Исай Авербух

Оскорбляем Буша - подразумеваем себя

Стон Израиля: когда же у нас появится
политик праведный и праведник политический!

Юлий Марголин, 1969.

 
Это мы-то оскорбляем Буша? Кто из нас, где и когда посмел это сделать!
Оскорблять в Израиле Президента Буша, который сегодня возглавил «Войну цивилизаций» – вопреки, может быть, немалым жертвам, которые понесут в этой войне американцы! Вопреки тяжелейшему давлению, которому он подвергается сегодня со стороны так называемых союзников из демократических стран! Вопреки проклятиям, которые уже звучат в его адрес со стороны миллиардного исламского мира! Вопреки бурным протестам, которые ширятся по всей Америке среди его собственного народа!…
Президент Буш всё же решается эту войну начать. Потому что фашистский режим Саддама Хусейна с его химическим и биологическим, а в скором времени, если ещё не сегодня, и ядерным оружием – это страшная угроза для Америки и для всего человечества.
Но против какой страны эта угроза от Саддама Хусейна – в первую очередь? Вопрос риторический. И получается, что решение Президента Буша прежде всего – в защиту Израиля!
Это решение, может быть, роковое для судьбы Двадцать первого века. И, конечно, опасно и во многом непредсказуемо по своим дальним последствиям. Президент Буш хорошо понимает и чувствует ответственность, которую он принимает на свою совесть за эту войну перед своим народом, человечеством и Господом Богом. Не дрогнет ли Президент в последнюю минуту, не откажется ли от своего решения?
Ни за что не откажется! – считает известный израильский политик и заявляет публично: «Война в любом случае состоится». Известный израильский политик верит в решительность Президента! Но вот как он это объясняет: «Буш не самоубийца: откажись он сейчас от войны, больше президентом ему не бывать».
Ясно, что здесь под «самоубийством» наш известный политик понимает вероятность для Буша оказаться вне президентского кресла: это, получается, и есть главная забота, на которой основано его судьбоносное для всей земли и непоколебимое решение о войне!
Так известный израильский политик наносит Президенту США величайшее оскорбление, сам этого даже не замечая. Но Буш нанесенного ему оскорбления скорее всего тоже не заметит. Уже потому, что известный израильский политик оскорбил его по-русски.
Имя этого известного политика Юрий Штерн. А напечатала его высказывание на прошлой неделе опять же по-русски газета «Вести» за 6-7.03.2003 в рубрике с очень юмористическим названием «Футурология по Черчиллю». Но политики не понимают, что газета таким образом смеётся то ли над ними, то ли над собой. Политики высказываются всерьёз!
Я глубоко уважаю Юрия Штерна, считая его человеком порядочным и благородным, оказавшимся в кнессете не только для того, чтобы занимать там приятное и доходное место.
Я с гордостью говорю, что мы с ним добрые друзья. Он охотно вспоминает, как в 1983 году при нашей встрече в кибуце Кфар Эцион я сказал недавнему репатрианту Юре Штерну, что он станет известным израильским политиком и членом кнессета. Юра и его жена восприняли тогда мои слова как шутку. Но я не шутил: я прожил к тому времени в Израиле уже более двадцати лет.
В Юрии Штерне мне открылся человек с высокими нравственными устремлениями, живыми идеями и принципами, острой отзывчивостью на чужую боль и несомненным талантом лидера и организатора. В нём я увидел тогда возможное осуществление и мечты первого русскоязычного публициста Израиля – мудрого Юлия Марголина, и своей сокровенной надежды: «когда же у нас появится политик праведный и праведник политический!»  
Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Это впервые сказано не учебником по научному коммунизму, а Аристотелем в его «Никомаховой этике», а затем неоднократно и в книге «Политика». Нам, евреям, знатокам Талмуда и Интернета, конечно, не нужна и даже противопоказана греческая псевдомудрость Аристотеля, но Рамбам считал его своим учителем.
Таким образом, Юрий Штерн не может быть свободен от общества, в котором живёт. А большую часть своей жизни он проводит в обществе членов кнессета и других профессиональных политиков и не может не дышать атмосферой этой среды, не впитывать в себя её понятия и нравы.
Та истина, что наша политическая борьба сегодня – это прежде всего борьба за кресла, не нуждается в доказательстве. С каждой предвыборной кампанией это становится очевиднее. Наши политические аналитики и комментаторы уже не возмущаются этим явлением, не пытаются давать ему какую-то моральную оценку. Они просто принимают этот факт, как некий закон природы и естественную данность. Нередко наши политические комментаторы так и называют свою профессию: «кисеология». Слово это почти утратило своё первоначальное ироническое звучанье. Наши кисеологи уже не воспринимают это самоназвание как самооскорбление. Да и политики тоже! Но это характеризует не только наших политических профессионалов и профессионалов от политики. Это прежде всего показатель того обвального морального состояния, в котором находится наше общество. Просто политики всегда на виду, и в них наш обвал виднее.
Нет, Юра, я не думаю, что ты хотел оскорбить Буша. Ты просто приписал ему стандартную и уже считающуюся у нас нормальной логику израильского политического деятеля. Буш об этом оскорблении от тебя не узнает: он по-русски читать не умеет. В газете «Вести» ему доступны разве что фотографии. Но я как-то прочёл в американской еврейской газете «Форвертс», что однажды случайно увиденная Бушем фотография в «Вестях» произвела на него сильное впечатление. Будем надеяться, что твоё, Юра, оскорбление на него впечатления не произведёт ещё и потому, что даже его информаторам и переводчикам сейчас не до твоего высказывания. И оскорбил ты, таким образом, только себя, потому что невольно показал, что кисеологическая логика, которую ты приписал Бушу, самому тебе уже совсем не чужда.
Видать не скоро ещё у нас появится праведник политический и политик праведный. Да поможет тебе Бог, мой друг!

8.03.2003





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria