Ася Энтова

Избавление Земли - посадки в Ишув ха-даат

Меня попросили ещё раз написать об этом замечательном месте, об этих замечательных людях и о том, как мы оказались связаны с ними, почему начали помогать, и как наша помощь выросла в целый проект. Проект, после которого на Земле Израиля появился небольшой НАШ лесок (где-то пол кв. километра). Проект, который превратил один из маленьких форпостов Беньямин в наш Ишув ха-даат – Байт ха-Адом. Проект, который превратил эту часть Беньяминского плато в НАШУ землю, куда мы рады приходить вновь,которую не хотим потерять, за которую мы переживаем, и которую хотим помогать оживлять. Трудно объяснить, почему это в общем-то маленькое дело стало так много значить для многих.

Рабби Элиягу из Вильно (Виленский Гаон) писал в книге "Коль ха-Тор":
"По чуть-чуть. Мы должны знать наперёд, что начало избавления придёт постепенно, по чуть-чуть. Согласно нашим мудрецам, благословенной памяти (Иерушалми, Брахот, 1) избавление Израиля придёт по чуть-чуть, словно первые лучи солнца перед рассветом, (Миха 7:8): «Хотя сижу во мраке, Г-сподь – свет для меня» и (Мишлей 4:18): «Светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». Поэтому каждый должен начать какое-либо дело, связанное с началом избавления, даже малого масштаба, как написано (Иермиягу 3:14): «Одного из города, двух из семьи».

Когда-то, когда евреи только зашли в страну после исхода из Египта, горы центра страны были покрыты лесами. Тогда ручей Яркон был достаточно широкой рекой, переправа через который была долгим и трудным делом. Земля была богата грунтовыми водами. Дожди не текли бурными потоками прямо в море, как сейчас, а задерживались богатой почвой и впитывались в подземные резервуары, удерживались в земле. Резервуары, подземный водоносный слой давали жизнь рекам.

Говорят, что тогда в тех лесах росли дубы нескольких видов, сосны кедровые и обычные, ливна, ильмы, клёны, платаны, фисташки, плодовые, акации, рожковые деревья, тамариски, лавры, иудины деревья, кипарисы и можжевельник. На севере росли ещё и кедры. Восстановление лесов и почв – это не только воздух, не только изменение климата,жили на Земле Израиля – она была цветущим и благодатным краем. Возвращение из нашего галута было возвращением в опустошённую, осквернённую Землю. 100 лет огромного еврейского труда оживили немалую часть Земли, но до сих пор стоят в запустении огромные территории. А те, что восстановлены и оживлены, во многом освоены искусственно, без всякого учёта свойственных этой Земле природных механизмов.

Поэтому,строго говоря, в Израиле почти нет природы. Есть посаженные человеком леса и сады, созданные на основе монокультуры (массовые посадки одного вида) с нарушенным экобалансом, и ,поэтому, часто болеющие и экологически нестойкие. Последние 10 лет правления разрушающей страну клики дорого стоили зелёным массивам Израиля. Сады и цитрусовые плантации центра страны вырубались под массовую застройку, сады и цитрусовые плантации Севера засушивали из-за удорожания воды, часть хвойных лесов вырубалась, так как было решено разводить жестколиственные леса. (Интересно,что мешает сажать их на огромных до сих пор пустующих территориях). Война лета 2006 года привела к большим потерям в лесах Севера(наиболее сбалансированных и здоровых лесах страны). На таком фоне мы ощутили свет от знакомства с людьми, пытающимися узнать законы этой Земли и восстанавливать её в сотрудничестве с природой. Для нас он был как свет в конце длинного и мрачного туннеля.

Рав Михи Йосефи определяет себя как хасида, но затрудняется причислить себя к конкретному двору хасидизма или течению. Он яркий пример Еврея Земли Израиля, Еврея будущего, как я верю.

Он не просто любит эту Землю. От него я услышала то, что почти невозможно услышать от хареди. При первой нашей встрече во время похода по высотам вокруг Швут Рахель, рав Йосефи сказал: "Я считаю, что для правильного духовного еврейского воспитания, дети должны взаимодействовать с этой Землёй."

Рав Йосефи строит свою ферму как реабилитационно-восстановительное живое пространство. Место, куда люди смогут приезжать, жить и работать, восстанавливаясь духовно и физически. Подобные, максимально приближенные к природе фермы уже существуют во многих точках земного шара.( Одна из самых известных духовных ферм - ферма Фукуоки – основателя школы натурального земледелия в Японии). Максимально бережное, восстановительное отношение к природе и живому миру вокруг - необходимая часть мировоззрения основателя подобного пространства.

Ещё в первый наш визит на место, мы были удивлены несоответствием явно плодородной и богатой почвы, вроде географически достаточностью воды (по местным меркам, конечно) и пустынностью места, отсутствием даже кустарников. Объяснение этому феномену мы получили во 2-ой визит к раву.

Ещё 10 лет назад, до того, как на месте поселились евреи, место было очень любимо бедуинами. Они часто и с радостью разбивали там стан, пуская стада съедать всё, что растёт, и вырубая остатки сохранявшихся 2000 –летних дубов. Варварская рубка древних деревьев на костры, привела к их гибели.

Рав Йосефи лично приглашал экспертов, и показывал им пни. Они и оценили возраст погибших деревьев в 2000 лет.

С приходом евреев, доступ бедуинским стадам был закрыт. И один из пней в этом году ожил. Более метра шириной корень, весь покрылся молодой порослью, и на юных веточках уже есть жёлуди. Страшно гордый хозяин лично водил нас к ожившему ветерану.

Раву Йосефи кажется, что этот наследник 2000 истории, радуется нашему возвращению домой, на эту Землю. На Ферме уже есть миндальный сад, гранаты и инжиры. В декабре целый склон засажен оливами с лесными деревьями. Рав хочет посадить большой лес с вкраплениями плодовых, устойчивых к нашим условиям деревьев. И мы вызвались ему в этом помочь. Первые посадки в январе 2006 года были не очень массированными. Мы привезли и посадили более 300 лесных деревьев: 120 было только кедровых сосен. И ещё около 80 простых сосен,10 лавров, около 40 фисташек, 10 ливна, 10 акаций, 15 можевельников, 15 дубов , штук 20 кипарисов, 10 рожковых деревьев, пару иудиных деревьев, 5 эвкалиптов. А наш бессменный предводитель - Саша привёз 6 кедров (!), которые мы хотели купить за безумные деньги и не смогли! Было также 28 плодовых и 11 цитрусовых больших саженцев.

Плодовые включали абрикосы,персики, яблони, груши, сливы, шелковицу.

Цитрусовые: апельсины, мандарины, грейпфруты (виды , которые меньше страдают от ветра и холода). Всё-таки 850 метров над уровнем моря!

Благодаря помощи многих людей, помогших нам организовать много дешёвых или бесплатных саженцев, у нас осталась достаточно большая собранная добровольцами сумма, которую было решено передать раву Йосефи на капельное орошение в первые 2 года, что многократно повысит вероятность выживаемости и приживаемости наших деревьев.

Первые же отчёты участников показали, что после этого заезда у всех участников осталось очень светлое чувство и хорошее самочувствие. Появилась целая серия впечатлений и отчётов участников. Ребята сделали очень хороший слайд–фильм.

А перед Йом Кипуром, осенью, мне позвонил рав Йосефи и попросил передать от него всем участникам поздравление с наступающим новым 5767-ым еврейским годом и пожелать Шана Това и Хатима Това.

Рав Йосефи просил передать всем его личное мнение, что то мероприятие по засадке Эрец Исраэль, которое мы все вместе провели на его ферме , было лучшим делом, которое ему довелось сделать в прошедшем году (а ведь я знаю, что он делает очень и очень многое!). Он пригласил нас продолжить начатое, превратив узкую полоску в настоящий лес. Так начался второй круг. За этот год и сам хозяин прошёл большой путь. Он заинтересовался и успешно закончил курсы пермокультуры (проектирование окружающего пространства, основанное на взаимосвязях естественных экосистем).

Я при первом знакомстве говорила раву Михи это кодовое слово, но он пришёл к этому сам. Сам пошёл учиться на 2-х месячные курсы, сам вышел на связь с успешными израильскими пермокультурщиками, и вот теперь... устраивает лекции и внедряет это очень перспективное для экологии и духовного развития направление среди населения окружающих его ишувов и высот.

Народ охотно записывался, но как это часто бывает с заранее планируемыми мероприятиями, ближе к делу террористы из Гидрометцентра устроили нам метеорологическую "диверсию" : пообещали холод, ветер, бурю с грозами. Семейное мероприятие оказалось под угрозой срыва. Наш бессменный предводитель Саша Непомнящий сказал, чтоб мы не занимались вопросами, которые в ведении исключительно небесной канцелярии, а делали своё дело. Вздохнув, мы сильно поредевшими рядами пошли за ним.

Я не передала народу слова рава Михи, сказанные мне в понедельник назначенной недели, когда я позвонила ему, чтобы сообщить о нашем приезде в любую погоду. Р. Михи сказал: :"Ольга, и я и ты думаем, что дождь пойдёт после обеда. Если вы приедете, всё будет очень хорошо".

Я побоялась сослаться на эти его слова во время многочисленных отказов и колебаний. Мы можем надеяться на чудо, которое, как правило, сопровождает нас, когда мы вопреки обычной житейской логике пытаемся сделать правильное дело. Но мы не имеем права рассчитывать на чудо. Поэтому и себя и других я настраивала на одно, что если прогноз оправдается, то мы попытаемся сделать максимум, который сможем.

Нас было чуть меньше, чем в прошлом году, - человек 40. (Кто бы мог подумать, что нас, готовых на всё, так много!) Надо отметить, что новички из движения "Еврейскоек руководство" (Манхигут егудит), которые решили к нам присоединиться, приехали почти все.

Если с утра ещё висела над местом действия какая-то хмарь, то очень сильный ветер разогнал её уже часам к 10, и над нами воссияло чистое голубое небо. Посадили мы около половины саженцев. Это очень много! Мой муж говорит 500, но мне кажется меньше. Поскольку вышли самые активные и упорные(упёртые?), то были герои,которые посадили до 15 деревьев. Не хватало кирок. Мужики наши замечательные этими идиотскими лопатами руки в кровь посбивали.

Перед выходом на фронт (работ) хозяин провёл короткую лекцию о пользовании органическим туалетом. Надеюсь, по мере публикования фотоотчётов, посмотреть на выражения лиц далёких от эко-ферм слушателей. Я невольно обманула народ. Пообещала гостевой домик, а он, оказывается, занят. В нём поселилась ещё одна семья. Ферма растёт и принимает новые семьи. Одна постоянная семья заселилась летом. В самом красном домике - первом строении фермы, тоже кто-то поселился. Во время чаепития р.Йосефи сказал, что за прошедший год ферму посетили более 1500 гостей. Это сейчас-то ,когда вокруг ещё достаточно пустынно. Сколько же будет желающих, когда вырастут наши малыши- деревья, зашумит лес, поднимется заложенный в прошлом году фруктовый сад?

Но вместе с гостевым домиком стал недосягаем для народа "конвенциональный" туалет. Оставался только ностальгический деревянно-будочный органический. Вспомните российские деревни и дачи – скромные дощатые будочки в дальнем углу двора. Народ, особенно далёкие от полей дамы, тосковали по привычным удобствам.

Думалось,что следующая порция отказов (на 26-ое) последуют из-за органического туалета!

Стремясь обогнать обещанный синоптиками дождь, народ рвался на работу. И ,видимо в ожидании дождя, работали с остервенением. Можно сказать, народ вгрызался в землю. Сажали полосой выше прошлогодних посадок по всему склону. Ветер свистел в ушах, очищая над нами небо. За 3 часа работы ничего кроме свиста ветра в ушах и людских голосов не было слышно. Интересно,кто-нибудь задумался, когда в последний раз он несколько часов подряд слушал только естественные звуки - шум ветра, голоса людей, шелест высокой сухой травы? Без шума машин, электронной музыки, гудения проводов и т.д. Думаю, в Израиле такого практически не было. Ледяной дождь с сильнющим ветром начался в 12:20.

Хозяин сказал, в 12 заканчиваем, чай ждёт, беседа начинается, печь горит. А мы праведника не послушали с первого раза. Ребята сказали, такая погода классная, мы только разогрелись. Чего,мол, уже валить? Ну нам быстренько с небес и объяснили, у кого тут договор с небесной канцелярией, и кого надо слушать без напоминаний. Очки нам так позаливало, что весь бег до пещеры сзади слышались вопли, что пока человечество не придумало дворников для очков, оно не может претендовать на звание цивилизации. Но, для тех, кто что-то мог разглядеть, над нами стояла под этим дождём ТАКАЯ РАДУГА, подобной которой мне ещё видеть не приходилось.

Другие участники, наверное, опишут сидение в натопленной пещере, чай ,кофе, песни, речи.

Я могу тут открыть собственный маленький секрет. Мне уже год почему-то очень хотелось познакомить Моше Фейглина (главу "Еврейского руководства") и р. Михи Йосефи. Почему-то мне всё время казалось, что они в чём-то очень-очень похожи, как две стороны одной медали, как соседние части одного пазеля. Вот это моё желание само собой и исполнилось. И я этому рада. Судите сами.

После этой серии посадок я говорила с нашим постоянным помощником из ККЛ Шимоном. Он хотел добавить ещё нам деревьев. Я опять просила дубы. Он сказал, что советует нам сначала посадить сосны, чтобы они поднялись на метр, засыпали землю иголками, порыхлили корнями, дали минимальную тень. А потом, в проплешины, где что-то не приживётся – посадить дубы и другие нежные лиственные. Он сказал,что окружение сосен защитит их немного и от оленей, которые объели наши прошлогодние дубочки, фисташки и лавры.

Шимон также сказал,что молоденькие дубы должны расти в тени или полутени от других деревьев (в таком случае, лучше всего раскидать сейчас жёлуди среди наших посадок, они пойдут только на следующий год).

Внимание! Очень важный этап нашей работы (при существующих трудностях с ККЛ) – это начать на лесных выходах собирать семена деревьев и рассеивать при случае там, где мы решим.

Было много нареканий также на "слишком раннюю" (далёкую от Ту бэ Шват) дату посадок. Как я уже говорила, сажать задолго до Ту бэ Шват – желание хозяина места р.Михи Йосефи. Так удлиняется время, данное саженцам на укоренение до конца сезона дождей. Рав Михи считает хорошим временем для посадок время от недели после дня зимнего солнцестояния до Ту бэ-шват. На эту тему состоялась интересная беседа с Мишей Эзером (известным экскурсоводом по Земле Израиля и настоящим кладезем исторических и танахических знаний). Копая свою очередную яму, он буркнул мне, проносящейся мимо: "Какие вы молодцы, что сажаете сейчас, а не в Ту бэ-Шват!".

Это меня сразу тормознуло на бегу, и я услышала от его опущенной в яму головы продолжение:
- Все эти посадки в Ту бэ-Шват - новомодная традиция. Придумали неизвестно что. А евреи ,вообще, сажали всегда В КИСЛЕВе, перед ханукой.

- КАК???, - завопила я, пытаясь заглянуть в копаемую им яму и увидеть его лицо.

- Да, перед ханукой! – с трудом разгибаясь подтвердил Миша (я ,наконец-то, увидела его лицо).

- Вы уверены? Вы знакомы с древним календарём полевых работ?!!!!

- Да. Я этим интересовался.

- Пожалуйста, напишите статью. Я так ищу эти данные. Кстати, открывается новое сообщество посвящённое природе Израиля (в том числе,в историческом разрезе!)

Деревья,которые мы сажали в этот раз:
1. Сосна кедровая итальянская - пиния
2. Сосна брутия
3. Кипарисы
4. Туя
5. Каркас южный-ильм, железное дерево
6. Рожковое дерево
7. Миндаль
8. Фисташка палестинская
9. Фисташка мастиковая
10. Калина лавролистная
11. Лавр
12. Испанский дрок
13. Дуб каменный вечнозелёный
14. Дуб скальный - табор
15. Олеандры.

Несмотря на свирепый ветер народ не разболелся. Следующая серия состоялась через 3 недели - 26 января. Мы вернулись доделать всё то, что не доделали. Вернулись заложить ещё одну полосу леса в этом замечательном месте. Погода на этот раз обещалась весенняя. Людей собралось много.

Мы разделились на 2 группы. Одна пошла сажать в оливковую рощу купленные нами розмарин, мирты, лавры , фисташки и испанский дрок- оздоравливать плантацию с целью превращения её в устойчивую экосистему.

Вторая и большая группа сажала наверху лес. Свободные люди призывались на мульчирование посадок. Погода была изумительная, общения много. В конце работы - короткая экскурсия и уже традиционные посиделки в пещере с чаем и песнями.

В результате 2х заездов - 5 и 26 января 2007 года мы посадили более 1100 деревьев и кустарников, часть из которых была куплена на деньги участников. За эти 2 года нами высажено более 1 500 деревьев и кустарников. На ферме имел успех мой личный опыт выращивания лесных деревьев из семян и черенков (около 10 деревьев: кедровая сосна, каркасы, олеандры, эздарахат-мелия).

Приведу целиком впечатление одного из участников khk:
"Вчера, 26 января 2007 н.э., побывали в параллельной вселенной.

Ездили на организованную МАОФовцами посадку деревьев в форпосте Йишув Да'ат, что неподалёку от Швут Рахель что, в свою очередь, рядом с Шило; Шило в 10 минутах езды от Ариэля; находящегося, в свою очередь, примерно в 20 минутах от того, что принято - неправильно - называть "центром страны"; ведь истинный центр страны - это Иерусалим!).

Короче - совсем недалеко. Но - таки параллельная вселенная!

И это было здОрово.

Чистая, ничем незамутнённая радость от ощущения, что делаешь что-то правильное, нужное.

Не эта наша повседневная мышиная возня в перерывах между крысиными бегами... А Большое Дело.

Казалось бы - десяток мелких саженцев "с носа", которые надо обкладывать камнями, чтобы случайно не наступить на них в окружающих зарослях пока ещё доминирующих колючек.

Но ведь это - Наши Еврейские Деревья!

Лет через 10-15, глядишь, и вымахает лесок. Хочется надеяться, рядом с разросшимся за это время поселением...

И эти мысли как-то немножко притупляют чувство стыда перед живущими там людьми.

Стыда за всё, что это государство сделало, делает, и, боюсь, продолжит с ними делать... ??

Стыда за то, что не удалось предотвратить.

Стыда за то, что мы не живём, не работаем, и не молимся там рядом с ними..."

==================================================

И я надеюсь, что этот новый человеческий и еврейский подход,- это те ростки будущего, которые рождаются на наших глазах, и какая честь(немного с нашей помощью!), вырастут и укрепятся, гарантируя будущее нашего народа и нашего мира.

Сейчас очень принято рассказывать, что страна возрождалась светской алией.

И не многие знают , что сионизм, как таковой начался с учения каббалиста раби Элиягу из Вильно(Виленского Гаона-18 век), который первый сказал, что время изгнания прошло и пришло время возвращения. Его ученики основали первые поселения вернувшихся, а сам он всю жизнь посвятил подъёму евреев в Страну Израиля.

Все наверное слышали, что приход Машиаха может быть лёгким и радостным, если ВСЕ евреи вернутся к Торе, или тяжёлым и катастрофическим, если евреи будут продолжать бежать от своего предназначения. Этот путь будет поистине страшен как для евреев, так и для всего мира. Виленский Гаон видел более 200 лет назад, что нет шансов на лёгкий путь. И пытался вымолить у Всевышнего возможность среднего пути между самым лёгким и самым страшным. Он разработал методику продвижения по этому среднему пути, назвав эту разработку путеводными нитями для машиаха.

Этапы этого пути просты:
а). Собирание изгнанников.
б). Восстановление Иерусалима.
в). Искоренение нечистого духа с земли путём насаждений на Святой Земле и выполнения заповедей, которые зависят от проживания в Израиле, что связано с открытым концом.
г). Освобождение правды путём становления людей Правды.(То есть воспитание детей)
д). Освящение Б-га.
е). Раскрытие тайн Торы.
ж). Исправление мира под руководством Всемогущего.
Мы тоже добавили нашу долю в выполнение третей части этой сложной задачи.

Хочу закончить как и начала, частью выше приведенной цитаты из руководства Виленского Гаона по путям избавления (книга "Коль ха Тор"):
"Поэтому каждый должен начать какое-либо дело, связанное с началом избавления, даже малого масштаба, как написано (Иермиягу 3:14): «Одного из города, двух из семьи»".

У меня нет сомнения, что то, что мы сделали в течении этих 2х лет было работой по 3-ему направлению путей геулы – изгнание нечистоты с Земли, путём насаждений с соблюдением 10 мицвот работы на Земле Израиля. Это дело было маленьким, но оно было правильным со всех точек зрения. И избавление придёт по чуть-чуть....

2.2024

Фильм о посадках 2006







    Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria