Григорий Домб

Прогрессирующее слабоумие как зеркало нашей общественной жизни

Оставим на время внешнюю политику и «итнаткут». Есть вещи похуже!
В прессе появились одинокие статьи о реформе образования. Бедность общественного внимания к проблеме и убогая политкорректность формулировок говорят о том, что мало кто в Израиле хочет признать, что мы имеем дело с феноменом стремительно деградирующей нации и то, что у нас называется системой образования, является на самом деле главной причиной близящейся  КАТАСТРОФЫ. Но всех больше грядущей катастрофы интересует грядущая забастовка учителей в ответ на грядущую реформу. Может быть, учителя хотят бастовать, потому что они обеспокоены тем, что обученные ими дети принципиально не способны к самым элементарным интеллектуальным и нравственным усилиям? Нет, их волнуют неизбежные сокращения рабочих мест. Но, может быть, хороша реформа? Конечно, нет!
Нечто, приготовленное на домашней кухне нашего министра образования, нечто наскоро испеченное без проведения Открытого конкурса, длительной и серьезной работы международных экспертов в области образования и Широкого Всенародного обсуждения, - это Нечто может быть не больше, чем очередной убогой хитростью наших политиканов, главный смысл которой в том, как еще раз «по справедливости» переделить бюджетные деньги.  Может быть, у Лимор Ливнат есть стратегическая концепция образования и понимание того, каким образом она может быть реализована? Может быть, у министра нет просто возможности для публикации своих мыслей?
Увы, у министра нет понимания сути дела и нет, как кажется, вообще никаких мыслей. Но министр в своем праве: общество ничего такого от нее и не требует. Все понимают правила игры.
А ведь мы заигрались, сограждане. Дети не умеют считать, даже сдав на багрут. Чиновники от образования важно объясняют: это лишнее, есть калькулятор. Мы должны давать только необходимые для жизни навыки. О, чиновник, велика мудрость твоя, но и ее превосходит твое невежество!
Когда ребенок осуществляет устный счет, например, перемножает два двузначных числа (какой садизм, а где демократия?!) он, ребенок, выполняет в уме операции, требующие одновременного удержания в памяти 11 символических объектов в определенных позициях и манипулирования ими. Подобный навык требуется в любом случае, когда человек начинает думать, независимо от того, о чем он думает и независимо от того, какова его профессия. Если человек, знающий таблицу умножения, не может в уме перемножить два двузначных числа, он не будет в состоянии осуществлять полноценную мыслительную деятельность ни в какой области вообще. Если учащийся, у которого сломался калькулятор, не может вычислить значение косинуса 90 градусов, значит, он ничего не понимает ни в геометрии, ни в тригонометрии и, вообще, плохо приспособлен понимать что бы то ни было. 
Именно так и выходит. Но это не пугало и не пугает наших чиновников от  образования. Они ревностно воспроизводят систему, в которой мышление вообще систематически изгоняется из учебного процесса. Учителя не учат, учителя готовят к сдаче на Багрут. В этом есть своя понятная логика: школа - громоздкий социальный организм, который может существовать, только опираясь на набор формальных предписаний. Тогда вопрос в качестве предписаний? Конечно. Программы багрута, критерии проверки знаний и навыков детей, способы обучения этим знаниям и навыкам, - все это не выдерживает никакой критики. Приведем простой пример. Оценивание знаний учащихся осуществляется по результатам проверки мивханов и боханов. Существуют официальные «ключи», т.е. списки официальных ответов к вопросам и задачам, которые ставятся перед учащимися. Сложившаяся практика такова, что ученик, решивший задачу более изящным способом, нежели тот, который содержится в «ключах» обречен на то, что решение ему не зачтут. Поэтому учащийся не должен думать о математическом смысле задачи. Он должен думать только о том, что имеет в виду проверяющий. Это маразм? – да, это маразм! Но это лишь верхушка айсберга маразмов нашего преподавания. Но математика – это мелочи. Самое забавное начинается вместе с так называемым гуманитарным циклом. Дело в том, что вопросы, поставленные к тексту, созданному на естественном языке (на иврите, русском, английском, арабском, хинди – неважно), - такие вопросы очень часто не имеют единственного ответа. Они, ответы, зависят от многих факторов, которые не могут быть заранее учтены составителями вопросов и «ключей» к ним. Однако учителя проверяют работы по «ключам», и  ученики очень быстро понимают, что думать вредно, надо точно знать, чего хочет начальство. Еще меньше допускается проявление творчества в любом его виде. В стране, где каждый первый является в каком-то поколении репатриантом, любое отклонение от нормативного использования категорий языка иврит воспринимается учителями (и не только ими) как ошибка. В 99% случаев, видимо, это так. Но в 1% эти нарушения оказываются вольными или невольными риторическими фигурами, создаваемыми ребенком, и подавление учителем речевой активности ведет к тому, что иврит, не так давно возрожденный в муках, рискует задохнуться в рутине и умереть. 
Но и это все мелочи, самая изюминка в изучении общественных дисциплин!
Трудно сказать, чего тут больше: невежества и формализма или сознательных и корыстных манипуляций неокрепшими детскими душами. Все, что изучается в рамках истории и «эзрахута», изучается в точном соответствии с духом курса истории ВКПб небезызвестного сталинского  «Краткого курса». Только место мифологического Ленина из-за отсутствия фигур такого же масштаба занято сразу двумя персоналиями: Бен Гурионом и Ицхаком Рабиным. На месте «контры» - правые и «религиозные экстремисты», а на месте пролетариата и крестьянства – левые и палестинцы. Согласитесь, сталинский «Краткий курс» был поумнее. И в этом была его беда, так как в нем была логика, его можно было (тайно) обсуждать и (тайно же) не соглашаться. Что до школьных (да и университетских!) курсов истории и «обществоведения» в Израиле, они страшны тем, что не содержат ничего, кроме мантр вроде «Хари Кришна! Хари! Хари!» Спорить тут не с чем, но если дети повторяют это 12 лет, они достаточно надрессированы, чтобы на слово «Хари» отвечать не задумываясь «Кришна», на слово «Рабин» отвечать немедленным « Шалом!», на слово «Правый» поворачиваться спиной и кидать ногами в правую сторону нечистоты. Хотите самый последний перл, выловленный мной  не в самой захудалой израильской школе? Вот он, даже, если не хотите.
Учитель истории на уроке называет политическую платформу Гитлера «правым экстремизмом». Не угадаете ли вы с трех раз, почему учитель именно так охарактеризовал «национал-социализм»? А причиной прихода Гитлера к власти названа…нехватка в Германии демократии. А легковерный и малообразованный немецкий народ объявлен жертвой нацистской (правоэкстремистской, как мы уже знаем) пропаганды. И не одного вопроса, и ни тени сомнения ни в чем! И это все на одном-единственном уроке. А если все такие? Без всяких «если» - они все такие!
А в другой – очень респектабельной школе – в курсе «эзрахута» были предусмотрены часы для практического изучения сексуальных меньшинств, и не было ни одного часа для изучения религиозных общин Израиля. Вот уж доигрались: чем, не дай Б-г, Танах в руки, так лучше к педофилам! А ведь в самом деле. Наслушаются дети от «датиим» ереси и перестанут говорить на уроках, что они – цитирую! – «ненавидят датиим»! Нет, пусть лучше наслушаются гомосексуалистов, чтобы ненавидеть «датиим» еще больше! Или не так?
Многие русскоязычные критики нашей системы образования видят корень бед в том, что израильская школа предоставляет детям слишком много свободы. Это в корне неверно. Свободная школа – это школа, предоставляющая возможности для всестороннего и свободного интеллектуального и нравственного развития. Именно этого израильская школа и не дает. Пора сказать прямо и просто: израильские светские школы захвачены адептами некой тоталитарной политической секты. Лишая детей подлинной свободы, она избавляется от возможных неудобных вопросов с их стороны, давая санкцию на моральный беспредел. Пакеты с водой, сброшенные на голову, секс в школьных туалетных кабинках, истерические крики на уроках, - все это не укрощается ужесточением режима, потому что является следствием духовного оскудения школы и ее питомцев. Нечто подобное было в Советской школе, которая не была таким уж царством света, как об этом принято сейчас в некоторых кругах говорить. Было в СССР немалое число сильных элитных школ. Но они пока еще есть и в Израиле. Что до массовой школы, она, соблюдая идеологический пуризм, так же, как и израильская, смотрела сквозь пальцы на пьянство учеников, третирование новеньких, диктатуру второгодников, т.е. то же, что в Израиле, но с русской спецификой.     
Израильская школа не станет лучше, если место полуграмотных левых шаманов займут столь же мало озабоченные поисками истины шаманы правые (перспектива, которой, впрочем, можно бояться не больше, чем появления в нашем отечестве действующего антимонопольного или – я уже написал завещание – ликвидации разбойничьей сети Коах Адам).
Проблема в том, чтобы искоренить шаманизм в школе, как таковой. Сегодня это сделать обычными средствами невозможно. Даже переворот в программах и методиках не даст никакого результата. Надо менять систему подготовки педагогов, а, значит, и всю отечественную систему высшей школы. Но, самое главное, надо гнать к чертовой матери от управления образованием политиков любой расцветки. Но при нынешней системе власти в Израиле это невозможно сделать. Весь смысл политической борьбы в нашем отечестве в овладении частью государственного бюджета и частью помощи международных еврейских организаций. Присосаться к этой «части» вернее всего через овладение тем или иным министерством. Израильское общество разбито на кланы, которые, как локомотивы, толкают своих выдвиженцев на министерские посты. Но этим кланам ничего другого и не остается. Люди, сформированные нынешней израильской системой образования, не способны на создание ценностей: для этого надо быть творцами в какой бы то ни было сфере жизни! Но эти люди замечательно обучены «качать права», «кидать» и заниматься политическим доносительством, - навыки, совершенно необходимые для успешного руководства любым министерством «в отдельно взятом» социалистическом Израиле.
Интеллектуальные, духовные импульсы, данные нашему обществу извне многочисленными волнами алии, - эти импульсы выработаны подчистую, и ничего не создано взамен. Общество стремительно деградирует! В этом обществе незачем проводить референдумы, потому что большинство граждан не понимает, за что и почему голосует. В этом обществе демократические институты обеспечивают не самоопределение народа, а возможность безответственной манипуляции общественным мнением в интересах тех, кому такая манипуляция по силам и по карману. Может быть, именно это и нужно нынешней политической элите Израиля? Похоже, что так. Но народу Израиля это не нужно. Вопрос только, в состоянии ли он еще это понять?

"Новости недели", 03.02.05


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria