рав Дан Беери

История евреев
Учебник для детей и взрослых

Перевод Ларисы Амир
Предыдущие части:
  • Часть I
  • Часть II
  • Часть III

    Часть VI.

    Глава 54.

    Погромы 1648-1649 годов. Шабтай Цви.

    350 лет назад.

    1. На Земле Израиля.

       На Земле Израиля происходили столкновения друзских кланов в Галилее. Многие евреи перебрались из Цфата в Иерусалим, однако там в это время властвовал алчный правитель аль-Фарук, который старался постоянно выжимать из общины крупные суммы денег. Когда же они не были в состоянии заплатить, он подверг их жестоким пыткам. Христиане согласились одолжить евреям денег при условии, что они покинут Иерусалим.

         Спустя некоторое время Цфат был полностью разрушен друзами.  Евреи направили посланников в различные общины диаспоры с тем, чтобы собрать средства для восстановления поселения. Слухи о тяжелом положении евреев в Эрец Исраэль  достигли евреев в диаспоре, и иммиграция в Эрец-Исраэль прекратилась.

    2. В Польше.

       Все больше евреев переселялись в Польшу, которой в то время принадлежала власть и над Украиной. Польские аристократы-землевладельцы назначали евреев управляющими хозяйством: евреи собирали с крестьян оброк, а также налог за пользование  мельницей, дорогами, мостами, за посещение бань и кабаков. Крестьяне ненавидели эксплуатирующих их землевладельцев, но еще большую ненависть они испытывали по отношению к евреям, действовавшим от их имени. Крестьяне неоднократно восставали и убивали евреев. В 1648 году восстание украинцев против польских властей возглавил Богдан Хмельницкий. Он вторгся на территорию Польши во главе казацкого и татарского конного войска. Люди Хмельницкого устраивали погромы во всех местах, в которых они проходили, убивая евреев с особой жестокостью: отрубали им руки и ноги, сдирали с живых кожу, топили детей в миквах (бассейнах для ритуального омовения), вырезая на своем пути целые общины.

        Некоторые общины заключили союз с поляками, героически сопротивляясь пришельцам и выдерживая их осаду. Однако они были преданы своими польскими союзниками, которые выдали их людям Хмельницкого. Евреям было предложено принять крещение, однако они выбрали мученическую смерть во славу Божьего Имени.

        Половина еврейского населения Польши была истреблена. Многие были проданы в рабство; некоторые бежали в Германию и Голландию, однако по дороге умерли от голода и болезней, и лишь небольшая часть беженцев достигла этих стран. Еврейские общины в разных местах и, в особенности, в Фессалониках и в Константинополе, предпринимали отчаянные усилия по сбору средств для выкупа пленников, для того, чтобы не дать им затеряться и смешаться с неевреями.

    3. Голландия.

       Еврейская община в независимой Голландии процветала. Среди ее членов насчитывались мыслители и ученые, мечтавшие о возвращении в Эрец Исраэль и о грядущем избавлении, раввины и каббалисты.  Рабби Менаше бен Исраэль писал, что избавление наступит после того, как евреи доберутся до всех краев земли.

       Рабби Менаше бен Исраэль отправился в Англию с целью убедить Оливера Кромвеля разрешить евреям поселиться там (евреи были изгнаны из Англии примерно за 400 лет до этого), и некоторое время спустя евреи возвратились в Лондон и развернули оттуда успешную международную торговлю, помогая англичанам успешно конкурировать с испанцами. В Амстердаме проживал известный философ Спиноза. Его еретические взгляды привели к наложению на него херема (бойкота) и отлучению его от общины.

    4. В Америке.

    После того, как португальцы отвоевали Бразилию у голландцев, евреи бежали оттуда, опасаясь инквизиции. Некоторые из них переселились в Северную Америку, основав общину в Нью-Йорке.

    5. На востоке: Шабтай Цви.

    В турецком городе Смирне появился молодой каббалист по имени Шабтай Цви.  Он считал себя Машиахом и думал, что ему предназначено осуществить избавление Израиля от мук изгнания. В его городе его не приняли. Он приехал в Иерусалим, стал раздавать деньги беднякам и был направлен в Египет в качестве посланника общины. В Египте он произвел благоприятное впечатление на местных евреев и обрел последователей, которые верили в его идеи. Он женился на девушке по имени Сара, которой удалось уцелеть в погромах Хмельницкого. По его возвращении в Иерусалим к нему присоединился каббалист из города Газы, по имени Натан, который утверждал, что Шабтай Цви –   Машиах. Многие поддержали его, веря, что он и есть долгожданный избавитель, Царь Израиля.

        Натан из Газы разослал письма во все крупные общины диаспоры, в Голландию, Германию, Америку, вплоть до Йемена; многие поверили в пришествие мессии и усиливали свое рвение в вере и исполнении заповедей, ожидая его повелений.

         Шабтай Цви отменил пост тиша бе-ав и объявил этот день праздником. Вслед за этим он прибыл в Константинополь, полагая, что турецкий султан коронует его в качестве царя евреев. Но в Константинополе его арестовали  и заключили в тюрьму. Посланцы из всех краев диаспоры навещали его в тюрьме, в уверенности, что в скором времени наступит избавление, сопровождаемое великими чудесами и знамениями.

       Однако султан вынес свой приговор: Шабтай Цви оказался вынужден выбирать между принятием ислама и смертью. Лжемессия избрал отступничество и перешел в ислам; он умер несколько лет спустя после этого. Разочарование и потрясение в еврейских общинах достигло крайней степени; христиане глумились над евреями, обманувшимися в своих ожиданиях. Небольшая группа последователей Шабтая Цви сохранила ему верность, утверждая, что   религиозное принуждение (статус анус) относится к числу испытаний, через которые должен пройти мессия.

    Глава 55.

    Борьба с саббатианством. Положение евреев в странах ислама.

    300 лет назад.

    1. Йемен.

    Евреи в Йемене жили в нищете и подвергались преследованиям со стороны местного арабского населения. Они с нетерпением ожидали, что Машиах избавит их от страданий, и слухи о Шабтае Цви были восприняты с энтузиазмом. Опасаясь еврейского восстания,  мусульмане сожгли все синагоги в Йемене и изгнали евреев Саны в пустыню. Многие из евреев умерли. Выдающийся поэт Шалом Шабази посвятил выразительные стихи страданиям еврейского народа и его тоске по Сиону.

    2. Персия.

    Персидские евреи страдали от отношения мусульман, которые считали, что евреи нечисты с ритуальной точки зрения и оскверняют все, к чему прикасаются. Они были окружены презрением и вынуждены были жить в гетто.

    3. Северная Африка.

    Итальянские евреи, подвергавшиеся преследованием, а также анусим,  которым удалось бежать, переселились в Тунис. Там они встречали дружественное отношение со стороны турецких властей, однако в других областях Северной Африки евреи по-прежнему жили в унижении и в бедности.

        Вместе с тем, они поддерживали общинную жизнь, и периодически среди них появлялись мудрецы и великие знатоки Торы, такие, как рабби Хаим бен Атар, который под конец жизни вместе со своими учениками переехал в Землю Израиля и основал йешиву в Иерусалиме. Он написал комментарий к Торе, известный под названием "Ор а-Хаим".

    4. Саббатианство. 

    В двух крупнейших общинах сефардов (выходцев из Испании) – в Константинополе и в Фессалониках, а также в Польше, Германии и Голландии существовали еще последователи Шабтая Цви, верившие, что он – мессия и что он должен вернуться и принести народу Израиля избавление. Они именовались саббатианцами. Даже некоторые из мудрецов придерживались этой точки зрения. Но большинство раввинов прикладывали усилия, чтобы искоренить веру в лжемессию, и  саббатианцы сохраняли свою веру в тайне.

          Несколько сотен саббатианцев из общины в Фессалониках внешне приняли ислам, однако в тайне придерживались своеобразных, странных обычаев, которые включали намеренное нарушение заповедей.

    Большая группа польских евреев под руководством рабби Йеуды Хасида, принадлежавшего к сторонникам саббатианства, переехала в Землю Израиля. Здесь была основана синагога "Хурва". Условия жизни в Эрец Исраэль были очень нелегкими, жизнь – скудной. Спустя некоторое время группа распалась, и отдельные ее члены поселились в Цфате и в Хевроне.

    5. Италия.

    В Италии евреи продолжали жить, отделенные от нееврейских соседей стенами гетто, зарабатывая себе на жизнь лавочничеством и ростовщичеством. Синагоги отличались внешней скромностью и роскошеством внутреннего убранства. Изучение Талмуда было запрещено; вместо этого изучали галахические установления Рифа и каббалу.

        Одним из крупнейших каббалистов был рабби Моше Хаим Луццатто. Его заподозрили в саббатианских взглядах и отлучили от общины; он переехал в Голландию, где написал свой знаменитый этический трактат "Месилат йешарим", после чего перебрался в Эрец Исраэль.

    6. Германия.

    В Германии и Австрии евреи по-прежнему жили в отдельных кварталах. Власти взимали с них высокие налоги и запрещали им жениться, чтобы не давать им производить на свет потомство. Евреи в гетто страдали от тесноты и скученности. Евреи были изгнаны из Вены, столицы Австрии. Только богатые получали определенные привилегии.

        В Гамбурге, портовом городе на севере Германии, евреи были освобождены от обязанности жить в гетто. Гамбургскую общину основали анусим - выходцы из Португалии, которые открыто вернулись к иудаизму. Это были крупные купцы, знакомые также с христианской культурой. Впоследствии в городе была основана также ашкеназская община, членам которой также разрешалось жить за пределами гетто.  Некоторые евреи достигли положения советников и приближенных при дворах королей и правителей и старались обратить свое положение на пользу их угнетенных братьев. Их прозвали "придворными евреями"; самым знаменитым из них был еврей по имени Зюсс.

    7. Англия.

    Количество еврейских купцов - выходцев из Португалии, которым разрешено было поселиться в Англии, постепенно увеличивалось, и они получили официальный статус общины - с позволением молиться в общественном месте,  основывать синагоги и организации по распределению благотворительных средств и учебные заведения. Они вели торговлю с Америкой и добились в ней немалых успехов.

    Глава 56.

    Хасидизм. Миснагеды. Аскала.

    250 лет назад.

    1. Положение евреев в Польше.

    Польша вела многочисленные войны со своими соседями – Россией и Германией, и войны эти приводили к ее ослаблению. В государстве царил беспорядок, добывание себе пропитания было связано со значительными трудностями. Католические священники науськивали простой народ на евреев, рассказывая, что евреи вызывают неурожай и наводят порчу на скот.

       Евреям становилось все трудней зарабатывать себе на жизнь; они занимались мелочной торговлей, портняжным делом. Многие вернулись на Украину и содержали кабаки и постоялые дворы в деревнях. Помещики пытались использовать евреев в деревенском труде, однако это вызывало противодействие со стороны местных крестьян, которые нападали на евреев и грабили их.

        Богатые слои еврейского населения заправляла жизнью в общинах по своему произволу. Они обеспечивали теплые местечки своим приближенным и родственникам, а бремя налогов распределяли на оставшееся население. Необходимость в поте лица добывать свой хлеб не оставляла многим времени для изучения Торы, и они удовольствовались лишь проповедями, которые слышали в синагоге.

       Евреи в деревнях были удалены от центров изучения Торы и едва умели читать и молиться. Более образованные принадлежали к обеспеченным слоям населения; они в совершенстве владели методом пилпуля   (изощренное логическое толкование тонкостей талмудического текста) и с пренебрежением относились к простому народу.

    2. Возникновение хасидизма.

    Основателем хасидизма был рабби Исраэль Бааль Шем Тов. Он был сиротой и вырос в деревне. Он проводил много времени в лесу, присматриваясь к окружающей природе, наблюдал за детьми в селах и занимался выполнением простых ремесленных работ. Однако он всегда поддерживал в себе радостное настроение духа и отличался любовью к народу Израиля и к Торе и каббале, которые изучал по ночам в йешивах.

          За его столом собирались ученики, желавшие послушать его новое учение и поучиться у него любви к Всевышнему.  Он учил, что Всевышний раскрывается во всем и что каждый еврей, даже грешник, обладает своими достоинствами и в нем есть частица Божественного присутствия – шехины. Согласно его учению, обязанность каждого еврея состоит в том, чтобы всей душой отдаваться соблюдению заповедей и изучению Торы, следовать за цадиком (праведником, который исполняет роль духовного наставника) и смирять свою гордыню.

        Ученика Бааль Шем Това распространяли его учение и рассказывали о его чудесных деяниях, и многие из простого народа,  а также некоторые раввины сделались его последователями. Первыми цадиками, которые основали дворы своих приверженцев, были Меггид из Межрича, рабби Шнеур-Залман из Ляд, основатель движения Хабад, рабби Леви-Ицхак из Бердичева, учивший о любви к народу Израиля.

         Хасиды, собиравшиеся при дворе своего учителя, пели и танцевали, предавались религиозному духовному экстазу  и забывали о страданиях галута . Для того, чтобы приблизиться к Богу, требовалась не талмудическая ученость, но преданное служение ему в радости, всей душой и всем сердцем.

    3. Миснагеды.

    Вильна была основным центром изучения Торы в Восточной Европе. Один из крупнейших мудрецов, которых знал еврейский народ на протяжении поколений, был так называемый Виленский Гаон, рабби Элияу, который разработал методы изучения Талмуда и толкования пшата (буквального смысла текста), основанные на логике и на систематическом подходе ко всем областям письменной и устной Торы. Он был посвящен в тайны каббалистического учения, которое преподавал, скрыто от других, избранным из своих учеников. Он поощрял изучение светских предметов и естественных наук для того, чтобы углубить знание и понимание Торы.

       Когда хасидское учение достигло Вильны, виленские ученые увидели в оригинальных обычаях хасидизма и, в особенности, в недостаточном внимании к изучению Торы, опасность для иудаизма. Они всеми силами оказывали противодействие распространению хасидизма и наложили на хасидов  херем, согласно которому запрещалось вступать с ними в брак и существовала обязанность изгонять их из общин. Хасиды называли их "митнагдим", или миснагдим (миснагеды), что означает "противники", "возражающие".

    4. Франкизм.

    В Польше саббатианство продолжилось, приняв еще более крайнюю форму. Яаков Франк распространил обычаи распутства и разврата в общинах среди простых евреев. Он крестился и навлек на евреев волну преследований.

    5. Германия.

    В Германии в это время жил выдающийся ученый, глава йешивы и каббалист, занимавшийся также написанием талисманов, рабби Ионатан Эйбеншюц. Другой знаменитый раввин, рабби Яаков Эмден, заподозрил его в склонности к саббатианству, и между ними разгорелся спор, продолжавшийся на протяжении многих лет; при этом, взаимные оскорбления, которыми обменивались сторонники двух противоборствующих лагерей, наносили урон престижу Торы.

        В этот период богатые евреи, которые жили за стенами гетто, вступали в контакт со своими нееврейскими соседями, изучали их язык и постепенно начинали перенимать их обычаи. Они посещали театры, балы, читали газеты, которые тогда начали регулярно выходить на свет, интересовались текущими новостями и последними открытиями и теориями в области науки и философии.

       Описываемый период – Просвещение – характеризовался бурным развитием  философии и науки в Европе. Среди евреев также пробудилось стремление участвовать в общем движении, направленном на развитие и распространение светского знания. Это движение среди евреев получило наименование "Аскала" ("Просвещение").

    6. Мендельсон.

    Самым известным идеологом движения Аскалы был рабби Моше Мендельсон Он приехал в Берлин из Польши, занялся изучением философии и разработкой собственных философских идей и познакомился с наиболее известными деятелями нееврейской культуры его времени. Он написал книгу под названием "Иерусалим", посвященную проблемам еврейства того времени, в которой разъяснял, что бессмысленно принуждать людей менять свою веру и также нет смысла заключать евреев в гетто и подвергать их унижениям. Напротив, они могут принести большую пользу,  включившись в жизнь стран, в которых проживают, если им будет позволено получить образование. Он перевел Тору на немецкий язык и основал в Берлине школу, в которой изучали, в основном, Писание и светские науки. Всю свою жизнь он тщательно соблюдал заповеди Торы и пользовался уважением со стороны неевреев.

    7. На Земле Израиля.

    На Земле Израиля выдался период относительного благоденствия в Галилее, где местный шейх занялся развитием сельского хозяйства и торговли.

        Константинопольские чиновники оказывали общинам в городах Эрец Исраэль денежную помощь. В Иерусалиме была основана знаменитая йешива каббалистов, под названием "Бейт-Эль"; к ней присоединился приехавший из Йемена выдающийся каббалист рабби Сар Шалом Шараби (а-Рашаш). В Хевроне проживал знаменитый ученый и знаток Торы, обладавший авторитетом в области  принятия галахических постановлений, рабби Хаим-Йосеф Давид Азулай (а-Хида). Он ездил в Европу в качестве посланника общины и там в библиотеках разыскивал старинные рукописи на иврите и записывал их данные и имена и историю их авторов.

       Группы хасидов приезжали из Польши в Эрец Исраэль.

    Глава 57.

    Великая французская революция и эмансипация.

    200 лет назад.

    1. Великая французская революция и идея равенства прав для евреев.

    Философские идеи Просвещения получали все большее распространение и признание, и в первую очередь это относилась к теориям касательно социального устройства -  кто и каким образом должен управлять обществом.  Когда экономические и социальные условия во Франции ухудшились и разразился кризис, вспыхнула революция, сменившая монархический строй в стране на республиканский.

         По законам республиканского правления, народ выбирает своих представителей, и они заседают вместе в народном собрании, устанавливают законы и принимают решения. Знать теряет свои особые права и привилегии; все граждане равны, и евреи  обладают такими же правами, как и другие граждане, а их вероисповедание остается  их личным делом. Они должны принимать активное участие в жизни страны, а не оставаться в стороне, как отдельное национальное образование. Однако свои религиозные обычаи, обряды и молитвы они могут соблюдать беспрепятственно, и никто не должен мешать им в этом.

       Эти идеи соответствовали взглядам Мендельсона, но большинством неевреев они воспринимались как революционное нововведение. Лишь во Франции и в США, которые только что освободились из-под власти Англии, эти принципы получили законодательное оформление и воплощались на практике. Однако, даже если в большинстве стран ситуация не изменилась, тема гражданских прав евреев стала предметом широкого обсуждения и пробудила надежды в еврейских общинах.

    2. Распространение идей Великой французской революции.

    Великий полководец,  возглавивший французскую армию после революции, Наполеон Бонапарт, завоевал Египет и вступил в Землю Израиля. Он предложил евреям поддержать его и основать еврейское царство в Эрец Исраэль. Однако ему не удалось отвоевать Акко у турок,  и он отступил и вернулся в Европу. Впоследствии он завоевал Италию и в каждом месте, где одерживал победу, он освобождал евреев, разрушал стены гетто и даровал евреям равные гражданские права. В Италии было установлено равноправие.  Также и в Голландии было объявлено о равных правах для всех граждан, однако только наиболее просвещенные с точки зрения европейской культуры евреи согласились отказаться от автономии своей общины и влиться в общество, сделавшись полноправными гражданами. Несколько из них были избраны в голландский парламент.

        Сделавшись императором Франции, Наполеон собрал представителей французских евреев -  раввинов и других - для того, чтобы они установили новые правила для евреев после того, как они стали равноправными гражданами Франции. Он назвал это собрание "Санедрин" (Синедрион), по образцу древнего религиозного суда. "Санедрин" отменил все национальные аспекты иудаизма и объявил, что евреи – это "французы Моисеева вероисповедания".

    3. В Германии.

    И в Германии, после того, как она была завоевана Наполеоном, евреям были дарованы равные гражданские права. Это вызвало радость евреев, однако одновременно возбудило опасение раввинов, что единство еврейского народа может пострадать, если в молитвах откажутся от языка иврит и перейдут на использование языка той страны, где проживают.

         Пруссия, самое сильное из немецких княжеств, выступила против Наполеона. Она захватила часть Польши, и на подвластной Пруссии территории были учреждены суровые по отношению к евреям законы: обременительный налог, ограничение свободы передвижения и т.п. Немецкие образованные евреи – ученики Мендельсона отчаялись добиться гражданского равноправия и выдвинули идею креститься, не признавая Иисуса. Однако христиане с презрением отклонили их предложение и выступали с нападками на евреев, высмеивая их дерзость. Тогда многие из берлинских образованных евреев, включая сыновей и дочерей Моше Мендельсона, в домах которых   собирался берлинский высший свет и велись дискуссии об актуальных мировых проблемах,  решили "перейти красную черту" и крестились. Волна религиозного отступничества захлестнула еврейство Пруссии; половина евреев Берлина приняла христианство.

        Завоевав Пруссию, Наполеон даровал и ее еврейским гражданам равенство в правах. Давид Фридлендер предложил провести в иудаизме реформу: оставить надежду на избавление, отказаться от языка иврит и отныне считать Пруссию родиной евреев. Но крупнейшие религиозные авторитеты среди евреев,  рабби Акива Эйгер и Хатам Софер, встретили эти предложения категорическим отказом.

    Отклик еврейства Восточной Европы.

    Наполеон побывал и в Польше и в России, однако евреи этих стран не были заинтересованы в получении равных гражданских прав, но хотели продолжить существовать как отдельный народ, сохраняя свою судебную автономию и не принимая активного участия в жизни государства.

          Некоторая часть еврейской молодежи вступила в польскую армию, которая поддерживала Наполеона в его войне против Пруссии и России. Они проявили воинскую доблесть, и некоторые из них дослужились до офицерского звания.

        В конечном итоге Наполеон потерпел поражение, и консервативные государства Центральной Европы отменили гражданские права для евреев.

        Хасидизм продолжал распространяться в массах еврейского народа. В период Великой французской революции в России жил рабби Нахман из Браслава, основатель оригинального направления в хасидизме. Он подчеркивал важность личной преданности цадику и значение простой веры, без излишнего умствования. Он посетил Эрец Исраэль и рассказывал ученикам, что лишь на Земле Обетованной возможно достижение совершенства.   

         Ученики Виленского Гаона (Гра), и среди них крупнейший из его учеников – рабби Хаим из Воложина, основали йешиву, в которой учились по методике, разработанной Гаоном. Другие его ученики переселились в Землю Израиля и основали в Иерусалиме свою общину, называемую прушим   ("отделенные").

    5. Россия.

    Незадолго до  Великой французской революции Россия завоевала обширные территории, принадлежавшие Польше, на которых проживало множество евреев. Для того, чтобы воспрепятствовать  расселению евреев к востоку, вглубь России,  власти установили "черту оседлости", за пределами которой было запрещено проживание евреев. Во времена революции и правления Наполеона было принято специальное "еврейское законодательство", которое поощряло евреев изучать русский язык и приносить пользу российскому государству, однако одновременно угрожало лишить их заработка, получаемого в результате  содержания кабаков и постоялых дворов в деревнях.

    Глава 58.

    Эмансипация. Указы царя Николая. Дамасский "кровавый навет".

    160 лет назад.

    1. Россия и Польша.

    Царь Николай Первый стремился постепенно обратить всех российских евреев в христианство. Он приказал вербовать большое количество еврейских детей в русскую армию в качестве рекрутов. По большей части в армию попадали дети бедняков, которых  отправляли служить в отдаленные провинции:  их заставляли проходить пешком многокилометровые расстояния, избивали,  принуждали есть свинину и другую некошерную еду,  побоями и угрозами побуждали их креститься. Многие погибали в пути, другие вынуждены были оставить свою веру, в то время как немалое количество отказались принять крещение, пожертвовав собой во имя веры. Семьи в местечках трепетали при мысли о то, что их детей могут забрать в кантонисты (так назывались эти призванные в армию дети). Подростки сбегали из дома и прятались в полях и лесах. Богачи подменяли своих детей детьми бедняков, вызывая этим гнев простого народа.

       Указы Николая легли тяжким бременем на еврейский народ. Он пытался использовать получивших светское образование евреев, чтобы убедить массы народа посылать своих детей в государственные школы, с целью приблизить их к крещению; многих евреев он изгнал из деревень, где они проживали прежде.

        Отдельные хасидские дворы, такие, как коцкие и гурские хасиды, увеличили свою численность и достигли значительного влияния. Центром противодействия хасидизму служила йешива в Воложине, которая воспитывала множество учеников в духе учения Виленского Гаона. Напряженность конфликта между двумя течениями – хасидов и миснагедов – спала, поскольку они вынуждены были единым фронтом обороняться против сторонников эмансипации, чьи благие намерения приводили к ассимиляции, как видно было на примере еврейства Германии.

    2. Германия.

    После поражения Наполеона евреи в немецких княжествах снова были лишены гражданских прав. Однако идеи равенства гражданских прав и равенства перед законом продолжали набирать силу. Евреи стремились полностью эмансипироваться, по примеру их единоверцев во Франции и США. Все европейские страны, кроме России, оказались охвачены новой революционной волной, в которой евреи приняли активное участие. В результате им были дарованы гражданские права и отменены наложенные на них ограничения.

       Многие евреи старались как можно более походить на немцев, подражая им во всем.  Они изучали естественные науки, языки и немецкую культуру и пытались "подправить" иудаизм, сделав его похожим на христианство:   синагоги   строились в архитектурном стиле церквей,  служба проводилась на немецком языке, а не на иврите, были отменены многие из важнейших заповедей – шаббат, кашрут и даже брит-мила. Реформистское движение возглавлял Авраам Гейгер. Евреи, преданные Торе, стремились остановить ассимиляцию. Рабби Шимшон Рафаэль Гирш предпринял серьезные шаги для усиления иудаизма в Германии: он основал школы, с высоким образовательным уровнем, включавшими изучение естественных наук и языков наряду с Торой, которой уделялось большое внимание. Он руководствовался принципом, продиктованном изречением мудрецов, о том, что изучение Торы должно быть совмещено с заботой о людях и любовью к ближнему.

          И получившие светское образование евреи, и традиционалисты активно занимались изучением иудаизма. В Италии прославился Шмуэль Давид Луццатто. В Германии достиг известности историк Грец.

    3. Америка.

    Многие евреи из Германии и Восточной Европы, отаявшись в возможности добиться равных гражданских прав, эмигрировали в Америку. Там они занимались торговлей и расселились по разным краям. Некоторые из них основали синагоги реформистского направления.

    4, В странах ислама. 

    Положение евреев в странах ислама было чрезвычайно тяжелым: евреи подвергались унижениям и были лигены каких бы то ни было прав; в Персии многие из них перешли в ислам. Когда Алжир был завоеван французами, положение местных евреев изменилось к лучшему.

         На Земле  Израиля,  которая попала под власть правителя Египта Ибрагима-паши,  в положении евреев обозначились перемены к лучшему. Но Цфат пострадал от целой серии следующих одно за другим бедствий: нападения друзов, разрушительное землетрясение, погром.   Численность еврейского населения Иерусалима увеличилась, а приезд учеников Виленского Гаона превратил иерусалимскую общину в один из важнейших центров прушим.   По их подсчетам, избавление должно было наступить в 1840 году,  и их постигло тяжкое разочарование, когда эти надежды не сбылись.

       Один из членов общины прушим  был послан в Йемен для того, чтобы поддержать дух евреев, подвергавшихся жестокому угнетению: на евреев Саны была наложена обязанность чистить отхожие места и убирать улицы.

    5. Дамасский "кровавый навет".

    В Дамаске произошел случай исчезновения одного из монахов католического монастыря, и евреи были обвинены в его убийстве. Старейшины общины были арестованы, подвергнуты зверским пыткам, и под пытками их заставили признаться в якобы совершенном "преступлении"; на основании этого ложного признания начались преследования.

       Новость об этой ужасной истории потрясла евреев всего мира. Лидеры французского и английского еврейства    Кремье и Монтефиори, через посредство стран Европы, сумели оказать давление на правителя Дамаска, побудив его освободить арестованных.

        Объединенные усилия евреев из разных стран диаспоры выручили их оказавшихся в беде собратьев. Этот успех продемонстрировал, как важно евреям действовать совместно, чтобы защитить себя от внешних врагов.

    Глава 59.

    Изменения в еврейском обществе.

    150 лет назад.

    На протяжении всего этого периода численность еврейского народа увеличилась во много раз.

    1. Центральная Европа: перемены после начала эмансипации.

    В государствах Центральной Европы после революции евреям были предоставлено гражданское равноправие. Они могли определять место жительство по собственному выбору, ездить, куда хотели, заниматься любой профессией. Многие переехали в большие города, стали заниматься не только торговлей, но и промышленностью, открыли фабрики; некоторые сделались крупными банкирами, предоставлявшими займы государствам, и достигли положения среди самых влиятельных людей мира; так, в частности, выдвинулось семейство Ротшильдов, которому принадлежали банки в Германии, Франции и Англии.

        Многие, особенно среди немецких евреев, обучались в университетах, приобретая профессию врача, адвоката, достигая звания профессора. Евреи жили среди христиан, отдавали детей в те же школы, что их соседи, и свободно смешивались с ними. Многие полностью покинули еврейскую традицию и ассимилировались, заключили браки с неевреями, и дети их воспитывались как христиане. Другие придерживались реформистского иудаизма, и лишь очень немногие соблюдали заповеди, согласно еврейской галахе. Рабби Шимшон Рафаэль Гирш, борясь с ассимияцией, основал отдельные общины. Христиане завидовали успехам евреев, и с началом эмансипации антисемитизм еще усилился. На свет выходили книги, в которых утверждалось, что евреи – это особая злонамеренная раса, цель которой – строить козни другим народам, и они не могут исправиться даже когда принимают крещение.

    2. В Италии.

    В одной лишь Италии евреи, по указанию Папы Римского,   продолжали жить в гетто и быля обязаны слушать проповеди священников, которые должны были обратить их в христианство.

        Ребенок из семьи по фамилии Мортера был тайно крещен служанкой-христианкой. Его забрали в монастырь, чтобы он воспитывался как христианин, и все усилия вернуть его в семью оказались безрезультатными: Папа  Римский категорически воспротивился этому. Весь еврейский мир был возмущен этой историей.

    3. В России.

    В России царствовал Александр II, стремившийся к тому, чтобы его страна прошла процесс модернизации. В задачи его входило развитие промышленности и торговли. Для того, чтобы привлечь евреев и сделать их "полезными" для российского общества, тем из них, кто учился в русских школах, крупным купцам, врачам и выпускникам университетов было разрешено поселиться за пределами "черты оседлости". Так в российских городах возникли новые общины, члены которых получили светское образование и не были привязаны к традиционному образу жизни. Крупные банкиры и купцы вносили вклад в развитие промышленности России и Польши и в   построение сети железных дорог.

         И в России христиане завидовали успехам евреев и стремились к ограничению их деятельности, и антисемитизм возрастал. В "черте оседлости" оставались бедняки, скудный заработок которых еще более страдал в результате модернизации. Многие нанимались работать на фабрики и заводы. Они проникались идеями социализма об исправлении несправедливости в обществе и отмене эксплуатации бедняков богачами. Студенты-евреи также мечтали об исправлении общества путем революции. Несмотря на то, что образованные евреи, а также частично – рабочие на фабриках, оторвались от религии, большие массы народа продолжали вести традиционный образ жизни, и йешивы в Польше и Литве процветали. Рабби Исраэль Салантер основал движение "мусар".

    4. Движение "Киах" ("Все евреи – братья").

    Евреи в странах Западной Европы и США превосходили богатством своих восточных собратьев и вели более свободный образ жизни. Из газет им было известно, что происходит в мире. Стало понятно, что объединение евреев из разных стран для выражения протеста против совершаемой где-то несправедливости приносит результаты, как это имело место в случае дамасского "кровавого навета". Была поставлена задача – оказать помощь бедствующим евреям в тех местах, где их преследуют и где они страдают от нищеты. С этой целью во Франции было основано общество "Все евреи – братья" ("Киах").

       Общество "Киах" защищало обвиненных в "кровавом навете" в России, выступало против угнетения евреев в Швейцарии и за предоставление гражданских прав евреям, проживающим в странах ислама. Оно также организовало школы для того, чтобы дать возможность еврейской молодежи получить образование и добиться успехов.

       Впоследствии возникли и другие общества взаимопомощи – в Германии, Австрии, Англии; они оказывали существенную помощь общинам в Восточной Европе и странах ислама. Во Франции Кремье удалось добиться принятия закона, предоставляющего французское гражданство  евреям Алжира.

    5. На Земле Израиля. Возрастание численности еврейского населения Эрец Исраэль и выход за пределы городских стен.

    Земля Израиля снова попала под власть турок, но Турция значительно ослабла, и европейские государства свободно вмешивались в ее политику. Иностранные консулы защищали своих подданных от действий турецких чиновников. Особенно активно защищал евреев английский консул.

        Турция также предоставила равные права всем своим гражданам, но на практике дискриминация евреев продолжалась, и они были вынуждены давать взятки, чтобы защитить себя от придирок властей. Тем не менее, их личная безопасность улучшилась, и на протяжении  всего этого периода евреи продолжали приезжать в Эрец Исраэль. Однако заработать себе на жизнь в Эрец Исраэль было весьма нелегким делом, и многие, в особенности, евреи- выходцы из стран Европы, существовали за счет пожертвований, которые присылали в йешивы из общин дисапоры для того, чтобы поддержать на Святой Земле изучение Торы.

        Администраторы йешив, занимавшиеся распределением средств, играли в общинах доминирующую роль;  они противились основанию училищ, в которых евреи овладевали бы разнообразными профессиями, а также сельскохозяйственной поселенческой деятельности.

         Скученность внутри городских стен в Иерусалиме привела к возникновению новых районов за этими стенами, которые были возведены благодаря финансовой помощи Моше Монтефиори: Мишкенот шеананим, Нахалат шива, и чуть позднее – Меа шеарим. Несмотря на противодействие руководства йешив, ученики Виленского Гаона в Цфате и Иерусалиме вышли за пределы городских общин и основали поселения Рош Пина и Петах Тиква, а также заложили основы первых сельскохозяйственных поселений, испытывая удовлетворение от собственноручного возделывания Эрец Исраэль. Они были поддержаны рабби Алькалаи, проповедывавшим идеи будущего государственного возрождения и избавления.

    Глава 60.

    Погромы. Первая алия.

    110 лет назад.

    1. Антисемитизм и погромы.

    Антисемиты писали книги, издавали газеты, рисовали карикатуры, изображающие  евреев в виде злодеев, цель которых навредить другим народам.  Власти также использовали евреев в качестве козла отпущения: ответственность за какие-либо бедствия или же нищету их собственных подданных перекладывалась на евреев.  В России власти натравливали народные массы на евреев. Крестьяне нападали на местечки, грабили, истязали и избивали их жителей, убивали их, крушили  их собственность и уходили, оставив после себя полную разруху. Такого рода нападения назывались в России погромами. Евреи чувствовали себя беззащитными  и жили в постоянном страхе.

    2. Эмиграция на Запад.

    Многие евреи уезжали в Америку, в основном в США. Они получали поддержку от организаций взаимопомощи, однако, прибывая в нью-йоркский порт, вынуждены были акклиматизироваться в совершенно новом общесве, добывая кусок хлеба тяжким трудом. Они обосновывались в больших городах,  в тесных квартирах, работали с утра до вечера на предприятиях  по изготовлению одежды, за мизерную плату. В течение этого периода в Америку переехали миллионы евреев, и в Америке образовалась самая многочисленная еврейская община в мире. Большинство евреев  соблюдали заповеди, так что значение реформистского иудаизма упало. Однако и эти евреи, по мере их преуспевания  и акклиматизации на  новом месте, все больше перенимали образ жизни их окружения.

         Некоторые из эмигрантов с Востока осели в странах Западной Европы – в Германии, Франции и Англии, зарабатывая себе на жизнь мелочной торговлей и портняжным ремеслом; другие переехали в Египет.

    3. Изменение идеологии. Социализм и начало сионизма.

    Евреи, которые на протяжении нескольких поколений пытались добиться гражданского равноправия, полагая, что этим путем они окончательно избавятся от враждебности соседей, имели возможность убедиться, что им, тем не менее, не удается полностью слиться с  их окружением, и антисемитизм продолжает существовать.

         Выпускники российских университетов, получившие светское образование, начали возвращаться к своему народу, в поисках решения проблемы. Некоторые из них считали, что таким решением может быть только революция, которая разрушит устои царизма, установит власть рабочих и приведет к освобождению всех угнетенных – пролетариев и евреев.  Это привело к основанию еврейского рабочего движения – Бунд. Бундовцы сотрудничали с другими социалистическими движениями, подчеркивая право евреев развивать собственную культуру и язык идиш и поддерживать независимый, не похожий на другие образ жизни, даже и не соблюдая заповеди.

       Другие – так называемые "Ховевей Цион" – утверждали, что в диаспоре невозможно решение еврейского вопроса. Проблемы еврейского народа могут быть улажены только, если он вернется в Землю Израиля и займется поселенчеством и земледелием, согласно заповедям Торы.

    4. На Земле Израиля.

    Одна за другой группы евреев отправлялись в Эрец Исраэль, где они присоединялись к ученикам Виленского Гаона, выходцам из общин Иерусалима и Цфата, и основывали сельскохозяйственные поселения в Шароне и Галилее. В этот же период прибыли многчисленные паломники из Йемена, которые поселились в деревне Силуан за стенами Иерусалима.  Из России приехала группа нерелигиозных студентов, именовавшаяся "Билу" – они получили название первой алии   (первой волны иммиграции в Эрец Исраэль).

         В Иерусалиме выходили газеты, поддерживавшие  новое поселенческое движение. Журналист Элиезер бен Йеуда предпринимал усилия по возрождению иврита в качестве разговорного языка.

          В то время Земля Израиля все еще лежала в развалинах. Только арабские ее жители занимались обработкой земли, и земледелие было трудоемким процессом. Евреям, не знакомым с основами земледелия, оно давалось еще труднее, и первые поселения были покинуты по прошествии нескольких лет. Французский богач, банкир-еврей барон де Ротшильд посылал значительные суммы денег, предназначенные для развития сельскохозяйственных поселений. Насаживались виноградники, производилось вино; занимались разведением садов. Самыми известными поселениями были Зихрон Яаков и Ришон ле-Цион. Посланники барона Ротшильда контролировали всю деятельность поселенцев, что доставляло им неудобства; однако во многом именно щедрость Ротшильда сделала возможным возрождение сельскохозяйственного поселения и еврейского земледелия в Эрец Исраэль.

    Глава 61.

    Дело Дрейфуса. Сионистский конгресс. Вторая алия.

    100 лет назад.

    1. Дело Дрейфуса.

    Все больше евреев в Европе   полностью ассимилировались и вели образ жизни, ничем не отличающийся от жизни их соседей. Один из таких ассимили­рован­ных евреев служил офицером  в французской армии. Военные-антисемиты  окле­ветали его, обвинив в шпионаже в пользу Германии  -   в том, что он пере­дал Германии секретные документы, касавшиеся артиллерийских войск. Он был отдан под суд и осужден за предательство. По прошествии времени несколько христиан, стремившихся к восстановлению справедливости, сумели добиться проведения для Дрейфуса повторного суда. Однако процесс этот продемонстри­ровал евреям, что ассимиляция не защищает от антисемитизма.

    2. Герцль. Сионистский конгресс.

    Одним из репортеров, освещавших ход дела Дрейфуса, был Теодор Герцль. Он пришел к выводу, что единственным способом разрешения проблем евреем может быть основание независимого государства. Он публиковал многочисленные письма, статьи и книги на эту тему и добился созвания большого числа представителей еврейских общин всей Европы, которые должны были заняться обсуждением возможности создания независимого еврейского государства. Это был Первый Сионистский Конгресс, который состоялся в Базеле, в Швейцарии.

       В течение всей своей жизни Герцль предпринимал  попытки убедить турецкого султана, чтобы он позволил евреям выкупить Землю Израиля. Он не добился своей цели, однако Сионистский Конгресс был созван вновь, и идея независимого еврейского  государства получила распространение как среди евреев, так и среди других народов.

         На конгрессах представители разных партий и движений выдвигали свои идеи: были такие, которые полагали, что прежде всего следует получить в свое распоряжение Эрец Исраэль и лишь после этого заселять ее. Другие, подобно представителям движения Ховевей Цион, считали, что первоочередная задача состоит в заселении Эрец Исраэль, даже находящейся под властью неевреев.

    3. Вторая алия.

     

    Тем временем по России прокатилась вторая волна ужасных погромов. На этот раз в отдельных местах еврейская молодежь организовала группы сопротивления погромщикам,  которые защитили их общины. Снова увеличилась эмиграция в Америку, и множество молодых людей отправились также и в Землю Израиля. Это были студенты, дети из обеспеченных семей, по большей части отдалившиеся от религии и соблюдения заповедей, которые исповедовали идеи социализма, но утратили надежду изменить положение в обществе в диаспоре. Они и составили так называемую Вторую алию.  В поселениях использовали главным образом труд арабских рабочих, более дешевых и привычных к выполнению сельскохозяйственных работ. Новоприбывшие боролись за внедрение и распространение еврейского труда. По прошествии некоторого времени они начали организовывать собственные сельскохозяйственные коммуны, киббуцы,   первым из которых была Дегания, расположенная на берегу Кинерета.

          Поселения страдали от постоянных краж, совершаемых арабами из окрестных сел, а также бедуинами. Нанимали арабских сторожей, однако те выступали в роли пособников своих сородичей. Еврейская молодежь созала собственную организацию по охране поселений – "А-Шомер" (Сторож, охранник), которая защищала собственность еврейских поселений; члены ее были вооружены и объезжали территории верхом на лошадях.

         Численность городского населения постепенно возрастала: в Иерусалиме прибавились новые районы, расположенные за пределами  городских стен, Цфат и Тверия расширялись, а к северу от Яффо, на песчаных почвах, был основан новый район, которому с течением времени суждено было превратиться в большой город – Тель-Авив.

         В труднопроходимых местах были заложены поселения: так, Хедера была основана на заболоченной территории, на которой комары распространяли малярию; от нее умерли многие из обитателей нового поселения.

          В этот же период в Землю Израиля прибыли группы евреев из Йемена; они  занимались садоводством.

    4. Старое и новое население Земли Израиля.

    Евреев, населявшие четыре святых города Земли Израиля – Иерусалим, Хеврон, Цфат и Тверию – не слишком радовало прибытие светских иммигрантов. Они продолжали жить на пожертвования, поступающие из-за границы, посвящая свое время изучению Торы. Эти люди получили наименование "прежнего населения". Что касается "нового населения", то многие евреи из его числа были далеки от религии и соблюдения заповедей; они стремились основать новую, светскую, современную еврейскую культуру, которая коренным образом отличалась бы от культуры евреев диаспоры. Они старались общаться друг с другом на иврите, и для их детей, родившихся в Эрец Исраэль, иврит стал родным языком. Были основаны школы, в которых преподавание всех предметов велось на иврите.

           Позиция главного раввина Яффо рабби Авраама-Ицхака А-Коэна Кука отличалась от позиции лидеров "прежнего населения". В возрождении сельского хозяйства на Земле Израиля он видел признак наступления эпохи Избавления и с уважением и симпатией относился  к первопроходцам, самоотверженно обрабатывавшим Землю, несмотря на то, что они не соблюдали заповеди и их отношение к религии доходило порой до открытой враждебности.

    5. В Западной Европе.

    В Западной Европе продолжался процесс ассимиляции евреев. Иммигранты из России и Польши, прибывая на Запад, поначалу соблюдали заповеди, однако довольно быстро меняли привычный уклад жизни, приспосабливаясь к новому окружению, и вливались в западное общество. Многие евреи добились профессиональных успехов, занимаясь медициной, науками, искусством, музыкой, литературой  и философией.

    6. Первая мировая война.

    В это время началась война, крупнейшая из тех, которые до тех пор имели место в мировой истории; в ней приняли участие многие страны, и поэтому она получила наименование "Первой мировой". На одной стороне воевали Франция, Англия, Россия, а затем и США. На противоположной стороне выступали Германия, страны Центральной Европы и Турция.

          Война продолжалась четыре года; из-за массированных артиллерийских обстрелов  значительную роль в ней играли укрытия в окопах. В первый раз были применены танки и авиация. В ходе военных действий использовали отравляющий газ. В этой войне погибли миллионы солдат и гражданских лиц. Евреи принимали участие в войне в армиях и той, и другой стороны, и это свидетельствовало о проблематичности слияния их с чуждым им окружением:  вмешавшись в чужую распрю и воюя за чужую землю, они могли убить в бою своего брата и единоверца.

        На Земле Израиля, в которой большинство жителей проживало за счет  благотворительных средств, положение евреев катастрофически ухудшилось: поступление денег прекратилось, и среди населения распространились нищета, голод и  болезни. Пострадало также и "новое население", занимавшееся сельским хозяйством. Тысячи людей умерли от голода. Турецкие власти жестоко обращались с евреями; был отдан приказ арестовать лидеров общины. Члены семьи Ааронсон из Зихрон Яаков создали подпольную организацию "Нили", целью которой был сбор разведывательных данных и передача их англичанам; они были схвачены и казнены.

    Глава 62.

    Британский мандат на Земле Израиля.

    80 лет назад.

    1. Декларация Бальфура. Завоевание Земли Израиля.

    Сионисты в Англии смогли заручиться согласием властей на возвращение евреев в Землю Израиля и создание в ней независимого еврейского государства.  В результате множества дипломатических усилий британское правительство объявило, что оно  готово оказать помощь в создании "еврейского национального дома" на Земле Израиля. Это заявление получило название Декларации Бальфура.

        Британская армия под командованием генерала Алленби заняла Палестину.

    Евреи, объединившиеся по инициативе и под руководством Зеэва Жаботинского,   стремились принять участиве в действиях в качестве отдельной воинской единицы в английской армии. Они приняли участие в сражениях за Землю Израиля на последнем этапе. Однако после победы британская армия не проявила внимания к планам евреев и занималась лишь поддержанием порядка на территории страны.

    2. Революция в России.

    Тем временем, еще до окончания военных действий, в России произошла революция, и монархический режим был свергнут. К власти пришли социалисты и коммунисты, среди которых было немало евреев; они приняли новую систему правления, основанную на учении Маркса, подобной которой не было еще нигде в мире: "диктатура пролетариата". Решения принимались советами рабочих. Вся собственность экспрориировалась в пользу правительства, во главе которого стояли Ленин и Троцкий, по национальности еврей. Однако новая власть еще не успела укрепить положение, а в России и на Украине уже разразилась кровопролитная гражданская война между Красной Армией и Белой Армией, состоявшей из сторонников свергнутой монархии.

       Белая Армия устраивала антиееврейские погромы в каждом месте, в котором  проходила. Украинские власти организовали погромы, в которых были убиты десятки тысяч евреев. Вслед за этим большевистские власти стали расправ­ляться с еврейскими торговцами, потому что  они не принадлежали к рабочему классу.

    3. Версальский мир. Лига наций.

    В Париже была созвана конференция, посвященная вопросам заключения мира, целью которой было улаживание проблем, оставшихся после войны. Был провозглашен общий принцип, согласно которому каждому народу должна была быть предоставлена независимость и право на собственное государство на той территории, на которой он проживает. Так было восстановлено польское государство, территория которого на протяжении многих лет была поделена между Германией и Россией. То же самое имело место в случае Венгрии, которая прежде находилась под властью Австрийской империи.

         Евреи также потребовали права на создание собственного "национального дома" – места, где они могли бы собраться с целью создания собственного независимого государства. В это время была основана Лига наций, включавшая в себя представителей разных стран. Целью Лиги наций было поддержание мира и забота о соблюдений прав народов. Лига наций предоставила Британии мандат  на Эрец Исраэль, и, в соответствии с этим, Британия должна была способствовать организации в Эрец Исраэль "национального дома" для евреев.

    4. Национальные меньшинства в Центральной Европе.

    В новых государствах  возникших в Центральной Европе, евреям были предоставлены равные права, однако соседи-неевреи видели в них чужеродцев и испытывали к ним ненависть; антисемитизм возрастал. На практике евреи лишены были возможности участвовать в жизни общества на равных: право их на поступление в университет было ограничено,  их не принимали на государственные должности, обязывали платить особые налоги. Многие принимали решение эмигрировать. Однако иммиграция в США была ограничена; поэтому они выбирали Западную Европу или Эрец Исраэль. Несмотря на ограничения, евреи вели богатую и разнообразную культурную жизнь: на языке идиш печатали книги,     ставили спектакли,  выходило множество газет. Насчитывалось немало партий и групп – религиозных и светских, - поддерживавших идеи социализма, сионизма, идеи национального возрождения.

    5. Коммунистическая Россия.

    В России, в результате происшедших там перемен, евреи не могли продолжать свое существование как народ. Большевистская диктатура насильственно насаждала ассимиляцию, принуждая евреев вливаться в новую русскую культуру, отказываться от своего языка и своих национальных обычаев, от веры; сионисты подвергались преследованиям.

    6. Западная Европа.

    В Западной Европе евреи ассимилировались и принимали участие в европей­ской культуре, вызывая недовольство и гнев антисемитов.

        В Германии евреев обвиняли в том, что они явились причиной поражения в войне и обнищания,  которое последовало в результате общемирового кризиса. Националистическое антисемитское движение, нацизм, обрело популярность и привело к власти Гитлера, который начал проводить в жизнь меры по дискри­минации и преследованию евреев. Многие евреи эмигрировали на Запад и в Эрец Исраэль.

    7. На Земле Израиля.

    В Эрец Исраэль началось действие британского мандата. Однако в скором ­  евреи обнаружили, что англичане вовсе не заинтерсованы помогать им в орга­ни­зации "национального дома", но принимают сторону арабов, жалующихся на евреев, и закрывают глаза на их поведение  каждый раз, когда арабы нападают на евреев и убивают их.

        Еврейская жизнь в Эрец Исраэль развивалась за счет собственных ресурсов, несмотря на резко ощущавшийся недостаток средств; евреи обретали организационные навыки. Они приобретали в собственность земли, закладывали  поселения и кибуцы, основывали промышленные предприятия, строили большие города – такие, как Тель-Авив; в Иерусалиме был основан Еврейский Университет, а в Хайфе – Технион. Для того, чтобы защищаться от нападений арабов, была создана организация Хагана.

         Среди сионистов возникли глубокие разногласия между представителями рабочего движения, численность которого все время возрастала, и ревизио­нистами. Представители рабочего движения поддерживали линию сотруд­ничества с англичанами, невзирая на уступки, делаемые теми арабам, и несправедливую по отношению к евреям политику. Ревизионистское движение во главе с Жаботинским выступало за принятие жестких мер против арабов и англичан.

         Арабы подняли восстание против англичан; оно достигло значительного размаха, и в результате англичанами было принято решение ограничить алию евреев в Эрец Исраэль.   Тем временем началась война.

    Глава 63.

    Катастрофа еврейского народа. Война за независимость и создание государства.

    60 лет назад.

    1. Подготовка Германии к войне и начало войны.

    Нацисты во главе с Гитлером утверждали, что немецкий народ превосходит другие народы и ему предназначено господствовать над ними. Другие народы имеют меньшее значение и должны служить рабами немцам; что же касается евреев, то они подобны микробам, распространяющим инфекцию среди человечества, и их следует уничтожить. Эти идеи были приняты миллионами немцев, приведшими Гитлера к власти. Придя к власти, Гитлер приступил к реализации своих планов.

        Евреи в Германии подвергались преследованиям, так что из влиятельной группы населения они превратились в отверженных, которые думали лишь о выживании. Гитлер начал подготовку к войне, увеличил численность армии и предприятий военной промышленности  и  захватил небольшие европейские страны, такие, как Австрия и Чехословакия. Англия и Франция могли активно возразить против интервенции, однако испугались военного конфликта с Германией и выбрали линию невмешательства.

        Гитлер продолжил агрессию и захватил Польшу.   Франция и Англия вынуждены были вступить в войну. В Польше немцы уничтожили множество граждан, в основном евреев. Они сосредоточили евреев в городах внутри гетто, захватили их собственность и обязали их работать на фабриках и принудительных работах. Страдания евреев, нищета и голод были нестерпимы. Сотни тысяч людей умерли от голода. Некоторое количество евреев отважились бежать в Россию, однако большинство думали, что это временное состояние, которое можно переждать.

    2. Победы Германии на фронтах.

    Гитлер завоевал Францию, и там тоже начались преследования евреев. Затем началось наступление на Россию, и немцам удалось за короткое время захватить большую часть ее территории, до самой Москвы. В каждом месте, которым овладевала немецкая армия, евреев собирали из окрестных деревень и поселков, выводили в поле и заставляли копать для себя братскую могилу; затем приказывали им раздеться догола и расстреливали их всех очередями из пулеметов.  Гитлер приступил к систематическому уничтожению еврейского народа.

    3. Концентрационные лагеря.

    Немцы построили в Польше концентрационные лагеря, лагеря уничтожения, в которых происходило массовое истребление евреев в газовых камерах. После этого их тела сжигали. Каждый раз  несколько тысяч евреев  из гетто доставляли в поездах  в Треблинку, Освенцим и другие лагеря смерти.

        Наиболее крепких и здоровых из доставленных евреев использовали на принудительных работах в лагере; работа носила унизительный характер, а количество получаемой пищи было столь мало, что люди доходили до состояния полной дистрофии, превращаясь в ходячих скелетов, и умирали в течение трех месяцев, если их не убивали раньше побоями или в различных истязаниях.

         С трерриторий всех завоеванных ими государств немцы свозили евреев в поездах  в лагеря смерти. Некоторым удалось спрятаться, и они жили в постоянном трепете, подвергаясь лишениям.

    4. Поражение Германии в войне.

    Постепенно положение членов антигитлеровской коалиции – России, Англии и США – улучшилось. Однако до самой капитуляции немцы продолжали со всем упорством уничтожать евреев.

          В Центральной Европе и в России проживало большинство еврейского населения Земли. Около шести миллионов из них были уничтожены. Уничтожение трети еврейского народа немцами мы называем Катастрофой. Со времени разрушения Храма не было в еврейской истории бедствия, сопоставимого с Катастрофой по своему масштабу.

         Другие страны не протянули руку помощи евреям: США отказывались принимать беженцев как во время войны, так и по ее окончании.   Британия, которые могла открыть ворота Эрец Исраэль для массовой алии евреев, запретила иммиграцию, идя навстречу пожеланиям арабов, и даже в послевоенный период, когда сотни тысяч уцелевших евреев остались без крова, отказывались принять их в Эрец Исраэль. Поляки и украинцы помогали немцам уничтожать евреев. Лишь немногие из неевреев помогали евреям спрятаться и предоставляли убежище, укрывая их от немцев. Эти немногие носят наименование "праведники народов мира".

    5. На Земле Израиля.

    Немецкая армия была чудом остановлена на подступах к Земле Израиля; ей было нанесено поражение в Египте. Многие из еврейских жителей Эрец Исраэль вступили в британскую армию в качестве добровольцев, желая принять участие в войне против Германии. Однако англичане продолжали оказывать противодействие сионистскому движению.

        После войны существовала надежда, что уцелевшие в Катастрофе смогут найти себе прибежище на Земле Израиля. Но вопреки мнению мирового сообщества, Британия ответила на это предложение отказом. Члены "еврейского подполья" выступили на борьбу с англичанами, нанося им удары. Они взрывали мосты и армейские командные пункты, организовали незаконную иммиграцию.  Однако англичане, проявляя упорство, арестовали лидеров еврейской общины Эрец Исраэль, заключали в тюрьмы и вешали борцов подполья.

    6. Окончание действия мандата.

    В конце концов, Британия обратилась в ООН с просьбой найти выход из сложившейся ситуации. Лидеры сионистов приложили усилия, чтобы убедить представителей разных стран поддержать идею создания независимого еврейского государства. В ООН состоялось голосование, в результате которого было решено разделить территорию Эрец Исраэль на две части, для

    создания двух независимых государств: одно – для арабов, а другое – для евреев. Англичане должны были покинуть территорию Палестины. Несмотря на огорчение, вызванное известием о разделении, решение ООН вызвало большую радость среди еврейского населения Земли Израиля.

    7. Война за независимость.

    Арабы отказались признать решение  о разделении и со всех сторон вторглись в Эрец Исраэль с тем, чтобы уничтожить ее еврейское население. Все  группы еврейских воинов объединились, защищая свою землю.  Было принято решение   о провозглашении еврейского государства пятого числа месяца ияра – дата которая стала Днем Независимости Израиля.   Началась очень тяжелая война против арабских захватчиков. Многие пали, проявив мужество в боях, в которых они сталкивались с имеющим численное превосходство противником. Однако в итоге арабы были разбиты и обращены в бегство, и территория Государства Израиль в  результате этой победы оказалась больше, чем должна была быть в соответствии с решением ООН о разделении. Однако Старый Город Иерусалима, Иудея и Самария остались под властью Иорданского королевства.

         После прекращения военных действий Государство Израиль начало подготовку к выполнению сложной задачи: нужно было принять около миллиона евреев, уцелевших в Катастрофу, а также выходцев из арабских стран, обеспечить их местом проживания, обучить ивриту, предоставить работу. Это было нелегкое время для только что образовавшегося государства.

    Глава 64.

    Первые годы существования государства.

    50 лет назад.

    1. Евреи после Катастрофы.

    После Катастрофы и создания государства положение евреев существенно изменилось: древний центр их духовной жизни в Центральной Европе ( в Польше, России, Венгрии и Германии) был уничтожен. Те, что уцелели, не хотели, да и не могли вернуться в свои прежние дома. Они собирались в лагерях беженцев и там проводили месяцы и даже годы. Многие из них приехали в Эрец Исраэль. Другие избрали местом жительства страны Запада  – Францию и Англию, а также Америку и Австралию.

           Евреи, проживавшие в странах Востока, подвергались преследованиям в результате ненависти, которую испытывали арабы по отношению к Государству Израиль, которое нанесло поражение их армиям в Войне за незасимость. Почти все еврейское население этих стран – Йемена, Ирака, Ливии, Туниса и Марокко – иммигрировало в Эрец Исраэль.  До войны большинство еврейского населения мира проживало в слабо развитых странах, сохраняя свои обычаи среди местного населения; большинство евреев соблюдало заповеди Торы. После Катастрофы и создания государства большинство евреев оказалось в развитых странах, в которых уровень антисемитизма был сравнительно невысок. Начался бурный процесс ассимиляции: евреи переходили на язык страны проживания, отказываясь от идиша, принимали активное участие в западной культуре, получали высшее образование и достигали уровня материальной обеспеченности, заключали смешанные браки. Только немногие сохранили верность религии и продолжали соблюдать заповеди.

    2. В России.

    В Советской России положение было иным. Большое количество евреев проживало там под властью коммунистической диктатуры Сталина, которая все более склонялась в сторону антисемитизма, усиливавшегося под влиянием успехов Государства Израиль и любви евреев к Израилю. Сталин закрыл все институты и организации, имевшие отношение к еврейской культуре, приказал арестовать многих евреев- деятелей культуры; часть из них были расстреляны.

        Евреи подвергались принудительной ассимиляции. Не имея ни раввинов, ни учителей, они не были в состоянии соблюдать даже заповедь об обрезании. Запрещалось покидать территорию России. Преследования прекратились только со смертью Сталина, однако и впоследствии еврейская культура находилась под запретом, и лишь немногие получали разрешение на выезд и на алию   в Израиль.

    3. Абсорбция новоприбывших в Израиле.

    Государство Израиль должно было строиться и аосстанавливаться после Войны за независимость. Руководителем его был в ту пору Давид бен Гурион, глава Рабочей партии, составлявшей большинство в Кнессете. На повестке дня стояла задача по приему иммигрантов. Их селили в бараки и палаточные городки, где многие из них вынуждены были прожить годы.

         Выходцы из Центральной Европы прибывали, не имея никакой собственности, измученные пережитым во время Катастрофы. Также и выходцы из арабских стран приезжали с пустыми руками. Они, как правило, придерживались религиозного образа жизни или, по крайней мере, сохраняли связь с традицией.   Израильские власти стремились разорвать их связь с традицией, превратив их в "современных" светских евреев и привив им социалистические взгляды. Детям выходцев из Йемена обрезали пейсы; детей из восточных общин отправляли  в светские кибуцы, где их отучали молиться, есть кошерную еду и соблюдать законы субботы. Взрослых репатриантов отправляли в основанные для них поселения – так называемые "города развития" – в Негеве и в Галилее, работать на фабриках, которые должны были предоставить им трудоустройство.

    4. "Цена": период экономических ограничений.

    Вследствие внезапного увеличения численности населения наблюдался недостаток продовольствия, и правительство   ввело специальные ограничения, получившие наименования "цена" (дословно: умеренный образ жизни): разрешалось покупать продукты в количестве, не превышающем определенную норму на каждого человека.

    5. Строительство на Земле Израиля.

    Земля Израиля постепенно строилась и обустраивалась – благодаря труду новоприбывших и средствам, которые жертвовали американские евреи, а также на деньги репараций, выплаченные Германией в качестве компенсации за собственность, кофискованную у евреев Гитлером.

        Были основаны многочисленные сельскохозяйственные поселения и киббуцы. Для увеличения площади сельскохозяйственных угодий было произведено осушение болот в районе Верхней Галилеи.

         Также было основано множество школ: государственных – для светской части населения Израиля и государственно-религиозных – для религиозных жителей страны.

    6. Вопросы безопасности и обороны: террористы и операция "Кадеш".

        Несмотря на победу Израиля в Войне за независимость, одержанную над арабскими армиями, и на заключенные перемирия, арабские государства не прекратили свою деятельность против Израиля. Они засылали террористов, которые проникали в центр страны и убивали евреев.

        Армия отвечала на теракты акциями возмездия против тех деревень, из которых засылались террористы. Большинство террорристов засылались из Египта, при поощрении египетского президента  Насера. В итоге, Израиль вынужден был начать войну против Египте и, при поддержке Франции и Англии, занять территорию Синая. Эти военные действия получили название: операция "Кадеш".

         ООН обязала Израиль отступить с Синайского полуострова, однако из Египта уже не решались засылать террористов.

    7. Продолжение освоения Земли Израиля.

    Страна продолжала развиваться и принимать новоприбывших. Для орошения пустынных земель на юге был проложен трубопровод, ведущий от озера  Кинерет в Негев. Это позволило развивать сельское хозяйство во всех частях страны. Однако на смену периоду быстрого развития пришел период стагнации, алия прекратилась, и количество покидающих страну значительно увеличилось.

    Глава 65.

    Шестидневная война.

    1. Израильско-арабские отношения.

    Арабы продолжали оказывать сопротивление Израилю и вести против него борьбу всеми возможными способами. Они старались торпедировать торговые отношения, которые Израиль поддерживал с другими странами; в ООН

    они вели постоянную пропаганду против Израиля. Поскольку большая часть мировых запасов нефти находится на территории арабских стран, страны мирового сообщества были заинтересованы в поддержании дружеских отношений с арабами, и Израиль оказался  в изоляции. Арабы затевали против Израиля большую войну с тем, чтобы добиться полного его уничтожения – "сбросить евреев в море". Арабские страны не хотели принимать к себе беженцев, оставшихся без крова во время Войны за независимость, поскольку в планы их входило создание палестинского государства на месте Израиля.

         Во главе арабской коалиции стоял президент Египта Насер. Арабы готовились к войне, совершая массированные закупки вооружения и проводя армейские маневры. Израиль тем временем занимался развитием Армии Обороны Израиля. У него не было таких запасов вооружения, как у арабских стран, и большая чсть армии была составлена из резервистов, которые ежегодно призывались на армейские сборы.

    2. Шестидневная война.

    Придя к выводу, что египетская армия достаточно сильна, Насер бросил вызов Израилю: он перекрыл торговым судам доступ к порту Эйлат и сконцентрировал все части египетской армии на Синае, у границы с Израилем, призывая всех арабов приступить к уничтожению евреев. Израиль обратился в ООН  с просьбой повлиять на Насера, чтобы он прекратил свои провокации, однако ни одна страна не откликнулась на это обращение. Отозвались только евреи диаспоры: они присылали пожертвования, организовывали демонстрации в поддержку Израиля, и немало молодых людей еврейской национальности приехали в Израиль и вступили  в Армию Обороны Израиля в качестве добровольцев.

       По прошествии двух месяцев ожидания Израиль предпринял молниеносную военную операцию против угрожавших ему арабских государств: израильская авиация нанесла удар по самолетам и аэродромам противников, израильские танки вступили на Синайский полуостров и оттеснили египетскую армию до Суэцкого канала. Иорданская армия, обстреливавшая Иерусалим, была разгромлена в течение нескольких дней. Армия Обороны Израиля заняла Иудею и Самарию, Старый Город Иерусалима и освободил Храмовую Гору от господства чужеземных захватчиков, продолжавшегося две тысячи лет. Были завоеваны также Голанские высоты, с которых Сирия обстреливала близлежащие израильские территории.

    3. Радость победы.

    Война продолжалась шесть дней и в соответствии с этим получила название Шестидневной. Блестящая победа, одержанная после того, как существовали серьезные опасения по поводу возможности уничтожения Израиля,  явилась большой радостью для израильтян и евреев диаспоры и укрепила веру в Божественное Провидение, оказывающее поддержку народу Израиля. Многие евреи, прибывшие в Иерусалим, чтобы приблизиться к Храмовой горе и к Стене плача, испытывали огромное волнение при виде возвращенных Израилю святынь.

        Правительство сделало попытку заключить мир с арабами, предложив возвратить им завоеванные территории; однако арабы ответили отказом на это предложение.

    4. Новый этап развития страны.

    Возобновилась алия   в Израиль, и вновь начался период развития экономики. Повсеместно возводились новые районы, предприятия, прокладывались дороги. На Синае были обнаружены месторождения нефти, и это повлекло увеличение доходов израильской экономики. Объединенный Иерусалим строился и расширялся. Увеличился приток туристов, евреев и неевреев. Уровень жизни в Израиле повысился. Открылись новые университеты и увеличилось число студентов.

    5. Чувство национального достоинства и солидарности с Израилем за границей. Возвращение к иудаизму.

    Евреи всего мира ощущали, что их участь неотделима от участи Государства Израиль. Еврейская молодежь из западных стран приезжала учиться в Израиль. За границей все более широко распространялось изучение языка иврит и, несмотря  на ассимиляцию, многие евреи испытывали чувство гордости за своих братьев-победителей, солдат Армии Обороны Израиля.

         После того, как на протяжении двухсот лет евреи оставляли Тору и соблюдение заповедей, начался обратный процесс: отдельные светские евреи стали проявлять интерес к иудаизму; они приходили в йешивы и возвращались к религии, в особенности под влиянием учения рава Кука.

    6. Попытки продолжения агрессии против Израиля и преследования евреев.

    Россия, которая помогала арабам готовиться к войне против Израиля, была весьма недовольна ее результатами, и гонения на еврейских активистов в России усилились.

        Арабские страны продолжали антиизраильское эмбарго, и Египет вел войну на истощение в районе Суэцкого канала, изо дня в день проводя обстрелы и бомбардировки. Палестинские террористы переправлялись через Иордан и подкладывали бомбы на территории Израиля.

        Правительство основало новые поселения в Иорданской долине и на Голанских высотах, в целях укрепления приграничных территорий; на севере Синайского полуострова началось освоение района Ямита.

         Россия посылала Египту и Сирии значительные количества новейшего вооружения,  а также военных специалистов, для подготовки армейских кадров. Однако   в Израиле не испытывали волнения по поводу этих приготовлений, так как Армия Обороны Израиля также проходила процесс развития и совершенствования. В этот период немного приподнялся "железный занавес", позволив прибыть в Израиль некоторому количеству евреев из России.


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria