины на "кантоны" и ни запрета покупки земли.
Объявление "хавлага" являлось своего рода "хартией вольности", санкцией убийцами: "Вы можете убивать - будьте уверены, евреи вас не тронут", оно явилось своего рода в национал-социалистическом смысле - уравнение палестинского ишува с галутом на "общем базисе" существования в качестве стада, безропотно идущего на бойню, оно являлось свидетельством обесценивания еврейской крови, каждый может пролить ее безнаказанно, оно являлось своего рода потерей главных боевых позиций, без вступления в бой, оно являлось своего рода добровольным принятием приговора поражения, как само собой понятное явление, даже без попытки победить. Следует ли удивляться, что после всего этого на самом деле пришло поражение?

А враг-то вовсе не враг
И еще одно опасное искажение иметь свои корни в лозунге "хавлага": объявили, что наш лютый враг, стремящийся нас уничтожить, вовсе не является врагом: "ничего, мол, подобного"!..
У всех народов с тех пор как мир существует, имеется понятие "враг", весьма простое и элементарное понятие, как хлеб и воздух. Когда один народ нападает на другой и стремится его уничтожить, истребить, подавить, не спрашивают солидарны ли все сыны народа с нападающими или они являются жертвами травли. Во всей истории мира еще не было случая, чтобы весь народ, включая стариков, женщин и грудных детей, участвовал в нападении; участвует всегда лишь известная часть, наиболее активная, наиболее воинственная, остальные относятся сочувственно или равнодушно, но все считаются врагами - пока продолжаются враждебные действия, и обращаются с ними, как с врагами.
Совершенно невозможно себе представить, что во время "войны Германии с Францией" невиновные немцы разгуливали бы свободно в Париже, пока продолжаются военные действия. Ведь территории атакуемого народа герметически закупорена от атакующего. То же самое происходило у нас в 1929 году. Таков долг элементарной осторожности, так приказывает нам и понятие собственного достоинства, не дозволяющего врагу распоряжаться во владениях атакуемого, как у себя дома (если они не были им силой завоеваны). Но у нас руководство объявило врага своего рода "задушевным другом" (за исключением горсти агитаторов) - и, следовательно, предоставило ему полную свободу движения на нашей территории. Таким образом, стало возможным кошмарное убийство в Эдисоне, ранение рабочих в Нахлат-Иегуда, встретивших убийцу... стаканом воды; хождение пастухов около Кфар-Хореш без какого бы то ни было оружия в горах, пока они не были зарезаны, как курицы. Вот они тяжелая ответственность еврейского руководства за преступления и его вина в пролитой еврейской крови, в позоре за произвол судьбы нашего имущества и в "гзерот", предстоящих нам в качестве последствия этого поведения.
3.
После событий
События закончились официально по крайней мере в октябре прошлого года. Нам дана была полугодовая передышка, в продолжение которой можно было очень многое сделать, после приобретенного опыта, наверстать потерянное нами во время событий.
Эти полгода руководство потратило на всякого рода глупости: на концерты Тосканини (я совершенно не желаю умалять достоинство великого дирижера - но было что-то поддельное в этой погоне за билетами людей, превратившихся в музыкальных, до экстаза, до отвращения - в столь ответственный момент борьбы за Сион), на борьбу против Тель-Авивского городского головы, на боготворение коммунистки Ла-Пасионреа, на борьбу с ревизионистами, получившими день работы на постройке, на посылку денег в Испанию (на содержание гафиров денег не нашлось). Однако противоположная сторона такими глупостями не занимались: она крала динамит из правительственного склада, она готовилась, она во много раз более сплотилась.
Руководство продолжало "Gletchschatfung" ишува с галутом, - не только в области обороны, но и в политическом отношении; отказались от примата. Точно так же как в галуте говорят: "Не только поляки (или румыны) имеют право жить здесь, но и евреи также". "Страна не только арабская, она также и наша" (М.М. в "Гаарец"), "Мы не позволим, чтобы власть была только в руках арабов". (М. Черток в Лондоне). Затем был сделан шаг вперед в превращении ишува в галут - был основан под руководством Агентства "Кружок арабизма", целью которого являлось изучение арабской культуры, как средства против пуль и бомб (урок доктора Биллига ничему не научил...) Точно так же как в Польше, евреи должны изучать язык и культуру "народа большинства", так и в Палестине.
А когда произвол перешел все границы, когда еврейская кровь вновь полилась - руководство вновь опубликовало воззвание. Ваад Леуми выпустил три дня спустя после ранения Шнеерсона воззвание, в котором призывал к дисциплине и спокойствию... евреев. Он буквально выполнил слова стихотворения Ури Цви, в котором последний высеивал поведение руководства в апреле 1936 года:

"Что ни утро - то дисциплина и спокойствие.
Что ни вечер - то дисциплина и спокойствие".
( Из книги "Гакитруг в Гаэмуна").

Не остановилось оно даже перед подлинным плагиатом этих слов - да и нечего обвинять его за это: беден запас его слов, как запас слов попугая, слова: дисциплина и спокойствие он заучил еще со времен резни 1929 года, резни 36 года, как же ему не повторять их теперь, когда евреи опять вырезываются, - ясно, что избиваемых следует призывать к дисциплине и спокойствию.
А когда наступил кровавый день и пять еврейских юношей были заколоты, как телята, в один день, родильные схватки одолели Агентство и оно также, "разрешилось" воззванием. А в воззвании - "жемчужина", и в нем говорится, что за последние недели было убито 12 евреев, 10 арабов и двое других, в духе правительственных коммунистов. 19-го апреля 1936 года "столкновениях" и об убийствах евреев и арабов. "Равновесие" да и нет в этом ничего удивительного: Агент всегда говорит языком своего хозяина.
Я упомянул об этом потому, что все уже забыли об этих двух воззваниях. Между тем произошел этот "незначительный случай" (если бы он не произошел, мы бы еще теперь утопали в крови от Дана до Бер-Шевы) - и прекратил нападение. Ишув свободно вздохнул, но не по вине воззваний.
4.
От хавлага до кантонизации
Следует удивляться, что теперь как результат поражения полученного нами из-за Агентства всплыл на поверхность среди всех других ликвидационных планов, наиболее опасный план ликвидации Сионизма - "кантонизации", этот план ошибочно называют "планом раздела Палестины", т.к. справедливость требует называть его "планом передачи Палестины под владычество арабов". (Когда какой-либо нации отдают 95% своей территории, даже если 5% фиктивно "отдают" другой нации, то не может быть речи ни о каком "разделе", а о передаче территории в целом) этот план, зарожденный в еврейских умах и взращенный английскими умами, созрел и дошел до ступени своего осуществления весьма логичным путем.
После кровавого периода 1936 года, после "хавлага", можно сказать, что хавлага и кантонизация является сторонами одной монеты, вернее, кантонизация является переходом "хавлага" на территорильно-политический язык. Если условия мира базируются на территориальных фактах, создавшихся во время войны, то кантонизация является единственным выводом из политики сионистского руководства в 1936 году и основоположений, вытекавших из этой политики. Что же выяснилось за это время.
Выяснилось, что евреи в глубине души смотрит на всю площадь Палестины, где нет еще еврейских поселений, как на чужую территорию, что они исходят в своих притязаниях на Палестину не из того радикального основоположения, что это - страна Израиля, а из тех отдельных фактов, что в том или ином месте евреи пахали, сеяли или строили дома, выяснилось, что евреи считают Тель-Авив своим городом, а Хайфу чужим, не городом, находящимся в данный момент в руках неприятеля, а чужой территорией, на которую совершенно нет никаких претензий: выяснилось, что евреи считаю Эйн-Харод своим пунктом, а Гильбоа, находящийся под ним - Гильбоа Саула и Ионатана чужой площадью, на которую они даже ступить не осмеливаются: выяснилось, что арабы вели атаку по всей стране, т.е. воевали и боролись за всю страну, а евреи защищали только свое гетто, за него они были готовы пролить свою кровь, но не высовывали голову за стены гетто, кроме поездок по шоссе, по большей части под военным конвоем, да и то, как через чужую неприятельскую территорию. И вот кантонизация предназначена для того, чтобы увековечить границы, установленные самими евреями путем "Хавлага".
А "раздел" таков: арабам - Палестина, вся Палестина (Арабский король будет править в Иудее и Эфраиме, в Цафоне и в Негеве); евреям - свое гетто, в котором они смогут сидеть и заниматься самообладанием, слушать концерты Тосканини, сводить свои партийные счеты друг с другом, и умиляться кино, театром, "Габима" и "Гаогел" - чего же более?
Кантонизация является фикцией государства, как хавлага - фикцией самозащиты, ибо государство может быть большим или меньшим, но оно зависит от определенных и обязательных условий, без которых оно является ни чем иным как фикцией. Можно объявить Государство в пределах маленькой страны, но нельзя объявить Государство в пределах одной комнаты. Территория, на которой с одной стороны границы можно стрелять на другую, ни в коем случае не является Государством, это гетто, птичья клетка, концентрационный лагерь, напоминающий как две капли воды, концентрационные лагери, установленные белыми для индейцев, для сохранения этих экзотических племен, причем жителям решительно запрещено выходить за установленные пределы. Положение евреев на родине будет аналогично положению индейцев в Америке, если план кантонизации осуществится.
Несомненно, кантонизация приемлема для англичан, арабов они рассматривают, как элемент, желающий управлять страной, евреев они рассматривают, как дойную корову, за счет которой можно построить еще десять Сингапуров в Палестине и ее окрестностях; но дойная корова не нуждается в Государстве, достаточно ее поставить в хлев. И как такого рода хлев, в стенах которого корова будет продолжать давать достаточное количество молока, следует рассматривать "еврейскую область", задуманную этим планом, являющимся прямым последствием премудрой "Хавлага".
5.
Можно еще спасти
Мы дошли в стране до последнего предела ликвидации - но все же мы еще не опоздали, еще можно спасти.
Я доказал уже, что процесс ликвидации сионизма, продолжавшийся постепенно несколько лет и превратившийся с Пасхи прошлого года в процесс скоротечной чахотки - процесс этот прежде всего, внутренний, а не внешний. Это был процесс "автоликвидации" (вместо сионистской "автоэмансипации"). Не англичане и не арабы, а еврейские руки трудились для гибели сионизма, еврейский ум изобрел пагубный план кантонизации, еврейский ум выработал злосчастную "хавлага", означающую - обесценивание еврейской крови, добровольное заключение в стенах своего гетто и предоставление всей страны в руки неприятеля.
И если ликвидация появилась, прежде всего изнутри, то и восстановление сионизма придет изнутри; в течении получаса можно было сложить "хавлага", внушить страх врагу и спасти весь ишув от нового потока крови, что даже министр колоний в Лондоне мог отметить, что безопасность в стране восстановлена в некоторой мере (не упоминая, конечно, причин восстановления этой безопасности...) и в течение получаса можно будет сломить все остальные замыслы ликвидации (даже если правительство найдет другие планы для того, чтобы "увековечить" наше существование в стране в качестве меньшинства).
Этот момент, когда мы разрушили гетто нашей души, нами самими здесь установленное, путем возрождения галутных психологически увечий и усвоения духовной ценности, вытекающей из чрезмерной сытости - а тот момент будет разрушено гетто, стенами которого нас окружили и заключили в обновленный ад - нет, оно не рухнет, оно исчезнет, как исчезает паутина, и тогда никто не опасен - ни сами враги, ни их замыслы. Сто тысяч юношей могут с легкостью вызвать то же благоговение в противоположной стороне, какое вызвало когда-то несколько десятков юношей "Москоби", еще до Бальфурской Декларации.
Разрыв с "Хавлага" во всех областях, вера и душевная готовность к активной самозащите; проникновение военного духа в ишув, т.е. - вооружение ишува, духовная милитаризация, гораздо более важная, чем техническая милитаризация: сознание, что мы законные хозяева всей страны, от моря до Иордана, и от Иордана до пустыни - только эти свойства смогут нас спасти в эти годы - годы решения судьбы страны (она может вся быть арабской или вся еврейской - третьего пути нет...) Тогда мы выйдем победителями в этом тяжелом бою, и кровавая пропасть, в которой привело нас Агентственное руководство в ужасные и позорные дни 1936 года - сможет превратиться из фатальной даты в проходящий позорный эпизод нашей истории.
Само собой понятно, что переоценка ценности и изменение системы обязывают, чтобы с общественной арены сошли те, кто ответственны за позорные дни 1936 г. Народ найдет себе настоящих вождей освободительных национальных движений.
Мы должны избрать между существованием кур, заключенных в курятник, и могущих в любой момент быть зарезанным сынами пустыни - и существованием, как свободная нация, имеющая достаточно сил и мужества, отвоевать себе родину, "как все народы". Но для этого мы должны сызнова выковать сионизм, перепившийся, и ставший более галутным, чем сам галут - выковать военно-национальное освободительное движение, стоящее на опасной страже народа. Он нас самих, изнутри нашего лагеря, пришел упадок - и от нас самих же, изнутри нашей души, может придти новый сионистский расцвет, самовыпрямление, освобождение. В наших руках выбор, ибо мы еще не опоздали.

--------------------
* Хавлага - сдержанность (иврит). Так в то время называлась принятая политика еврейского ищува под руководством Еврейского агенства.

Перевел Бен-Рахель.

Статья Ейвина опубликована в "Гадегель" - журнале союза ревизионистов и Бейтар в Маньчжу-Ди-Го и в Китае, №11, 20.06.1937 г.



  • О статье Эйвина: Ревизионисты о политике руководства Палестинского ишува 1930-х годов

    Статья любезно предоставлена Ицхаком Стрешинским
    Перевод в компьютерный формат - Владимир Пятигорский


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria